Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Китеж-град — размышления о царстве-государстве

© Егор Александров, 8 сентября 2020

 

Вступление

Герои русских волшебных сказок совершают удивительные подвиги, они привлекают и используют необычные силы и энергии, которые нам кажутся несуществующими и невозможными. Но, мы сегодня используем электроэнергию, атом и другие современные чудеса, которые так же можно назвать волшебными и сочинить про них свои сказки и истории.

Герои наших русских сказок рождаются, растут и живут изначально в семье, в роду, в поселении, в царстве-государстве, и они всегда чьи-то дети – царевич сын, попович сын, быков сын, крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная… Не из воздуха у героев возникают богатырские качества, они впитываются из обычаев и уклада жизни семьи, они формируются в культуре народа сказочного и былинного царства-государства. И для такого царства-государства это норма, как для нас электричество. Кликнул царь… и отозвались герои-богатыри…

По ходу сюжета сказки всегда в некотором царстве, в некотором государстве возникают или бедствия или нерешаемые проблемы. Герой мобилизует свою волю, свою силу и со всей решительностью, не боясь потерять жизнь, без страха сложить буйну-голову пускается в трудный, полный опасностей и приключений путь.

Сказок волшебных обильно сохранилось в русском пространстве, пересказывать их нет смысла, лучше самим прочитать ещё раз… и не раз.

Мне же хотелось ответить себе на свой же вопрос.  Как была устроена жизнь сказочного царства, на каких культурных основах по духу русская земля родила и воспитала героев, достойных сказок и былин? Какие духовные основы-скрепы были положены в «социальное» единство былинного царства?

В сказках прямых указаний и научных описаний социального устройства общества, конечно, не найти, не эти задачи волшебные сказки решают. Надо читать между строк, между смыслами.

По поводу «социального устройства» и совместных героических действий народа мне припоминается только легенда про Китеж-Град. Жители этого города в едином устремлении смогли найти способ избежать смертельной опасности и стали невидимыми для сил разрушительных и губительных.

В Китеж-граде, по легенде, был сакральный уклад жизни, жизни праведной и справедливой. Город не покорился врагу и не был разрушен, он погрузился в воды, скрылся. По легенде и сейчас слышен звон его колоколов тем, кто «слышать» может. И поднимется он в свой час из пучины так же быстро, как и погрузился в воды, скрыв и сохранив сокровенное в целостности и полноте до поры до времени.

Легендарный город по преданиям не был одинок в пространстве, рядом с ним изобильно стояли деревни, сёла и другие большие и малые города. И все эти поселения с одной стороны входили в царство-государство, а с другой стороны сами эти поселения и города состояли из родов и семей, артелей и общин, землепашцев и мастеров…

Общество было организованно и структурировано. Если бы оно не было организовано и структурировано, то это уже не общество. Объединение людей в Китеж-граде было по доброй воле, естественно и свободно, а не насильно, не под страхом и принуждением. Если объединение было бы не свободным, то совместного таинства сокрытия города не было, все спасались бы, кто как может, а так, свободное сообщество легендарного города, в едином порыве и в единении смогло стать невидимым врагам и сохранить свой праведный уклад жизни. Сохранили не только личное благополучие, но и сохранили общее достояние — праведный уклад жизни в единстве. Сохранили  вне нашего пространства, вне нашего времени до той поры, когда созреют необходимые условия для «возвращения» их к нам… или нас к ним. А нам, похоже «проснутся-очнутся» должно от морока и невежества, злобы и стяжательства, научится видеть праведное, и тогда… узрим праведную жизнь легендарного Китеж-Града, который ищем повсюду и на земле, и на воде, и под водой. Китеж-Град, Беловодье, Шамбала – скрытый рай на земле, который когда-то был, где-то есть и всем нам там быть надо.

Может Китеж-град это утопия о справедливо устроенном обществе всеобщего благоденствия? Социальных утопий человечество знает множество на протяжении 300-400 лет, и строить жизнь по ним пытались. Пытались…

Сказка ложь да в ней намёк. Намёк простой – какое общество, какая культура в нём, соответственно такие и герои и подвиги соответствующие. Мне же больше нравятся герои наших волшебных сказок, чем какие-то «человеки-пауки» и «человеки-бэтманы» и всякие другие иноземные персонажи.

Вернёмся к мысли о том, что общество легендарного города внутри было организованно и структурировано и само это общество входило в организованное и структурированное сообщество большего масштаба. Все эти разномасштабные сообщества в себе должны иметь что-то единое, что их объединяет и притягивает к друг другу – некое родство. Назовём это — «единый принцип Китеж-град строительства Китеж-град сообщества».

Китеж-град строительство и Китеж-град сообщество

Этот общий принцип и его два проявления должны присутствовать и проявляться в жизни всех больших, средних и малых сообществах. По образу и подобию. Матрёшечно и фрактально. По вертикали и по горизонтали. В пространстве и во времени. Организационно и структурно. По-человечески и природоподобно. Свободно и справедливо…

Принцип Китеж-град строительства сокрыт до поры до времени, не исчез он. Пришло тогда время страшное, недоброе, и чтобы не потерять этот праведный уклад жизни и «благодать Китеж-градскую» во всей полноте и целостности, сокрылось это, стало сакральным и стало несоприкосновенным со злобой, ненавистью и разрушением, недоступным для злобы «мира сего».

Это как в переиначенной шутке из кинофильма про суслика: — «Видишь, там Китеж-Град стоит? – Нет, не вижу. — А он там есть».

Раньше все общности, общины и общинки, все селения-поселения, все города да веси до определённой поры были построены на едином принципе Китеж-град-строительства. Об этом легенды и сказки намекают и говорят.

Китеж-град-строительство – это строительство общности с едиными духовными скрепами, основой которых является свободное устремление душ к единству в духе, т.е. строительство Китеж-Град-сообщества.

Китеж-Град-сообщество – это сообщество имеющее опыт и реальные результаты Китеж-Град-строительства и способное сделать следующий шаг в строительстве Китеж-Града.

Эти два момента Китеж-Град-принципа никак не могут быть отделены друг от друга в своём развитии, т.к. без «строительства» — нет сообщества, без сообщества — нет полноценного и масштабного «строительства». Процесс не должен прерываться, это как ходьба на двух ногах. Двигаться на одной ноге сложно и практически невозможно, теряется устойчивость.

Кто Главный в строительстве Китеж-Града, кто прораб? Кто главный в сообществе Китеж-Града, кто главный конструктор? Кто мечтает, кто думает, кто идеи формулирует? «Идеи становятся силой, когда они овладевают массами» — повторял один революционер, когда пытался на «одной ноге» экономического догмата прыгнуть в «счастливое будущее».

Так мы подошли к важности понимания — кто должен возглавить, организовать и повести людей и кто сможет взять на себя такую ответственность? И куда повести он может тех, кто за ним и его идеями пойдёт?

Исторических именований «возглавляющих» множество: голова, глава, господин, царь, государь, император, цезарь, кесарь, президент, король, князь, каган, конунг, хан, тархан…

Кто корабль поведёт? Кто возглавит?

Поговорка русская характеризует человека с хаосом в голове: – «Он без царя в голове». Нам всегда хочется Главу с «царём в голове». С царя и начнём. Применим к звучанию этого слова толкования 240 русских слоговых рун. Царь = ца + рь. Интересно посмотреть два варианта звучания – царЪ и привычное царЬ.

ЦарЬ – замкнутая на себя, на свою личность власть; стремление владеть чем-либо; самодержавная власть; сам себе хозяин. Отсюда и понятие самодержец и самодержавие.

ЦарЪ – человек, овладевший силой единства и переродившийся в свободную, независимую, целостную личность. (Как бы «цапнувший» силу единства и тем кардинально изменившийся). Трансформирующая сила Духа Единства и Свободы.

 

Два звучания два момента единого смысла — царЬ внутри себя должен иметь царство, как царъ+с+тво – единство с силами Творящими. И если у царя внутри есть царство, то и в его царстве единство с Творцом реализуется творческими действиями. И это триединство «царя», его «внутреннего и внешнего царства» раньше определяли, как Помазанник Божий, и священно-действо было – Помазание на Царство. И прозвучать это триединое качество может, как Ц-Арий, т.е. просветлённый, святой властитель.

Ещё хочется заметить, что этот триединый царский принцип универсален и применим в масштабе от одного человека, через большие средние и малые сообщества, до царства, не имеющего пространственных временных границ и ограничений по количеству жителей. Все могут быть Иван-царевичами (с царЪ-ством в голове и царЪ-ством вокруг себя), все могут заниматься Китеж-град-строительством и все могут совершать чудо-подвиги для процветания Китеж-град-сообщества. Вот такой «царский Китеж-град-принцип» сокрыт пока в несоприкосновенности. Несоприкосновенность эта — не стена глухая, проницаема она для добрых помыслов «царевичей», это те, у кого в голове порядок не мёртвый, а живой, царский и творящий.

У желающего «возглавить» или «избираемого во власть» внутри должно быть царство справедливости, правды, святости. Избиратели должны увидеть и «учуять» «царЪскость» в том, кому властвовать поручают. Избрание на «царЪство» того размера и масштаба, в котором он избран, т.е. принял на себя прежде всего ответственность и будет нести подвижническую службу для избравших его, и для вышестоящих царств…, вплоть до «царства правды», «царства справедливости»…, Царства Бога богов. Беря на себя ответственность избранный «царь+царъ» получает возможности и полномочия, которые поручают ему, делегируют ему, доверяют ему, но это не выбор из того что было что есть, и это не выбор из  предложенного подложенного подсунотого… кем-то. Кем же?

Молитва есть против бесов: — «Предложение твое, враже, на главу твою. Мати Божия, помози ми». Для любого события и масштабов любых применима молитва эта, от собственного царства в голове своей, до царства-государства.

В принципе на этом можно и остановиться, понятно уже как былинный «социум» должен быть организован и по какому принципу. Но интереса ради приведу рунические толкования звучаний (не написаний буквами) именований «возглавляющих». Официальная лингвистика, наверное, сильно поморщится от этой вольности применения рунических смыслов…, но мы тут по сути, а не по форме.

Руническое толкование некоторых понятий

Голова – вместилище самодостаточности, гордости, чести; способная к осознанным действиям; понимающая причинно-следственным связи.

Галава – хорошее и плохое реализуется в активном движении по всем направлениям с настойчивостью и с применением на практике.

Глава – Словом, Глаголом утверждение и защита мира, покоя во всех смыслах и во всех направлениях, с вложенным в слово важным смыслом с целью реализации сказанного на практике.

Звучание голова мне больше нравится, чем звучание галава, так и хочется добавить – галавотяпство — это когда с настырностью и с добрыми помыслами в начале, но без осмысления, действуют, и получается… – «хотели как лучше, а получилось как всегда». Звучание глава хорошо подходит для ответственного руководителя. Исконные русские слоговые руны дают тонкие различения смыслов слов произносимых по-разному. Эти различия не трудно почувствовать, нужно только настроиться и… не стрелять словами очередями и без перерывов. Одно осмысленно произнесённое слово весомее будет получасового монолога. Поэтому славяне — это люди слова, словами не разбрасывались, понимали, что оно, Слово, силу творящую имеет.

ГосподИн – имеющий высокое положение сверх (поверх чего или кого), поэтому один: удивительный, исключительный, неповторимый.

ГоспОдЬ – возвышенный, совершенный, последовательно действующий и делающий.

ГоспОдЪ – значительный, совершенный (возвышенный), сверх добрый и одаривающий (покрываеющий) всё дарами и добром.

Произношение в конце этих слов «д»  мягко или твёрдо даёт оттенки смыслов звучаний слов господ и господь. Господ как-то значительней будет чем господь. Про господ так и хочется сказать – Господ Бог и это Бог богов, а господь(-ства) — это его действующие силы, воли, энергии. Их двенадцать и ко Христу они призваны были на «обучение» (12 Апостолов).

Государство – значительная и населённая территория обособленная самостоятельная; и организованная с помощью обязательных для всех территориальных законов; и с правом вершить суд и выносить суждения-распоряжения. И население соглашается (говорит да) подчиняться, следовать законам на постоянной основе в союзе, в сообществе; оно вовлечено в общую жизнь государства.

Если сравнить рунические смыслы звучания слов царство и государство, то получается, что царство – это союз людей по доброму согласию, по свободной воле и всё в царстве организованно внутри и снаружи по триединому принципу, т.е. Китеж-Град принципу, а в государстве – добровольно-принудительный союз получается на основе каких-то, непонятно кем написанных-предписанных-навязанных законов. В лучшем случаи основу (скелет) законодательства оформляют как Конституцию. Но кто ей руководствуется, кто её исполняет? Кто гарант? А где Заветы предков, где Заповеди Богом Данные? Бог, где там упоминается, а закон во главу ставится, вот и живи как сможешь. И вспомним… Христа ведь по закону иудейскому распяли…. По закону… Законно… По судилищу, по суду.

Предположить можно смело, что от наступления законов чужого государства скрылся царский принцип Китеж-Града, и растворилось Китеж-градское царство в пространстве и во времени, до поры.

Если есть государство, то есть и его Глава. Как его зовут? Раньше говорили – государь. Теперь – президент.  Смотрим рунические смыслы произношения госудаРЪгосудаРЬ и президент — презедент.

Необходимо обратить внимание на священный слог аръ и арь, он во многих словах в конце появляется и смысл его – состоявшийся, переродившийся, благородный, просветлённый, светлый, сияющий человек.

ГосударЪ – как госуд-аръ – просветлённый, бесстрастный(аръ), имеющий дар(его одарили) самостоятельно, честно выносить предписания и суждения в соответствии с законом;

— как го-су-да-ръ – высокое положение, особый статус человека, он в одном лице осуществляет двойную функцию – законодательную + исполнительную, он реализует, воплощает, добивается результатов, преобразует, устраняет и разрушает ненужное, враждебное.

Государь – имеет высокое положение, особый двойной статус – принимать необходимые законы и быть ответственным за их применение и воплощение, он опирается на своё особое мнение и он проявляет свои качество души не взирая ни на что и ни на кого.

ПрезИдент – (так и хочется сказать, что президент – это первый по списку резидент, кем-то поставленный на пост президента, альфа-резидент). Президент – редуцированный, упрощённый вариант царя и государя, поставленный (кем поставленный?) обеспечивать покой и порядок на вверенной ему территории; имеющий право проникать свободно во все места; имеющий право разить недругов и нарушителей законов; он независимый и свободный в пределах полученных полномочий, он действует по программе, по коду (от кого полученных?);  он должен быть твёрдым и постоянным в достижении поставленной перед ним задачи.

ПрезЕдент – предельно исполнительный, послушный и принимающий на себя ответственность за торжество законов на вверенной ему территории и наделённый соответствующими полномочиями и свободой действий в рамках поставленной задачи.

Цар, царь, царство – раз.

Государ, государь, государство – два

Президент, презедент, псевдогосударство – три.

Раз два три.

Раз – царство едино и свободно.

Два – государство двойственно по природе своей, есть ограниченная свобода и несвобода предписанная законами.

Три – псевдо государство приняло чужую волю, чужие правила.

Что будет четыре – кому служить будем? За какими идеями пойдём? Или сами мечтами нашу сказочную и царскую жизнь сотворим?

Вспомним и другие именования правителей-руководителей.

Император – (так и хочется сказать, что это оператор большого масштаба). Император  — этот деятель грандиозен, он с помощью обмана под покровом распространяемых иллюзий перехватывает  на чужих территориях управление на себя, центрирует и замыкает на себя власть, трансформирует жизнь в захваченных территориях  в соответствии со своим законам и устоями.

Цезарь – его целью, его устремлениями становится выход за существующие пределы территории и эту задачу он решает последовательными шагами и всё управление замыкает на себя. Организатор выхода за собственные границы владений для последовательного переподчинения других владений себе.

Кесарь – он всё время взращивает себялюбие и укореняется в своей самости, он привязан к себе и к своему владению, он само замкнут и обособлен.

По истории мы часто встречаем западные названия правителей и их владений – король и королевство. Смотрим рунически король (так пишем) и кароль (так произносим).

Король – он объединяет людей вокруг себя для процветания и преумножения, но есть двойственность в этом значении, процветание может быть для всех людей королевства, а может, только для себя и своих приближённых, или-или.

Кароль – он своей личной силой, со всей душою действует для преумножения, для роста и процветания или для всех, или только для себя и своих приближенных.

Очень похоже на то, что мы знаем по истории Европы.

Приведу ещё несколько имён.

Коган – он распространяет свои законы и правила в окружающий его внешний мир с особой настырностью, с применением всех возможных хороших и плохих способов.

Хан – исключительная и неповторимая (свободная и независимая) личная воля, ничем кроме себя не сдерживаемая и энергия роста из прошлого в будущее.

Тархан – он имеет потенциал (карьерного) роста и своей личной волей трансформирует в свою пользу внешние ограничивающие его обстоятельства, он опирается на свои способности, на свою исключительность и неповторимость.  Имеет потенциал стать ханом.

Тиран — он входит в иерархию света и солнца и ей принадлежит, он сияющий от своей неповторимой исключительности и от своих уникальных способностей. И в этом случае его можно назвать «просвещённым тираном» — он не забывает служить Свету;

— в другом раскладе смыслов рун — он для достижения своего уникального положения, часть иерархии света и солнца, к которой он принадлежит, центрирует вокруг себя, переподчиняет себе, возглавляет её и перестаёт служить вышестоящим иерархическим уровням. И в таком виде подчинённая тирану иерархия служит ему и только ему, а он уже не служит никому, даже забывает о своём служению Свету, Богу, и тогда он становится «тираном всех тиранящим».

Вывод

Толкования рунических смыслов звучания вышеприведённых имён показывает, что русский язык во многом сохранил свою связь с исконными смыслами, передаваемые «языком» слоговых рун. Этот древнейший инструмент сохранён и передаётся Русской Северной Традицией и в наше удивительное время доступен всем искренне желающим. Такой «рунический анализ» понятий современного языка позволяет связать смыслы прошлого обращения с настоящим временем и восстановить преемственность порушенного и искажённого.

Китеж-Град-принцип=Китеж-град-строительства+Китеж-град-сообщества – это принцип культуры восхождения к Духу Единому, позволяющий включить в единую творческую деятельность всех людей, образно сказать – «крестить» в духовное единство и преемство Китеж-град-строительства Китеж-град-сообщества — справедливого, праведного, честного. Масштаб духовного строительства – от отдельного члена сообщества, до его «предводителя».  «Предводитель» триедин в царственности, он царь с Богом в голове и сердце, с царством вокруг него, и так везде — от семьи, до огромного русского царства-государства.

Зачем нам империя с её ограниченными возможностями только для «избранных»? Не замахнутся ли нам на царство единения в Духе? И зачем нам неживой цифровой интеллект, если своего с лихвой хватит живую жизнь построить? Сказочную жизнь.

Принцип построения общества в виде государства имеет свой родовой недостаток – это процесс обособления и возвеличивания государства от всего его окружающего приводит внутри самого государства к обособлению государственной иерархии от жителей государства и сохранению этого положения всеми способами. Такое положение дел вызывает неизбежно недовольство членов государства своей же властной иерархией, которая ради сохранения своего положения рано или поздно становится несправедливой в отношении своих же граждан.

Методов силового подавления недовольства не так уж многого и все они приводят в конечном итоге к разрушению всего государства целиком, плохо становится и жителям, и властям. Испробовав в историческом прошлом все варианты, власть придержавшие предложили другой способ сохранения государства ради сохранения своей власти, это иметь рабов и колонии, из которых выкачивались ресурсы и ими «откупались от недовольства» своих жителей, по сути, дележом части добытого и захваченного. Западная цивилизация широко применяла и применяет этот метод консолидации общества на основе дележа награбленного. Другой вариант мягкой колонизации исторически можно наблюдать на территории России и Российской империи. Сильная и жёсткая политика центра по консолидации всех ресурсов и богатств регионов в своих руках и далее последующее перераспределение их в обратную сторону по принципу «главное не перекормить, но и чтоб с голоду не сдохли», и чтобы не подняли беспощадный и жестокий русский бунт. Не всегда это получалось, история нам об этом говорит. Западная модель государства консолидировала ресурсы в кулак для последующей «внешней колонизации» чужих территорий и дележа между участниками захвата и ограбления колоний.

Российская модель «внутренней колонизации» собственных территорий консолидировала ресурсы в своих руках для защиты от колониальных устремлений внешних колонизаторов и сохранения своего исключительного положения у власти собственных элит. Так все цари, царские династии и цари, примерившие корону императора, теряли внутри себя сначала царство правды и справедливости, а следом теряли свои территории и власть…, таким образом появились вожди, президенты, премьеры… и т.п.

А Китеж-Град избрал свой путь сохранения своего справедливого и праведного уклада жизни Культуры Восхождения к единству с Духом Единым. Царский путь единения в Духе.

Сказка? Быль? Утопия? Реальность? Думаем сердцем.

 

 

 

Written by Егор Александров on Сентябрь 8th, 2020. Posted in Статьи

Tags: ,

Trackback from your site.

Comments (1)

  • Логинов Дмитрий
    13.09.2020 at 11:53 дп |

    Интересный анализ понятий ЦАРСТВО и ГОСУДАРСТВО. Теперь понятно, почему Михалков требовал: коль у нас до сих пор не восстановлена монархия, пусть уж хоть русский президент называется по-русски: ГОСУДАРЬ! Это же следует из проведенного в статье анализа РУНИЧНОГО СМЫСЛА слов. Вот сколь зорким на смыслы делает автора прохождение нашего курса РУССКИЕ СЛОГОВЫЕ РУНЫ: http://svainstitute.ru/russkie-slogovye-runy.html !

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: