Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций: http://prazdniki.dolniy-lad.ru/kursy/ Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Русское рыцарство

© Дмитрий Логинов, лекция РУССКОЕ РЫЦАРСТВО (фрагмент), 20.06.2013

…Вспомним из «Руслана и Людмилы»:

«И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан…»

Однако насчет живой и мертвой воды мы поговорим – обязательно – в другой раз. А теперь: почему, вы думаете, Пушкин так пишет «над РЫЦАРЕМ»?

А не, например, «над ВИТЯЗЕМ»? Ведь слово «витязь» отнюдь не с меньшим успехом ложится в размер стиха. Так почему же не оно выбрано? Рыцарь – это вроде как… что-то западное. Не нарушило бы «славянский колорит» у поэмы. Рыцарей на Руси ведь… вроде как и не было?

Вот Пушкин и не желает, как раз, чтобы заподозрили его в этом стадном невежестве. Какое заставляет и до сих пор полагать, будто рыцарей на Руси не было.

Пушкину хорошо известно: старославянское слово «рыцарь» встречается даже еще в знаменитой «Повести о Словене и Русе». Подлинность которой доказана, кстати, Сергеем Лесным еще в 1955 году. И слово «рыцарь» сохранилось без изменения в современном русском.

А в незначительных вариациях – еще в ряде славянских языков. Польское rусеrz, к примеру.

Причем это славянское rусеrz пытаются – непонятным образом – произвести вдруг от немецкого ritter. Наверное, потому как ничего более похожего в языках Запада вообще отыскать не могут.

Поможем. Почему бы не вывести, например, от английского reader? Сходство невелико, разумеется, но ведь его не меньше, чем с этим ritter! Ах да, чуть не позабыл, ведь большинство средневековых рыцарей Англии не умели читать, если верить роману «Белый отряд» сэра Артура Конан Дойля…

Тогда, скажем, – почему не от французского retirer? Вот уж забавно было бы!.. Тем более, официальная точка зрения нынче: рыцарство впервые сформировалось как раз у франков.

Кстати, последнее может быть и верно, если сделать поправку: НА ЗАПАДЕ впервые сформировалось. Рыцари франков седьмого века именовали себя АНТРУСТИОНЫ. Едва ли найти слависта, которому неизвестны были бы такие слова, как «ант», «рус» и «тиун». То есть вполне понятно, у кого рыцарство переняли франки.

Однако воистину корни рыцарства убегают много и много глубже нежели чем только в историю Запада и даже Востока. Рыцарские дружины и ордена суть наследники традиций легендарного братства Сынов Грома Гипербореи [1] (см. нашу с Ладой Виольевой книгу «Планетарный миф», 2008).

Когда Христос восходил на гору и ставил Себе двенадцать апостолов… Он облекал двух из них в это наидревнейшее на Земле кастовое достоинство: Сыны Грома (Евангелие от Марка 3:17).

Перун (Гром) всегда покровительствовал княжеской дружине. Северная государева дружина, «княжьи мужи» (перекликается с геродотовым «царские скифы»), – она есть первоисток, от коего произрасло рыцарство как восточное, так и западное. Яркое свидетельство сему, например, знаменитый «круглый стол короля Артура»[2] (обыкновения же за ним напоминают весьма, если приглядеться, «стол Владимира ласкового» из былин о богатыре Потыке, да и о других русских рыцарях).

Однако еще задолго до рождества Христа славились ордена рыцарские у скифов. Эквиты (созвучно слову «квитаться») древнего Рима многое позаимствовали у них (к этому сословию «всадников» принадлежал, между прочим, Понтий Пилат). Поэтому равноапостольный Константин, скиф (ардий), сделал всех эквитов сенаторами.

Естественно, не любой конный воин у скифов принадлежал к дружине. Мужество и прямодушие скифских рыцарей вошло в присказки, потому как то были люди КОДЕКСА ЧЕСТИ (вспомним «искать себе чести, а князю славы» Слова о полку Игореве). То были люди, «сохраняющие лицо».

На западе отличительным знаком рыцаря были золотые шпоры, у скифов же, не терзавших своих коней, – ЛИЧНЫЙ шлем. У шлема этого рыцарского было забрало в виде лица древнего гиперборея, пребывающего в состоянии Покоя: напоминание об искусстве Сынов Грома биться без гнева.

 русское рыцарство

Обряд посвящения в рыцари древних руссов именовался ЛИКОВАНИЕ. (Слово построено по тому же принципу, что, к примеру, «коронование»). Сейчас «ликование» означает вроде как просто изъявленье восторга. Старославянское слово «восторг», однако, имело и такое значение, как «возведение  в сан». Поэтому и до сего времени сохранилось, как обозначение обратного действия, «исторгнуть из сану»…

Запорожские казаки, наследники крови и духа средиземноморских скифов, произносили: «лицарь», «честь лыцарская» (см. роман Гоголя «Тарас Бульба»).

Сейчас уже почти все серьезные историки признают: вооружение раннего западного рыцарства было копией сарматского, т.е. скифского. Примечательно изображена современником атака рыцарской конницы в битве при Гастингсе. Сразу же бросается в глаза классическая русская форма щита: скруглен вверху и заострен книзу.

рыцари в битве при Гастингсе

Не менее интересно, впрочем, изображенье семаргла, не стилизованного тогда еще под грифона. Ведь Аристей (а вслед за ним Геродот), как помним, образно называл обитателей самого северного предела Великой Скифии (то есть Руси) грифонами (сейчас переводят: грифами), стерегущими золото. Возможно, именно потому, что на скифских щитах упомянутой выше формы семаргл изображался не реже, нежели рысь…

Кстати, о стилизации. К чему, вы думаете, восходят ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЗВЕРИ западных рыцарских гербов? Совершенно верно: к этому знаменитому ЗВЕРИНОМУ СТИЛЮ скифов.

Западное рыцарство начиналось во многом как стилизация под скифов, как этакая серьезная игра в скифов… Причем сей раннесредневековый «Нескучный сад» вполне сам сие сознавал и гордился такой преемственностью. Вплоть до, где-то, седьмого-восьмого века.

А вот в последующие века скифские корни обычаев чести воинской были, что называется, организованно позабыты. Организаторами забвения выступили тогда нуворишами, желавшие оттеснить роды, которые принадлежали к настоящей древней аристократии.

Последней попыткой восстановить справедливость оказалась известная книга Мавро Орбини «Кралевство Славена» (1601). Поэтому она и загремела немедленно в список трактатов, запрещаемых инквизицией.

Однако есть и тайная летопись. Невидимая для верхоглядов, пытающихся (и не без успеха) перекроить историю. Летопись, писанная символикой тех же рыцарских гербов, например.

Чтобы надежно вытравить память об истинных корнях рыцарства, инквизиторам следовало бы запретить и книгу Манесский кодекс, известную на Руси как Манесский песенник. Вот чего стоит, хотя бы, одно только изображение князя Ульриха Лихтенштейна со всеми его не отредактированными (тогда еще) геральдическими знаками! Но это, впрочем, есть уже отдельная тема. 

P.S.  Даждьбог, рог, меч, Христос

Как было сказано, рыцарство руссов идет еще с легендарной Арктиды. С ордена Сынов Грома — гиперборейской дружины. Аркты же научили руссов почитать Тариду (см. Учение Гипербореев, Дмитрий Логинов, 2014). Бога этого запомнили на Руси под именем Тарха-Даждьбога. (Примечательно, что старинное название Крыма — Таврида — близко к изначальному гиперборейскому имени. А испанское Тарида так и полностью повторяет.) Даждьбога — как и затем Христа — символизировал олень. Оленьи рога были символом солнечных лучей. Если прочитать наоборот РОГ будет ГОР. Гор — Хор (Хорс) — есть божество солнечное. Библейское выражение «рог воздвигнуть» (кому-либо) это «возвеличить, прославить». В хвалебных стихах варягов и карельских рунах нередко рог есть метафора меча рыцаря. В честь Даждьбога называется дага – короткий меч. Сверкающий и прямой как солнечный луч. Нынче слово «дага» считается испанским, а почему? В 844 году руссы завоевали Севилью и какое-то время был их протекторат над испанской землей и там остались такие слова как «дага». Впрочем, согласно Масуди, руссы приходили в Испанию каждые 200 лет начиная с третьего века. Из Испании дага распространилась по всему Западу. Германцы предпочитали трехлучевую дагу, напоминающую олений рог и предпочитали ее с рукоятью из этого самого рога. Кельтское божество Дагда нередко изображается с оленьими рогами или с оленями. Причем канон изображения напоминает известную фигурку Даждьбога на стене владимирского храма Руси. Примечательно, что западные раннесредневековые рукописи называют иногда руссов «руги» или «роги», разумея меченосцев, мечи. Егор Классен постоянно подчеркивает: все скифские племена, которые были предками славян. ПОКЛОНЯЛИСЬ МЕЧУ (Классен Е., Материалы древнейшей истории славяно-руссов, М., 1854). А почему ему поклонялись? Потому что меч, дага, символизировал Даждьбога. До самого конца античной эпохи, а там обычай молиться на меч переняли у воинов славян-антов рыцари христианские, воспринимая его как крест. Странствующие рыцари — витязи — вонзали перед собой меч в землю и совершали молитву (распространенный сюжет средневековых гравюр). У эллинов же Даждьбог назывался Аполлон Гиперборейский, божество солнечное. Только лучи светила символизировал не меч, но другое оружие – стрела (подробней в книге «Стрела и крест. Имя Бога», Дмитрий Логинов, 2009).


[1] Впрочем, и у атлантов были своеобразные аналоги.
[2] Рыцари короля Артура были, кстати сказать, не менее ПРАВОСЛАВНЫМИ воинами, нежели, например, дружина брата Святослава Хороброго. Не только потому, что тогда еще вообще все христиане мира были православными – за полтысячелетия до католической схизмы. Главное – потому что через весь эпос Мелори красной нитью идет истинно православная идея: воинствование Новозаветного Льва против Ветхозаветного Змия.

Written by Логинов Дмитрий on Июнь 21st, 2013. Posted in для студентов

Tags: , , , , , , , , , ,

Trackback from your site.

Comments (1)

  • Tamis
    21.06.2013 at 12:05 пп |

    Одна отрада — узнавать такие вести.. СпасиБо, Дмитрий! Вот тут и задумаешься: почему кое-кто причисляет кое-кого к «всадническому сословию»..?

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: