Славянский мир
Конференция «Александр Федорович Риттих и Славянский мир»
14 декабря в конференц-зале Международного фонда славянской письменности прошла организованная Институтом русской цивилизации и Всеславянским Союзом конференция «Александр Федорович Риттих и Славянский мир».
Конференцию открыл директор Института русской цивилизации О. А. Платонов. В своем выступлении он рассказал историю издания самого выдающегося произведения генерал-лейтенанта А. Ф. Риттиха «Славянский мир». Эта книга, подчеркнул Платонов, стала своего рода манифестом славянского движения. В книге были собраны обширные историко-этнографические сведения о славянах, хотя и содержался ряд спорных моментов.
По Риттиху, славяне с древнейших времен расселились чуть ли не по всей Европе и части Азии, дойдя до Северной Испании, Бретани, низовьев Рейна, Южной Англии и Скандинавии. Аттилла, по его мнению, «не ходил попусту по разным землям Европы. Он шел туда, где были славяне, которых он был союзником, и воевал на стороне славян против готов, греков, римлян и прочих врагов славянству».
На Кавказе славяне жили по обе стороны хребта, заселяя в Закавказье весь бассейн Аракса, Чороха, всю Армению: там были Древлянское княжество, Тмутаракань, Басанейская Русь и пр. «Остатки славян Тмутаракани переименовались в касогов, яссов, черкес, кабардинцев, абадзехов (абазгов) и в другие уже больше известные истории народы».
Исходное же место расселения славян, по мнению Риттиха, – северо-западная Индия (праславяне расселились в Индию с Севера Евразии — см. мою книгу в соавторстве с Премавати — примечание Дмитрия Логинова). При этом «факт прибытия славян в Европу» автор относит «к эпохе, одновременной с созданием Карфагена».
«Из трех основных рас, – считал Риттих, – положивших начало народам старого света:
- хамитской (кушитской),
- семитической и
- яфетической (арийской, индоевропейской),
— только последняя явилась носительницей человеческого прогресса. (Как и христианской религии — примечание Д.Л.) Ни узкопрактическая смышленость хамитов, ни религиозный фанатизм семитов не заключали в себе истинных основ для духовного развития человечества. Широким полетом мысли, обнимающим всю сферу мироздания, пытливостию, которой тесна земля и которая стремится за пределы ее в бесконечность, отличается только ариец». Но арийцы опять-таки не все одинаковы. «Лучшим представителем этой богатой духовными силами и многосторонней отрасли человечества является славянин. Недаром гордые римляне из массы варваров отличали голосистых ретов, ретующих (вспомним книгу Валерия Чудинова «Правда о сокровищах Ретры» — примечание Д.Л.), словоизвергающих, поющих и на все слово имущих словен. Особенно богатство речи, обусловливаемое разнообразием выражаемых ею понятий, указывает на разносторонность натуры человека-славянина. В своем шествии с отдаленного востока до крайних пределов запада он с удивительною разумностью и с истинно-художественным чутьем вбирал в себя все лучшее, что могли представлять ему природа и другие отрасли человечества, перерабатывая приобретенное в свою духовную консистенцию».
«Великое славянское племя, – делает вывод Риттих, – должно объединиться, но объединиться не на федеративном начале (ибо федерация не соответствует характеру славян), а в форме присоединения к России». Масса славян, по мнению Риттиха, «давно уже смотрит на восток, откуда восходит солнце ее лучших надежд на будущее. Здесь, под сению едино- и самодержавия (Божья держава, Бог держит, помазанник) исчезали споры, и древние споры-славяне сделались русскими; здесь господствующая вера – православие, столь близкое всем славянам по их первоучителям св. Кириллу и Мефодию (первоучителями славян были не св. Кмрмлл и Мефодий, а св. Апостолы — см. книгу «Речи Арконова» — примечание Дмитрия Логинова); здесь язык развивался в полную и могучую речь; здесь на громадном пространстве нравы, обычаи, вес, мера, счисление времени и все, чем живет величайшее государство, все стало единым, все слилось в один могучий аккорд, к звукам которого Европа прислушивается с недоумением и боязнью». «Да, только Россия — и по своей истории и по своему современному политическому положению — может соединить в своем лоне разорванный славянский мир».
Исследования и мысли Александра Риттиха, несмотря на спорность некоторых из них, – подвел итог Олег Платонов, – сыграли огромную роль в развитии русской науки о славянстве.
С основным докладом о А. Ф. Риттихе выступил проф. П. В. Тулаев. Текст выступления в ближайшее время будет опубликован на сайте «Всеславянского союза» (www.vseslav.su; кроме того он появится и в следующем номере «Русского вестника»).
Доклад П. В. Тулаева сопровождался демонстрацией ряда редких географических карт из личной коллекции автора, иллюстрирующих распространение народов, в том числе и славянских, по территории Европы (в перспективе планируется издание отдельного атласа с этими материалами). В последовавшей по завершении доклада дискуссии приняли участие собравшиеся участники мероприятия, в том числе М. В. Дронов, А. В. Фатула, С. К. Комков, Н. И. Кикешев.
В уходящем 2016 году Всеславянский союз и Институт русской цивилизации организовали две конференции, посвященные великим славистам. На первой из них речь шла о В. И. Ламанском. В следующем 2017 году запланировано проведение аналогичных мероприятий, посвященных еще двум выдающимся исследователям славянства — Ю. В. Венелину и А. Ф. Гильфердингу.
- Президент Всеславянского Союза,
- академик Международной Славянской Академии,
- член Союза писателей России Николай Иванович Кикешев
Tags: исследователь - Александр Риттих, племя - касоги, племя - реты, племя - словене, понятие - яфетическая религия, река - Аракс, славяне
Trackback from your site.