Символика числовой детали
© Дмитрий Логинов, 22.11.2019
Восьмым чудом, которое совершил Христос, было исцеление расслабленного в субботу. Пятая глава Евангелия от Иоанна вот как повествует об этом:
«Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какой бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Исус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Исус говорит ему: встань, возьми твою постель и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял свою постель и пошел.
Было же это в субботний день. Поэтому Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; нельзя тебе брать постели.
Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми твою постель и ходи».
(Ин 5: 2—11)
Сейчас нас интересует символика числовой детали описания обстоятельств свершения сего чуда. Аспект, связанный с числом 5. Вспомним сколь подробно у Иоанна: «Есть в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было ПЯТЬ крытых ходов» (Ин 5:2).
Казалось бы, чего ради упоминать столь незначительную подробность? Какое отношение к совершению чуда имеет сведение, сколько там было ходов и каких? Разве что-то могло бы пойти иначе, будь больше их или меньше, нежели пять?
И все же, как убеждает масса примеров, нет в священном писании ничего, что было бы упомянуто там случайно. Купель располагалась у Овечьих ворот (они назывались так потому, что через них проводились овцы, предназначенные для кровавого жертвоприношения в храме иудейском). Эти ворота упоминает Ветхий завет единственный раз в книге Неемии. А именно этот религиозно-политический деятель извратил учение Моисея (и без того не отличавшееся терпимостью) до степени, как бы сказали нынче, религиозного экстремизма. Причем Неемия достиг этого, навязчиво пиаря — как это опять же назвали бы сейчас — ПЯТУЮ книгу Моисея, которая до него была известна мало кому.
И которую на деле Моисей… не писал! Как это убедительно доказал еще Спиноза в XVII веке. Свиток, получивший говорящее название «Второзаконие», был не оригиналом от Моисея, а произведением, так сказать, вторичным. Написанным, что называется, «по мотивам». То есть излагающим во многом тождествующее учению Моисея, но не идентичное оному. То-то свиток с этим писанием был «обретен» лишь незадолго до рождения Неемии! То есть — через полтысячелетия после того, как умер «написавший» ее Моисей!
Большинство исследователей уверены, что тогда левиты во главе с Хелкией просто приписали, желая укрепить свою власть, Моисею в дополнение к четырем его книгам, известным еврейскому народу, еще и пятую. Написанную, на самом деле, ими самими.
Это позволило позже ввести в оборот понятие ПЯТИКНИЖИЕ Моисеево, устоявшееся ко времени рождества Христа. Причем застрельщиками употребления оного были как раз Неемия и его соратники.
Он и Ездра задействовали книгу Второзаконие по самой полной программе. Их усилиями с написанным в ней стали знакомы не только иудейские священники да приближенные царя, но и весь народ. То есть, образно говоря, Неемия и соратники присовокупили этакое «пятое колесо в телеге» к ХОДОВЫМ, тогда как прежде было оно, можно сказать, запасным (использовалось по случаю, как, например: убедить простодушного царя Иосию предоставить левитам власть больше царской — см. главу «Одержание Неемии» в книге «О защите от бесов«). И вследствие столь оригинального «инженерного решения» иудейский экипаж занесло отнюдь не в ту сторону, в какую бы желал еврейский народ.
Факт этот признает и сам Неемия в главе восьмой своей книги: «Он [Ездра, его соратник] принес книгу закона Моисеева… и открыл Ездра книгу перед глазами всего народа… и читал на площади от рассвета до полудня… и весь народ плакал, слушая слова закона [т.е. Второзакония]» (Неем 8:1—9,). Плакали, так рыдая, что «левиты успокаивали весь народ, говоря: перестанте» (Неем 8:11).
Но, несмотря на неоднократные призывы левитов радоваться, еврейский народ не переставал плакать. Почему же? Ведь излагаемое во Второзаконии было подобно закону, так сказать, первому — евреям давно знакомому.
А потому не радовались евреи, что пятая «Моисеева» книга оказалась куда жесточе своих предшественниц! Требовала исполнения закона иудейского «с клятвами и проклятием». То есть — угрожая и очень ярко живописуя неисчислимые казни, бедствия, которые пошлет Яхве на свой избранный народ в случае неисполнения кем-либо из него требований закона. Перечислению неимоверных ужасов этих посвящена во Второзаконии почти полностью целая глава (Втор 28:15—68)!
В итоге еврейский народ оказался настолько запуган проклятиями из Пятикнижия, что это позволило левитам в дальнейшем установить яхвистский тоталитарный режим и диктатуру Синедриона. Этот «ветхозаветный плен» (как назвал иеромонах Роман в одном из интервью) оказался более тяжким, чем Вавилонский. Требования Второзакония и Торы в целом (Пятикнижия) статус непререкаемой, самодовлеющей реальности.
На соблюдении каких требований из Пятикнижия Моисеева в особенности настаивал Неемия? а) Евреям не вступать в браки с неевреями (Неем 10:30); причем он требовал нарушивших такой запрет по возможности убивать, а брак в любом случае считать недействительным. б) Соблюдать субботу в точности таким образом, как сказано было выше (Неем 10:31), в т.ч. не носить в день этот никаких нош; нарушивших такое требование он, опять же, призывал убивать.
И вот в купальне, «имеющей пять крытых (возможно, что и второе слово из выделенных несет символическую нагрузку: иудейский канон строго требует хранить свитки Пятикнижия укрытыми в «тик» — специальные ритуальные покрывала-футляры) ходов», Сын Девы из иевусейского рода, обитающего близ Тивериадского озера (о родичах Пресвятой Девы — в главе «Отец тверийский» книги «Евангелие от русских волхвов«, 2009), обрученной Иосифу, — говорит исцеленному Им в субботу: «возьми твою постель и ходи».
Этот материал представляет фрагмент книги Дмитрия Логинова «Проповедь чудесами», которая в настоящее время готовится к изданию. Следите за новинками АВТОРСКОЙ СТРАНИЦЫ!
нет похожих статей.
Written by Логинов Дмитрий on Ноябрь 22nd, 2019. Posted in Статьи
Tags: Ветхий завет, понятие - ветхозаветный плен, число - 5
Trackback from your site.