Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

МИФ О НАРЦИССЕ

© Алёна Селиванова

Христос — Стрела, пронзающая сердце изнутри.

Его дары — невыразимые любовь и покой. Тишина и блаженство.

Он приходит из сердца тишины…

Может быть, это наиболее полно выразил святой иконописец Андрей Рублев на иконе «Спас Нерукотворный».

И душа от радости быть с Ним всей собой отзывается на строки Евангелия: «И радости вашей у вас не отнимет никто».

И душа поет Ему:

Господи! Как просто все у тебя! И сложно у человеков. Как сложно мне, человеку, не оборачиваться на себя грешную. Дай, Боже, отрешиться мне от себя, дабы Твою простоту святую ясней услышать!

Дай, Господи, мне смирения. И мудрости. И меч разделения, чтобы отделить от плотного тонкое, от него же тончайшее. Милостив будь ко мне, грешной, Господи…

И душа ищет ответ – как это сделать? Как – не оборачиваться на себя, как сохранять отрешенность? Чтобы быть — с Ним. И в уединении, и среди тысячной толпы, и в горе, и в радости, и в волнениях моря житейского — быть с Ним. Ведь с Ним и в аду — рай…

И когда душа задала этот вопрос — ответ неожиданно открылся в мифе о Нарциссе.

Нарцисс — сын беотийского речного бога Кефиса и нимфы Лириопы.

Предсказатель Тиресий предрек при рождении Нарцисса, что тот будет жить долго, если не увидит самого себя («коль сам он себя не увидит»)

Его полюбила горная нимфа Эхо (которая могла лишь повторять услышанные слова). Но Нарцисс был к ней равнодушен.

Эхо страдает и теряет телесный облик — от нее остается лишь голос… Она взывает к Немезиде: «Пусть же полюбит он сам!» И Немезида ей внимает…

Нарцисс видит в реке свое отражение и влюбляется в отражение в воде так сильно, что не может больше расстаться с ним и умирает на берегу от голода и страдания…

Неоплатоники так трактовали эту легенду:

«О Наркиссе.

О нем говорят, что он увидел в воде свою тень и, влюбившись в нее, бросился в воду, желая обнять тень. Так он и задохнулся. Но это неправда. Ибо он не задохнулся в воде, но, увидев в текущей природе материи свою собственную тень, т.е. внутри материи — живое существо, которое является последним образом истинной души, и постаравшись обнять эту душу как свою собственную (то есть, возлюбив живое существо ради него самого), он задохнулся, утонув, как если бы погубил истинную душу, — это то же самое, как если бы сказать, что погубил свою истинную, подобающую ему жизнь.

Отсюда и гласит пословица: «Испугавшись собственной тени» [Федон 101d]. Она учит, что надо бояться заботы о последнем (дне жизни) как о первом, ибо эта забота приводит нас к гибели души, то есть к исчезновению истинного знания о вещах и подобающего ему, по существу, совершенства.

Так – у написавшего толкование поговорок, употребленных у Платона» (Ватиканский аноним. О невероятном 9 [Ватиканский аноним 1992, с.247])

Это миф о позабывшей Себя душе, заблудившейся в отражениях. Замкнутой на себе, уснувшей во сне…

Нарцисс очарован внешним человеком — тенью внутреннего, истинного человека. Истинный, внутренний человек — новый Адам — это любовь, ум и воля. От него отбрасывается тень в виде тела, эго, рассудка.

Нарцисс — позволяет себя любить. Сам никого не любит. Он любит свое отражение, любит свою тень. Привязан к внешнему человеку, отражению внутреннего.

Он запирает себя в клетке очарованности собой, самолюбования. И нет возможности выйти отсюда, даже очароваться другим.

Любит – внутренний человек, душа. А здесь внутренний человек засыпает и все больше перетекает в свою тень. (Как в «Волшебнике Земноморья» Урсулы Лу Гуин – юный волшебник Гед и его тень. Когда Гед дает слабину — тень становится сильнее… Гед одарен от природы, но с этим перетеканием – все меньше его самого настоящего и все больше внешнего. Но в конце концов он находит выход).

Дух засыпает и блуждает в отражениях. Сон подкрадывается незаметно – сладкий, мягкий, пушистый. Внутренний человек спит, и ему снятся сны, что у него все хорошо…

Дух сам себе создает клетку из иллюзий и запирает ее.

Внутренний человек прыгает в реку, чтобы обнять свое отражение. Чтобы обнять себя внешнего. Выворачивается душой наизнанку… и происходит омирщвление души.

Картина Караваджо «Нарцисс у ручья» — наиболее выразительна. Нарцисс, склонившись к воде, видит там не себя. Мне увиделось на мгновенье — он видит там уснувшего Христа…

Источник Нарцисса находится в местности Донакон («Тростниковое ложе» в переводе с греческого) на земле феспийцев.

Тростник — символическое растение. Из него делали свирели. Это полая дудочка, осевой тоннель — и восемь отверстий.  А на свирели играет Свою песню Бог…

Пробудиться от мягкого сна — и вернуться к центру, к Оси…

В Арктиде на полюсе человек не отбрасывал тени. Аркты искали совлечься внешнего человека, чтобы непосредственно чувствовать Тиу. Только так можно построить Лествицу…

У Пробужденного – нет тени.

В элевсинских мистериях Персефона, девственная душа, слышит слова Эроса: «Божественная швея, которая еще ни разу не видела себя в зеркале.» Персефона отвечает ему: «Видеть себя — разве это возможно?»

Интересно, что Персефона собирала именно нарциссы на лугу, перед тем, как ее похитил Аид и унес в царство смерти…

Лишенная теней Ясность… Чистая душа, простая, в которой, как в зеркале, отражается свет Высшего Я…

Грешная моя душа, не оборачивайся же на себя!

Лишенная теней Ясность — это образ из книги Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы.» Возможно, отсвет глубинной памяти об Арктиде:

«Мы были как бы внутри белой безмолвной сферы, двигались по ее внутренней поверхности как внутри стеклянного шара, покрытого морозными узорами…»

«Яркий свет пропал, осталось лишь светлое Ничто. …  Мы вышли утром из палатки как бы в пустоту. … Ни он, ни я не отбрасывали никакой тени. Нас со всех сторон окружал какой-то неясный свет, шедший как бы отовсюду. Когда мы ступали по снегу, он хрустел под ногами, но следов не оставалось. … Не было ни солнца, ни неба, ни линии горизонта, ни мира вокруг. … Пустота, в которой мы были как бы подвешены.»

Интересно, что подобным образом, словно внутри стеклянного шара, воспринимает себя младенец. Еще не отождествляя себя с телом.

«Доктор посадил меня на стол, вызвав новую волну мучительной боли, от которой я закричала, засмеялся и сказал: «О, как эта маленькая девочка безобразна, когда она плачет!» Я была ошеломлена. Как можно знать, что я некрасива, когда плачу? До сих пор я всегда думала, что можно видеть все вокруг меня – взрослых, канарейку, игрушки, даже мои руки, но что я сама остаюсь невидимой.» (Из книги Элизабет Хейч «Посвящение» – самое раннее воспоминание детства).

Младенец видит себя как бы внутри огромного пузыря и еще не воспринимает тело как свое. Не понимает, глядя в зеркало, что это — он. Просто некое маленькое тело… Он в Себе, в сознании. В месте Жизни.

И сказано в Евангелии от Фомы, речение 4:

Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними, и они станут одним.

Ошо, «Приходи, следуй за мною»:

«Действуйте как Иисус, и внезапно вы обнаружите свою сущность. Эту сущность можно познать и без какого-либо действия, но тогда это более трудное дело, почти невозможное, потому что вы не знаете, в каком случае нужно смотреть в зеркало. Без зеркала вы не можете увидеть свое лицо. Лицо здесь; вы знаете, что оно здесь, но без зеркала вы не можете увидеть его. Делание может стать зеркалом, а в зеркале может раскрыться ваше существо. Раз оно раскрылось, вы можете забыть о зеркале; вы можете выбросить зеркало — в нем больше нет необходимости.

Ходите как Иисус, сидите как Будда, играйте на флейте как Кришна, и постепенно вы осознаете, что это не просто действия. Вы натолкнетесь на что-то реальное.

Ваша собственная тень больше не падает на реальность — достигнута ясность.»

И чтобы прийти к Ясности – надо остановиться. Поставить «себя» на точку «Ноль». И остановить мир. Тогда наступает духовный полдень – вечность. Вечный покой. Абсолютный свет. Исчезают тени…

Святой наших дней о. Иоанн Крестьянкин сказал:

«Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас или нет – нам об этом нечего беспокоиться!»

Слова святого просты. Но они проще простого и сложнее сложного. Это простота Бога. Люби, сияй внутренним светом – и не оборачивайся на себя…

Поделиться с друзьями в соцсетях:

Written by Алёна Селиванова on Октябрь 21st, 2021. Posted in Статьи

Tags: , , ,

Trackback from your site.

Comments (3)

  • Ирина Чутчикова
    22.10.2021 at 7:45 пп |

    «Не оборачивайся», — говорит еще и Орфей Эвридике…

  • 22.10.2021 at 8:41 пп |

    Какое чудо! Сие воистину есть ЛЮБОВЬ. Хотя бы вот, например, — именно это заметить в Ошо, достойного, но такого разного: «Делание может стать зеркалом, а в зеркале может раскрыться ваше существо. Раз оно раскрылось, вы можете забыть о зеркале; вы можете выбросить зеркало — в нем больше нет необходимости». Делание необходимо. Как сказке необходима присказка. Да только самая сказка воистину есть Любовь. Которая суть Покой…

  • Алена Селиванова
    23.10.2021 at 9:29 дп |

    Спасибо, Дмитрий! Спасибо, Ирина! Да, наступает такой момент, когда зеркало больше не нужно…

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: