Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Две кавказские легенды и руна Ца

© Владимир Толмачев, 8 мая 2019

Из курса Русские Слоговые Руны мы знаем, что руна Ца – это руна власти и, притом, власти особенной – не без мистики. Например, царская власть. (Царь – помазанник Божий, то есть имеющий уникальный дар непосредственного общения с Богом). А также руна Ца означает силу овладевания (ухватистость).

Посмотрим, может ли проявляться влияние этой руны в географических названиях и народном фольклоре разных этносов, например, народов Кавказа?

ЦАВЪ И ЦАВСКАЯ РОЩА

В Армении есть 40-км приток реки Аракс. Он носит навзвание Цав, означающее «отверстие», «пробуравленный». Из житейского опыта и гидрологии (науки, изучающей природные воды) известно, что вода, при определенных условиях, может пробить себе русло даже в твердых породах. А то, что пробивает должно обладать высоким потенциалом силы. Руна Ца в этом имени даёт возможность почувствовать эту силу и власть. Ведь никто искусственным образом не буравил ход воде в кремниевой скале. Она сама внутренней своей загадочной силой пробуравила себе отверстие и потекла именно так, как хотела, а не иначе.

Цав – особенный поток, обладающий тайной мощью и, как видим, властью над твердой скалой. (Маленькое чудо природы).

Окончание Въ – Цавъ – тоже слоговая руна, она придает направление силе Ца вовнутрь.

Кроме того, интересно, что в долине этой реки находится единственная роща восточного платана на Кавказе!

Платан в Армении почитался как священное дерево. Считается, что по шелесту его листвы жрецы могли определять волю Бога-творца и предсказывать будущее. О Цавской платановой роще, в частности, существует такая легенда (см.:  https://kalininka80.livejournal.com/110839.html):

«Древние армяне были древопоклонниками и платан считали патриархом всех деревьев. Его высаживали целыми рощами – под их ветвями человек обретал секреты душевной чистоты и благородства.
Самая красивая платановая роща находится в области Сюник. Когда-то здесь проезжал персидский шах Дарий, увидел платановую рощу, восхитился ею и стал думать о том, как бы посадить такой же образец благородства и чистоты в окрестностях своих дворцов в Тегеране. Он приказал нарезать черенки в платановой роще и немедля отправить их в Персию. Слуги царя выхватили кривые сабли, вырезали черенки, извели десятки деревьев. В спешке, спрятав их на спинах верблюдов, они увезли черенки в Тегеран и тут же высадили их перед дворцом.
И вот ждут-не-дождутся, когда те укоренятся. Но ничего не происходит. Не может армянский платан прижиться на персидской земле.
Тогда царь Дарий рассудил так:
– То, что не растет на персидской земле, не должно расти нигде в мире.
И он послал своих варваров, чтобы те уничтожили платановую рощу в Сюнике. Но прошло всего два года, и на корню уничтоженная платановая роща возродилась.
– Как же так? – негодует Дарий, обращаясь к своим звездочетам. – Что за сила в этих платанах, если их невозможно уничтожить?
Тогда один из визирей просит слова и говорит царю:
– Тайну эту не открыть без хитроумия и сноровки. Именно с их помощью под корнями этих платанов армяне придумали посадить пшеницу. А дерево, посаженное на пшеничные всходы, – бессмертно. Сколь ни выкорчевывай, все равно где-нибудь, да прорастет».

В этой легенде о мощных платанах, достигающих нескольких метров в диаметре и нескольких десятков метров высоты, просматривается и величие этих могучих деревьев, и некий магический компонент, использованный древними армянами. И Цавская роща начинает восприниматься как царская.

Фото kalininka80

РЕКА ЦАТАДОН

Другая легенда связана с четырехкилометровой рекой Цатадон – правым притоком р. Гизельдон (Сев. Осетия). Исток ее находится на высоте свыше 2 км и, что удивительно, в любую погоду вода в ней молочного цвета. Можно сказать, что это – своеобразный лечебный коктейль из минеральных солей, пузырьков воздуха, с большим содержанием кислорода. Однако, в лабораторных условиях, как оказалось, его не создать.

Легенда об этой реке следующая (См.: https://kozandrevna.livejournal.com/67089.html):

«Жил в этих местах небольшой по численности род горцев. Жили тяжело. Каждый день в борьбе за выживание. Работали тяжело и много. Сжалился над трудолюбивыми людьми Бог и решил хоть немного облегчить жизнь горцев. Превратил воду в реке в молоко. И через несколько десятков лет род окреп, разбогател и стал многочисленным. Горцы по-прежнему много трудились, бережно относились к воде молочной реки и каждый день молились и восхваляли своего Бога. Ни бед, ни болезней род больше не знал, пока один из сынов не женился и не привёл в отчий дом жену из далёкого аула. Была женщина из богатой семьи, не приученная к труду. Мужчины рода как всегда ушли кто коров и овец пасти, кто сено заготавливать, а женщины занялись повседневными делами. Молодую жену отправили стирать бельё в отдалённом ручье. Вышла она за околицу и увидела молочную реку. “И чего я потащусь к какому-то дальнему ручью, когда вода вот она, под боком”, – подумала женщина и устроила стирку в молочной воде. Увидел это Бог, нахмурился, но решил не наказывать горцев. Ему подумалось, что женщина не знала о святости реки. Принесла молодуха постиранное бельё домой, развесила. Все диву дались, до чего же оно белое, белее снега на вершинах гор, под которыми разрослось родовое селение. Стали её расспрашивать, как и где она бельё стирала. “Там, где и все стирают”, — пожала плечами молодая жена, а сама подумала: “Дудки, буду я вам к дальнему ручью с холоднющей водой бегать, ноги о камни бить да руки морозить!” Услышал такие мысли Бог, покачал головой, но дал возможность женщине исправиться. Но не тут-то было. Женщина снова отправилась стирать бельё к молочной реке. “Да ты просто лентяйка!” — вскричал Бог и превратил молоко в простую воду молочного цвета. Пришли горцы к реке за молоком, а в ней обыкновенная вода. И на большом камне сидит молодуха и стирает бельё. Поняли горцы, что из-за неё лишились они божьей помощи, прогнали лентяйку из селения, чтобы род лентяев не продолжался. С тех пор стали они ещё усерднее трудиться. Коровы пили воду из реки и давали вкусное молоко, вкуснее которого не было в Осетии. Стали приезжать в селение другие горцы – кто за молоком и сыром из него, кто за тёлочками. Селение возле Цатадона – белой реки – процветало. Ну, а молочного цвета вода осталась им в напоминание об утраченном подарке Бога».

Фото kozandrevna

Название «Цатадон», по данным крупного осетинского лингвиста А.Д.Цагаевой (1919–2009) означает «Цата река»[1]. И с этим вполне можно согласиться, ведь по-скифски древнейшее слово «дон» означает «вода».

Рассмотрим, что же означает слово «цата»?

Оказывается, так именно называлось традиционное скифское золотое украшение.

Интересно, если посмотреть на эту реку сверху, она немного напоминает дугу. И точно, это – главное украшение здешних мест.

Но у слова «цата» есть и еще более величественное значение. Так называется часть золотых или серебряных окладов образов Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери, святых.

То есть цата символизирует собой чин царства и первосвященства.

В пользу этой версии говорит и руническая характеристика названия золотоносной, в смысле, целебной реки Цатадон.

Слог Ца свидетельствует о силе владычества и господства воды в жизни людей в горах. Вода питает высокогорные пастбища, а те, в свою очередь дают корм для многочисленных отар овец. Это демонстрирует и мифологический сюжет вышеприведенного предания.

Слог Та указывает на тайну происхождения особых качеств воды, божественную – в легенде, и гидрохимическую – в научно-технологическом анализе (до сих не получается в производственных условиях достичь такого же как в природе результата!).

Наконец, слог До говорит о достижении (исключительно полезных свойств) и, одновременно, об ограничении и даже отрицании (стоит неправильно или неуважительно отнестись к данному тебе Богом дару).

Также и вода – великий дар, обеспечивающий жизнь, но и способна погубить.

Приведем цитату из новой книги Дмитрия Логинова «Благодать и жестокость: полюса библейских чудес»:

«Каин ушел в море: Нод (Быт 4:16), прочитанное наоборот, это Дон, а «дон» это по-древнерусски «вода». Каин символизирует атлантов, столицей у них был город ПосейДОНис. Атлантида же была островом [мятежным, развязавшим войну с Гипербореей, — прим. мое], который поглотили воды морские».

Так нередко и получается, что легендарное, даже библейское, тесно переплетается с действительностью.

________________

[1] см.: «Топонимы Северной Осетии». Владикавказ, 2010

Поделиться с друзьями в соцсетях:

Written by Владимир Толмачев on Май 8th, 2019. Posted in Статьи

Trackback from your site.

Comments (3)

  • Северина Сталь
    08.05.2019 at 9:52 пп |

    Владимир, великолепная статья, спасибо!!! Почему-то вспомнилась Царица Савская (ЦАВская) — сила большая была в ней..))

  • 09.05.2019 at 7:32 дп |

    Точно. И мне также на ум пришла царица Савская. И «царские скифы» (как именовал Геродот), чье знаменитое «скифское золото» и царская цата.

  • Владимир Толмачев
    09.05.2019 at 5:04 пп |

    Спасибо, уважаемые Северина и Лада. О её силе писал в своё время и Феоквилат Болгарский (2 пол. XI – нач. XII вв.), архиепископ Охрида в византийской провинции Болгарии (ныне республика Македония), называя её вслед за евангелистом Матфеем «царицей южной» (Мф.12:42) и символически понимая под ней «всякую душу, сильную и постоянную в добре» (Феоквилат Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки. Глава 11). Именно как «царица южная» она вполне оправдывает своё соотнесение с руной Ца, поскольку руна Са, если быть точным, – это руна заземления, укоренения, а также может обозначать и привязанность к своему (самое само).

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: