Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Фундаментальные основы славизма

Фундаментальные основы славизма или ИДЕОЛОГИЯ СЛАВЯНСКОГО МИРА, © Кикешев Николай Иванович, председатель Международного союза общественных объединений «Всеславянский собор», председатель Славянского комитета России.

Еще в XIX веке русский философ К.Н. Леонтьев сокрушался по поводу отсутствия научного обоснования славизма. «Если скажем китаизм, – рассуждал он, – то всем сразу понятно – это китайская культура; скажем европеизм, то… это целостная романо-германская культура. Где же подобная, ясная, общая идея славизма? Где соответственная этой идее яркая и живая историческая картина?».

На основе анализа трудов предшественников, современных достижений славяноведения попытаемся определить:

  • исторические этапы развития славянской цивилизации,
  • фундаментальные основы славизма как её идеологического базиса,
  • законы и закономерности, определяющие его сущность.

В связи с углублением противостояния западной и славянской цивилизаций в этом есть настоятельная необходимость.

КТО БЫЛИ ПРЕДКИ СЛАВЯН И ГДЕ ОНИ ЖИЛИ

Генетики уверяют в едином истоке происхождения славян. А археологические и топонимические исследования подтверждают, что первичной прародиной славян был регион, охватывающий северо-восток Европы, Урал и Нижнюю Обь – область обитания «уральской расы» (по сведениям Большой советской энциклопедии). Здесь находились Гиперборея греков, Калама шумеров, Семиречье индов, Беловодье русских. (Есть и другая точка зрения: этот регион был известен в античности как БОРЕЯ. Тогда как ГИПЕРборея — сверх-север — это был материк Арктида, расположенный на Северном Полюсе планеты и покоющийся в настоящее время под водой и льдом. Потомками арктов был 20 тысячелетий назад заселен север Евразии — так произошли древнейшие руссы. Эту точку зрения разделяют Лада Виольева, Дмитрий Логинов и вообще все последователи школы Русская Северная Традиция. И не только одной этой школы.)

После космической катастрофы, произошедшей в 23 тысячилетии до н.э. и отмеченной в преданиях 140 народов как Вселенский потоп, наступили «злые холода», вынудившие людей покидать благодатный прежде край и искать новые места обитания. Отсюда вышли пеласги, которые обосновались в Греции, поляне, заселившие Новгородскую землю, Приднепровье и Польшу, скифы, венеды, ваны, вандалы и др. Великое переселение народов в Европу началось в VI тысячелетии до н.э., когда освободившиеся от ледника европейские просторы стали пригодны для жизни (археологическая культура линейно-ленточной керамики).

КОГДА ПОЯВИЛСЯ ЭТНОНИМ «СЛАВЯНЕ» И КОГО СЕЙЧАС ТАК ЗОВУТ
В Мазуринском летописце указывается время, когда этноним «славяне» появился на Русском Севере: «Лета 3113 (2385 г. до н.э.) великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новград, от устие великого озера Ильмера по реце Волхову полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начаша именоватися словяня…».
Хорват Мавро Орбини в своем исследовании «Славянское царство» (1601 г.) на основе изучения трудов более 300 историков античного и средневекового периода сделал вывод, что славянами считались такие могущественные народы, как вандалы, бургунды, готы, остготы, вестготы, гепиды, геты, аланы, верлы, или герулы, авары, скирры, гирры, меланхлены, бастарны, певкины, даки, шведы, норманны, фенны или финны, укры или украны, маркоманы, квады, фракийцы и иллирийцы. «Были также и венеды, или генеты, занявшие побережье Балтийского моря, и делившиеся на многие племена, а именно на поморян, вильцев, ран, варнавов, ободритов (бодричей), полабов, вагров, глинян, доленчан, ратарей, или рядуров, черезпенян, хижан, герулов, или гельвельдов, любушан, вилинов, стодорян, брежан и многих других, о которых можно прочесть у пресвитера Гельмольда. Все они были одного и того же славянского племени».

Несмотря на значительные этнические потери, и сегодня славянская семья народов – крупнейшая в Европе и состоит из трех ветвей, отличающихся некоторыми культурными особенностями: восточнославянская (то есть русский мир: русские, русины, украинцы, белорусы), западнославянская (поляки, чехи, словаки, кашубы, лужичане), южнославянская (болгары, боснийцы, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы). Перед Второй мировой войной к славянам причисляли и литовцев. Всего в мире насчитывается более 300 миллионов славян. Возникновение в 1941 году в США антифашистского движения свидетельствует, что феномен этнической идентичности всегда был и будет сильнейшим аргументом славянской взаимности.
Родная земля. Славянские народы заселили огромные пространства Европы и Азии от Атлантики и Адриатического моря до Тихого океана и живут на своей земле. Сегодня славянский мир занимает территорию Евразии от восточных склонов Альп до Тихого океана, от Балтики и Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей.

Фундаментальные основы славизма

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СЛАВЯНСКОЙ МЫСЛИ
Во время зарождения славянской идеи она носила религиозный характер (православие) и входила в арсенал государственной политики. В средневековой литературе этот период получил определение «славянское царство». Далматинский поэт Илия Цриевич-Туберон (1463-1520) писал о едином «славянском царстве», которое простиралось в его представлении от Иллирии до Балтийского и Черного морей, вплоть до Московии. «Славянское царство» Мавро Орбини простиралось на огромных просторах Евразии. В сочинениях немецких и саксонских хронистов земля прибалтийских славян ободритов, лютичей, поморов называлась Славия.

ПАНСЛАВИЗМ
Панслави́зм (от греч. pan – все) – идеология, распространённая в государствах, населённых славянскими народами, о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось она в конце XVIII – первой половине XIX веков. Возникновение панславизма было тесно связано с развитием идеи «Die deutsche Kultur-Nation» (культурная немецкая нация) и с развернувшимся в 30-е годы XIX в. пангерманским движением, скрепляющей основой которого был немецкий язык. Я. Геркель попытался перенести эту лингвистическую интегральную идею на весьма неутешительную реальность славянского мира, большинство народов которого жили под иноземным владычеством, в том числе и немецким. В Русской, Австрийской и Прусской империях бытовала официальная мысль, что панславизм «приведёт к дестабилизации монархии», поэтому преследовалось все, что касалось славянства, включая родную речь славян. Еще в 1826 г. крупнейший чешский ученый П.И. Шафарик указывал на большое количество сочинений, содержавших предвзятые мнения о славянах. Я. Коллар посвятил отдельную главу свoeгo трактата вопросу о том, как в Европе относятся к славянам. Вывод был оглушительным: славян считают «чудовищем, которого следует опасаться». Особенно негативно воспринимали славянство, по его мнению, в Австрийской империи: «Мир против славян. До сих пор есть еще в Европе народы, которые в каждом славянине видят своего врага, любого славянского писателя, живущего с ними в одном государстве, считают предателем и любую славянскую книгу расценивают как преступление против собственной литературы».
Что значил панславизм для славян Австрийской империи в середине XIX в., лучше всего определил Л. Штур в своем знаменитом очерке «Панславизм и наш край»: «Кто стремился обустроить наши жалкие словацкие школы – панславист; кто издал книгу для нашего забитого народа – панславист; кто основал для нашего жизненного блага – панславист; всюду тайные планы вынашивают панслависты…, кто отважился просто говорить о словацком народе – панславист». Естественное желание австрийских славян поддерживать дружеские отношения с Россией воспринималось как непростительная крамола. На рубеже 30-40-х годов XIX в. идея «немецкой культурной нации» преобразовалась в доктрину немецкого общенационального государства и соответствующую идею «немецкого государственного народа». Подобной эволюции не произошло с панславизмом.
Существовало три типа панславизма: политический, литературный и духовный. Сторонники первого стремились к политическому объединению в виде всеславянской державы или нескольких государственных федераций. Наиболее яркими представителями этого крыла были М. Бакунин, Н. Данилевский.
Для ревнителей второго направления панславизм – это соединение духовной деятельности славянства с внешним выражением этого единства – всеславянским языком. В этом плане необходимо отметить грамматику всеславянского языка Я. Геркеля (1826 г.). Согласно его представлениям, «союз в литературе между всеми славянами» и есть отражение «истинного панславизма».
Поборники третьего направления не видели нужды в политическом или литературном единстве и понимали панславизм только как духовное единение. И. Аксаков видел объединяющее начало в духовной солидарности славян. Именно духовный фактор, обусловленный православием и заключавшийся в высшей нравственности, высоких моральных устоях, бескорыстии, взаимопомощи, самоотверженности, любви к ближнему, определял, по его мнению, силу славянского единства, в котором отражалось «присущее всем славянам сознание их славянской общности или единоплеменности, духовная солидарность и тяготение друг к другу, сознание славянского братства».
Феномен панславизма – австрославизм, возникший в Центральной Европе и ратовавший за объединение славян Австро-Венгрии, но принадлежащий истории всего славянского движения.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
В России 1840-1880 гг. развивалось cлавянофильство (slavophilia – любовь к славянам) – направление русской общественной и философской мысли ратующей за самобытный путь исторического развития России как спасителя славянского мира. Его основоположником был Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) – русский философ, поэт, драматург, публицист. В статье «О возможности русской художественной школы» он писал: «Некоторые журналы называют нас насмешливо славянофилами, именем, составленным на иностранный лад, но которое в русском переводе значило бы славянолюбцы. Я со своей стороны готов принять это название и, признаюсь, охотно люблю славян… Я их люблю потому, что нет русского человека, который бы их не любил; нет такого, который не сознавал бы своего братства с славянином и особенно с православным славянином… Поэтому насмешку над нашей любовью к славянам принимаю я так же охотно, как и насмешку над тем, что мы русские. Такие насмешки свидетельствуют только об одном: о скудности мысли и тесноте взгляда людей, утративших свою умственную и духовную жизнь и всякое естественное или разумное сочувствие в щеголеватой мертвенности салонов или в односторонней книжности современного Запада».
Активными идеологами славянофильства были высокообразованные люди: братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин и другие. Европейцев они делили на два мира: один именовался западным, латинским, католическим, романо-германским, а другой – восточным, греко-славянским, православным. Продолжателем их дела был и Н.П. Аксаков.
Толчком для развития славянофильства послужило поражение в Крымской войне 1854 г. В 1867 г. прошел Славянский съезд в Москве и Петербурге, послуживший развитию славянского движения. Были созданы Славянские благотворительные комитеты. Расцвет славянской идеи приходится на период русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в результате которой Болгария обрела независимость.
Славянофилы надеялись на возвращение славян-католиков в лоно православия. «Истинными» католиками они считали только поляков. Хорваты, словенцы и словаки, по их мнению, сохранили остатки православной веры, а живучесть идей гусизма среди чехов давала основание надеяться на их возвращение в православие.

НЕОСЛАВИЗМ
На рубеже XIX-XX вв. начался новый этап славянского движения, который получил в науке название «неославизм». На политическую арену он вышел в 1907-1908 гг. в связи с подготовкой славянского съезда в Праге. Идеологию неославизма создавала большая группа политиков, публицистов, ученых различных политических убеждений. Возглавлял её известный политический и общественный деятель чех Карел Крамарж. Суть неославизма он выразил 13 июля 1908 г., открывая Славянский съезд в Праге: «Я глубоко верю, что наш съезд добьется больших успехов, если нам удастся донести до сердец всех славянских народов убеждение, что только воплотив лозунг, «Свобода, равенство и братство», мы, славяне, исполним свою миссию в истории человечества. Мы несем народам мир и любовь. Мы не хотим ломать троны, уничтожать империи и государства. Нет! Мы хотим только чувствовать себя единым великим целым, спаянным совместными культурными интересами, чтобы, разделенные, враждующие между собой, мы не падали один за другим под натиском энергичной, планомерно организуемой культурной и экономической экспансии».
Во внешнеполитической концепции неославянского движения преобладала ориентация на укрепление отношений зарубежных славян с Россией, и явно просматривалась антигерманская направленность. Неослависты стремились объединить славянские народы для отпора германскому и мадьярскому наступлению в области экономики, политики, культуры, языка и т.п. Во главе неославянского движения встала буржуазия, боровшаяся за свои экономические и политические интересы. Об этом свидетельствует участие руководителей многочисленных политических партий в Первом и Втором подготовительных славянских съездах, создание Славянского союза в Австрийском парламенте, одиннадцать съездов славянских журналистов, которые готовили сознание славян к тому, что они сами могут быть хозяевами на своей земле, зарождали веру в интегрирующую силу славянской идеи, призванную обеспечить не только самосохранение, но и дальнейший расцвет славянских народов в качестве своеобразной этнополитической и этнокультурной общности.
Формула неославизма «Свобода, равенство, братство!» позволила открыть новую страницу в отношениях между славянскими народами. Через дипломатические службы на местах или через своих информаторов (В. Сватковский в Австро-Венгрии и на Балканах, славянские деятели, активно сотрудничавшие с российским и австро-венгерским дипломатическими ведомствами в Софии, Белграде, Вене, Петербурге и т.д.) лидеры движения пытались направить неославянские акции в приемлемое для себя русло.
Пражский и софийский славянские съезды подготовили национальное сознание славянских народов к борьбе за свои права, которая завершилась созданием независимых славянских государств в результате Первой мировой войны.

АНТИФАШИСТСКОЕ СЛАВЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Первый антифашистский славянский митинг состоялся в июле 1941 года в Питтсбурге (США), где жила большая диаспора славянских народов. 25-26 апреля 1942 года на конгресс американских славян в Детройте приехало 3000 делегатов, а Американский славянский конгресс объединял 15 миллионов граждан США славянского происхождения.
В Советском Союзе славянскую идею считали анахронизмом, пережитком царского самодержавия. Только после нападения гитлеровской Германии руководство страны включило русскую и славянскую идеи в арсенал идеологической борьбы с фашизмом. 10-11 августа 1941 года в Москве состоялся Всеславянский радиомитинг, положивший начало созданию Всеславянского комитета.
Начиная с июля 1941 г. и до конца Великой Отечественной войны славянская тема не сходила с газетных полос и страниц журналов Советского Союза, звучала по радио на многих языках мира. За годы войны было опубликовано более 900 книг, брошюр, статей и других материалов славянской тематики. Распространение знаний о славянской истории и культуре способствовало росту интереса к славянским народам в западных странах, развитию славяноведения и установлению связей с зарубежными славистическими центрами.
С помощью посольств, консульских служб и общественности Всеславянскому комитету удалось установить связи и успешно взаимодействовать более чем с 250 зарубежными славянскими организациями, в том числе: Американским славянским конгрессом, Канадской всеславянской ассоциацией в Монреале, Всеславянским комитетом в Лондоне, а после освобождения славянских стран от немецких захватчиков и их сателлитов – с созданными в них национальными славянскими комитетами, ядро которых составляли бывшие члены ВСК. Славянские конгрессы, митинги проводились не только в Москве, но и в Софии, Белграде, Варшаве, Праге, в местах дислокации славянских воинских частей, сформированных на территории СССР, в других странах антигитлеровской коалиции.
Архивные документы свидетельствует об участии членов Всеславянского комитета не только в идеологической борьбе с гитлеровской пропагандой, но и в развертывании партизанского движения в оккупированных славянских странах, формировании славянских воинских частей и соединений на территории СССР (о последних двух направлениях деятельности известно более всего), создании национальных славянских комитетов и Общеславянского комитета в Белграде, который координировал их деятельность до 1948 г.
В 1945 году по инициативе руководства Советского Союза был взят курс на создание Содружества независимых славянских государств, поддержанный правительствами всех славянских стран. Славянский собор в Софии в марте 1945 года и особенно Белградский славянский конгресс 1946 года показали, что победители фашизма готовы объединиться в славянский союз. Н.Я. Данилевский пророчески предвидел: «Несколько лет общей борьбы, в простом буквальном смысле этого слова, – борьбы, веденной за одно и то же святое дело, несколько лет политического сожительства сделают больше для духовного единства славян, для возведения русского языка в общеславянское средство обмена чувств и мыслей, нежели столетия самых напряженных, неустанных усилий путем частных совещаний, изустных и печатных проповедей». Но реализовать эту идею помешал разлад между компартиями СССР и Югославии, закончившийся разрывом дипломатических отношений между странами и возвратом к доктрине пролетарского интернационализма и мирового коммунистического движения. Славянская идея была изъята из официальной политики славянских стран. Востребованная в годы войны, она не годилась для идеологического обоснования формирования блока стран социализма, охватывавшего все континенты.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР И СЛАВЯНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Исторический опыт свидетельствует, что наибольшей эффективности славянское движение достигает в результате тесного сотрудничества государственных структур с общественными организациями. В царствование Александра II «славянская политика» была одним из важных направлений российской дипломатии. В отчете МИД за 1866 год подчеркивалось: «Россия должна взять на себя «моральное руководство» славянскими движениями, чтобы использовать в этих целях влияние, по справедливости принадлежащее России в силу ее традиций, географического положения и законных интересов таким образом, чтобы исполнить нашу историческую миссию на Востоке». Можно выделить несколько направлений идеологического воздействия российской дипломатии этого периода в славянском мире:
1. Значительная активизация этнорелигиозной благотворительности под эгидой Святейшего Синода, направленная на распространение «православной миссии» России в землях австрийских славян, особенно среди сербов, хорватов, черногорцев.
2. Ослабление цензурных запретов, что дало возможность свободно обсуждать в прессе славянский вопрос.
3. Поддержка деятельности общественных славянских благотворительных комитетов.
4. Организация в Москве под патронатом императорской семьи Славянского съезда 1867 года, в котором приняли участие австрийские славяне.
5. Подготовка и осуществление в конце 60-х годов эмиграции австрийских славян в южнорусские губернии на правах свободных переселенцев.
Что касается участия общественности в славянском движении, то В.И. Ламанский по этому поводу писал: «Всего ужаснее, ибо что ужаснее глупости во всяком большом деле, всего глупее думать, что славянское дело подлежит известному установленному на то ведомству и никого, в нем не служащих, не касается… Представляя, само собой, предмет постоянной и обширной официальной переписки, славянские вопросы так разносторонни, что, касаясь всевозможных явлений жизни, требуют самых разнообразных дарований, знаний и трудов, которые могут и должны проявляться не в одной официальной сфере, но и в сфере общественной, где нужны личное творчество, частная и общественная инициатива, значительный простор для их проявления. На стороне нам противной все эти силы давно уже пущены в ход».
На рубеже XIX-XX вв. начался новый этап славянского движения, в котором принимали активное участие руководители политических партий, члены парламентов. Они стремились объединить славянские народы для отпора германскому и мадьярскому наступлению на восток в области экономики, политики, культуры, языка и т.п. Во главе неославянского движения встала национальная буржуазия, боровшаяся за свои экономические и политические интересы. Об этом свидетельствует участие руководителей многочисленных политических партий в Первом и Втором подготовительных славянских съездах, создание Славянского союза в Австрийском парламенте готовили сознание славян к тому, что они сами могут быть хозяевами на своей земле, зарождали веру в интегрирующую силу славянской идеи, призванную обеспечить не только самосохранение, но и дальнейший расцвет славянских народов в качестве своеобразной этнополитической и этнокультурной общности.
В СССР взаимодействие государственных структур и общественности наиболее наглядно проявилось с началом Великой Отечественной войны, когда славянская идея вошла в арсенал государственной политики, стала мощным оружием в борьбе с фашизмом. Созданный в 1941 году Всеславянский комитет, хотя формально и не входил в структуру Совинформбюро, но фактически работал под его началом и финансировался государством. Отчеты, справки и другие документы, направляемые руководству этой организации, хранятся в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ – бывший Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Многие рабочие документы шли под грифом «секретно», так как направлялись руководству страны. Из архивных документов Отдела агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) явствует, что славянское движение было важным составляющим антифашистской борьбы. Документы, принятые на всеславянских митингах, пленумах ВСК публиковали газеты «Правда», «Известия», «Красная звезда», газета Московского военного округа «Красный воин» и другие издания военной печати. Документы Всеславянского комитета публиковал журнал «Славяне», который начал выходить в Москве летом 1942 года. Главная их направленность – развитие идей общности славян, сходства их исторических судеб, культур, укрепление межславянских связей для активизации борьбы с фашистскими оккупантами.
После развала Советского Союза славянское движение вспыхнуло с новой силой. Ярким примером тесного взаимодействия государственных структур и общественных организаций стал Московский конгресс славянских культур 1992 года. Итогом его работы стало создание международных славянских общественных объединений, которые внесли достойный вклад в развитие славянского движения. Даты: 24 мая – День славянской письменности и культуры, 25 июня – День дружбы и единения славянских народов — стали государственными праздниками. Ежегодно на границе Беларуси, России, Украины под руководством и при активном участии областных администраций и государственных структур, проводятся фестиваль «Славянское единство», Музыкальный фестиваль в Витебске «Славянский базар», Славянский Форум искусств «Золотой Витязь» и другие мероприятия.

РУССКИЙ МИР – ЭТНИЧЕСКОЕ ЯДРО СЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Идеологи славизма всегда указывали на Россию как на основу славянского мира. В предисловии к труду «Грамматично исказание об русском езику» хорват Юрий Крижанич писал: «Всем единоплеменным народам глава – народ русский, и русское имя потому, что все словяне вышли из русской земли, двинулись в державу Римской империи, основали три государства и прозвались: болгары, сербы и хорваты; другие из той же русской земли двинулись на запад и основали государства ляшское и моравское или чешское. Те, которые воевали с греками или римлянами, назывались словинцы, и потому это имя у греков стало известнее, чем имя русское, а от греков и наши летописцы вообразили, будто нашему народу начало идет от словинцев, будто и русские, и ляхи, и чехи произошли от них. Это неправда, русский народ испокон века живет на своей родине, а остальные, вышедшие из Руси, появились, как гости, в странах, где до сих пор пребывают».

В трактате «Славянство и мир будущего» словак Людевит Штур приходит к заключению, что для славян единственно возможным и наиболее естественным путем завоевания во всемирной истории места, соответствующего их силам и способностям, является присоединение к России. Но «для того, чтобы Россия увеличилась присоединением к ней славян, чтобы славянство, наконец, приобрело жизнь и действительность, она должна так устроиться внутри, как того требует дух славянства, истинная современная образованность и ее мировое положение».

Будущее всеславянское государство он определяет как самодержавную монархию, управляемую одним Верховным Вождем, но приведенную в согласие с народоправными учреждениями, свойственными славянскому характеру: широкая автономия отдельных областей и народное представительство выборных земских людей. «Пора, в высшей степени пора России осознать свое призвание и приняться за славянскую идею: ибо долгое промедление может… иметь дурные последствия… Только Россия – одна Россия может быть центром славянской взаимности и орудием самобытности и целости всех славян от иноплеменников, но Россия просвещенная, свободная от национальных предрассудков; Россия – сознающая законность племенного разнообразия в единстве, твердо уверенная в своем высоком призвании и без опасения с равною любовию предоставляющая право свободного развития всем особенностям славянского мира; Россия, предпочитающая жизненный дух единения народов мертвящей букве их насильственного временного сцепления».

В речи на Московском Славянском съезде 1867 г. И.С. Аксаков сказал: «Призвание России – осуществить на земле славянское братство и призвать всех братьев к свободе и жизни». Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» подметил одну характерную особенность русского менталитета: «Россия не может отделаться от мысли, что она часть европейской семьи, и не может понять другой мысли, что она – глава славянской семьи». И сегодня эти высказывания остаются неизменной истиной, подтвержденной многочисленными жертвами России ХХ века во имя спасения славян от истребления.

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО МЕЖСЛАВЯНСКОГО ОБЩЕНИЯ
Юрий Крижанич отмечал: «Не русская отрасль плод словенской, а словенская, чешская, ляшская отрасль – отродки русского языка. Наипаче тот язык, которым пишем книги, не может поистине называться словенским, но должен называться русским или древним книжным языком. Этот книжный язык более подобен нынешнему общенародному русскому языку, чем какому-нибудь другому словянскому».

Язык выражает дух народа. В русском языке слово «правда» имеет значения и «истины» и «справедливости», а слово «жалеть» означает также «любить», слово «наказывать» изначально значит не карать, а преподавать, как надобно сделать. Русский язык уникален и является инструментом сохранения славянской цивилизации.
Людевит Штур указывал на одно из необходимых условий, которые сделают возможным объединение славян: принятие русского языка в качестве общеславянского. «Славяне должны подготовиться к единству литературного языка… При вопросе об общеславянском литературном языке может быть выбор только между древнеславянским и русским языком. Но древнеславянский язык уже вышел из общежития, почти мертвый, лишен гибкости и увлекательности живого языка, а мы нуждаемся в живом слове. Итак, остается только русский язык…, ибо это язык величайшего, единственно самобытного и на обширном пространстве земли господствующего племени».
В речи на Славянском съезде 1867 г. в Москве Ф. Ригер сказал: «Славянские наречия так близки между собой, что, будь на то Божья воля, мы стали бы одним народом по литературе и языку. Но Бог и тысячелетия судили иначе. Разделенные по разным краям и разбитые на отдельные народности мы должны идти каждый своей дорогой… Все, чего мы, славяне, можем достигнуть, это – единение в духе и любви, это – твердое памятование, что мы дети одной матери и как братья призваны взаимно помогать друг другу в наших усилиях. Поляки имели своего Коперника и Мицкевича, сербы – Душана и Гундулича, русские – Нестора и Ломоносова, но общеславянской науки, оживленной одним духом мы еще не имели. Перед нами открыты две дороги: мы должны избрать либо полное единство, либо разнообразие в гармонии… Я того мнения, что различие частей не исключает единства: его следует искать в гармонии всех частей… Если бы все московские колокола слить в один громадный колокол, еще больше Ивана Великого, то звук этого колокола-богатыря был бы, конечно, силен, но впечатление его не было бы приятной гармонией колокольных звуков, возвещающих пасхальную заутреню».
Весомый вклад в развитие славянских языков внесли словаки Ян Коллар, Павел-Йозеф Шафарик и Людовит Штур, Светозар Ваянский, чехи Йозеф Добровский, Йозеф Юнгман, Франтишек Палацкий, русин Юрий Венелин, Александр Духнович, Александр Павлович, русские М.П. Погодин, А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Н.Я. Данилевский, поляки Вацлав Мацейовский, Адам Мицкевич, болгары Васил Априлов и Любен Каравелов, украинец Тарас Шевченко, белорус Франциск Скорина, словенцы Ерней Копитар и Франц Прешерн, лужичанин Арнош Смолер, серб Вук Караджич, черногорец Петр Негош и другие славянские мыслители. Они утверждали, что средством межславянского общения должен быть русский язык.

Словарь санскрито-славянских языков, вандальско-славяно-русский словарь Карла Вагрийского свидетельствуют об их изначальном родстве и зарождении в Восточной Европе. Русский язык является одним из международных языков. В Интернете он занимает второе место после английского языка.

ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ СЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ХХI ВЕКЕ
За минувшие столетия по славянскому древу прошли многочисленные расколы: роды выросли в нации со своими государственными границами и бесконечными территориальными притязаниями друг к другу, славянские наречия превратились в языки, и все меньше мы понимаем друг друга. Множатся религиозные расколы, и чем ближе церкви к канону, тем нетерпимее их иерархи относятся друг к другу. Наши недруги используют эти расколы в своих корыстных целях, вместо уврачевания стремительно углубляют их в надежде отрезать от славянского древа очередной кусок и превратить его в удобрение для своей национальной почвы.
В.И. Ламанский по поводу трудностей славянского дела писал: «Есть и внешние причины, отчасти мешающие успехам теоретического и практического разрешения славянских вопросов. Эти причины заключаются в громадном историческом факте: есть чужая внешняя сила, которая работает над собранием и соединением разрозненных и разбитых славянских сил на гибель же ему, славянству, и во вред России. Эта сила ведет свое дело сознательно и систематически уже тысячу лет. Она себя знает и в себя верит. Она западных славян не боится, называя их нулями, но не скрывает, как заметил один австрийский министр, что из нулей, поставленных рядом, за единицей, получаются сотни и тысячи. Помня, что Русь наша росла и создавалась тысячу лет, и веря в нее и в ее будущее, мы не можем и не должны отступать перед этой силой или опускать руки и падать духом».
Полтора века назад, после поражения России в Крымской войне, Н.Я. Данилевский писал: «И сегодня Европа видит в России и в славянстве не чуждое только, но и враждебное начало. Как ни рыхл и ни мягок оказался верхний, наружный, выветрившийся и обратившийся в глину, слой, все же Европа понимает или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что под этою поверхностью лежит крепкое, твердое ядро, которое не растолочь, не размолоть, не растворить, которое, следовательно, нельзя будет себе ассимилировать, претворить в свою кровь и плоть, которое имеет и силу, и притязание жить своею независимою, самобытною жизнью. Гордой, и справедливо гордой своими заслугами Европе трудно, чтобы не сказать невозможно, перенести это. Итак, во что бы то ни стало, не крестом, так пестом; не мытьем, так катаньем, надо не дать этому ядру еще более окрепнуть и разрастись, пустить корни и ветви вглубь и вширь… Причина явления лежит глубже. Она лежит в неизведанных глубинах тех племенных симпатий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народов, ведущий их (помимо, хотя и не против, их воли и сознания) к неведомой для них цели».
Две мировые войны, по меткому выражению И.В. Сталина, прошли на славянских спинах. Когда фашистская угроза исчезла, Соединенные Штаты Америки возглавили борьбу против СССР. Директива Совета национальной безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 г., известная как «План Далеса», была полностью ориентирована на расчленение не только славянского мира, но и Советского Союза. Директор ЦРУ и идеолог «холодной» войны Аллен Даллес (1893-1969) в книге «Доктрина. Россию надо поставить на место» писал: «Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России». В конце ХХ века эта цель была достигнута. Содружество социалистических государств было разрушено и началось новое наступление на славянский мир.
При воссоединении Западной и Восточной Германии в 1990 году западные политики клятвенно обещали, что послевоенные границы останутся неизменны, американские дивизии будут выведены из Европы, но как только советские войска ушли из Центральной Европы, на их место тут же стали войска НАТО. В 1991 году была создана Вышеградская группа, в которую вошли три славянские государства: Польша, Словакия, Чехия, а также Венгрия для развития евроинтеграции. Группа носила явно выраженную антирусскую направленность. В 2004-2007 годах произошло самое масштабное расширение Европейского Союза на Восток. А в 2008 году с помощью проекта «Восточное партнерство» лидеры ЕС решили прибрать к рукам уже бывшие постсоветские республики до Каспийского моря, о чем мечтал Адольф Гитлер. Все это наступление на славянский мир получило красивое название – Европейская политика добрососедства. Но как только президент Украины Виктор Янукович решил несколько отсрочить подписание соглашения о евроинтеграции, его тут же обвинили во всех грехах, создали евромайдан и под крики «Банду геть!» совершили государственный переворот в стране, которая является учредителем Организации объединенных наций.
Расширение НАТО на Восток за счет включения славянских государств углубляет расколы в славянском мире, что чревато новыми вооруженными конфликтами. 24 марта 1999 года войска НАТО напали на Союзную Республику Югославию только за то, что она отказалась вывести свои войска из Косово – исконной сербской земли. Развал Югославии, крушение казавшихся незыблемыми связей между Сербией и Черногорией, Болгарией и Македонией во многом способствовали политическому дроблению славянского мира, возникновению и развитию косовской драмы, когда от Сербии отрезали прародину сербов. Сейчас от России западные политики стремятся отрезать Украину – колыбель русского мира. А следующая на очереди – Беларусь. Причем, происходит это при активном участии Польши, руководители которой мечтают о воскрешении Речи Посполитой «от можа до можа», других западных славянских стран.
Н.Я. Данилевский, предвидя подобный ход развития, писал: «Итак, славянской федерации угрожали бы непрестанно: в мирное время – подземная работа, ведущая к их обезнародению то проповедью либерализма, гуманности и общечеловеческой европейской цивилизации, то покровительством крайнему партикуляризму, но всегда в ущерб общеславянскому духу и интересам; в дни же великих международных столкновений – отторжение той или другой области, при сочувствии явном, или тайном содействии многих членов самого союза. Присоединив к этому симпатии Европы вообще ко всяким антиславянским стремлениям, можно ли сомневаться в конечном исходе такого порядка вещей?».

УРОКИ ЕВРОМАЙДАНА
Какие уроки для славянского движения можно извлечь из событий на Украине? Основная координирующая структура киевского путча – посольство США. К нему готовились задолго. С 1991 года во всех властных структурах появились американские советники, на американские деньги создано множество неправительственных фондов и молодежных организаций. Главная цель все та же – оторвать Украину от России. Еще первый рейхсканцлер Германской империи князь Отто фон Бисмарк писал: «Могущество России может быть подорвано только отделением от неё Украины… необходимо не только оторвать, но и противопоставить Украину России, стравить две части единого народа и наблюдать, как брат будет убивать брата. Для этого нужно только найти и взрастить предателей среди национальной элиты и с их помощью изменить самосознание одной части великого народа до такой степени, что он будет ненавидеть всё русское, ненавидеть свой род, не осознавая этого. Всё остальное – дело времени». В Западной Украине – наследнице Червоной Руси – русофобию взращивала Австрийская империя для борьбы с Россией. Первый концлагерь в Европе – Талергоф – был построен для русскоязычного населения: учителей, священников и простых крестьян – русинов и гуцулов (гирськи руськи) Западной Украины. Деятель российского и германского социал-демократического движения Александр Львович Парвус (настоящее имя Израиль Лазаревич Гельфанд) в 1915 году также требовал использовать украинский сепаратизм для развала России. Эту практику продолжили немцы в ходе Второй мировой войны, создав в славянских странах десятки концлагерей. Украинский националист Степан Бандера в 1941 году решил строить государство Украина без поляков и москалей. На счету бандеровцев сожженные белорусские села, волынская резня поляков. Украинский народ должен был забыть свое прошлое, забыть, что он наследник Киевской Руси. Казалось, что бандеровский национализм был искоренен окончательно. Ан нет. Портреты Бандеры и черно-красные знамена националистов украсили майдан. Выросшее после распада СССР поколение тоже хочет, чтобы в Украине жили только украинцы.
22 февраля 2014 года в стране произошел насильственный захват власти. Верховная Рада, нарушив достигнутые договоренности между президентом Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, изменила конституцию, сменила руководство парламента и МВД, отстранила от власти главу государства, который покинул Украину, опасаясь за свою жизнь. 27 февраля украинский парламент утвердил состав так называемого «правительства народного доверия», премьером которого стал один из лидеров оппозиции Арсений Яценюк. Захватившие власть в первую очередь приняли закон об искоренении русского языка, вызвав протест многомиллионного русскоязычного населения Украины. В Крыму 16 марта прошел референдум о статусе автономии, более 96% участников которого высказались за вхождение в состав России, и 18 марта был подписан соответствующий договор. Госдума и Совет Федерации одобрили договор о присоединении Крыма к России и федеральный конституционный закон об образовании в Российской Федерации двух новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь. 21 марта Президент РФ Владимир Путин подписал оба документа. В этот же день Украина и Евросоюз подписали политические главы Соглашения об ассоциации. Но не все украинцы с этим согласны. Не утихают митинги протеста в городах Новороссии, мечтающих о воссоединении с Россией.

РУСЬ – ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР СЛАВЯНСКОГО МИРА
Несмотря на всю сложность российско-украинских отношений, необходимо помнить, что это не первый случай их обострения. 16 января 1919 года Директория Украинской Народной Республики объявляла войну Советской России. И до этого не все просто было в южных регионах Российской империи. Но генетическая память об общем родстве брала верх.
Хочу напомнить, что Победа в Великой Отечественной войне стала возможной и в результате прочного сплава национальной русской идеи, объединившей русских, белорусов и украинцев, цивилизационной идеи славянского единства, поднявшей на борьбу с фашизмом шестнадцать славянских народов и их диаспоры в самых разных уголках мира, и интернациональной коммунистической идеи, которая работала на укрепление дружбы и взаимопомощи народов и государств антигитлеровской коалиции. Сегодня русская идея воплощается в движении за создание Союза государств Русь на базе существующего Союзного государства, в которое объединились Беларусь и Россия. Что касается присоединения к нему Украины, то в 1991 году украинский народ голосовал не только за независимость Украины, но и создание нового союза. Все, что творится последние два десятилетия, творится вопреки воле народа. За воссоединение триединого русского народа выступают общественные организации: Собор славянских народов Беларуси, России, Украины; Киевская Русь, ЗУБР (За Украину, Беларусь, Россию), большинство славянских народов России, Украины, Беларуси и другие. Уже полвека в последнее воскресенье июня на границе трех стран у Монумента Дружбы проходит День славянского единства, и эту традицию нужно продолжать во что бы то ни стало.
Что касается славянской идеи, то перед Великой Отечественной войной в Советском Союзе была объявлена настоящая охота на славистов за то, «что они льют воду на мельницу фашистской идеологии». Но когда Гитлер послал объединенные войска Европы на СССР, спасительная славянская идея снова стала грозным идеологическим оружием в борьбе с фашизмом. Всеславянские комитеты в Москве и Лондоне, Американский славянский конгресс объединили миллионы славян на всех континентах. После войны славянские страны намеревались объединиться в Содружество независимых славянских государств, однако распри между компартиями Советского Союза и Югославии загубили эту идею. Союзное государство – ядро славянской интеграции. Укреплять и развивать этот союз – главная задача славянского движения, основная цель которого – содружество независимых славянских государств – Всеславянский Союз. Пути достижения этой цели будут определены на Всеславянском соборе в Словакии, который планируется провести осенью 2014 года.
Николай КИКЕШЕВ

Поделиться с друзьями в соцсетях:

Written by Кикешев Николай on Июнь 20th, 2014. Posted in Статьи

Tags: , , , , , , ,

Trackback from your site.

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: