Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций: http://prazdniki.dolniy-lad.ru/kursy/ Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

© Алена Селиванова, Размышления о Ветхом завете (ветхозаветные пророчества о Христе), 12 февраля 2018

На мой взгляд, Ветхий Завет, в основном – это история отпадений от Бога. Новый и Ветхий заветы сверх контрастны, даже антогонистичны. Не замечает этого разве что только слепой или неграмотный. То есть не имеющий возможности открыть Библию и прочитать текст. Те же, кто может прочитать, видят, что говорил Христос иудеям об их завете (предании): «Вы преступили заповедь Божию – ради предания вашего» (Мф. 15:3). И: «Вы устранили заповедь Божию – преданием вашим» (Мф. 15:6).

Христос называет себя священником по чину Мелхиседекову, противопоставляя его чину Ааронову.

В древности чин Мелхиседеков был распространен по всему Ближнему Востоку. Центр учения – град Божий Иерусалим. Евреи поначалу также придерживались сего учения. Авраам, их родоначальник, даже отдавал десятину царю Мелхиседеку – правителю и жрецу Иерусалима. (Имя Мелхиседек – царь Прави). Но позже евреи отвергли чин Мелхиседеков, а самого царя стали обзывать «сыном блудницы». И самовольно воздвигли чин Ааронов, когда блуждали в пустыне.

В Ветхом завете засвидельствовано: «Сказал Господь Аарону: ты и сыны твои и дом отца твоего с собою понесете на себе грех за священство ваше». (Числа, 18:1).

Потом, через пятьсот лет, иудеи захватили силой оружия Град Божий и ниспровергли уже в самом Иерусалиме богоугодный чин Мелхиседеков.

Священное писание основателей Иерусалима – иевусеев – было частично уничтожено, а частично переиначено и включено в священное писание евреев. Это небольшое включение составляет ложку мёда в бочке дегтя ветхозаветных текстов.

Подробно – в книге Дмитрия Логинова «Тихон о защите от бесов».

Наиболее сохранена изначальная мудрость народов Ближнего Востока в книгах Бытия, Псалтыри и книгах пророков. В последних наиболее ценны пророчества о Христе.

Первое из пророчеств о пришествии Сына Божия, упоминаемых в Библии, сделано мадианитянином Валаамом:

“Говорит Валаам, сын Веоров,

говорит муж с открытым оком,

говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего,

который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его:

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко…”

(Числа, 24: 15-17.)

Подробно – в книге Дмитрия Логинова «Упование народов».

За Валаамом продолжают пророчества:

Быт. 3:15 . «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее». Семя Жены – Иисус Христос.

Мих. 5:2. «И ты, Вифлеем… Из тебя произойдет Мне Тот, … Которого происхождение из начала, от дней вечных.» Происхождение Христа – из Начала, от дней вечных.

Ис. 7:14. «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Рождество Спасителя от Девы.

А также видение Сына Человеческого в книге пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.» (Дан. 7:13-14).

30 сребренников предательства: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников.

И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника. «(Зах. 11: 12-13),

страсти Христовы: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. «(Пс. 21:17),

распятие: «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Ис. 53:12),

погребение: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. «(Ис. 53:9),

Воскресение: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.» (псалом 15;8 -11),

«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.  На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Ис. 53: 10, 12),

Второе пришествие:

«10 Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет.

11 И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?

12 Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.

13 Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.

14 Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу.» (Иоил. 2: 10-14).

Но более всего из книг пророков меня всегда поражала книга пророка Ионы. Как можно было на двух страничках уместить бездну смыслов?!

Иона, услышав голос Бога, бежит от своего пророческого дара. Он плывет на корабле, чтобы убежать от лица Господа. Но это невозможно. На море сделалась буря, моряки бросают жребий, чтобы узнать, из-за кого случилась эта беда, и жребий указывает на Иону. (Здесь история Ионы имеет некоторые параллели с историей Садко, хотя в остальном они — о разном). Иону бросили в море, и он попал в чрево кита. (Конечно, эта фантастическая метафора говорит не о том. что кит может проглотить человека. Конечно, не может, кит питается планктоном. ) Я думаю, здесь имеется в виду низвержение человека в самые недра тьмы. В ад. Ведь и Христос обращался к этому тексту, говоря о Своем грядущем тридневном пребывании во гробе — и Воскресении: » Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». (Мф. 12:40). Это — схождение Спасителя во ад, когда Он расшатал двери ада и вывел из него людские души. . .

В кондаке пророка Ионы говорится: «Пророк дивен показася, Божие повеление прием во образ тридневнаго Воскресения. В ките тридневен быв, неврежден от зверя изыде и явися светел проповедник Ниневии, великому граду. »

Я думаю, главное здесь — «неврежден от зверя изыде«. То есть душа Ионы осталась неповрежденной, даже попав во тьму чрева кита! Его не сожрал зверь. А почему это произошло? Всеми силами души Иона устремился к Богу. Поразительна молитва Ионы:

3 и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.

4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною.

5 И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой.

6 Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя.

7 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада.

8 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя.

Что еще смогло уместиться на двух страницах? Очень многое. Иона идет в Ниневию (а Ниневия – для иудеев город презренных язычников) и проповедует покаяние. И жители Ниневии покаялись! Все, начиная с царя! Всевышний Бог печется о всех своих творениях. И что Ему до национальных или иных человеческих разделений! И Господь, видя раскаяние ниневитян, не карает их! А что же Иона? Он этим недоволен! Вот это пророк! Совсем не похож на важного дядю с бородой, которого мы представляем, услышав слово «пророк»! Он сидит у городских стен и ждет, когда же Ниневия рухнет. А когда этого не происходит, всерьез негодует: «Зачем же я тащился в такую даль в эту Ниневию, когда Бог и так милостивый, и без меня всех помиловал бы?» Но без него – ничего не получилось бы. У Бога нет других рук, кроме наших двух! И как бы мы не были мелки и грешны, Он может что-то совершить только нашими руками.

Без тех слов, которые Иона сказал ниневитянам, не было бы их раскаяния, и они бы не избежали кары… Так важно именно в этот момент и в этом месте произнесенное Слово!

Книга Бытия – одна из наименее поврежденных книг Ветхого завета. В ней в символическом виде отразилась история человеческого рода, как хранили ее древние шумеры. (Некоторые писатели расшифровывают самоназвание народа как пришедшие от горы Меру – центра мироздания). Ныне это земли Сирии – междуречье Тигра и Евфрата.

Читая книгу Бытия, вижу: вот в Эдеме – в центре Древо Жизни, и река для орошения рая разделяется на четыре реки. . . Но это же гиперборейский Храм – ось Древа миров – над полюсом! Как изображают Гиперборею (Арктида представляла собой удивительный континент-архипелаг из четырех островов, разделенных узкими проливами, впадающими во внутреннее море). Но есть в раю и возможность отпадения от истины – Древо познания добра и зла. Рай не был бы раем, если бы в нем не было совершенной Свободы. В том числе – и свободы отпасть от Бога. . .

Далее. Невероятное долголетие патриархов. И гипербореи, согласно преданиям РСТ, могли жить так долго, что умирали, лишь чувствуя пресыщение жизнью. . .

Далее. История о том, как сыны Божии брали в жены дочерей человеческих. Это великое смешение; звездные странники породнились с земным человечеством, дав начало современным народам. . . История нечестивых допотопных людей (отступничество атлантов) и Всемирного Потопа.

Завет Божий с Ноем, и радуга в облаке. . .

У Ноя три сына: Сим, Хам и Явед (Иафет). Известно, что русские цари возводили свою родословную к сыну Иафету. . .

И третья книга Ветхого Завета, которая сохранила часть допотопной ведической мудрости – Псалтырь. Это тексты, которые были продиктованы иевусеем Орной царю Давиду, полностью раскаявшемуся в разграблении Иерусалима и истреблении местных жителей. Всю оставшуюся жизнь Давид плакал о совершенном геноциде по отношению к иевусеям. Почему и песни (греч. псалмы) названы еще и плачем Давидовым.

Сейчас вот открыла Псалтырь, и она распахнулась на псалме 81, над загадками которого я много думала. . . «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд. . . . Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего – все вы. Но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из людей. » В этих словах — вся история Града Божьего — Иерусалима – со времен, когда бог мог встать в сонме богов и произнести суд, до тех времен, когда Иерусалим был захвачен иудеями. . .

Вспоминается Гераклитово: «Бессмертные — смертны, смертные — бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают». Да, оживая для мира – умираем для Бога, и умирая для мира — оживаем для Бога. «Ибо кто хочет душу свою беречь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:28) Сейчас, конечно, трудно судить, почему не устоял Град Божий, и оказалось возможным его завоевание иудеями. Но одна из причин, конечно же – то, что боги стали как люди. . .

Но что будет, когда люди станут как звери? Не об этом ли свидетельствует – остальные 90% текстов Ветхого Завета! В этом смысле мне понравились размышления православного блогера Дарьи Сивашенковой «О христианстве и Ветхом завете». Не во всем можно с нею согласиться, но писательница делает ценный вывод: Ветхий завет важен своим свидетельством, чем грозит человеку отпадение от Бога. И дальше она пишет: «Если от жестокостей Ветхого завета тошнит – то это прекрасно. Хуже, когда не тошнит. Совсем плохо, когда жестокости принимаются как должное, ибо оправдываются велением Божьим. . . . Вычеркнуть это – значит, лишить себя памяти. . . »

Я тоже воспринимаю Ветхий Завет как то, чего нельзя делать, как прививку от смертельной болезни (смертоносные буквы — ап Павел о законе иудейском), болезни, уврачевать которую и пришел Сын Божий – Логос.

Гераклит: «Идя к пределам души, их не найдешь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает Логосом.» Логос – глубина глубин. . . Совершенно замечательны мысли Гераклита: «Смерть – это все то, что мы видим, пробудившись.». «Человек, умирая, в ночи огонь сам себе зажигает; хотя его глаза погасли, жив он.» Так и боги из Града Божьего – умерев людьми когда-то в завоеванном городе, в нашей памяти и любви они воскресают сейчас. . . Все мы живы настолько, насколько о нас помнит Бог. И когда мы – в Нем, и Он – в нас, Единое – во многом, то мы – живы.

Гераклит: «Признак мудрости – согласиться, выслушав не меня, а Логос, что все едино.» При этом он подчеркивает, что такая мудрость отрешена от всего. . .

Мудрость Гераклита, отрешенная от многознающего невежества людей и живущая в соседстве с простой мудростью бытия, запечатлена характерной сценой: некие странники, пожелавшие взглянуть на прославленного мудреца, останавливаются на пороге убогого жилища, смущенные зрелищем невзрачного человека, который греется у очага. «Входите,» — слышат они, — «И здесь тоже обитают боги». . .

Намного позже св Василий Великий скажет: «Вселением в него Духа человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, бога, быв до того землей и прахом».

И когда я думала об отпадении атлантов от истины, дальним следствием чего и явился иудаизм, о возможном раскаянии и возвращении к изначальному, о душе, которая оборачивается ко Христу – написался такой стих:

Любимейший! Земную ось

Мы раскрутили на рассвете.

И Солнце с неба сорвалось,

И стали странниками – дети. . .

 

Распался Древних дивный лад,

Земная кожа огрубела. . .

Иных миров не видел взгляд —

Душа над бездною летела. . .

 

В кристалле явленного сна

Все связано хвостом змеиным. . .

Но за туманами – сосна,

И у корней ее – павлины. . .

 

Любимейший! Пришедший гость!

Ты знай – закончилось изгнанье!

И выше «правды» поднялось

Полей Весны воспоминанье.

 

И Древо Жизни посреди

Эдема шелестит ветвями. . .

О Вышний Боже! Пощади!

Как будто было все не с нами. . .

 

Как будто – не было всего:

Сомнений, зла и отпаденья. . .

И проницает взор Его

Во славе – дивное творенье. . .

 

Послесловие Дмитрия Логинова. По-моему, сказанное тут Алёной о ветхом и вечном, о людях, богах и Боге весьма созвучно одной из новейших песен БГ (Бориса Гребенщикова) «Крестовый поход птиц». Ее можно послушать, например, ЗДЕСЬ. «…Зажги мне руки, чтобы я смог взять это небо как нож, и вырезать нас из сети».

Written by Алёна Селиванова on Февраль 12th, 2018. Posted in Статьи

Tags: , , , , , , ,

Trackback from your site.

Comments (4)

  • Владимир Толмачев
    Владимир Толмачев
    16.02.2018 at 6:16 дп |

    Большое спасибо, уважаемая Алнна, за статью, в которой в простых и доступных для понимания словах, Вам удалось передать всю сложность хитросплетений древних текстов, имеющих многоуровневую структуру. Оригинальная подборка библейских изречений пророков, новозаветных апостолов, одного из трех каппадокийских Отцов Церкви — Василия Великого, высказываний древнегреческого мыслителя Гераклита в сочетании с современными размышлениями одной из православных писательниц и Вашими поэтическими строками образует в совокупности уплотненную и целостную смысловую картину, если можно так выразиться своеобразную «нейросеть» значений и символов, по-новому и с неожиданной стороны раскрывающих содержание древних пророчеств и мудрых изречений, и что самое главное, тесно увязанных с задачами православных верующих на современном этапе.

  • Алена Селиванова
    16.02.2018 at 6:55 пп |

    Спасибо,Владимир!

  • Логинов Дмитрий
    18.05.2018 at 9:45 дп |

    Великолепный обзор ветхозаветных пророчеств о Христе! И еще более ценный показ: а зачем он, Ветхий, наличествует вообще в Библии. И стих придает «четвертое измерение» этой прозе, и без того объемной. И метко насчет: кроме наших — у Бога нет иных рук. Понятно, если бы Он хотел — мог бы сделать, чтобы и у камней выросли руки. И преобразили бы к лучшему мир людей. Но Бог ВОИСТИНУ милостив: не спасает никого без его с определенностью выраженной воли к спасению. А эта определенность обнаруживается делами рук наших. И в этом случае в усиление нашей собственной воли к спасению посылается необоримая Помощь.

  • Алена Селиванова
    18.05.2018 at 12:22 пп |

    Спасибо, Дмитрий! Да, Бог спасает, когда всей душой устремляешься к Нему…И это уже вопрос о свободе воли…

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: