Христос есть первосвященник по чину Мелхиседекову
Христос есть первосвященник по чину Мелхиседекову
(из бесед с Тихоном Арконовым)
Однажды я попросил Арконова пояснить подробней библейские понятия «ветхий», «новый». Тихон удивился:
— Чего же тут пояснять? У апостола Павла разве не читал об этой великой полярности, составившей осевую антиномию Библии?
— Павел разумеет Новый завет как противоположность Ветхому, – продолжал Тихон, – и поясняет, в чем именно противоположность, в главе восьмой своего Послания к евреям. Первоверховный апостол разжевывает им смысл одного из речений Христа: говоря «Новый» о завете СВОЕМ, Христос показал ветхость ИУДЕЙСКОГО, «а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр 8:13).
— Тогда, похоже, в другом Послании – Коринфянам – Павел называет иудейский закон (Ветхий завет) «смертоносными буквами» (2 Коринф 3:7) еще и в том смысле, что даже и самим себе таковые литеры несут смерть?
— Воистину. Именно эта мысль выражена в знаменитом «Слове о законе и благодати» святителя Илариона Киевского. И вынесена даже в само название сего богословского трактата… Помнишь, какое у этого Слова РАЗВЕРНУТОЕ название? Примерно такое вот, если не изменяет мне память: «О Законе, Моисеем данном, и о Благодати и Истине, через Исуса[1] Христа явившихся. И – как Закон отошел, Благодать же и Истина всю землю наполнили: православная вера на все народы распространилась».
— Да, – продолжал Тихон, – при жизни митрополита Илариона Русина, основоположника Киево-Печерской лавры, ставленника Ярослава Мудрого, в первой половине одиннадцатого века по Р.Х. православная вера еще на все народы распространялась. Но только вот… не долго уже тогда благолепию сему оставалось длиться! Римское властолюбие в лице кардинала Гумберта подготавливало католическую схизму. То есть отщепление западных митрополий. Чтобы уже не на все народы простиралась православная вера.
Причем какую, ты думаешь, претензию предъявил Гумберт православным архиереям? А вот, в отлучительной грамоте 1054 года пунктом обвинений седьмым стояло: «злословите закон Моисеев»! Причем – вполне справедливо значилось: в те времена православные пастыри почитали еще своим долгом так поступать – вослед первоверховному апостолу Павлу и Самому Христу!
Но только вот о последнем обстоятельстве – что вослед – не упоминалось, конечно, в грамоте Гумберта. Ведь замысел стоявших за кардиналом-сепаратистом как раз и был: заставить западные народы отступить от ортодоксальной чистоты христианства – сделать крен в сторону Моисеева закона… безблагодатного и неистинного, как это подразумевает уже самое название «Слова о законе и благодати» святого чудотворца Илариона Киевского.
— Знаковое совпадение, между прочим, – продолжал Тихон, чуть помолчав. – Ярослав Мудрый, поставивший русского монаха в митрополиты, умер как раз в год схизмы, то есть когда половина христианского мира перестала быть православной. Тут как бы небесный знак: в 1054 году скончалась на земле сама мудрость! На русской-то земле, впрочем, разум торжествовал и еще половину тысячелетия – не отступали от чистоты апостольского учения, пока ни достался патриарший престол не русскому ни по крови ни, тем более, по духу расколоначальнику Никону.
Теперь же, после никонианской реформы-ереси, даже и православный официоз предпочитает не видеть многие вещи, вроде бы очевидные. Евангельское слово цитируют еще, слава Богу, но все ли понимают уровни его смысла? Раскроем, например, Евангелие от Матфея, главу 15-ю:
«11. Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
12. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи [священники иудейские], услышав слово сие, соблазнились?
13. Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится.
14. оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Вот это слово Христа о скверне, исходящей из уст, и о слепых вождях нередко включают в проповеди (как правило, по частям, а не в цельности). Но понимают ли, что речением этим Сам Сын Божий свидетельствует: ветхозаветное священство насадил НЕ Отец Христа! Напротив: насаждение священства по чину Ааронову было ОТПАДЕНИЕМ от веры в Отца, то есть оно было СХИЗМОЙ.
И это далеко не единственное место из книг Нового завета, которое вопиет: не так надо понимать, как многие сейчас думают, будто еврейское, ветхозаветное священство стало с какого-то момента плохо служить Богу, а потом пришел Христос и выправил это плохое служение до хорошего. Потому что иначе говорит Сам Сын Божий, как это мы видели выше – Христос говорит: НЕ Отец Мой Небесный насадил то священство, которое по чину Ааронову.
Еврейское ветхозаветное священство «по чину Ааронову» (Евр 7:11) насаждалось не Отцом Христа и не в качестве служителей Отцу Христа. Установления брата Моисея противоречили чину Мелхиседекову, о чем ясно говорит Христос, например: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф 19:8). Священники по чину Ааронову от самого поставления своего были служителями лишь племенного (этнического) бога евреев. Причем и племени своему иудаизм они насадили под страхом смерти: «Всякий, кто не станет искать бога Израилева, должен умереть, малый ли он или большой, мужчина ли или женщина» (2Паралип 15:13), отвращая насильно, таким образом, от чина Мелхиседекова «страхом иудейским» (Ин 19:38). Такое священство в принципе не могло служить – хорошо или плохо – Богу Всевышнему, то есть Отцу Господа нашего Христа, потому что было слепорожденным в смысле возможности видеть Отца Христова.
Поэтому Христос и предрек ученикам: «Изгонят вас из синагог… так будут поступать, потому что, как не познали Отца, так не познают и Меня» (Ин 16:2,3). И сбылось предречение сие: иудеи гнали мужей апостольских… да и каменьями побивали не раз до смерти, как, например, св. Стефана (Деян 7:59)… Тогда как из Ареопага, заметь, учеников Христа никто не изгнал: приняли с почтением проповедь христианскую, как и в большинстве других эллинских, египетских и – уж тем паче! – приняли во скифских святилищах.
— Вот именно потому, что не от Бога, – продолжал Арконов, – не от Отца Христова поставил Моисей в пустыне евреям первосвященником Аарона, своего брата, – поэтому и «сказал Господь Аарону: ты и сыны твои… понесете на себе грех за священство ваше» (Числа 18:1). О том же и в книге Екклесиаст — в одном из текстов, которые не вошли в библейский канон Екклесиаста — Соломон говорит: «Горе вам, безбожники, отказавшиеся от закона Высшего Господа! Ибо, когда вы [снова] родитесь — вы родитесь быть проклятыми»!(41:9). Но это мало кому известно, потому что в библейской версии Екклесиаста только 12 глав (но и они весьма противоречат иудаизму).
Поэтому же и первоверховный апостол Павел девятикратно подчеркивает в Послании к евреям: Христос есть первосвященник ПО ЧИНУ МЕЛХИСЕДЕКОВУ, а не по чину Ааронову:
- «Священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр 5:6).
- «Быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр 5:10).
- «За нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр 6:20).
- «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его» (Евр 7:1).
- «Но сей [Мелхиседек], не происходящий от рода их [евреев], получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия [только] меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства – ибо с ним сопряжен закон народа, — тогда какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона [продолжать] именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену – [колену такого рода], из коего никто не приступал к жертвеннику» (Евр 7:6-13). То есть, — говорит Павел, — Мелхиседек не принадлежал к роду евреев, но самый зачинатель рода евреев признавал себя меньшим по сравнению с ним и благословлялся у него, как у большего. Так точно и Первосвященник по чину Мелхиседекову – Христос – не принадлежит к роду евреев (сей факт был общеизвестен в эпоху раннего христианства; только в последующие века были сделаны передергивающие приписки к новозаветным книгам и, прежде прочих, к тому же Павлу). Первоверховный апостол стремится вразумить: как и Мелхиседек – Христос не принадлежит к вашему роду, евреи, но это не должно помешать вашему признанию Христа большим, нежели зачинатель или глава любого из еврейских колен: ведь некогда прародитель вообще всех ЕВРЕЕВ Авраам признал себя меньшим перед служителем Бога Всевышнего и царем ИЕВУСЕЕВ Мелхиседеком! (Тогда же Тихон пояснил мне различие меж иудейским ЖЕРТВЕННИКОМ и ведическим АЛТАРЕМ, чему посвящен мой текст «Ведизм и христианство не запятнаны кровью».)
- «Ибо он [Левий] был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его» (Евр 7:10).
- «Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?» (Евр 7:11)
- «И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной» (Евр 7:15).
- «Ибо те [по чину Ааронову] были священниками без клятвы [без благословения Бога Всевышнего, самочинные], а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр 7:21).
После такой беседы с Арконовым думалось мне, в числе прочего, вот о чем. Едва ли случайна ТРИЖДЫ встречающаяся в новозаветных писаниях ДЕВЯТИКРАТНОСТЬ. Ведь ею ознаменованы ключевые моменты учения христианского.
- Павловы свидетельства о первосвященстве Христа по чину Мелхиседекову, то есть отрицание священства по чину Ааронову, отрицание священства ветхозаветной церкви, которую сейчас любит именовать «предуготовляющей» близорукий никонианский официоз.
- Девятикратно и «горе вам», то есть проклятие самого Христа фарисеям и книжникам, т.е. священникам по чину Ааронову.
- И девять же БЛАЖЕНСТВ обещал Христос верным во время Нагорной Проповеди (Мф 5:1-12).
Нагорная Проповедь, кстати, взрывает ветхозаветное понимание о том, что должно, чего не должно. Она имеет подчеркнуто антииудаистскую направленность, что и показывается с великолепной меткостью в проповеди Архиепископа Аверкия (Таушева), архиерея Русской Православной Церкви Заграницей: «Нагорная проповедь замечательна тем, что содержит всю сущность евангельского учения. Недалеко от Геннисаретского озера между Капернаумом и Тивериадой доселе показывают «гору блаженств», с которой была произнесена Господом ради удобства многочисленного слушающего народа Нагорная проповедь. Гордый своим «избранничеством» и не могший примириться с потерей своей самостоятельности еврейский народ начал мечтать о приходе такого Мессии, который освободит их от чужеземного владычества, отомстит всем врагам, воцарится над евреями и поработит им все народы земли. Причем даст им чисто сказочное благополучие: повелит морю выбрасывать жемчуг и все свои сокровища, оденет народ свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною, еще более сладкою, чем та, какая посылалась им в пустыне. С такими ложными мечтами о земном блаженстве, которое дарует им Мессия, они окружили Иисуса, ожидая, что вот-вот Он провозгласит Себя Царем Израилевым и наступит этот блаженный век. Они думали, что наступает конец их страданиям и унижениям, и они будут отныне счастливы, блаженны. И в ответ на эти их мысли и чувства, Господь раскрывает им Свое евангельское учение о блаженствах, в корне разбивая их заблуждения. Он учит здесь о том же, о чем говорил Никодиму. О том, что необходимо духовно переродиться, чтобы создать на земле Царство Божие, этот потерянный людьми рай. И тем приготовить себе блаженство вечной жизни в Царстве Небесном». (Архиепископ РПЦЗ Аверкий, «Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета», Джорданвилль, 1954)
Гумбертова схизма, отлучив Запад от антииудаизма, отлучила его и от рая истинного. Не о том ли было пророчество св. Иоанна Златоуста, написавшего знаменитый трактат «Против иудеев»? Об этом пророчестве говорит в «Послании о рае» (1347 г.) святитель Василий Калика: «великий Иванъ Златаустый рече: рай на въстоцѣ, а на западѣ — муки; якоже бо въ царевѣ дворѣ утѣха и веселие, а внѣ двора — темница». Так все и сделалось после отпадения католиков: на Западе — инквизиция с ее пытками, кострами, а затем реки крови, пролитые во времена реформации; на Востоке же, то есть на Руси православной — мир, покой, ведание о нераздельности православия вплоть до рокового 1666 года, но даже и затем великое стояние старообрядцев, хранение райской истины вплоть до признания официальной церковью старых книг и обрядов равноспасительными и равночестными.
Tags: богослов - Иларион Русин Киевский, книга - Послание о рае, князь - Ярослав Мудрый, святитель - Василий Калика, схизма - Ааронова, схизма - Гумбертова, Христос
Trackback from your site.