Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

О превечном Рождении

© Дмитрий Логинов

Недавняя публикация Алены Селивановой отчетливо напомнила мне — как высветила! — одну из моих давних бесед с Учителем. Омилию о превечном Рождении: Арконов приоткрывал мне тогда величайшую духовную тайну: как понимать отношения между Лицами Святой Троицы (меж Главами Триглава Великого, говоря в каноничных терминах исконного гиперборейского богословия, какие редко употребляют нынче уже и даже его хранители), а не просто лишь констатировать общеизвестную формулу базового православного догмата.

Беседа эта сделала меня… чутче к Богу. Не буду, впрочем, расписывать личное впечатление (Учитель неоднократно говорил мне, что само-описание представляет привычку опасную для души). Просто попробую передать ход беседы с возможной точностью.

Ее — точности — не всегда получается достигать в описании диалогов, звучавших годы назад. Но, заметил, чтение книги Алены Селивановой «Об ангелах и о вечности», которым заполняю нынче свое свободное время, положительно сказывается на такой способности моей памяти. Поэтому и уверен: омилия протекала близко весьма к тому, как мной изложено ниже.

ВОПРОСЫ задаёт Дмитрий Логинов, ОТВЕТЫ на них даёт Учитель его Тихон Арконов.


— Почему говорится, что Сын рождается в недре Отца предвечно?

— Потому что рождается Там Он не временно и даже не вечно… выше бери!

— Да как тут выше возьмёшь?

Временное-вечное-превечное

— А просто:

  • ВРЕМЕННО – это только в какой-то месяц, год или даже век.
  • ВЕЧНО – это во все века: от сотворения мира и до самого светопреставления.
  • ПРЕДВЕЧНО (или превечно) – это, плюс к последнему, еще также до и после, чем все века: было, когда ни веков, ни времени ещё не было, и точно также пребудет, когда их уже не будет. (То есть ПРЕВЕЧНОЕ, можно сказать, это уже и даже не просто было-есть-будет, а… самый Есь.)

— Но как возможно РОЖДАТЬСЯ превечно или хотя бы… вечно? Рожденье суть разлучение с недром (лоном): оно представляет собой становленье рождающегося — родившимся. То есть рожденье обязано исчерпать самое себя и, следовательно, рожденье по определению ВРЕМЕННО. Или я тут ошибся?

— Да, таково рожденье. В отношении оного — не ошибся. Но вот Рождение, о котором речь, — вовсе не таково. Особенность его в том, что в своем Рождении Сын оказывается неразлучен с Родителем, продолжая пребывать в недре Отчем (Ин 1:18). Так же, как Отец в Сыне, и Сын – в Отце (Ин. 10, 38)!

— Но как такое возможно?

— Как сон.

— То есть?

— Твои сны рождаются в недре твоего сознания, так?

— Да, конечно.

— Они оттуда выходят ли в мир во внешний?

— Конечно нет.

— Вот и Сын в этом смысле таков, как сон. Оказывается неразлучен с Родителем, продолжая пребывать в недре Отчем.

— Однако все же сны временны, преходящи. Хоть и не разлучаются с недром они таким способом, как выход из него, но ведь расстаются же со своим недром сны, как перестающие там продолжаться в миг пробуждения моего. Поэтому сомневаюсь: а не хромает ли такое сравнение?

— Не расстаются. Сны с недром. Ведь ты же продолжаешь их ПОМНИТЬ. Бывает, что и на смертном одре старик вспоминает свой детский сон… Однако не скажу «ты не прав». Поскольку любое сравнение — да — хромает. Это давно подметили. Уж такова природа сравнений.

— Но ты бы тогда сравнил еще с чем-нибудь. Одно сравнение хромо так, а иное этак. Вдруг сложатся их различия в исправление хромоты, как сказано о таком у поэта Юрия Кузнецова?

— И как же сказано?

— Вот как:


Встреча

На мосту, где двоим разойтись ни малейшего шанса,

Одноногий поляк увидал одноногого ганса.

Ой вы ноги мои! Тот без левой, а этот без правой,

Тот хромал Сталинградом, а этот гордился Варшавой.

— Доннер-веттер! — Пся крев! — повстречались глухие проклятья.

Чтобы им разминуться, они обнялись, словно братья.

Ноги стали на место, сошлись на мгновенье дороги,

И опять разошлись… Человечество, вот твои ноги!

(Кузнецов Ю., Встреча, 1990)


— Снайперское сравнение! Чёткая притча: человек — ОБРАЗ Божий, но умеем ли сохранить ПОДОБИЕ? Один одну часть Подобия потерял, а другой другую… Однако согласовали усилия, пусть невольно, и сделались в этот миг ближе к восстановленью подобия Божьего… Но не будем отвлекаться от темы. Ты говорил, что хочешь услышать какое-нибудь и ещё сравнение?

— Да.

Знание-Сознание-Самосознание

— Троицу, в Которую веруем, сравнить можно со:

  • Знанием,
  • Сознанием и
  • Самосознанием.

— И кто из них Кому соответствует?

— Отец это Знание. Но, как ты понимаешь, не просто, а с большой буквы. Абсолютное знание: всезнание. А если оно ВСЕзнание, то оно знает всё, а значит и самое себя оно, знание всего прочего, — знает наряду со всем прочим. Знает всё и самое себя с ним со-знает. А как такое со-знающее себя знание назвать одним словом?

— Сознание?

— Именно. Из всезнания происходит сознание. Неминуемо. Как Дух от Отца исходит (Ин 15:26).

— То есть Дух это Сознание?

— Да. Поэтому и все наши сознания (духи) — от него, Духа, как учит св. Иоанн Кронштадтский. Сознание может взяться лишь от ВСЕзнания. А у кого-нибудь, кроме Бога (Отца) всезнание разве есть? Сознание никого и никаким образом не могло бы произойти иначе, как только лишь от Всевышнего (Быт 2:7). От Знания превечно исходит Сознание и предстает очам нашим, невежественным и временным, россыпью разобщенных сознаний…

— Тогда Самосознание, получается, будет Сын? Больше некому.

— А потолковей обоснованье, чем «больше некому», дать сумеешь?

— Попробую. Беря пример с твоей логики. Вот из всезнания исходит Сознание. Но не просто, а с большой буквы. Абсолютное сознание: всесознание. Но всесознание знает не только ВСЁ и не только наличие наряду со всем — ЗНАНИЯ этого всего: оно, как ВСЕсознание, сознаёт и то, что у Знания этого должен иметься Знающий, то есть: ОНО самое! САМОЕ… Таким образом из абсолютного сознания неизбежно родится — само-сознание… Верно?

— Почти. Ты верно сказал РОДИТСЯ, но только не всесознание тут родитель. А Родитель всезнание. Хотя родительствует Родитель этот, конечно, во всесознании — в Духе.

— Ну да, наверное… А вот почему, скажи, Сознание от Знания ИСХОДИТ, а вот Самосознание от Знания же РОДИТСЯ?

— Потому что Сознание это СВОЙСТВО Знания, а вот Самосознание это ДЕЙСТВО Знания.

— И как это понимать?

— Да пойми ПО СЕБЕ хотя бы. Тут можно без абсолютностей. То есть без больших букв. Ответь мне — ты себя ЗНАЕШЬ?

— Знаю.

— А ты себя СОЗНАЁШЬ?

— Сейчас? Ну… могу осознаться, как ты учил… Ты тогда говорил, что осознанное бодрствование даже и еще интересней, чем осознанное сновидение… Вот, ОСОЗНАЛСЯ!

— Молодец. Осознанно сновидя, твое я-сновидения уподобляется тебе бодрствующему, а когда ты осознанно бодрствуешь, твое Я (я-бодрствования) уподобляешься тебе ангельствующему. Но это мы уже проходили. А сейчас вот скажи: понял ты теперь по себе — на опыте на своем духовном — что сознание это СВОЙСТВО живого знания, а самосознание это ДЕЙСТВО его?

— Да, понял. Сознание само собою исходит из моей сущности, а самосознание… рождать надобно.

— Вот и Знание так рождает Самосознание. Только не совсем так — с большими буквами все бывает ведь чуть иначе. О превечном Рождении понимая, следует учитывать абсолютность: ты-то самосознание рождаешь время от времени, а вот Отец порождает Сына вечно от вечности или, лучше сказать, ПРЕВЕЧНО.

— И как самосознание нераздельно со знанием, в этом своем Рождении Сын оказывается неразлучен с Родителем, продолжая пребывать в недре Отчем…

— Ты ПОНЯЛ.

— Потому что ты так четко все расписал! Тихон, а ведь ты постиг тайну Троицы! Как Сын рождается от Отца и как Дух исходит. И как 1=3, то есть как ипостаси Бога и нераздельны, и неслиянны. Раскрыл первоосновную тайну христианского богословия.

— Нет. Ее раскрыть невозможно. По крайней мере здесь, на земле. Потому что она превышает разумение человеческое. Мы можем лишь бесконечно близиться к постижению Тайны. Сравнивая ее то с тем, то с другим. Но, как ты и сам сказал, всякое сравнение хромает.

— А есть и еще сравнения?

Ум-Слово-Смысл

— И немало. Даже ведь и Отец-Сын-Дух это, строго-то говоря, СРАВНЕНИЕ. Просто столь устоявшееся, что воспринимается уже Божьим именем собственным. Тем более, что ведь сам же Христос учил об Отце о своем небесном, да говорил и о Духе. (В первом стихе Евангелия от Иоанна звучит, между прочим, русское «Отец», хоть и язык его греческий. Ориген во втором веке заметил, что Иоанн означает Бога-Отца «Ο Θεός», что звучит практически как «Отец», а вот Бога-Сына означает он просто «Θεός». Объясняют по-разному, но это может быть и отсылка к скифам, которые поклонялись Папаю — Отцу небесному — и, согласно «Панарию» Епифания Кипрского, «ведали Троицу испокон веков». Из текста своего современного Евангелия греки это «О» выкинули.) Однако и Отец-Сын-Дух это тоже только сравнение, поскольку не об отцовстве в человеческом смысле речь. Это подчеркивает блаженный Феофилакт, он пишет: «Св. Иоанн, раскрывая нам учение о Сыне Божием, называет Его «Словом», а не «Сыном», «дабы мы, услышав о Сыне, не помыслили о страстном и плотском рождении. Для того назвал Его «Словом», чтобы ты знал, что как слово рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается от Отца бесстрастно». Блаженный Феофилакт предлагает сравнение Ум-Слово-Смысл, которое подтверждает правоту Августина, блаженного же, что «в книгах платоников то же самое, что в Евангелиях«.

— Ум-Слово-Смысл… очень интересное сравнение, перекликающееся с твоим Знание-Сознание-Самосознание… А еще какие-нибудь сравнения были?

— Да. Лук-Стрела-Тетива. Сын это Стрела (Ису — санскр., Стрела). Отец это Лук. Дух это Тетива. Посредством такого сравнения заиорданские скифы поясняли воплощение Сына Бога «от Духа Свята и Мария Девы», как о том гласит Символ веры.

Но это тема отдельная.

Поделиться с друзьями в соцсетях:

Written by Логинов Дмитрий on Январь 22nd, 2023. Posted in Статьи

Tags: , , , , ,

Trackback from your site.

Comments (3)

  • Алена Селиванова
    22.01.2023 at 6:37 пп |

    Спасибо, Дмитрий! Совершенно замечательная статья!
    Прочитала про одноногих немца и поляка — и вспомнила, как смотрела на электронные часы. Столько — то часов и 52 минуты… Пятерка и двойка нарисовали собой изнутри крест… Как одноногие, столкнувшись на мосту, составили Целое. Да, восстановление Подобия… И это тайна.

    • 23.01.2023 at 9:38 дп |

      Спасибо, Алена. Читаю твой этот коммент сейчас: 23-1-23 )))
      Хоть и не столь выразительно, как с крестом из цифр, но тоже симметрия, а она мне всегда представляется знаком добрым)

  • Ирина
    29.01.2023 at 2:51 пп |

    Творец — Творчество — Творение… и какое прекрасное название для беседы с учителем: Омилия!

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: