Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы и топонимика


Совсем недавно все православные люди России с огромной радость отметили двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы, который завершил годовой богослужебный круг. Вот что говорит об этом празднике русский богослов, философ и православный священник С.Н.Булгаков (1871–1944): «Праздник Успения есть Богородичная Пасха, и чтителям ее надлежит в дни ее празднования приветствовать друг друга взаимным пасхальным приветствием: “Пречистая воскресе! — Воистину воскресе!”. Она воскресла, воскрешенная Сыном своим силою почивающего на ней ипостасно Святого Духа и вознесена была на небо, где и пребывает одесную Сына своего» (см.: прот. Сергий Булгаков. Вознесение Богоматери // Слова. Поучения. Беседы. Париж, 1987).

Содержание и смысл данного праздника подробно описаны в проникновенной статье Лады Виольевой «Успение Пресвятой Богородицы», размещенной на сайте «Дольний Лад». Поэтому в статье хотелось бы обратить внимание лишь на два вопроса, помогающие лучше уяснить особенности этого православного праздника, играющего важную роль для русских людей.

Первый. Почему кончину Богородицы Православная Церковь наша называет старинным словом «успение», а не смертью?

«Потому что смерть, – пишет Лада Виольева в этой статье, – не коснулась Преблагой Заступницы всех людей и Матери Бога нашего, как до этого не коснулась Приснодевы и мирская жизнь. “Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь. Пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое”. (Тропарь праздника) А кто сильней законов природы? Боги, потому как они одушевляют природные стихии. Макошь (Лада, Жива) одушевляет стихию Рода, стихию Жизни.

Пресвятая Богородица уснула лишь затем, чтобы в то же мгновение пробудиться для вечности. После трех дней пребывания во гробе вселилась вместе с нетленным телом Своим в небесное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого “бодрствования”. И “преставилась к Животу”, то есть Источнику Жизни, как Матерь».

Второй вопрос. Как правильно ответить: Дева сделалась Царицей Небесной лишь после своего вознесения на небо, или была таковой от самого начала времен?

Для последователей Русской Северной Традиции ответ несомненен: «Дева Мария, Богородица христианства, есть воплощение на земле Макоши, Богородицы северного ведизма, вселенской Сущности», «Макошь древних руссов – Мать Сыра Земля северного ведизма – это есть та же Сущность, что и христианская Богородица» (см.: Л.Виольева. «Богородица Макошь»).

В другой своей великолепной статье «Троица сквозь двадцать тысячелетий или корень исповедания Троицы» Л.Виольева отмечает:

«Пресвятая Дева Мария, согласно учению Русской Северной Традиции, это земное воплощение Макоши – Вселенской Матери – Всематери, то есть Матери Сва. Протосанскритское слово СВА означает ВСЯ (всея, все-). Аллегорически Всематерь изображается Птицей Сва (см. Велесову книгу), снесшей Мировое Яйцо. Иконописный христианский канон «Покрый нас кровом крилу Твоею» изображает Богородицу Девой-Птицей.

Ранние христиане ведали, что Дева Мария суть земное воплощение Макоши вселенской. В катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле (т.е. как Царицу вселенной) в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Также с раннехристианских времен в канон вошли изображения Богородицы у колодца (колодец символ Матери-Сырой-Земли, Макоши), и с веретеном (символ Макоши Прядительницы Судеб).

Дева Мария не только есть Богородица, но и Сама являла, при земной Своей жизни, воплощение на земле божества. Ибо Её именует икос «Бого-Отроковицей».

Душа Девы Марии до Её воплощения на земле предсуществовала от начала времен как Макошь вселенская. Ибо сказано в икосе: «трилетствующая телом, неба небеси ширшая, радуйся, многолетствующая духом, горних сил превысшая».

Имеется в виду Макошь, именно, а не какое-либо другое божество. Ибо в одном и том же икосе Богородица названа и Агницей, и Голубицей. Классическое изображение Птицы Сва: Звероптица. Сочетание звериных и птичьих черт в одном образе символизировало ВСЕмать: прародительница и земных, и небесных. И богов, и людей. И зверей, и птиц…».

Теперь, для углубления понимания сути этого праздника попробуем обратиться к этимологии слова «успение».

«Слово же – успение, – пишет Л.Виольева в статье «Успение Пресвятой Богородицы», – означает сон. Особый, который есть Великий Покой. Но это покой летящей с огромной скоростью, и потому кажущейся неподвижной, стрелы. Это невиданный покой жизни вечной».

С помощью Русских Северных Рун можно написать это слово в двух вариантах: либо как (руны Съ-Пе-Ни), либо как (руны Су-Пе-Ни). И тот, и другой вариант не противоречат друг другу, поскольку руна (Съ), соотнесена с руной (Су) не только как отцовская и сыновняя руны, но и через связь с руной (Ни), означающей «проницание насквозь». Согласно в «Полному церковно-славянскому словарю», составленному Г.Дьяченко (М., 1993) церковно-славянское слово «спень», начинающееся на руну (Съ), трактуется как «металлическая проволока, на которую вздевались жемчужные зерна, корольки и камни». В пятом томе шеститомного Словаря Академии Российской, (СПб, 1794) приводится древнерусское слово «сулица», начинающееся на руну (Су), означает «короткое метательное копьё». Не противоречат друг другу и значения руны (Съ) и руны (Су). Если руна (Съ) – это руна объединения и соединения, то руна Съ – руна согласия, совершенства и гармонии.

Первый вариант написания согласуется и с другим значением древне-русского слова «спень». Русский писатель и этнограф, исследователь Архангельской губернии А.В.Подвысоцкий (1825–1883) в «Словаре областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении» (СПб, 1885) толкует слово «спень» как «сон, засыпание». Русский писатель, этнограф и лексикограф В.И.Даль (1801–1872) в «Толковом словаре живого великорусского языка» трактует слово «спень» как «часть сна, от первого засыпа, до первого пробуду; первый спень, с вечера, до первых петухов; второй, до вторых; третий, до третьих. Только-что уснул, заспал первый спень, и разбудили. В самый глухой спень приехали. Первый спень, на левый бок; другой спень, на правый бок; трети спень, навзничь. Спень-спнем ходит, заспанный, сонный. Первый (лучший) спень (сон) до полуночи».

С точки зрения Русских Слоговых Рун первый вариант написания слова «успение» можно истолковать как такое согласованное сочетание души с духом, которое приводит к совершенной гармонии. В этой руне можно почувствовать и связь с Матерью СВА, Великой Матерью, имя которой в соответствие с Русскими Северными Рунами можно трактовать как «расширяющееся, всеохватное совершенство». При этом осуществляется как выход за пределы этого мира, так и, одновременно, покров, попечительство, опекунство, воспитание в этом мире всего того, что нуждается в спасении. Ослабление и нивелирование власти внешнего (мира сего) совершается с помощью проницания души божественной силой Сына Божьего. Д.Логинов в статье «Богоприимец Симеон о стреле или замена иль/ииль в богослужебных книгах» пишет: «ИСУ — стрела — слово протосанскритское, т.е. скифское. В санскрит оно перешло безо всякого изменения. В современном же русском сохранились лишь отзвуки его. СУЛИЦА — короткое метательное копье. ОСЬ — название частей механизмов, напоминающих древко стрелы. Но в древнерусском языке присутствует слово ИС (Iсъ), означавшее, именно, СТРЕЛУ. Поэтому ИСКОРОСТЕНЬ было название многих — не только знаменитого древлянского — городов-крепостей в землях современных России, Белоруссии, Украины. Искоростенями назывались крепости, стены которых были снабжены зубцами, т.е. щитами — КОРОСТОЙ — от СТРЕЛ осаждающего противника».

Второй вариант трактовки слова «успение» отличается от первого только началом, несколько другим по форме, но родственным по существу. Руна (Су), означает в контексте всего исследуемого слова такое объединение и соединение души с духом, собрание воедино внутреннего и внешнего, которое происходит на основании некоего духовного предписания и предречения.

Таким образом, и этот этимологический разбор слова «успение» подтверждает важную роль праздника в жизни православных верующих.

***

Русским людям вообще свойственно особо почитать Богородицу. Епископ Сербской православной церкви Николай (1881 (по стар. стилю 1880) –1956) в своих «Миссионерских письмах» (Письмо 62. М.,2014) по этому поводу писал: «…русские многократно получали от Нее [Богородицы – прим. В.Т.] помощь во времена самых судьбоносных государственных и церковных событий. Когда языческие русские князья Аскольд и Дир двинулись в поход на Цареград, они не только не смогли разорить его, но даже приняли крещение. Цареградские христиане молились о спасении города; патриарх Фотий146 вынес икону Богородицы, и крестным ходом народ направился с ней к морю. Вдруг море разбушевалось и потопило все русские корабли. Аскольд и Дир едва добрались до берега и, узнав причину бури и своего спасения, приняли крещение и вернулись на Русь христианами». То есть избавленными от тяжкого греха завоевания. А воинов-защитников Воевода победительная, так еще величают Богородицу, очень даже поддерживала, даруя Свой покров и победы над врагами.

Широко прославлена помощью русским защитникам отечества Казанская икона Божьей Матери (см статью Лады Виольевой «Хранительница Руси»).

А также и Владимирская икона Божией Матери. Она прославляется трижды в году. Три праздника посвящены ей в ознаменование трех великих побед, одержанных русскими над татарским войском. При окончательном освобождении Руси от татар царь Иоанн III с Владимирской иконой двинулся навстречу врагу. На реке Угре несколько месяцев стояли два войска друг против друга. Просто стояли, без битвы. Наконец, когда русские подняли икону вверх и запели величание Богородице, татары развернулись и бежали. Русская победа была одержана без единой капли крови, заступничеством Пресвятой Владычицы. Эти и другие выдающиеся события, в которых участие Богородицы было решающим, глубоко запечатлелись в душе русского народа. И чувство благодарности передается из поколения в поколение». Дополнительно можно почитать об этом замечательную статью Д.Логинова «Время русских побед».

Когда возводилась Киево-Печерская Лавра, колыбель русского христианства, Богородица явила Свою чудесную помощь при строительстве монастыря и при написании для него икон.

Образ пресвятой Богородицы, пречистой Девы Марии, воплощенной Великой Матери СВА, и ее чудесного воскресения неразрывно един с душой и творческим сознанием русского народа. В подтверждение этому можно привести

многочисленные географические и топографические названия рек, озер, гор и населенных пунктов, содержащих слово «успение».

Рассмотрим эти названия подробно.

Правым притоком реки Избасс (Верхнеобский бассейновый округ) является двадцатикилометровая река Успенка. Аналогичное название и длину имеет правый приток реки Цунай (Амурский бассейновый округ). Кстати, как сообщает К.М.Браславец в своей книге «История в названиях на карте Сахалинской области» (Южно-Сахалинск, 1983) на берегу этой реки стоит село Успенское, основанное в 1885 году. С 1905 по 1945 гг. оно принадлежало японскому губернаторству Карафуто и называлось Накасава (яп. 中沢). После передачи Южного Сахалина СССР 15 октября 1947 года селу было возвращено первоначальное название. Есть на Сахалине и 24-километровая река Успеновка, впадающая в Сахалинский залив.

Сведения сразу о трех географических объектах Приморского Края, имеющим в своем составе слово «успение», можно найти в книге А.И.Степанова «Русский берег: История географических названий» (Владивосток, 1976). Бухта Успения была открыта и названа накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы 14 августа 1860 года (по ст ст). Во время экспедиции на шхуне «Восток» русским гидрографом В.М.Бабкиным (1813–1876) было проведено гидрографическое исследование побережья Приморья. Помимо отмеченной были открыты бухты Евстафия, Преображение, Мелководная, Святого Валентина, Козьмина и Врангеля. Кроме того, туристический портал shamora.info сообщает о том, что в бухту Успения впадает не зарегистрированная в Государственном водном реестре РФ река Успенка. По названию бухты была названа и банка Успения («банкой» в морском деле называют возвышение морского дна среди глубокого места). В 1874 году, во время экспедиции Иркутского отдела Генерального штаба по топографической съемке дальневосточного побережья России, русский военный топограф, геодезист и картограф, исследователь Восточной Сибири Л.А.Большев (1834–1880) открыл в Татарском проливе мыс Успения. И открытие это произошло также в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Кроме того, северной точкой острова Малый Шантар, третьем по величине острове Шантарского архипелага (Хабаровский край), также является мыс Успения.

В.Мартыненко в книге «Камчатский берег: историческая лоция (Петропавловск-Камчатский, 1991) сообщает, что в непосредственной близости от поселка горняков Медвежки, расположенного на западном берегу залива Корфа (Берингово море), находится гора Успения (Угольная). Если же воспользоваться Каталогом географических объектов Российской Федерации, то на Камчатке можно обнаружить еще одну, достаточно высокую, Успенскую гору, высотой 1522 м над уровнем моря, причем над окружающей местностью она возвышается на 542 м.

В пределах Березовского золоторудного месторождения (г.Березовский, Свердловская область) есть участок Успенская горка (см.: Баранников А.В. Березовское золоторудное месторождение: проблемы формирования, дальнейшего изучения» // Известия Уральского государственного горного университета. 2019. Вып. 4(56). С. 39–52).

На сайте «Мой путеводитель» (См.: https://myguidebook.ru/b/book/1136895709/81) рассказывается о горе Успенке в окрестностях г.Сочи. По одной из версий ее название дано в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.

В Еврейской автономной области есть Успеновская гора высотой 448 м над уровнем моря. В этой же области протекает и Успеновский ручей. Возвышенность «Успенский Бугор» есть в Астраханской области.

Согласно Государственного водного реестра у поселка Успенская Хава (Воронежская область) протекает четырнадцатикилометровая безымянная река, левый приток реки Хавы. Как сообщает краевед О.В.Чертов (см. сайт «Воронежский гид»), само село (а ныне поселок) возникло в середине XVIII века. В 1768 году в нем была построена Успенская церковь. Поэтому название село получило по церкви и по местоположению на речке Хаве.

Можно, обратившись к Каталогу географических объектов Российской Федерации, проанализировать и населенные пункты, в состав которых входит основа «успение», «успенское», «успенка» и т.п. Как правило, такие названия давались деревням и селам по имени имеющихся в них монастырях, церквях и часовнях, построенных в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы.

В Ростовской области есть населенный пункт Авило-Успенка, а в Саратовской – Анно-Успенка.

Поселок «Заводоуспенский» находится в Тугулымском городском округе Свердловской области.

Три населенных пункта с названием «Новоуспенка» имеются по одному в Воронежской и Томской областях и Красноярском крае и два в Саратовской области.

Населенный пункт с названием «Новоуспенский» есть в Оренбургской области. В Калужской области находится поселок «Новоуспенское», а в Нижегородской есть целых три таких населенных пункта.

В Тамбовской области можно найти населенный пункт с названием «Отруба-Успенские».

Урочище с названием «Прииск Успенский» есть в Амурской области. В Омской области, республике Башкортостан и Красноярском Крае есть урочища с названием «Успенка».

В настоящее время название «Успенка» имеют 31 населенный пункт России, в том числе: по одному в Астраханской, Кемеровской, Липецкой, Самарской и Томской областях, Пермском крае, республиках Марий Эл и Татарстане, по два – в Белгородской, Волгоградской, Новосибирской, Омской, Оренбургской и Саратовской областях, по три – в Курской области и республике Башкортостан и пять – в Красноярском крае.

В Новосибирской области название «Успенка» имеет пристань. В Курской области находятся населенные пункты с названием «Успенка Третья» и «Успено-Раёвка».

Название «Успеновка» имеют населенные пункты в Амурской, Липецкой и Тамбовской областях, Алтайском и Ставропольском краях.

В Еврейской автономной области есть населенный пункт «Успеновский».

Есть два населенных пункта с названием «Успенская» (Костромская область и Краснодарский Край), а в Кировской области – деревня «Успенские».

Название «Успенский» в России имеют двенадцать населенных пунктов. Три из них находятся в Новосибирской области, по два – в Брянской и Орловской областях, по одному – в Воронежской, Курской, Нижегородской, Тульской областях и Краснодарском Крае.

В Иркутской области есть два населенных пункта, один из которых называется «Успенский Первый», а второй – «Успенский Третий», а в Краснодарском крае имеется даже целый Успенский район.

Десять населенных пунктов Российской Федерации имеют название «Успенское»: по одному – в Вологодской, Кировской, Липецкой, Нижегородской, Пензенской и Псковской областях и Краснодарском крае и два – в Орловской области.

Название «Успенье» имеют три населенных пункта в Костромской, Московской и Тверской областях.

Таким образом, можно констатировать, что не один десяток современных названий населенных пунктов, рек, озер, гор и других топонимов связаны со словом «успение». К этому большому списку можно добавить огромное число микротопонимов – названий улиц, переулков, площадей, обычно так называемых по имени находящихся на них монастырей, церквей и часовен, созданных в честь православного праздника Успения Пресвятой Богородицы. И это свидетельствует об огромной любви и почитании русского народа как самой Богородицы, так и православного праздника Успения Пресвятой Богородицы, столь значимого и важного для жизни русских людей.

Поделиться с друзьями в соцсетях:

Written by Владимир Толмачев on Октябрь 2nd, 2020. Posted in Статьи

Tags: , , , ,

Trackback from your site.

Comments (9)

  • Северина Сталь
    02.10.2020 at 10:01 пп |

    Очень хорошая теплая статья! С большой любовью написана.. Спасибо Владимир!

  • Владимир Толмачев
    Владимир Толмачев
    04.10.2020 at 4:33 дп |

    Большое спасибо, уважаемая Северина, за доброе слово. В качестве дальнейшей своей задачи буду пытаться найти подтверждение связи названий пресвятой Богородицы и Макоши.

  • Егор Александров
    06.10.2020 at 1:20 пп |

    Владимир, спасибо.
    Успение и смерть в нашем языке слава Богу различимы. К руническому толкованию «успение» так и просятся ассоциации с этим словом — успел(а), пение (песня). УСпел сПЕть свою ПЕсню земной жизни полностью и до конца, так что нет необходимости больше воплощаться. Каждый человек своей жизнью земной поёт свою СУгубую ПЕсню, успел спеть — успение и жизнь вечную. Не успел допеть или пел не свою песнь смерть получи, как Совершенную Меру, Мерку, по которой отмерят «размер» следующего воплощения в жизнь земную допеть Свою СУгубую ПЕснь., т.е. проснуться от сна. Поэзия поётся словом -песнь эта. И многое в текстах Сугубых ПЕсней человеков сохранено в РСТ. Руны нам в помощь. Спасибо Владимир за очень качественное исследование.

  • Логинов Дмитрий
    10.10.2020 at 10:20 дп |

    Поздравляю дорогого Владимира, нашего старшего научного сотрудника и постоянного автора, с новой публикацией, которая представляет замечательный обзор богородичного богословия, как его хранит Русская Северная Традиция, гармонично дополненный сведениями по топонимике Успения!

  • Владимир Толмачев
    Владимир Толмачев
    11.10.2020 at 4:57 дп |

    Большое спасибо, уважаемый Егор и дорогой Дмитрий. Художественное-поэтическое дополнение Егора, одновременно содержащее в себе и руничный анализ слов, вполне может послужить исходной точкой для написания отдельной статьи, а, может быть, и книги. В нем содержится важный нравственно-воспитательный аспект. Ведь каждому русскому человеку непременно стоит задуматься над вопросом: «А поешь ли ты свою песню, или живешь по подсказке, навязанной извне “блудонасадителями”?» (О “блудонасадителях” см. фрагмент переписки хранителя словенской мудрости Сергея Лазарева с Дмитрием Логинова «Колыван – бог Времени»).

    • Логинов Дмитрий
      14.10.2020 at 4:52 пп |

      И еще хочется дополнить: именно в контексте богословия РСТ актуально внимание к вопросу: почему лишь о кончине Богородицы говорим: успение? Хотя даже о кончине Бога самого говорим: смерть (и затем победа над ней в три дня – Светлое Воскресение). А это потому, что: Богородица = Жива. А над Живою смерть не властна. Она вообще никак ее не может коснуться. Жива родилась раньше Мары – она есть ее старшая сестра, она старше, это она над ней властна. Таково славянское гиперборейское богословие. А славяне были одним из раннехристианских народов, хоть это нынче и предано искусственному забвению заинтересованными кругами. И вот СЛАВЯНСКОЕ почитание Богородицы-Живы сохранилось каноном христианского православного праздника, что засвидетельствовано словом УСПЕНИЕ. (Что еще раз доказывает верность расшифровки Валерием Чудиновым ТАЙНОПИСИ НА РУССКИХ ИКОНАХ, как и на раннехристианских катакомбных фресках.)

  • Егор Александров
    12.10.2020 at 11:10 дп |

    Владимир спасибо.
    Твоя работа хороша и тебе её и продолжать до книги с богородичным богословием на современность. Пиши пожалуйста, буду с интересом ждать.

  • Владимир Толмачев
    Владимир Толмачев
    15.10.2020 at 4:25 пп |

    Большое спасибо, уважаемый Егор и дорогой Дмитрий. Думается, что наша работа в этом направлении должна носить коллективный характер. Каждый последователь Русской Северной Традиции может внести свой неповторимый вклад в общее дело. Глубинная связь Богородицы с Живой, помогает лучше и глубже понять русскую душу. Русский человек не представляет себе подлинной жизни без глубинного почитания Богородицы-Живы. Не случайно, в древнерусском языке так много слов, содержащих корень «жив», «живо»: животворение, живописание, живопение, живоносность, живительность, оживление, животочение и др. Много в России и населенных пунктов с такими названиями: Живенки (Кировская область), Живетьево, (Ярославская область), Живица (Свердловская область), Животово (Костромская и Кировская области), Живые (Пермский Край), Новоживотинское и Староживотинское (Воронежская область) и др. Немало и топонимов на карте России, содержащих слова «Богородицкое», «Богородская». Например, населенные пункты с названием «Богородицкое» можно найти в Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Смоленской и Тульской областях. А название «Богородская» имеют населенные в Кировской области и Удмуртской республике.

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: