Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций: http://prazdniki.dolniy-lad.ru/kursy/ Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Ориген о Боге, судьбе, душе, звездах

Ориген Александрийский (185-254 гг.). Изучал философию в школе Аммония, откуда вышел и Плотин. С 217 г. возглавлял Александрийскую христианскую богословскую школу. Авторитет ее мудрецов признавали не только последователи учения Христа, но и философы самых разных вероисповеданий.

В 231 году Ориген основал дочернюю христианскую богословскую школу в Палестине (в городе Кесария). Во время очередной волны языческих (инспирированных иудеями*) антихристианских репрессий великий богослов и философ был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам. Однако, не отступаясь ни от Христа, ни от положений учения своего о Боге, судьбе, душе, звездах — Ориген исповедовал и в тюрьме. В заточении, претерпеваемом за Христа, он и принял смерть.

О Боге, судьбе, душе, звездах

Ориген видел три смысла в Библии: «телесный» (буквальный), «душевный (моральный) и «духовный» (философски-мистический), которому отдавал безусловное предпочтение.

Сотворение мира (миров) Богом Ориген толковал как вечно длящийся акт: прежде этого мира были иные миры и после этого мира будут иные миры. (Сравним у Мейстера Экхарта: «Я знаю человека, который доказал с абсолютной точностью, что сотворение мира происходит и сейчас, как в первые семь дней и, более того, это и есть то самое сотворение мира, каким оно было в первые семь дней».)

Души, учил Ориген, изначально были равны и различий меж ними не было. Это весьма близко к учению Русской Северной Традиции о Едином Духе и о том, что различение Единого на «я» и мир (на Внутреннее и Внешнее) есть — но, конечно же, только по Самому Большому Счету — иллюзия. Которая и лежит в основе всех остальных иллюзий (см. книгу «Русская тайна. Перерождение»).

Формулировки у Оригена, конечно, мягче (т.е., возможно, он излагал то же самое прикровенно, поняв на практике, какой шок непонимания может вызвать древнескифское учение про «клубок перерождений»). Ориген предпочитал говорить о «духах, не различных друг от друга по своим природным задаткам»; все они tabula rasa, все были одарены одинаковой свободой, одинаковой возможностью направляться к добру и злу. Различие по нравственному совершенству этих духов есть результат свободного употребления этих естественных возможностей. Дух серафима по природе не выше духа человека, и если серафим возвысился до степени первого ангела, то это значит, что он так пользовался своею свободою. Равным образом и демоны пали по свободному произволению.

Первоначально духи совершенно не нуждались в материальном теле, доколе в них действовала одна любовь к Богу, к которому они все стремились, как к своему естественному Единому центру. Но по мере того, как охлаждалась в них эта любовь, начиналось в них, так сказать, центробежное стремление; по мере того, как охлаждалась любовь, они переставали быть чистыми духами и становились душами (ψυχή, душа, согласно Оригену  от ψυ— холод). Для этих охлажденных духов ­­- т.е. уже душ — и потребовались материальные тела. Естественно, такое учение Оригена никоим образом не могло допустить, будто душа человека сотворяется просто в момент рождения его физического тела.

Ориген учил о неизбежности полного «спасения», просветления и соединения с Богом всех душ и духов, включая дьявола, и о временном характере адских мук. После всеспасения Бог будет всё-во-всем. То есть Ориген понимал спасение весьма близко к ведическому понятию «адвайта»: преодоление двойственности, т.е. разобщенности Единого на «я» и мир.

Интересно богословское понятие Самобог, которое использовал Ориген. Оно построено подобно термину «самоведа» восточного ведизма — его наиболее древних текстов. Как и «вила-самоведа» из книги Веда Словена.

Интересен и путь, которым Ориген выводит понятие Самобог. Ориген, анализируя Евангелие от Иоанна, заметил, что св. евангелист по отношению к Отцу употребляет «Ο Θεός», тогда как к Сыну просто «Θεός». Член «о» ставит перед словом «Бог» всегда, когда речь идет об Отце, о неопределимой Причине Всего, и всегда же опускает его перед словом «Бог», когда речь о Сыне, о Слове, Логосе.

Из этого Ориген делает вывод, что O Θεός Иоанна есть Самобог, т.е. Самосущий Бог, Нерожденный, Самоосновный. То есть O Θεός Евангелия надо понимать как Источник всякого Божества: он Отец, тогда второе лицо Троицы — Бог Сын — рожден Им.

Трудно не заметить РУССКО-греческую игру слов «Отец» и «O Θεός» (О-Теос). Созвучие очевидно (то есть — лучше сказать в данном случае — ушеслышно).

Причем Ориген пишет: «именно форма подлежащего O Θεός указывает на тождественность Бога и Отца. Ибо Сын не О-Теос, хотя и Теос (Бог)».

Спишем опять на случайное совпадение? Или все же признаем, что евангелие от Иоанна (начинающееся цитатой из Гераклита, принявшего посвящение в скифской богословской школе в Голуни с именем Любомудр), было изначально предназначено по крайней мере в не меньшей степени для скифов, чем для эллинов?

Согласно Анатолию Клёсову — это специалист №1 в мире по ДНК-генеалогии, т.е. по реальной истории народов — доля в населении славяно-скифов была весьма немаленькой в Малой Азии (в Ассии, как это в Откровении Иоанна), где проповедовал апостол и евангелист Иоанн. Так что подмеченная Оригеном в Евангелии от Иоанна русско-греческая игра слов заслуживает самого пристального внимания.

Но возвратимся к доктрине о всеспасении Оригена. Учение о всеспасении (апокатастасисе) не опровергнуто и даже не отвергнуто внятно, но… как-то вот оставлено церковью. По-видимому — за неудобоупотребимостью в ходе обычных проповедей среднему прихожанину. Перед неподготовленными людьми удобней говорить в чернобелых тонах.

Другое дело — в стенах философо-богословской школы. Как и в келиях духовидцев. Великий русский духовидец ХХ века Даниил Андреев учил, фактически, об апокатастасисе — о всеспасении, которое придет в результате постепенного просветления всех миров (слоев, уровней), см. его книгу «Роза мира».

И вот во имя спасения, говорил Ориген, даются нам знамения звезд. Астрология не противоречит свободе воли, но является — как это сказали бы сегодня – чем-то вроде дорожных знаков, предупреждающих, что ждет на дороге далее.

Ориген учил, что Судьба существует, но она не всесильна, потому что над ней стоит Бог, и Он не только справедлив, но и добр. Созвездия – это Его служители (сравним учение Русской Северной Традиции о богах — покровителях созвездий — которые являются творящими силами Бога Всевышнего), по Его воле они указывают на возможное течение судьбы. Любовь Божия торжествует над властью звёзд и над властью Судьбы. Влиянию звёзд подлежит только тело, но не свободная воля человека. Человек несёт за свои дела полную нравственную ответственность. У него есть возможность избежать беды через жертву, искреннее раскаяние. Те, кому звёзды сулят испытание, могут, обратившись к Богу, через добро и служение ближним отвратиться от этой кары или же ее сделать не столь суровой. Звёзды указывают на вероятность событий (соответственно карме), но не на неизбежность реализации, т.к. все в руках Бога. По звездам увидеть можно, какие в этой жизни тебе достались душевные качества, наработанные тобой в прошлой жизни. Твои душевные качества, твои наклонности и тенденции с высокой долей вероятности приведут к вполне определенным событиям (и в этом смысле безусловно существует Судьба).

Доктрина Оригена о самопознании, о противостоянии страстям (ибо любовь и покой от бога, смятение и страсти от бесов), оказала влияние на формирование мистических воззрений монашества IV-VI веков. Разработанная Оригеном система богословских и философских понятий – во многом идентичная таковой в Русской Северной Традиции — широко использовалась при построении церковной догматики в золотой век церкви (см. статью «Христианство: золотой век и последующие», Дмитрий Логинов, 2016).

Но не долго длился тот ее золотой век… В 543 году Ориген – мученик, принявший темницу и смерть за Христа три века назад! — был объявлен еретиком в эдикте императора Юстиниана I. Так сильно этот Юстиниан желал вычеркнуть из христианской доктрины идею о перерождении души (см. «Учение Христа о предсуществовании», Дмитрий Логинов, 2016).

Такое желание было чисто волюнтаристским. Какие-то противоречия с учением Христа есть лишь в той версии доктрины о реинкарнации, какую знают сейчас на Востоке. Учение древних руссов о перерождении души таких не содержит. См. книгу «Русская тайна. Перерождение» (Дмитрий Логинов, М., ИД Альва-Первая, 2006). 

Ниже привожу главу из фундаментального сочинения «О началах» (книга первая), русский перевод коего издан был, кстати, Казанской духовной академией в 1899 году – как видим, на Руси не забывали Оригена и в 19 веке, в т.ч. официальная церковь.

О бестелесных и телесных существах и о природе светил небесных,

праведный Ориген Александрийский, пресвитер (т.е. раннехристианский учитель церкви):

1. …после изложения учения об Отце, и Сыне, и Святом Духе мы, по мере сил наших, толковали и рассуждали о разумных существах – в согласии с нашим догматом, т.е. с церковной верой.

Все души и вообще все разумные существа, как святые, так и грешные, сотворены, или созданы; все они, по своей природе, бестелесны, но при всем том, даже при своей бестелесности, они, однако, сотворены, потому что все сотворено Богом через Христа, как об этом вообще учит Иоанн в Евангелии, в следующих словах: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоанн 1.1-3).

(Примечание Д.Л.: Возможно, перевод и не совсем точен: «чрез Него начало быть» не обязательно означает, что именно посредством сотворения начало быть. эта тонкость важна в контексте учения о нетварных Энергиях – духовных Силах — св. Григория Паламы.)

И апостол Павел, описывая все сотворенное по видам, разрядам и порядку, и в то же время желая показать, что все сотворено через Христа, рассуждает следующим образом: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Колос. 1.16-18). Итак, апостол ясно возвещает, что во Христе и через Христа создано и сотворено все — видимое, т.е. телесное, и невидимое, под которым, по моему мнению, нужно разуметь не что иное, как бестелесные и духовные силы. Назвавши же вообще телесное и бестелесное, апостол дальше, как мне кажется, перечисляет виды существ (бестелесных), именно — престолы, господства, начальства, власти, силы.

Мы сказали об этом, имея в виду перейти дальше по порядку к вопросу о солнце, и луне, и звездах. Спрашивается, нужно ли причислять их к начальствам ввиду того, что они, по Писанию, созданы для начальства над днем и ночью? Или же нужно думать, что они имеют только начальство над днем и ночью, так как на их обязанности лежит освещать их, но что к чину начальств они, однако, не принадлежат?

2. Когда говорится, что все — и небесное, и земное, — создано через Него Самого и сотворено в Нем, то, без сомнения, к небесному причисляются эти светила. Потом, если путем рассуждении уже с очевидностью установлено, что все сотворено и создано и что между сотворенным нет ничего такого, что не воспринимало бы добра и зла и не было бы способно к тому и другому, то, спрашивается, будет ли последовательным думать так же, как думают некоторые и из наших, а именно, что солнце, луна и звезды неизменны и не способны к тому и другому?

То же самое некоторые думали даже о святых ангелах, а еретики кроме того еще и о душах, которые называются у них духовными природами. Но посмотрим прежде всего, что же сам разум находит о солнце, луне и звездах, правильно ли мнение некоторых об их неизме­няемости и насколько можно подтвердить это мнение Священным Писанием? Иов, по-видимому, показывает, что звезды не только могут быть преданы грехам, но что они даже не свободны от греховной заразы; ибо написано так: «Звезды не чисты пред очами Его» (Иова25.5). Конечно, это изречение нельзя понимать в отношении к блеску одного только тела их, наподобие того, как мы говорим, например, о нечистой одежде. Ведь если бы мы стали понимать его в этом смысле, то тогда порицание нечистоты в блеске тела светил, без сомнения, привело бы нас к оскорблению Творца их. Кроме того, если звезды не могут получить ни более светлого тела посредством прилежания, ни менее чистого через леность, то за что же обвинять их за нечистоту, если они не получат похвалы за чистоту?

  • (Из песен Иеромонаха Романа:
  • «Светом исполнясь внутренним,
  • Светится Млечный мост.
  • Правит Святую Утреню
  • Хор православных звезд».
  • — примечание Д.Л.)

3. Можно ли считать светила одушевленными и разумными? потом — произошли ли души их вместе с телами или же они явились прежде тел? а также — освободятся ли эти души от тел после завершения века, так что светила перестанут освещать мир, подобно тому, как и мы оканчиваем эту жизнь? Правда, исследовать эти вопросы представляется делом довольно смелым; но ввиду того, что наше призвание состоит в ревностном исследовании истины, едва ли будет излишне рассмотреть и исследовать их, насколько это будет возможно для нас, при помощи благодати Святого Духа.

Итак, мы думаем, что светила можно считать одушевленными на основании того соображения, что они, по словам Писания, получают заповеди от Бога, а это получение заповедей может относиться только к разумным одушевленным существам. Бог же так говорит: «Я предписал заповедь всем звездам». Но, спрашивается, какие это заповеди? Разумеется, это заповеди, касающиеся того, чтобы каждая звезда, в своем порядке и в своих движениях, давала миру определенное количество света; ведь иным порядком движутся так называемые планеты и иным — светила, называемые неподвижными. Но при этом совершенно ясно, что ни самопроизвольное движение тела не может совершаться без души, ни существа одушевленные не могут находиться в продолжительное время вовсе без движения. А звезды движутся в таком порядке и так правильно, что никогда не бывает заметно совершенно никакого замешательства в их движениях; ввиду этого было бы, конечно, крайней глупостью говорить, что такой порядок, такое соблюдение правильности и меры выполняются неразумными существами. У Иеремии луна называется царицею неба (Иерем. 7.18).

Итак, если звезды одушевлены и разумны, то, без сомнения, у них есть также и некоторое преуспеяние и падение. Слова Иова: «Звезды не чисты пред очами Его» (Иова 25.5), как мне думается, и выражают именно эту мысль.

4. Если светила суть одушевленные и разумные существа, то последовательность рассуждения требует еще рассмотрения того вопроса, одушевлены ли они вместе с сотворением тел, в то время, когда, по слову Писания, «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее для управления ночью и звезды» (Быт. 1.16), или же души их сотворены не вместе с телами, но Бог уже извне вложил (в светила) дух после того, как были сотворены тела их. Я, со своей стороны, предполагаю, что дух вложен извне; но это предположение нужно еще доказать из Священного Писания, потому что на основании свидетельств Писания оно утверждается во всяком случае с большею трудностью, чем с помощью одних только догадок.

А посредством догадок это положение можно доказать следующим образом. Если человеческая душа, — которая, как душа человека, конечно, ниже, — не сотворена вместе с телами, но вселена извне, то тем более это нужно сказать о душах живых существ, называемых небесными.

Что же касается людей, то разве можно думать, что вместе с телом образована, например, душа того, кто во чреве запинал своего брата, т.е. душа Иакова?» (Быт. 25.22).

Да уж, пример Иакова потрясает… Пророк Осия говорит о нем: «Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом» (Ос 12:3) и за то был прозван Израилем (Богоборцем). Этот Израиль, по-видимому, в прошлой жизни своей был акулой. Только у этих тварей детеныши борются еще во чреве матери, убивая и поедая друг друга… Сразу же затем Ориген приводит пример контрастный, то есть новозаветный:

«Или — разве вместе с телом была сотворена и образована душа того, кто, находясь еще во чреве матери своей, исполнился Святого Духа? Я разумею Иоанна, взыгравшего во чреве матери и с великим восхищением игравшего, когда голос приветствия Марии достиг ушей Елизаветы, матери его (Евангелие от Луки 1:41).

Конечно, не без суда [первое] и не без заслуг [второе]. Неужели есть несправедливость или лицеприятие у Бога? (Римл. 9:14). Но именно этот вывод и следует из того положения, которое утверждает появление души одновременно с телом, а не предсуществование ее. (То есть отрицание перевоплощений кощунственно, показывает богослов Ориген Александрийский на библейских примерах, и с этим трудно не согласиться. – примечание Д.Л.)

Итак, насколько можно понять из сравнения с человеческим состоянием, я думаю, что все, что самый разум и авторитет Писания с очевидностью показывают относительно людей, все это гораздо более последовательно должно думать о небесных светилах.

5. Но посмотрим, нельзя ли найти в Священном Писании свидетельства собственно о самих небесных существах. Такое свидетельство дает апостол Павел: он говорит, что «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (Римл. 8:20-21).

Какой же, спрашиваю я, суете покорилась тварь, какая тварь и почему не добровольно, и в какой надежде? И каким образом сама тварь освободится от рабства тлению?

В другом месте тот же апостол говорит: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Там же, ст. 19) — и еще: не только мы, но и «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Там же, ст.23). Итак, нужно ли еще исследовать, что это за стенание и что за страдания разумеются здесь?

Но прежде всего посмотрим, какова та суета, которой покорилась тварь. Я думаю, что эта суета — не что иное, как тела; ибо, хотя тело святых и эфирно, но все же материально. Вот почему, мне кажется, и Соломон всякую телесную природу называет как бы тягостной в некотором роде и задерживающей силу духов; он говорит: «Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует — все суета! Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета сует и томление духа!» (Екклез. 1:2-14). Этой именно суете и покорена тварь, в особенности же тварь, имеющая в своей власти величайшее и высшее начальство в этом мире, т.е. солнце, луна и звезды; эти светила покорены суете; они облечены телами и назначены [в числе прочих обязанностей] светить человеческому роду.

«Суете», говорит, «тварь повинуется не добровольно» (Римл. 8,20); в самом деле, тварь не по своей воле приняла предназначенное служение суете, но вследствие того, что этого хотел Покоривший ее, — ради Покорившего, Который в то же время обещал существам, недобровольно покоренным суете, что по исполнении служения великому делу, когда настанет время искупления славы сынов Божьих, они освободятся от рабства тлению и суете. Восприняв эту надежду и надеясь на исполнение этого обетования, вся тварь совокупно стенает теперь, имея, однако, любовь к тем, кому она служит и соболезнует, с терпением ожидая обещанного.

Смотри же теперь, к этим существам, покоренным суете не добровольно, но по воле Покорившего, и находящимся в надежде на обетования, нельзя ли применить следующее восклицание Павла: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филип. 1:23). По крайней мере, я думаю, что подобным образом могло бы сказать и солнце: «Желание имею разрешиться или возвратиться, и быть со Христом, ибо это несравненно лучше». Но Павел прибавляет еще: «А оставаться во плоти нужнее для вас» (Там же ст. 24). И солнце, действительно, может сказать: «Оставаться же в этом небесном и светлом теле нужнее ради откровения сынов Божьих». То же самое нужно думать и говорить так же и о луне, и о звездах.

Теперь посмотрим, что же такое свобода твари и разрешение от рабства. Когда Христос предаст царство Богу и Отцу, тогда и эти одушевленные существа, как происшедшие прежде царства Христова, вместе со всем царством будут переданы управлению Отца. Тогда Бог будет «все во всем»; но эти существа принадлежат ко всему; поэтому Бог будет и в них, как во всем.» (Ориген, О Началах.)

Благодарственная речь Оригену

И, в заключение, впечатление об Оригене св. Григория Чудотворца, который был у него учеником.

Когда св. Григорий Чудотворец (тогда еще Феодор) впервые пришел к Оригену, то «был поражен его речью, как стрелой». Это напишет потом он сам в «Благодарственной речи Оригену».

Речь эта представляет исторически первый христианский панегирик. И славословит Оригена, притом, один из наиболее знаменитых святителей первых веков. Пока не приняли канон Символа веры на соборе первом вселенском, большинство христиан произносило его так, как учил Григорий.

Влияние Григория было велико в Малой Азии, в земле скифской. В земле семи церквей Откровения Иоанна. Поэтому и после Юстиниановых выкрутасов оставалась она землей последователей Оригена.

Святой Григорий говорит о своем Учителе: «Ориген это муж, который… для тех, кто может проникать своим взором в глубины внутренних качеств… наделен высшими преимуществами, которые приближают его к божеству». Григорий Чудотворец в «Благодарственной речи» описал также стадии обучения, какие требовал проийти Ориген.

Первой была «диалектика», под коей понималось познание не только внешней стороны вещей, но и внутренней сущности, а также и развитие способности излагать свои мысли. А также и обучение критицизму и даже скептицизму. Вера – полагал Ориген – вовсе не должна быть слепой.

Затем «физика», целью которой было развитие и формирование «низшей части души», исследование зримых форм сего мира в целом и его частей; практиковались геометрия, астрономия, астрология, что позволяло ученику, как по лестнице, восходить до «доступного неба» (Речь, VIII, 112-114).

Затем переходили к небу незримому – к «этике». Задачей ее было сделать учеников невосприимчивыми к скорбям, бесстрастными в отношении всех зол.

«Высшая добродетель есть отрешенность», около тысячелетия спустя станет учить Мейстер Экхарт. При всех внешних различиях поражает глубинное сходство учений Оригена и Экхарта. То, в чем сходны они, имеет, в свою очередь, очень сильное сходство с богословским и философским ядром Русской Северной Традиции.

Отрешенность, учил Ориген, сделает искателей истины внутренне упорядоченными, уравновешенными, подлинно богоподобными и блаженными (IX,116). Конечная цель преподаваемой Оригеном этики состояла в том, чтобы «чистым умом уподобившись Богу, приблизиться к Нему и пребывать в Нем» (XII, 149).

Сейчас на Западе принято называть священника «ваше преподобие». Помнят ли, что о богоподобии как цели совершенствующихся в учении Христа говорил Ориген. И он же говорил о Христе – о Логосе (Слове) Воплощенном – как о Богочеловеке.

Заключительным этапом образования как раз и было богословие, органично включавшее в себя любомудрие (философию). По словам св. Григория, Ориген требовал чтения произведений всех древних философов и поэтов, за исключением «безбожников», «и сам он шел вместе с нами  впереди, ведя нас за руку, словно во время путешествия, на тот случай, если встретится на пути что-либо неровное, потайное или коварное» (XIV, 170-171). По мере преподавания философии Ориген приступал к собственно теологии, которая заключалась в основном в осмыслении сказанного в новозаветных книгах (прибегая, по мере необходимости, и к некоторым ветхозаветным). Толкования учителя рождали у св. Григория впечатление, что Ориген находится «в постоянном общении с Божиим Духом»(XV, 179) и имеет от Бога величайший дар – «воспринимать как бы из уст Божиих и изъяснять людям, как это доступно для человеческого слуха» (XV, 181).

В школе Оригена могли состоять люди любого вероисповедания. Ориген требовал только взаимного уважения и честности в богословских дискуссиях, т.е. чтобы они велись по правилам сократической беседы. Только в таких спорах и рождается истина. В том же, что рожденная на глазах учеников истина явится торжеством христианства именно, Ориген нисколько не сомневался и поэтому лишь следил, чтобы не передергивали и не переходили на личности, т.е. соблюдали ту самую отрешенность.

Св. Григорий Чудотворец писал: «Нам ничего не было запрещено, ничто не было от нас сокрыто. Мы пользовались возможностью узнать всякое слово, скифское, варварское и эллинское, тайное и явное, божественное и человеческое, кочуя от одного к другому совершенно свободно и исследуя их, пользуясь плодами всего и наслаждаясь богатствами души; было ли это некое древнее учение об истине, или же его можно назвать как-то иначе, — мы погружались в него, полные чудесных видений, будучи снабжены прекрасной подготовкой и умением. Одним словом, это поистине был наш рай…».

о боге, судьбе, душе, звездах

P.S. Ориген был известен как сторонникам, так и противникам, как человек, который говорил только то, что либо знал вполне точно, либо продумывал очень тщательно. Поэтому и до сих пор огромен его авторитет как исторического источника. Профессор Василий Болотов пишет: «Путеводною звездой может служить показание Оригена, помещенное в начале третьей книги истории Евсевия: Фома получил в удел для проповеди Парфию, Андрей — Скифию, Иоанн — Асию; а Петр — в Понте, Галатии, Вифинии, Каппадокии». Сейчас непререкаемо известно, что ап. Андрей проповедовал в пределах Скифии, как и сказано у Оригена. В древнейшем известии предполагается Скифия великая; мы читаем, что он проповедовал в Скифии, в Согдиане и у Саков. Затем у скифов по восточным берегам Черного моря, где деятельность ап. Андрея локализируется около Севастополя великого (близ нынешнего Поти). По Епифанию монаху, апостол доходил до Крыма и земель более удаленных. Место деятельности ап. Андрея указывают еще во Фракии» (Болотов В.В., Лекции по истории Древней Церкви).

Приложение. Русская исконная протохристианская вера во всеспасение.

Великий славист Илья Иванович Тёрох (1880—1942) написал в книге «Карпаты и Славяне. Сварог. Предание» (Общество ревнителей русской старины, Нью-Йорк, 1941):

«Славяне верили в загробную жизнь и в бессмертие души и, как никто другой в мире, почитали души своих предков. У русских славян для этого имелись особые праздники, обряды и игры.

Еще в дохристианские времена у них было понятие о добре и зле и о посмертном награждении души раем (о чем свидетельствовали арабские путешественники Масуди, Ибн-Фоцлан) или наказании ея пеком (или пеклом). Причем славяне вознеслись до наивысшего понятия о Едином Боге и верили (и это можно услышать и ныне от галицко-русского крестьянина), что Бог, как совершеннейшее добро, не наказывает, а карает сам грех, т.е. злое дело, которое вмещает в себя и наказание, подобно как благое дело содержит в себе и награду.

Славяне ведали, что кара из греха и награда из благого дела являются сами по себе как дым из огня и пар из воды. Эта кара или награждение никогда не минуют прегрешившего или благочестивого. От галицко-русского простолюдина, сохранившего учение древней славянской веры, можно услышать также, что грешники в пекле (аду) не обречены на вечные муки, что придет время, когда люди на земле опять станут Божьими детьми и будут творить только добро, которое белым могучим лучом проникнет в пекло и, рассеяв черную тьму, переменит его в рай и таким образом освободит от мук всех в нем пребывающих. (Слово пек, пекло — употребляется в Галичине, как и во всех других славянских странах, вместо употребляемого в русском литературном языке греческого слова ад.)

Выражения: Бог Всевышний, Дух, душа, Синяя Сварга т. е. небо-небеса-рай-ирий, пекло, черт, бес, добро, зло, грех, совесть и многие поговорки и пословицы к ним относящийся — дохристианские славянские русские, в чем соглашаются почти все мифологи» (Илья Тёрох, 1941).

Ни у какого другого народа не найти столь полного, всеобъемлющего совпадения веры народной с верой христианской! Русскую народную веру, следовательно, должно рассматривать как протохристианство.

Славянофобы возражают на это: напротив, это русский и другие славянские народы набрались от христианства этих понятий. Переняли. Переложили на свой народный манер проповеди чужеземных попов уже после того, как эти народы были крещены.

Неужели? Как раз Илья Тёрох  — а прежде него Стефан Веркович, издавший в 1881 году книгу древнеславянских богослужебных гимнов «Веда словена» — они проводили свои полевые исследования в таких землях, где влияние официального христианства было минимальным. Там османская империя веками насаждала ислам, навязывая его силой оружия. А народ вопреки официальной исламизации хранил иные совсем богословские понятия — богословие своей протохристианской народной веры.

Особенно обращает на себя внимание учение о всеспасениии (о том, что называется у Оригена апокатастасис). Оно было лишь у христиан ранних. А потом было вброшено из официального христианского учения, когда — по соображениям чисто политическим — византийский официоз подменял задним числом реальные скифские корни христианства корнями якобы эллинскими. Но вот прямые потомки первохристиан по крови прекрасно сохранили эту часть учения своих предков и не верят в такую нелепость, что всеблагой Бог мог назначить за временное прегрешение — вечные муки!

_______

* О подстрекательской деятельности иудеев свидетельствуют столь признанные авторитеты исторической науки, как Ренан и Гиббон (подробней в книге Джекоба Коннера «Христос не был евреем», 1936). И, главное, Жития раннехристианских мучеников, такие как, например, св. мученика Иустина Философа, св. мученика Лукиллиана, св. отроковицы Акилины, св. Кирилла Александрийского… Поэтому св. Григорий Богослов обличал императора Юлиана Отступника, пытавшегося возродить антихристианские гонения: «Ты такой же богоненавистник, как иудеи»!

Written by Логинов Дмитрий on Август 23rd, 2016. Posted in Статьи

Tags: , , , , , , , , , , , ,

Trackback from your site.

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: