РУССКАЯ СЕВЕРНАЯ ТРАДИЦИЯ
Традиция. Принято производить это слово от латинского tradere: передавать.
Какой-то резон имеется. Традиция не существует без передачи. Когда ты излагаешь Традицию, ты передаешь дальше – другому – то, что тебе самому было передано.
Но передача переданного есть очень, очень особая разновидность этого tradere. Недаром полнота такой передачи торжественно именуется «посвящение». Полноту переданного не всякий может вместить. А кто смог – у них меняется жизнь: совершая внутреннюю работу, которая обеспечивает вмещение, они обретают способность, образно говоря, дышать иным воздухом.
Традиция, рискну сказать даже, подобна самому Богу. Подобна в смысле, что путь к ее полноте непрост, но самая полнота эта для того, кто достигает ее – проста. Так именно будет чувствовать посвящаемый в случае правильного пути и реального обретения.
Итак. Передача та, что в Традиции – очень определена и конкретна. Поэтому произведение слова «традиция» от голого лишь глагола «передавать», означающего характер действия вообще, но не определяющего конкретно передаваемое… такое произведение не бесспорно! Оно представляется несколько прямолинейным и механичным.
Какую-то структурирующую роль, конечно, на некотором этапе долгой жизни слова «традиция» сыграл и латинизм tradere. Но, согласитесь, разница велика между такими понятиями как, например, «трейдер» и «традиционалист»…
Слово ТРАДИЦИЯ есть отголосок присловья, древнего и теперь забытого: ТО – РОДИЦЕ. И вот что значит присловье. Родица – душа рода. Его незримая покровительница. Белая Дева. Берегиня исконного родового Обычая. Ангел-хранитель Рода… Так вот, осмысленное следование канону:
– памятование преданий;
– постижение мудрости, выверенной тысячелетиями;
– почитание предков…
это приношения Родице. То Родице угодно, благословенно, – судили предки. И отголосок их слов сохранился в этом, как будто иностранном, слове Традиция.
Каждый хоть единожды ощущал: существует нечто глубинное, Древнее. И ты по-настоящему живешь этим. А далеко не мельканьем тех мимолетностей, меж коих и по пути с коими существуешь день ото дня.
Сказано: «не хлебом единым жив человек» (Мф 4:4). Русский человек жив сначала Единым, а уже затем – хлебом.
Русского человека спроси: хочешь, будет тебе на каждый день твоей жизни дармовой хлеб, и даже с маслом и медом, но при одном условии – ты никогда не узнаешь, зачем все это: для чего ты живешь… тайну бытия, Бога, Единого, ты никогда не постигнешь; согласен ли? Русский по духу (а древнее слово Рус означает именно Дух) откажется. Потому что для русского жизнь есть разгадка тайны ее. А хлеб – это только средство.
Непреодолимо стремление русской души понять Окончательный Ответ. Причаститься Ему. Не только лишь узнать Его самого, но и дышать Им. Жить в простоте абсолютной ясности. Жить «по Правде».
Русский человек – философ. Больше чем немец или вообще западноевропеец. А почему это не всегда заметно? Потому что русский очень философ, предельно честный философ: не столько любит про Истину писать, сколь устремляется по Истине самой жить.
Иные скажут: зачем нам это все знать? Какой там еще Обычай? Ведь вон же как изменился мир. Двойное и тройное гражданство. Глобализация. Сегодня здесь, завтра там. Перекати-поле. Гражданин планеты…
Да и вообще. Не до жиру сейчас, быть бы живу! Инфляция. Преступность. Работы нет или работа плохая. Семью кормить нечем. Да и… какая это семья, если подчас друг с другом чуть ли ни на ножах из-за всяких неустройств и обид? А здоровье? А вредные привычки родных?.. А то – Род у них! С луны вы, что ли, свалились? Что древнее возрождать, когда теперь и современного-то не склеить?!
На это мы отвечаем: да, что касается творящегося на нашей земле и в мире – все так и есть. Хотя, заметим, существует и доброе, но злое перевешивает на весах современности. Что было прежде кошмар, то теперь обычай. Недоброе ликует вовне… да и внутри наших душ, случается, берет верх.
Люди Традиции отнюдь не закрывают глаза на то, что происходит вокруг. Век болен… Однако криз этой болезни минует уже вскоре и – есть надежда – век излечим. Произойдет излечение или нет – напрямую зависит оттого, сколь ясно и насколько многими будет осознаваться причина современного недомогания человечества.
Традиционалисты убеждены: первопричина недоброго это всегда ослабление чувствования корней – ослабление связи с Родом и связи с Богом. На нашей, конкретно, земле – это забвение большинством русских исконного Обычая своего, Традиции.
Точнее говоря не просто забвение, разумеется, а навязанная насилием или хитростью амнезия. Соблазнение чуждым. Что прежде слыло кошмаром, зовется теперь обычаем. Вот именно здесь и замкнут порочный круг.
Вместо обычаев родных и древних утвердились недавние да чужие, и не принесли нам добра. А своего Обычая исконного теперь мы не знаем, и даже знать не хотим, потому что он ошельмован. Покуда будет продолжаться сие, беды нас не оставят.
Ведь это же проверено десятками тысячелетий: любой народ счастлив лишь со своим исконным Обычаем – и несчастлив с чужим.
Русскому человеку для счастья нужен Русский Обычай. И если он возвратится, все нестроения расточатся, «яко исчезает воск от лица огня».
На это могут сказать: хорошо, я стану жить по Обычаю – ну и что? ведь мир от этого не изменится.
Да, мы ответим, от этого все вокруг сразу, во мгновение ока, не переменится.
Но переменится к лучшему твое душевное состояние.
А значит и здоровье твое.
И отношения в семье.
А значит, возрастет и работоспособность твоя, дела пойдут лучше.
Возможно, настолько лучше, что даже сумеешь ты ощутимо влиять на окружающий тебя мир.
Вот уж и недалеко будет – до изменения мира реально к лучшему.
Но это непростой путь. Это перерождение души, это восхождение, воскресение внутреннее, требующее сосредоточенного умного делания и постоянства воли.
Пророки разных народов предсказывали возвращение Золотого Века в начале нынешнего тысячелетия. Передавали притом, что этот расцвет начнется с невиданного возвышения земли русской, как никакой другой.
Источником сих пророчеств является наидревнейшее на Земле учение. Оно унаследовано от легендарного государства Арктов (Небесных). Двадцать тысячелетий назад, когда материк Арктида начал покрываться льдом и погружаться на дно морское, учение это было передано Русам (Светлым).
С этого времени существует Русская Северная Традиция. Знание, сохраняющееся в цепи живой передачи: от учителя ученику.
То, что выходит из-под пера писателя-традиционалиста – не плод индивидуального творчества, не точка зрения отдельного человека или объединенной идеей группы современников и даже не «собирание по крупицам» (научный поиск). Традиция есть передача целостного единого знания через века и эпохи от Истока и до настоящего времени. Традиция представляет собой самотождествование Ведение, естественная динамика явления которого прочно покоится на неизменности каноничной сущности.
Что было, то повторится. Недаром Русь прозвалась некогда Святою между народами. Она сохраняет высокое это имя и по сей день. И неспроста античные племена именовали Гиперборею раем земным. Слагали чарующие легенды о Земле Севера. Воспевали как место, где не существует ни печали, ни зла, ни бед, и даже самая смерть приходит лишь по желанию человека, когда он совершенно уже насытился этой жизнью и готов к Большему.
Прибегая к сравнению из области геометрии можно сказать, что Традиция представляет собой сам центр, а не какую-либо часть описанной около этого центра окружности. Традиция содержит в себе элементы науки, искусства, религии, философии и другие – и вместе с тем не сводима полностью ни к одной из этих частных сторон. Традиция – это жизнь Рода, взятая в ее цельности; причем единятся все составляющие живого организма его дыханием, изнутри, а не извне, не формой.
Традиция – не этнография, не фольклор в узко-научном смысле двух этих слов. Не справочник, например, по национальным костюмам и обиходу (хотя и про обиход, и про костюм традиционалист может рассказать очень многое: https://dolniy-lad.blogspot.com/ ). Потому что время не стоит на месте и какие-то стороны обихода от эпохи к эпохе весьма серьезно меняются.
Русский, отправляющийся на аэробусе в Египет, поступает в чем-то совершенно иначе, нежели русский, путешествовавший на тройке в соседнюю деревню. Но он от этого нисколько не перестает быть русским. Если не утрачивает некую духовную основу.
Вот это – русский исконный Обычай Духа – именно и интересует в первую голову. Эта первооснова вечна. Пока есть русские. Наш Институт богословия Русской Северной Традиции СВА и занят, прежде всего, изучением и преподаванием этой первоосновы: http://svainstitute.ru/ .
Даже и священные ритуалы, обряды могут претерпевать какие-то изменения с течением времени. Истинному традиционалисту как раз интересно живое течение этих форм. Поскольку позволяет оно тем лучше разглядеть вечную, неизменную от начала сущность Русского Духа в изменяющихся берегах временной исторической реки.
Первоочередное внимание последователя Русской Северной Традиции – к самой этой сущности:
– что есть такое первоисточная и неизменная Вера Русская?
– откуда произошел Русский Род? сколько нам на самом деле тысячелетий, кто предки наши?
– чем испокон жила и живет Русская Мысль? традиция древнерусской философии, богомировоззрение отцов наших…
Но это далеко не единственные из направлений нашего внимания. Традиция хранит ведение и о канонах русского семейного, родового, общественного и государственного устройства. О русской здраве телесной и, разумеется, душевно-духовной. И о былой славе нашей, воинской и не только. Традиция может рассказать о наиболее древних корнях русских священных праздников: Великие двунадесятые праздники . А также Русская Северная Традиция хранит пророчества о временах будущих.
Конечно, традиционалисты внимательны к такой области человеческого знания, как историческая наука вообще. Передавая Традицию, мы упоминаем и об открытиях современной исторической науки. И можем напоминать о данных, которыми располагала эта наука веков прошедших.
Не в качестве доказательства, но в качестве иллюстрации. Такого рода заставки могут облегчить восприятие передаваемого, прояснять возникающие по ходу недоумения. Ведь современный человек привык общаться на языке науки (более емких языков он зачастую просто лишен) и ему легче воспринимать, если имеются параллели из этой области.
Мы просто передаем то, что нам передано, ни в коем случае никому и ничего не навязывая, не убеждая, не заставляя верить. Мы сообщаем в таком объеме и на таком уровне, как позволяют рамки общедоступного или всего лишь чуть больше (иначе возникает опасность неверного понимания, а из него-то плодятся секты). Передаем же безотносительно того, что современной науке об этом известно, а что еще (или уже) неизвестно.
Мы так понимаем долг. Русская Северная Традиция обязана сейчас сказать свое слово, иметь представленность наряду с иными точками зрения. Потому что, мы убеждены, слово сие на благо Русскому Роду.
А древнее слово Рус означает именно Дух. И в этом смысле русское благо представляет собой и благо всего человечества. Куда заводят дебри материи, дебри поклонения противоположности того, что есть Дух –
кажется, человечество это уже почувствовало. Конечно, есть любители продолжать существовать в той иллюзии, по правилам игры которой бытие определяет Сознание, а, якобы, не наоборот. Но…
Но мы не собираемся, повторим, никому ничего доказывать, никого поучать. (Кто сам захочет учиться, всю жизнь этому посвятить, и получить посвящение в полноту тайны Великого Триглава, и стать, таким образом, одним из нас – это вопрос другой и отдельный.) Потому что реальной доказательной силой обладает находящееся внутри тебя – не вовне.
Твой разум: он ведь отличает подходы, благодаря которым вырисовывается целостная, не противоречивая внутренне картина, в которую укладываются все факты. Разум способен к самостоятельному различению этих подходов от иных, тех, которые позволяют видеть лишь какой-то хаос из разноплановых и разрозненных фактов, не обнаруживающий ни смысла, ни целостности… как если бы пожелавший утаить проигрыш перемешал карты, смахнул фигуры с доски.
Твоя глубинная память: мы не в первый раз воплощаемся на этой Земле. У большинства людей она спит, но что-то из нее ведь просачивается, все-таки… поэтому к одним версиям того, как развертывался исторический процесс, ты относишься с «инстинктивным» недоверием, а к другим – не менее «иррациональным» приятием.
Есть и третье. А именно – твое сердце. Когда ты к нему прислушиваешься, то ты дивишься: оно способно так просто и непосредственно доброе отличать от злого. Не к сердцу ли нашему обращается и Спаситель, когда Он сказывает, что «дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Мф 7:17).
Как говорили римляне, sapienti sat dictum est – сказано для понимающего достаточно. Вот, латинизмом эту статью случилось начать; латинизмом же мы ее, получается, и заканчиваем.
Но, тем не менее, вряд ли будет она по вкусу латинствующим. Как и любые прочие наши тексты. Приходит время отбрасывать суеверия и обращаться к Первоистоку. То есть к полноте, к чистоте Русской Изначальной Веры.
Спаситель говорит: «Не разрушить Я пришел, но исполнить». То есть обновить обветшавшее в мире временном сем, исполнить – восстановить до состояния изначальной полноты вечности.
Русская Северная Традиция сохранила: столицей Древлей Земли – Арктиды – был город Пола…
Мир в наше время, то есть, по крайней мере, весь христианский мир в курсе, что Всевышний Бог – триедин. Однако просвещены в этом сделались народы лишь за века после совершения Христом подвига Его. То есть – подавляющее большинство народов Земли. Но древние руссы поклонялись испокон Триглаву Великому.
Пожалуй, большинству сил, соперничающих меж собой сейчас на Земле, выгодно любыми средствами отвлекать внимание от этого факта. Но мы, последователи Русской Северной Традиции, постараемся, чтобы замолчать или дискредитировать этот факт у них все же не получилось. Как и другие подобного рода сведения.
© Дмитрий Логинов, 2003 – первая публикация. Вторая редакция статьи «Русская Северная Традиция» опубликована в альманахе «Исконный Триглав, 2» (М., ИД Альва-Первая, 2005). Выше приведена третья, новейшая на сегодняшний день авторская редакция 03.08.2012
Tags: Великий Триглав, Русская Северная Традиция
Trackback from your site.