Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Матрица культуры

© Матрица культуры или Путешествие по смыслам, Егор Александров, 26 августа 2018

Ключи к смыслам, которые хранятся в РСТ и знакомство с Двенадцатью Силами, Волями позволили совершить удивительное и увлекательное путешествие по пространству смыслов и пониманий.

Понятие дхармы, на основе которой построены многие религии востока, было мне знакомо из фильма Махабхарата.

В дхарме пять основных составляющих,  которые её характеризуют. Это – знание, терпение, справедливость, любовь, и преданность (служение Богу). Приобретение знания умиротворяет разум, терпение умиротворяет ум, справедливость умиротворяет душу, любовь умиротворяет сердце, служение Богу усмиряет материальные желания. Когда приходит умиротворение, то возникает истинное сострадание, которое позволяет чувствовать единство с миром. Пять составляющих являются ветвями древа дхармы, а сострадание — корень этого древа. Корень сострадания питает ветви древа дхармы, ветви образуют крону и приносят плоды. Вот такое короткое и образное представление о дхарме неожиданно было получено.

Было интересно вникнуть в этот образ древа дхармы. Вот тут и начались приключения в путешествиях по смыслам. Шесть составляющих древа дхармы. Три из них — стремление к знаниям, терпение, любовь  —  можно соотнести с внутренним пространством человека, его внутренним миром и устремлениями. Условно я их назвал  — Внутренние. Три других – справедливость, служение Богу, сострадание – условно можно соотнести с внешним миром, с внешними условиями. Условно их назвал  — Внешние. Для внутренних качеств любовь всё-таки основоопредиляющее качество, а для внешних – главное во внешнем пространстве – сострадание, как единство со всеми в этом мире.

Возникли ассоциации соответствий качеств дхармы с  Двенадцатью волями Обруча перерождений Русской Северной Традиции. И заискрило молниями озарений. Здесь уже только мои ассоциации, ошибочны они или нет — не знаю, с вашей помощью, доргие читатели, надеюсь это  определить.

Итак, вот какие параллели соответствий качеств Восточной дхармы и Северного обруча:

Единство в сострадании это -1.

Преданное служение Богу и только ему, а не …, как сокрушение своего своеволия – это 12.

Что справедливо, а что нет – это 11.

Это из круга Внешнего.

Полученные знания позволяют занять  соответствующую ступень в восхождении к мудрости – это 4.

Только терпением можно принять иной взгляд на сей мир – это 7.

Любовь  и её полнота – это 10.

Это из круга Внутреннего.

Искрило ещё. Включилось рациональное мышление. Представилась таблица – в верхней строке  в таком порядке — знание (4), терпение (7), любовь (10), сострадание (1), справедливость (11), преданное служение Богу (12). В столбце с такой же последовательностью – знание (4), терпение (7), любовь (10), сострадание (1), справедливость (11), преданное служение Богу (12). На пересечениях строк и столбцов появляются интересные понятия и осмысления. Они  могут иметь не только положительную окраску, но и отрицательные смыслы, негативные. Плюс и минус.

Поискрило ещё. Появились правила назначения положительных и отрицательных смыслов на пересечениях. Например, по строке знания с пересечением со столбцом знание получается два значения. Положительное – «знание, в котором имеется знание» отрицательное – «знание, в котором нет знания». Немного парадоксально, но что-то в этом есть. Другой пример: любовь и сострадание: (+) – что такое любовь, в которой присутствует сострадание?:  (-) – что такое любовь, в которой нет сострадания? При определённом усилии можно попытаться подобрать  из нашей культуры соответствующие понятия. Необходимо нащупать помимо поверхностного смысла ещё и глубину (или глубины) смыслов. Вот тут и выявились для меня мои проблемы и пробелы, связанные с наполнением, осмыслением и переосмыслением этих понятий.

В таблице, приведённой ниже, постарался, как мог, подобрать понятия из нашей культуры. Они с большой вероятностью могут быть оспорены и опровергнуты. Это первое приближение.

Понятий с положительным смыслом – 6х6=36, с отрицательным смыслом 6х6=36.

Перечислю их.

 Знание со знанием – разумность;  знание без знания – невежество.
 Знание с терпением – образованность;   знание без терпения – догматизм
 Знание с любовью – богословие;  знание без любви – научность, рационализм.
 Знание с состраданием – целостность;  знание без сострадания – калейдоскопичность.
 Знание со справедливостью – образованность;  знание без справедливости – необразованность.
 Знание со служением – просвещённость;  знание без преданности – безграмотность.
Терпение со знанием – умеренность; терпение без знания – невоздержанность.
Терпение с терпением = спокойствие(покой); терпение без терпения – страдания(желания).
Терпение с любовью – славословие; терпение без любви – злословие.
Терпение с состраданием – верность; терпение без сострадания – фальшивость.
Терпение со справедливостью – ведение; терпение без справедливости – заблуждение.
Терпение с преданностью – традиции; терпение без служения – отступничество.
Любовь со знанием – воспитанность; любовь без знания – слепота.
Любовь с терпением – доброта; любовь без терпения – озлобленность.
Любовь с любовью – блаженство; любовь без любви – ненависть.
Любовь с состраданием – премудрость; любовь без сострадания – обманчивость.
Любовь со справедливостью — вера; любовь без справедливости – фанатизм.
Любовь с преданностью – религиозность; любовь без преданности – влечение.
Сострадание со знанием – благородство; сострадание без знания – низость.
Сострадание с терпением – добродетельность; сострадание без терпения – порочность.
Сострадание с любовью – подвижничество; сострадание без любви – мятежность.
Сострадание с состраданием – просветлённость; сострадание без сострадания – одержимость.
Сострадание со справедливостью–бескорыстность; сострадание без справедливости-зависимость.
Сострадание с преданностью – заботливость; сострадание без служения – обольщение.
Справедливость со знанием – раскаяние; справедливость без знания –
Справедливость с терпением – смирение; справедливость без терпения – враждебность.
Справедливость с любовью – послушание; справедливость без любви –
Справедливость с состраданием — ; справедливость без сострадания —
Справедливость со справедливостью -святость; справедливость без справедливости –греховность.
Справедливость с преданностью — ; справедливость без служения –
Преданность со знанием – праведность; преданность без знания – лживость.
Преданность с терпением — ; преданность без терпения –
Преданность с любовью — ; преданность без любви –
Преданность с состраданием — ; преданность без сострадания –
Преданность со справедливостью — ; преданность без справедливости –
Преданность с преданностью — совестливость; преданность без преданности – гордость.

Понятия и определения приведены пока приблизительно, навскидку, чтобы потом провести более тщательную работу. Можно поставить свои понятия и определения.

Разглядывая таблицу опять немного поискрило. В первом приближении эту таблицу можно назвать матрицей культуры. Насколько понятия из матрицы  культуры народа присутствуют, насколько они точны и непротиворечивы, насколько они широко употребимы, настолько и развита культура народа, настолько она целостна и осмыслена. При желании можно сравнивать матрицы культуры разных народов и цивилизаций. Необходимо только проработать принципы и методологию заполнения этой таблицы. Названия строк и столбцов также можно менять. Получится разные аспекты культуры.

Очевидный графический образ приведённой таблицы  — это четырёхгранная пирамида с тремя уровнями, этажами, ступенями, поясами. Подобно древнейшей Ведической пирамиды Русского севера.[1]

Нижний пояс можно назвать — качества мирской благочестивой жизни человека и социума, в котором он живёт. По периметру, по внешней стороне, на поверхности, т.е. в поясе —  их 20.

Средний пояс – это качества души и потенциала человека и социума. В поясе их 12.

Верхний пояс – это те высшие качества человека и общества,  которые человек считает предельными, максимальными, непостижимыми. Они и есть пример, образец и смысл жизни человека, если в обществе об этом знают и видят его. Их 4.

Если рассматривать нижний этаж пирамиды во всей полноте, то получим 36 качеств характеризующих человека в миру, включая пояс из 20. 20+16=36..

Полнота среднего пояса даёт 16 душевных качеств человека, включая и пояс из 12. 12+4=16.

Верхний пояс  и в полноте и в поясе даёт 4. Заметим, что качества верхнего пояса не различаются на внешние и внутренние, они едины в себе. Переплавляясь в вершине, они превращаются в единое качество — в живой кристалл. Каждая культура называет этот кристалл по-своему, каждая имеет своих просветленных учителей: Гермес Трисмегист, Орфей, Пифагор, Платон, Зороастр, Гаутама Будда, Бус Белояр, … Дева Мария. Все они сотворили свой разум цельным единым, способным воспринять совершенную Истину. (Ибо «Всё сотворенное не может войти в расторгнутый ум!»[2]). Все встречали либо в Духе, либо и в Духе и во плоти Сына Божьего, то есть Откровение Отца, то есть абсолютной Истины.

Для нас важно, что они явили своим примером единый путь к достижению сей способности непосредственно воспринимать Небо – путь к вершине пирамиды этических, нравственных качеств. Которая остается неизменной и ждет своих покорителей.

Так можно поискать соответствия в разных культурах, осмысливая их расположение в пирамиде. «Я есмь дверь».

На поверхности пирамиды (треугольные грани) количество качеств составляет 20+12+4=36.

Внутри объёма пирамиды количество скрытых, неявных качеств 16+4=20.  Каковы они? Интересно также исследовать.

Если посчитать все качества пирамиды культуры, то получится 36+20=56. О чём говорит это число?

Восхождения на вершину пирамиды можно делать как по граням, так и по рёбрам пирамиды. Это путь. Их не так много, кои ведут к вершине.  По граням  их 4, их можно представить в виде креста.

Восхождение по рёбрам можно также представить в виде креста — косого. Их также  4 пути. Итого 8 путей. Восемь путей к Богу. Если мы на положительной стороне пирамиды. Но есть и нижняя часть пирамиды из негативных качеств, которые желают оформится до вершины внизу и приобрести полноту. Мятежная часть. Не к Богу она. Эпоха такая, добро со злом в мире, нет единства, есть мятеж и отступничество и они очень активны и стараются всеми силами размыть пирамиду положительных качеств культуры. Это мы и наблюдаем в мире сём.

Ещё можно из пирамиды выделить стержень, от основания к вершине. Такого типа стелы можно увидеть в столичных городах по всему миру. Что они символизируют? Четырёхгранный стержень заострённый сверху в виде пирамиды. Сердцевинный стержень. На верхнем этаже четыре предельных качества. Под ними два этажа по четыре качества на каждой ступени.

Можно предположить, что предельные качества включают в себя и понятия нижних ступеней в единстве и нераздельности. Т.е. верхние качества невозможно определить без осознания их троичности и невозможно истолковать по отдельности, только через определения с помощью остальных высших качеств в их троичности.  Блаженство, премудрость, подвижничество, просветленность (преображение) – качества всех выдающихся личностей оказавших существенное влияние на духовную жизнь человека и всего человечества.

Пример или попытка толкования троичности.

Блаженство удовольствий тела + блаженство наслаждений чувств + блаженство единства в духе= блаженство.

Трудолюбие телесное + неустанная молитва + подвижничество в единение в духе = подвижничество.

Житейская мудрость + мудрость выбора пути души + премудрость в духе = премудрость.

Светлые помыслы + святая жизнь + свечение(просвет) в единстве(о) в духе = просветлённость(пробуждённость, преображение).

Двоичность качеств можно найти в пирамиде, если её рассматривать без нижнего пояса качеств и сердцевины пирамиды. Осознание двоичности этих качеств — первая ступень к преодолению двойственности  души.

После таких путешествий по смыслам решил посмотреть в словарях, что такое дхарма. С неё эти приключения и начались. Дхарма, согласно Википедии, переводится с санскрита как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «учение», «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия». Проще говоря, пути человеческого духа. Не удивило созвучие русского «дух» и санскритского «дхар»: два эти языка  имеют единый корень.

Удивило то, что проделанная работа облегчает знакомство с множественностью толкований дхармы в различных словарях. Спасибо ключам, хранимым в РСТ.

Что получилось в результате путешествия, какие итоги можно подвести?

При составлении таблицы качеств человека столкнулся с тем, что есть белые пятна в сознании, не все понятия культуры входят в перечень моих понятий. Многие понятия не имеют достаточно полного осмысления. Но хорошо то, что об этом  узнал и над этим можно достаточно эффективно работать..

Прояснил для себя, что такое глубина (глубины)  понятий универсалий культуры.

Яснее стали контуры путей к вершине пирамиды. Появилась формула проверки пути: движение (путь) к вершине это = ОТ …, ЧЕРЕЗ …., К … . Например: ОТ невежества, ЧЕРЕЗ разумность, умиротворение К блаженству любви.

Таблица качеств помогает сформулировать проблемный вопрос и искать ответы с минимальной потерей времени. Позволяет быстро выявить и сосредоточиться на главном, чтобы затем развивать желанные творческие способности.


[1] Подробнее о центральном понятии пирамиды и золотой горы в РСТ читайте в статьях Лады Виольевой и Дмитрия Логинова: Златая гора Меру, Облаченная в Солнце, Храм времени и Северная ведическая пирамида.

[2] Прославление Великого Триглава, дощечка 11а.

Written by Егор Александров on Август 26th, 2018. Posted in Статьи

Trackback from your site.

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: