Тайна – тень Истины?
Тайна — тень Истины (статья), © Егор Александров, 2.02.2016
Что такое тайна? То, что пока недоступно, непонятно, неизвестно? Или тайна – то, что ты хочешь скрыть от других?
Тайна всегда «между»: между человеком и человеком, между человеком и обществом, между человеком и предметом или явлением из окружающего мира, между внутренними состояниями самого человека. Заметим, присутствие человека есть всегда.
Противоречивость бытия «двойственности» всегда разрешается проявлением третей силы. Тайна – это что-то третье, неразрывно связанное с двумя противоположностями или просто с двумя.
Но тайна не рождается из-за взаимодействий двойственности, она есть изначально, всегда. (Так точно и Единое не рождается из-за взаимодействия «Я» и «Мира». Единое существует вечно. Лишь воплощенное, перерождающееся сознание воспринимает бытие разделенным на «Я» и «Мир» [на «Я» и «не Я»].) По-другому не может и быть. Можно сказать, что тайна существует априорно, даже тогда, когда человек не называет её тайной.
Тайну найти можно везде, даже там, где кажется всё ясным и понятным. Тайна – это след, знак, тень Истины. По этим следам, знакам и игрою теней мы продвигаемся к Истине.
Как возникает ощущение тайны? В каком состоянии сознания ты понимаешь, что тайна есть?
Тайна – это состояние, когда ты ощущаешь, что между двумя что-то есть, и это «что-то есть» для тебя непонятно. Прежде, чем ты постигнешь тайну, есть два момента: знание о том, что тайна есть; и момент волшебства, когда тайна становится понятной.
Всё по образу и подобию: два пришествия Христа. Первое пришествие – свершилось чаяние народов о спасении мира от забвения и смерти. Второе – чистое волшебство «в силе и славе»! Превращение ветхого мира в «новую землю и новое небо». (Иоанн Богослов — Откровение).
Чтобы тайна проявилась необходимо три условия: первое, осознание себя или какой-то части себя; второе, осмысленное выделение из окружающего мира или мира внутреннего иного, отличного от тебя; третье, сопряжение первого и второго, связь или противоречия между ними. Первое, второе, третье – это не последовательность событий, это просто наименование событий и явлений, они взаимосвязаны.
Первое и второе, «Я» и «не Я» — это причина возникновения тайны? Или тайна – причина возникновения первого и второго, себя и не себя? Первое и второе сопрягается непонятным, непостижимым образом. Непостижимый образ – это третье. Это что-то между тобою и не-тобою, что возникает между всем и одновременно разделяет и привязывает, связывает различённых и разделённых во что-то целое, гармоничное, логичное, красивое. И что эта за сила, которая всё держит вместе и не даёт разделиться, всё непостижимым образом сохраняет при постоянном изменении всего? Это тайна.
В этом третьем, в Непостижимом Образе, наверное, и существует, бытует тайна, как граница «между», межа, как водораздел, как черта, как мост, как переход, как дверь, как тень Истины. (Видя — но не видя! — Христа, язычник Пилат говорил презрительно: что есть Истина? Но Христос говорит: Я Дверь…)
Истину не видишь, а тень от Истины можешь наблюдать. Тень Истины для нас является постижимой тайной. При определенном состоянии ума, но все же постижимой.
Проецируя на свою «смысловую плоскость» тени Истины, ты пытаешься из теней-тайн воспроизвести сам образ Истины. Истину Истины. Христа. (Он связывает «Я» и «не Я». Члены христианской церкви есть единое Тело Христово. Точнее, Он воскрешает связь.)
По одной проекции на плоскость от предмета — образа трёхмерного не собрать. Необходимо, как минимум, три проекции (для нашего трехмерного мира), что бы аксонометрическое (объёмное) представление получить. Чтобы по чертежу представить аксонометрию предмета по трём проекциям, необходимо внутреннее усилие, можно сказать подвиг малый, необходимо перейти черту, выйти за рамки плоского восприятия, чтобы из плоского представить объём. Смотришь, смотришь на чертёж, на плоские проекции детали и не можешь представить деталь в её объёмной форме, морщишь лоб, чешешь затылок, и потом раз и в голове прояснилось, и деталь стала для тебя объёмной и понятной! Вот этот волшебный момент перехода от неведения в понимание и есть самое интересное. Как спал-спал, а потом проснулся. Что это за момент, что это за миг? Чувствуешь, что кто-то помог. Но Кто помогает? И, причем, помогает только тогда, когда ты «впрягаешься» в работу… Тайна.
Может это и есть способ постижения тайны? Личное усилие, личный малый подвиг. За тебя этого никто не сможет сделать, никто, только сам. Но истина не трёхмерная, она бесконечномерная до полного «снятия» всякой мерности. Значит, и тайн-теней для нас в нашем мире множество. Их столько, пока не устанешь и не поймёшь, что вообще-то тайн нет. Всё-всё, что ты видишь – это тени Истины. И, самое главное, поймёшь, что ты сам тоже тень Истины. А то, что между, внутри, снаружи – это Дух Единый, а ты сам – одно из Его воплощений, одна из степеней Его безграничной свободы. (Подробнее о том читай в книге Дмитрия Логинова «Русская Тайна. Перерождения»).
Тайну, сакральную тайну, не будем путать с секретами. Секреты – не тайна и не тень Истины, секреты – это произвол человеческий. Секреты охраняет закон, а тайны – КОН. Всё тайное становится явным. Процесс предопределён, собирать надо тайны, а не секреты. Тайны – это сказки Истины, сказки Духа Единого. В сказке ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Собирать секреты, это собирать кроссворды, максимум тренировка мозгов. Кроссворды люди придумывают, там тайны нет.
Хранить тайну – это сохранять достигнутое собственными усилиями, собственными малыми подвигами; беречь от возврата в состояние неведения и забвения; не допускать отвлечения на не нужное, на секреты людские.
Хранить тайну – это накапливать осмысление, чувствование целостности, нераздельности.
Хранить тайну – это сбережение проекций-теней Истины уже настигнутых тобою и присовокупление к ним новых осмыслений-прорывов-открытий. Но сберегать надо таким образом, чтобы была возможность открыть великую Тайну, Истину. Построить великую «аксонометрию» (многомерную, многоуровневую, целостную), лично твою, такую, на какую тебе хватило сил и дерзновения, на что ты оказался способен. Но не надо замыкаться на себе. Не забывай, что ты «стоишь на плечах гигантов». И, опираясь на весь духовный опыт прошлого, делаешь новый шаг вперед. Вот это и есть преемственность традиции, золотая цепь передачи хранителей Тайны. (Русская Северная Традиция, согласно ее собственному преданию, передается от учителя ученику непрерывно целый Платонов год — 12 астрологических эпох.)
Тайна – это КОН. Секрет – это закон. (Апостол Павел не потому ли называет закон иудейский «смертоносными буквами»? Каиафа, иудейский первосвященник, раскрыл Пилату секрет, сказав ему о Христе: «у нас есть закон, по которому Он должен умереть». Закон иудейский суть засекреченная борьба против постижения человеком Тайны Бога Живого и, соответственно, христианство есть антииудаизм, как можно прочесть об этом в статье Дмитрия Логинова «Евангелие от скифов».)
В каком социальном устройстве общества мы живём? У нас главенство закона, забвение и профанация КОНа. По всему миру так сейчас. Перевёрнута иерархическая пирамида. Так и две тысячи лет назад было. Что же случилось за эти две тысячи лет? Почему уйдя от ветхого закона, мы опять поклонились нео-ветхому закону? Какое должно быть социальное устройство общества? Или принять закон, запрещающий главенство законов? Вопрос из серии: «Что бы эдакое съесть, чтобы похудеть?»
Сын Божий Иисус Христос – Человек и Бог одновременно. В Нём не было тайн, и для Него не было тайн, Он и есть Истина. Это знание и есть тайна для меня. Как перейти от тайны к Истине? Как перестать завороженно смотреть на игру теней снаружи и внутри? Какое личное усилие необходимо сделать, какой личный подвиг надо совершить? Смотришь в тайну Сына и … духа не хватает через черту к Нему перейти. Слаб дух мой отделённый, отдельный. В Иисусе Дух Единый, во мне же дух мною же отделённый от Духа Единого. (Христос говорит: Дух дышит, где хочет, и только учителя Израилевы не знают этого. Юрий Миролюбов, что сохранил Велесову книгу и постиг ее тайны, приводит присказку посвященных в Русскую Северную Традицию: Стриба дше, аки хще. Ибо Стрибог есть Дух Единый.)
Почему? Как дух мой отгородился от Истины? Не потому ли, что считаю свой дух своим, а Духа Единого недостижимым и поэтому чужим. Страшно со своим расстаться. А кому, спрашивается, страшно? Оказывается, душе моей. Дух – мой, душа – моя. До такой степени это МОЁ, что даже тело понадобилось, чтобы «моё» существовало отдельно от всего! Надо ли душу беречь? Слова Христа передает евангелист Матфей: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матф.10:39).
Как это возможно, отдельно от всего? Невозможно. Рядом всё есть, и с этим рядом неразрывная связь. С телом – другие тела, с душою – другие души, с духом – другие духи, но почему-то кажется, что будто бы они не мои… Тогда Чьи они? И я Чей? Кому родной, кому чужой? Для Иисуса все свои, все родные. Дух Единый на Нём и в Нём. А Иисус чей? Дух Единый чей? Тайна.
Истина. Истина как триединство. Триединство всеобщее, глобальное, повсеместное, настолько всепроникающее, что становится Единым. Тайна. Тайна тайн. Тайна тайн тайн…., прямо в единое, по прямой, как стрела, как Иса (Ису — Стрела — называли Христа во времена Его земной жизни, см. статью Северины Сталь «Христос назвал Свое Имя»), через и с Иисусом, Он и дверь и Он и «через» дверь.
Хранить тайну – это тайну таить, утаивать. Созвучно – лёд тает, из льда получается вода. Особая талая вода – живая. Оттаял тайну, собрал капельку живой воды – сбереги её. Если у другого есть капелька живой воды, соедините их, они волшебные, живые. У тебя и сродника твоего по две капли на каждого будет, а не две на двоих. Сколько можно таких капель собрать? Капли собираешь в арифметической прогрессии, а соединяя со сродниками, получаешь их в прогрессии геометрической. И тогда, воистину, капля правды перевесит мир.
Капля правды
Хотя и рядом, да не вместе
И грех, и святость столько лет.
Но капля Правды перевесит
Греховный мир — прельщённый свет.
А ложь над новым поколеньем
Восходит истиной, как встарь.
И ху́лит Бога в ослепленьи
Из праха созданная тварь.
Увы, неправда не престанет
Собой вселенную питать…
И всё же капля перетянет —
Пречудной силою Креста.
Иеромонах Роман <11 мая 1991>, Корецкий монастырь
Примечание Дмитрия Логинова. В римских катакомбах есть раннехристианское надгробье второго века — могила святой Филомены. Изображены на мраморной плите две стрелы и… якорь, якобы, как сейчас полагают. Вроде как это какие-то секретные знаки… А на самом деле символическое исповедание Тайны Троицы. Отец символизирован арбалетом (да, напоминающим якорь). Исходят от него две стрелы: Сын и Дух. Православное догматическое богословие: Сын происходит от Отца путем рождения, Дух путем исхождения. Латины затем и трактуют арбалет якорем, чтобы не видеть, что изображено на гробнице Филомены опровержение их ереси насчет филиокве: стрела может изойти от арбалета, но не может изойти стрела от стрелы. А Сына при Его земной жизни так и называли: Стрела. Поэтому скифы еще до Р.Х. изображали Великий Триглав как Лук-Стрелу-Тетиву. Что и сохранилось в гербе древнего русского города Вятка (позднее над стрелой был добавлен равносторонний двенадцатиконечный крест).
Tags: Великий Триглав, город - Вятка, понятие - кон, понятие - Я и МИР, Русская Северная Традиция, символ - стрела, Стрибог, Троица пресвятая, Христос
Trackback from your site.
Comments (7)
Оригинальная статья, но при этом каноническая. Особенно понравилось сравнение: “Хранить тайну – это тайну таить, утаивать. Созвучно – лёд тает, из льда получается вода”. Есть северная руна Ис, означает лёд, начертывается как вертикаль I. Очень похоже на стрелу Иса. как символически изображали Христа древнейшие ведические тексты.
«уйдя от ветхого закона, МЫ опять поклонились нео-ветхому закону».
Егор, о ком это Вы? О своём задумались?
На кого рассчитана статья?
Чистый измышлизм, хотя бы ссылку одну дал по теме для весомости.
Starik_Uraij здравствуй. Спасибо за внимание к статье. «Егор, о ком это Вы? О своём задумались?» — да, о себе и про себя писал. И о своём задумался, про себя думал и у себя спрашивал, а ответы искал где смог. Когда писал ничего и не на кого не рассчитывал, не перед кем не отчитывался.Если статья показалась для тебя измышлизмом, то буду рад и буду очень благодарен за более развёрнутый анализ мыслей, можно без ссылок, просто свои мысли своими словами.
«уйдя от ветхого закона, МЫ опять поклонились нео-ветхому закону» — например, наша дума принимает огромное количество законов, которые не выполняются и нарушаются,творится беззаконие, выпускают новые законы против этого беззакония, вновь принятые законы опять нарушают, творится более изощрённое беззаконие и так далее. И со временем беззаконие становится законным, только надо умно провести законные процедуры. Лучше наша жизнь не становится. И уже известный теле- и радио- ведущий вовсю призывает к жесточайшей диктатуре закона. Юристы, адвокаты, толкователи законов, или просто «законники» паразитирует на этой ситуации. Очень похоже на ветхозаветную историю. Для меня это очевидно. Это не единственный пример. Можно подойти к зеркалу и посмотреть на себя (это я про себя, не про тебя), как на тупого исполнителя безсмысленных законов. Так и пишется статья.
Большое спасибо, уважаемый Егор, за Ваш замечательный и своевременный вклад в дело развития сознания русских людей. Ваша интересная и поучительная логика рассуждения, необычная и неожиданная для многих людей нашего времени, и вместе с тем таящая в себе и глубину, и широту, вполне можно сказать – живая логика, при желании позволяет и охватить многообразие мира, и постигнуть суть своего я, содержащем в своей глубине объединяющую Тайну запредельного.
Владимр, спасибо за добрые слова и поддержку.
Для человека, лично для него самого,нет ничего более авторитетнее, чем авторитет традиции, как цепи преемственности от учителя к ученику в передачи ведения. Если он ученик.
Для человека, лично для него самого, нет ничего убедительнее, чем собственный опыт озарений и открытий. Если он ищет.
Для человека, лично для него самого, нет ничего увлекательнее, чем постижение законов мироздания и наблюдения течения жизни. Если он видит и слышит.
Это триединство: Традиция, Духовидчество, Естествознание.
На этом и пытаемся стоять.
Каждый имеет право на свое видение. Мне лично статья «Тайна — тень Истины» напомнила по своему философскому и богословскому темпераменту знаменитый трактат священника Павла Флоренского «Столп и утверждение Истины». Там тоже используются фигуры речи «я», «мы», но как-то сразу же интуитивно понятно, что это не столько всё «про себя любимого» (или в назидание нам любимым), сколь о любви и пути души к Богу, к Истине. Еще бесстрашней работает этим инструментом «я» для исповедания этого же, пожалуй, Лев Карсавин в «Поэме о смерти».
Спасибо, Егор! Мудрая и, действительно, необычная оригинальная статья!