Иван Павлов родился под знаком Весов
© Дмитрий Логинов, из лекции 15 марта 2018
— Дмитрий, правильно ли я понял, что физиолог Иван Павлов, наша гордость, может быть отнесен ко ВТОРОМУ типу Весов?
— Да, правильно. Второй лик развертывания сего зодиакального Качества. Объективист. Будь первый он или третий, так не было бы, возможно, и культа Павлова в советской науке.
А культ имел место быть. В те годы, знаете, диссертацию физиологам советовали «подпавлить», чтобы она прошла ВАК. То есть: добавить побольше ссылок на труды Павлова. Верхогляды недоумевают, как мог этот культ сложиться. Ведь Павлов же революцию ругал! Советскую власть недолюбливал. Против репрессий писал в Кремль резкие письма. Обыкновенно таковых авторы потом сами подвергались репрессиям. Павлов это знал – смелый человек был. Но вот лично с ним — лишь вежливо дискутировали. И даже, иногда, угождали: освобождали кого-то из упомянутых в письмах Павлова как невинные жертвы.
В чем же тут было дело? Дело было… в ДУШЕ. Учение большевиков о душе копировало таковое саддукеев иудейских. Саддукеи учили: «Не существует ни духа, ни ангела, ни воскресения» (Деяния, 23:8)! То есть никакой бессмертной души, якобы, не существует. Следовательно: посмертное воздаяние невозможно. Вот это импонировало большевикам! Души не существует, посмертной жизни никакой и никогда не предвидится — значит, нечего и бояться Бога, потустороннего посмертного Судию. А надо бояться — «любить» — посюстороннюю тутошнюю родную Партию!
Но возникала проблема у Губельмана и легиона его воинствующих безбожников при внедрении сего бреда в массы. Ведь даже самый тупой из массы не мог не задаваться вопросом: если души не существует — почему тогда человек способен много на большее, чем неодушевленный предмет? И даже на много большее, чем другие живые твари?
Тут и оказался незаменим Павлов! Объективист. Спец по высшей нервной деятельности со своими простыми, наглядными физиологическими опытами. Что есть высшая нервная деятельность (ВНД)? — объективная реальность! А это, якобы, доказывает: мозг просто вырабатывает поведение наше, как, скажем, желудок вырабатывает желудочный сок! (Павлов был специалист №1 в мире как по ВНД, так и по физиологии желудка.) Мозг! Он у человека гораздо больше, чем у прочих живых существ (данные о дельфинах тогда, возможно, даже секретили). Вот человеческий мозг и вырабатывает поведение, причем не только лишь поведение вообще, но даже и социальное поведение! Так что необходимости нет предполагать наличие какой-то еще там души бессмертной. Поведение — в т.ч. социальное — может быть описано как различные комбинации условных и безусловных рефлексов.
Кстати, в состояниях социума ПАТОЛОГИЧЕСКИХ — возможно, что до некоторой степени оно так и есть. Революционное поведение может быть описано как диктатура безусловных рефлексов над условными. Причем эти безусловные подавляют сложные условные и навязывают иные — примитивные. Революционная трансформация сознания есть его биологизация. Доказательный труд об этом опубликован Владимиром Поповым к столетию антирусской революции во втором номере журнала «Славяне» за 2017 год: «Во время смуты, бунта, революции происходит ослабление условных рефлексов под напором вырвавшихся из подсознания безусловных рефлексов, что вызывает появление, развитие и укрепление таких безусловных рефлексов, которые работают на разрушение всей конструкции сдерживания животного начала в человеке» (страница 38 журнала). Но биологизация возможна неполная, и не со всеми, и непосредственно в экстремальных условиях путча только. Тогда как нормальное поведение человека вовсе не сводимо к рефлексам. Каким бы ни было. Это ясное дело.
Но ясное оно — нам. А когда полуграмотным или неграмотным вместе с грамотой и началами школьной арифметики вкручивали на тему собаки Павлова — они могли принять на ура! Как и принимали в большинстве случаев. Ибо эксперименты по рефлексам наглядны. Да и кто поумнее мог не заметить подвох. Ибо: Павлов! – он задолго до революции стал мировым светилом.
И еще одна деталь убедительности. Не только лишь на собаках опыты были. В экспериментах на людях сам Павлов лично, конечно же, не участвовал. А вот «принадлежащие к школе Павлова»… В лабораториях больницы им. Раухфуса, согласно свидетельству Ф. П. Майорова («История учения об условных рефлексах», М., 1954), по методике Павлова проводилось исследование условных рефлексов на детдомовцах. (Сфабриковано антисоветской пропагандой? Маловероятно. В то время ведь и в капиталистических странах было достаточно формального «согласия испытуемого», чтобы сотворить с ним что-то подобное.)
В итоге бесчеловечных экспериментов никто, вроде как, не умер. Но вы представьте: человеку вживляют все эти штуки, которые позволяют наглядно наблюдать и доказательно фиксировать, как в результате его высшей нервной деятельности мозга развивается условный рефлекс! Да уж, если Партия прикажет… Ей очень требовалось доказать, что не только там у собачек, а и у человека, будто бы, все есть одни рефлексы, то есть реакции – безусловные или условные – на окружающую среду. То есть поведение задаваемо полностью чем-то внешним. А вот ничего внутреннего, ничего изначально субъективного, никакой души – просто, будто бы, нет! Пришедшая к власти в результате антирусской революции 1917 года Партия очень боялась, что люди не станут бояться расстрелов и… вплотную займутся – Партией. В поэме «Страна негодяев» Сергей Есенин предполагал такую возможность: народ на Партию «сегодня гневен не вслух, а завтра придет с ножом»! Сочувственно предполагал. Не в этом ли причина «самоубийства» Есенина?
— Сейчас возможно и что похуже, чем опыты школы Павлова.
— Возможно. Но не такое. Теперь хоть атеизм не является госполитикой. Не требуют экспериментов, призванных доказать, будто бы человек может обойтись без души.
— Кое-кто из олигархов и так без нее обходится.
— И на это скажу: возможно. Но возвратимся к Павлову.
Иван Павлов, честный Объективист, полагал, будто бы души и Бога не существует. И очень о том жалел. Настолько, что регулярно ходил он в церковь — поиграть в то, что будто Бог все же есть. И в то, что будто бы у него, Павлова, все-таки есть душа. Не просто механическая комбинаторика из рефлексов, а нечто живое, вечное. Он вот как объяснял поведение такое свое: я, говорил, как ученый понимаю, что на самом деле есть только высшая нервная деятельность. Но ведь я же просто с ума сойду, если перестану иногда играть в то, что не настолько страшно, как оно имеет место быть на самом деле!
И Павлов играл столь прилежно, что приход храма регулярно избирал его именно — старостой церковным. И попик не мог нарадоваться на… благочестие этого атеиста.
Уж такова есть Объективистов судьба . Они не могут понять, что сама идея чего-либо объективного есть не более, чем их субъективное, только их, представление!
И в чем-то ведь они правы. Да, горизонты каждого расширяет — вполне объективно — лишь собственная его умность. И горизонты каждого сужает, объективно вполне и жестко, лишь собственная его же глупость.
— Так существует ли объективная реальность?
— А то! Она являет собой, конкретно, тот самый уровень в этой, так сказать, «большой компьютерной игрушке» какого именно ты вот нынче достиг. И очень даже она ЕСТЬ в этом смысле. И, более того, никакой реальности другой в каждый отдельно взятый момент времени не бывает. Но реальности преходящи, а душа вечна.
Tags: знак - Весов, исследователь - Иван Павлов, понятие - душа
Trackback from your site.