Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций: http://prazdniki.dolniy-lad.ru/kursy/ Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Обруч перерождений и Збручский идол

© Дмитрий Логинов, лекция, 2017

Обруч держит богиня Макошь (Лада; Великая Мать рождающая, перерождающая), изображенная на знаменитом каменном Збручском идоле. Он — в целом — представляет собой соборный чин Святовита, то есть Единого Духа.

Единый Дух — Ерус — один из ликов (одна из глав) Триглава Великого. Святилище его располагалось века назад на горе Богит. (Еще называли ее Богат или говорили просто: на горе Бога.)

С какого времени там стоял Святовит? Явно, что со времен еще Трипольской культуры. Это шестое-третье тысячелетие до Рождества Христа. Время т. н. «тэртерийской» письменности «дунайских культур», которую датируют пятым тысячелетием до Р.Х. и считают, что слоговое письмо это содержало 150–200 знаков.

Традиция наша сохранила 240 рун священной слоговой письменности древних руссов, которая была распространена далеко не только лишь в Подунавье. Ей пользовались и баски, и финикийцы-венедийцы… Но это иной курс лекций.

Протоиерей Стефан Ляшевский подробно пишет о той великой культуре Дунайско-Днепровского междуречья (куда входит и Поднестровье). И не он лишь один. Исследователи сошлись во мнении: центром всех этих святилищ VI — III тыс. до Р.Х. являлся священный столп (как правило, четырехгранный идол) близ коего расположена была чаша.

На берегах Днестра в окрестностях горы Богит — в Медоборах — археологами Русановой и Тимощуком найдены памятники, относящиеся точно к трипольской культуре. А непосредственно на территории святилища на горе — керамика скифского времени.

Не бойтесь, не буду больше грузить всякой археологией. Кроме лишь тех деталей, которые имеют отношение к нашей теме. А Збручский идол отношение к ней имеет.

Збручский идол

Наука знает его с 1848 года. То есть уже более полутора веков. Скоро будет отмечать 170-и летний юбилей с ним знакомства. Но не обращают внимания на три о нем факта. Они упоминаются по отдельности — вскользь — но связи между ними как-то не видят.

  • Все четыре лика венчает единый обруч.
  • И обруч же — кольцо — держит в руке своей одна из фигур (Макошь), вырезанная на лицевой грани.
  • И обручем — кольцевою насыпью — окружено место, на коем он стоял, этот идол.

Кстати о самом этом слове. «Идол» нынче окраску приобрело негативную. Прежде же такой не имело. Было слово как слово. Идол — чтобы идти. Как стол — чтобы на него ставить. Пол — чтобы ходить по. Кол — чтобы колоть. (Нынешнее поколение присовокупит, может быть, коллекции слов подобного вида еще словечко «прикол».)

Вы спросите: как с помощью идола-то — идти? Отвечу: не случайно имеет он вид столба, то есть гигантского ПОСОХА.

Помните, как Юрий Цендровский поёт? —

«Каменный посох, на лице моем ветер, на устах моих слово… Это слово — к тебе».

Ты смотришь на сей идОл и — читая образы, вырезанные в его камне, — идешь на небо. Образно говоря, конечно. Внутренне, в духе своем идешь свое восхождение…

Случится быть в Екатеринбурге — зайдите в краеведческий музей, посмотрите на Шигирского идола. Он в три раза древней, чем Збручский. А деревянный ведь в отличие от него. И сохранился с девятого (!) тысячелетия до рождества Христова. Умели первые поколения потомков Ария Гиперборейского ваять нетленное из сибирской лиственницы! Так вот, наидревнейший из ИДОЛОВ изображен ИДУЩИМ. Лик — так их еще называли — увлекает личным примером духовного восхождения.

Но возвратимся от этимологии слова к лику, конкретно, Збручскому. Что значит это троекратное повторение знака ОБРУЧ, о коем было сказано выше? Предание нашей Традиции отвечает: это было не только святилище, но также училище. В котором изучали Обруч Перерождений. Вот что стояло, воистину, на реке Збруч — на северном притоке Днестра. Подобные священноучилища были и на реках более северных…

Но кто-то не согласится, может быть, что Збручский идол венчает обруч. В объемлющем все четыре грани бублике принято видеть лишь оторочку шапки. Причем воспринимать эту шапку как… фаллический символ.

Но в данном случае фалличность сомнительна. Скифские каменные бабы, наиболее древние, украшены подобными шапками. Подобная же венчает изображение шумерской Инаны (скульптура XVIII в. до Р.Х. из города-государства Mapu). А эта богиня как раз олицетворяет начало женское.

На самом деле рельефы идола с реки Збруч представляют оба начала. Как женское, так и — да — мужское.

Они представляют и прочие пары противоположностей в гармоническом их единстве. Збручское изваяние олицетворяет собой гармонию, космос. В том самом смысле, как это понятие ввел в обиход философии Пифагор. Которого, кстати, посвятил в Северную Традицию древних руссов скиф Абарид. Этому доказательства приводятся в моей книге «Русская Тайна. Перерождение» (М., ИД Альва-Первая, 2006). Космос по Пифагору это красота и порядок, организованная вселенная.

Все во вселенной, имеющее живую душу, перерождается. В реинкарнацию верят последователи ведизма. Верили в нее и ранние христиане.

Северный ведизм учит, что перерождения происходят в определенном порядке, который задают боги, символизируемые созвездиями. О богах и созвездиях вот что пишет волхв Ярогор: «Двенадцать богов, поддерживающих небесный свод, суть двенадцать созвездий Сварожьего круга, Зодия — дюжая Сила Сварги. Каждому из созвездий соответствуют планеты». Не со всем из того, что пишет волхв Ярогор в книге «Звездознацтво», следует соглашаться. Но с этим вот, процитированным, не поспоришь. Много и много более древняя книга — Велесова — говорит о двенадцати богах-триглавах годового круга. Дощечка Велесовой книги 11-я говорит об этих «триглавах общих». Как и о Святовите (называет его также Свентовидом и Свентоведом). Как и о Числобоге.

На Збручском идоле можно видеть двенадцать секций. Он четырехгранный, трехуровневый. 3×4=12. И в каждой секции вырезаны изображения богов или знаки. (Трехъярусны, между прочим, церковные царские врата в алтарь. А четырехгранен Богородичный столп в замке князя Андрея Боголюбского.)

О Збручском идоле даже и современные ученые говорят как об изображении Святовита. Не сомневаются. Потому что подобное ему четырехликое изображение Святовита было на острове Рюген и названо было так в средневековых рукописях не раз. И — судя по средневековым гравюрам — тот идол держал в руках большой витой рог. Рог это символ рождения. Витой рог — символ перерождений.

Да, Збручский идол есть изображение Святовита. Но надо хорошо понимать, что есть это за божество. Гельмольд в 1167 году в книге «Славянская хроника» писал о нем более-менее верно. Но лишь именно более или менее: «Среди множества славянских божеств главным является Святовит… Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают… Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования на жертвоприношения Святовиту. С удивительным почтением относятся славяне к своему божеству, ибо они не легко приносят клятвы и не терпят, чтобы достоинство его храма нарушалось даже во время неприятельских нашествий… Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают [его как] Единого Бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они же [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности. И что они от крови его происходят. И каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому Богу богов».

Правильно написал Гельмольд, что Святовит — Бог богов (перекликается, кстати, с псалмом библейским — Пс 49:1). Но это еще не все славянское ведическое богословие о Святовите. Богословствует уже само его имя: Святой Витающий. Слово «витать» происходит из древнерусского языка. Имеет целый букет значений. Странствовать. Обитать. Жить. Незримо присутствовать. Созерцать отрешенно… Всё это действия или состояния Сущности, понимаемой как Единый Дух. Ерус.

Бытие суть клубок перерождений. Ерус есть его великое Глубинное Общее. Боги, люди, другие живые существа… всё, что имеет живую душу — взаимоперерождается. Ибо на глубочайшем уровне они есть одно. На скрытом от воплощенных уровне бытия, где множественность — иллюзия. И это одно — Дух Единый.

Познание законов перерождений — путь обретения единства с этим Единым. Стяжания сего Духа.

Збручское святилище было и священноучилищем, в коем постигали тайны перерождений. А не просто капищем при котором требище. Иначе не понятно, почему требище было таким большим. На нем располагались хоромы или, как называют археологи, «длинные дома» (они были триглавые, кстати, еще со времен, «башен слоновой кости» зандрового хозяйства). В общей сложности более чем на полтысячи человек, если верить расчетам Русановой и Тимощука. (Русанова И. П., Тимощук Б. А., «Святилища древних славян». М., Ладога, 2007.) Что соответствует примерно количеству студентов современного кампуса (общежития).

Имелась и священная роща наподобие существовавшей при Академии Платона для беседы перипатетиков, то есть прогуливающихся философов. Да, это было нечто вроде академии до Академа. Или, можно сказать, — дохристианской семинарии. Чему соответствует и название возвышенности, на которой все это располагалось: гора Богит. Подходящее место для богословия.

Едва ли случайно и название реки Збруч. Об этом северном притоке Днестра в справочниках глубокомысленно пишут: «этимология названия неясна». Но, вообще-то, ЗБРУЧ — на одном из диалектов древнерусского языка это ОБРУЧ. Отзвук этого слова сохранило современное «сбруя» (старорус. — збруя, зброя). Сбруя суть сочетание кожаных ремней-обручей и сопрягающих их меж собой металлических обручей-колец.

Реке Збруч свойственны плавные извивы, так что ее плесы нередко напоминают обручи.

Река вообще есть один из наиболее многоплановых образов русской мифологии, философии, богословия. Речка Смородина, Само-родина… Граница между мирами живых и мертвых. Время как постоянно само-умирающее и само-рождающееся СЕЙЧАС. Поток бытия и поток сознания…

Не только ведическое древлеправославное богословие вкладывает символизм такой в этот образ, но и православие христианское. Процитирую русского старца — монаха Симеона Афонского, великого богослова и мудролюба: «Есть река, которая не имеет начала, не имеет конца. Левый берег у этой реки — смерть, правый берег — жизнь. А сама река — ни жизнь, ни смерть, но ведает жизнью и смертью. Из неё рождаются в жизнь и из неё переходят в смерть. А тот, кто плывет по этой реке, забывает о жизни и забывает о смерти» (Монах Симеон Афонский, книга «Восхождение к Небу», 2010).

Старец Симеон передал развернуто то же самое, о чем говорится кратко в церковном священном праздничном песнопении — в Тропаре канона Святому Духу: «Ты [Святой Дух] бо река Божества, из Отца Сыном происходящий».

Эту фразу из тропаря Ярослав Астахов взял эпиграфом своего стихотворения, посвященного Единому Духу. Прочитаю вам сейчас его. не бойтесь, оно короткое.

Сломится усталое весло.

Белый свет источит стремена.

Янтаря нарядно ли тепло?

Серых ветров дивна ли струна?

Бог течет мерцающей рекой.

В-ней-под-ней и Солнце, и Луна.

Темный свет… Играющий покой…

Где ты, сокровенная страна?

Насколько я понимаю, мир играющего покоя — океан вечности. Стремится в него река времени. В определенных точках потока времени происходят наши рождения, наши смерти.

Наверное, каждый однажды спрашивает себя: почему родился я в этот день, а не в какой-то другой? под вот этим, конкретно, созвездием из двенадцати?

Учение Звездосчет, хранимое Русской Северной Традицией, позволяет узнать ответ. Или хотя бы приблизится к его пониманию. Надеюсь, следующие лекции курса — о звездных числах — вам в том помогут.

Ибо излагают они очень древнее, множеством веков выверенное гиперборейское, скифское, славянское ведение. Вне Русской Северной Традиции такого вовсе нигде, ни у кого нет.

Разве только в художественных произведениях иносказательными намеками что-нибудь иногда проблескивает. В 1912 славянский (моравских корней) художник Альфонс Муха написал картину «Славянская литургия». Кто-нибудь из присутствующих ее видел?

Очень рад, что среди присутствующих есть видевший. Муха известен гораздо менее, чем заслуживает. Это славянский Боттичелли. Так вот, эта его картина содержит один из таких намеков. Кто станет ее внимательно рассматривать — непременно заметит.

обруч перерождений и Збручский идол

Written by Логинов Дмитрий on Октябрь 4th, 2017. Posted in для студентов, Лекции

Tags: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Trackback from your site.

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: