Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Образ седьмой: имеющие глаза видеть

© Егор Александров, 16 октября 2020

Зрим в корень и мыслим миром – рассуждения об обществах и сообществах

Человеку дано Богом зрение, даны ему глаза, которые позволяют видеть и ориентироваться в пространстве. Сообществу людей, как некой целостности, если это сообщество уподобить человеку, для ориентации в настоящем времени и видения грядущих событий необходимы «органы зрения», необходимы «истинные глаза», которыми общество может видеть, куда всем вместе лучше двигаться в своём развитии.

Но «общих зрячих глаз» Бог сообществу не дал, оставив это творческое созидание «социального органа зрения» человекам и их свободной воле.

По свободной воле, Богом не ограниченной, социум может испытать и исчерпать все возможные способы и варианты создания «социального зрения» и научиться зреть в корень общей социальной жизни. Создание «глаз сообщества», не искусственных, а живых и зрячих происходит в сотворчестве с Богом, или по своеволию человеческому. Если создание идёт по своеволию и без «оглядки на Бога», то тогда «зрение сообщества» получается слабым и ограниченным из-за не совершенности человеческих способностей, человек глазами видит в каждый момент времени  только предметность мира сего. Где у общества могут быть «глаза сообщества»? У человека глаза на голове, а у сообщества есть «зрячая голова»? Зрячая глава?

В  статье «Китеж-град – размышления о царстве государстве» мы именовали процесс создания и строительства сообщества, в котором обретение «глаз сообщества» есть необходимое условие так: принцип Китеж-Град-строительства Китеж-Град-сообщества. Но любому хорошему строительству всегда предшествует создание архитектурного образа строения. Для нашего случая это — образ праведного и справедливого сообщества. Китеж-Град сообщества. Архитектура, зодчество применительно к социуму – это наш принцип Китеж-Града, это всё про образы будущего воплощения в жизнь мечты, дум, целей, идей, о чём подробно говорили в четвёртом образе.

Архитектура праведного сообщества и устройство Китеж-града, требуют грамотного «проекта» в точном соответствии с думами и мечтами о грядущем. Кто может зреть в будущее? Видеть грядущее, а не исчислять его по разным методикам и даже пусть с помощью цифрового искусственного интеллекта. Видеть грядущее, а не выводить контуры будущего из рассуждений прагматичной жизни, не копировать слепо уже построенные в прошлом «архитектурные формы» социальной жизни. Архитектура должна быть современной и соответствовать своему времени, замыслу Творца, чаяниям членов сообщества и с учётом опыта прошлого, ошибок прошлого.

«Архитектуру грядущего сообщества» необходимо увидеть и узреть, для этого надо «видеть невидимое» и смочь рассмотреть замысел Самого Главного Архитектора, замысел Творца для нашего времени, для данного места и для условий, которые сложились в результате предыдущих этапов Китеж-град-строительства. Это необходимо для настоящего, стоящего процесса зодчества и создания красивой «архитектуры сообщества», которое будет истинно гармонично.

Кто сможет и может «читать» чертежи Творца? Кто зрит и узрит, слышит и услышит Проектное Задание на строительство праведного сообщества Китеж-Града? Из чего строить, какие строительные материалы применить? Какой «фундамент» нужен, какая «крыша» должна быть? Какие «стены» нужны? И надобно суметь построить так, чтобы не отгородится наглухо от мира и не запереть себя в четырёх стенах, как в тюрьме без окон и дверей, и чтобы место всем хватило, и дышать было чем, и голодать не пришлось.

Любое сообщество питается с земли, дышит воздухом, живёт общением и взаимодействиями с себе подобными и окружающей природой. Это всё в совокупности составляет культуру и уклад жизни народа и царства-государства. Планета Земля – она для нас одна, а культур и укладов на ней может быть множество, и было во множестве, и «канули они в лета», а Китеж-Град остался в несоприкосновенности с невежеством, гордостью, завистью и жадностью «сего времени».

Культура возникает там, где есть постоянство, равновесие, гармония между сообществами и окружающим миром, землёй плодоносящей, водой, воздухом… и т.д и т.п. Назвать культурным можно только то сообщество, которое не нарушает гармонию и равновесие с природой, если это не так, то это обман и заблуждение. Культура – это гармония. «Культуры разрушения» нет, и не может быть, разрушение – это не культура. В культуре может быть только один «культурный момент», который можно назвать разрушением – это «разрушение разрушения». Если активизируется сила «разрушение ради разрушения», в том числе «разрушение ради обогащения разрушителей», то это не культура, и как бы разрушители не маскировались под культурных, какие бы доводы и оправдания они не выдвигали, их даже дикарями нельзя назвать, они хуже. Они увлечены, опьянены разрушением, они всё время разрушают всё, что смогут разрушить и до чего смогут дотянуться. А Китеж-Град — в не соприкосновенности с силами разрушения. Каждый человек внутри себя эту несоприкосновенность может иметь, и душа тогда чиста будет и помыслы добрые, созидательные будут. В Китеж-Граде каждый житель был во внутренней несоприкосновенности со злом и поэтому смогли они все вместе во единую волю стать не досягаемыми для разрушающей силы.

Кто может увидеть различие между «разрушением разрушения» и «разрушением ради разрушения»? Как сообщество своими «общими глазами» может узреть снаружи и внутри себя силы «разрушения ради разрушения» и сможет отмерить силу добрую для «разрушения разрушительных сил»?

У человечества была возможность иметь «сверх совершенные глаза». Это глаза Спасителя – Иисуса Христа. Первое Его пришествие. Не будь предательства, судилища и распятия, то во Главе сообщества были бы не только Совершенные Глаза, но и Совершенный Ум, Совершенная Душа, Совершенная Воля. Он Первосвященник по чину Мельхиседекову,  Он — Царь царей. Он обещал вернуться в Силе и Славе.

Новый Завет – сила добрая, отмеренная Сыном Божьим для разрушения тех сил, которые разрушают тело, душу, дух человека и разрушают праведные человеческие сообщества. Что прежде всего эта сила добрая разрушила, какую разрушающую силу превозмогла?

Ветхий завет разрушен фактом оглашения Нового завета.  Ветхий стал ветхим, не актуальным, лишился поддержки Сил Божьих, и обветшал он, и сила добрая ушла из него. Ветхий догмат повержен, жить по нему смертельно опасно для души. В самом названии «ветхий» заключён победный смысл нового над старым, над отжившим. Попытки стоять одновременно на двух заветах обречены, одна опора тверда, другая зыбкая и не устойчивая, перекос и падение неизбежны.

Время между первым и вторым пришествием Спасителя, время которое без времени, так как не определена дата в хронологии времён второго пришествия Воистину Зрячего. В это интересное время – какое социальное устройство сообщества будет оптимальным, актуальным, верным? И какие «очки догматов» для этого надо будет одеть на «глаза сообщества»? Какие идеи принять, какую идеологию выстроить? Кто идеологию напишет, кто на себя такую ответственность возьмёт? На нашей памяти были попытки написать и внедрить несколько масштабных идеологий, и как думали их создатели на века и тысячелетия. И они «канули в лета», как и многие другие.  Вопрос возникает, насколько те идеологи были ответственными и «зрячими»?

Любая идеология со временем начинает упорствовать в своих догматах, отставшими от развития текучей жизни человека и сообщества. Упорство в догмате приводит к такому положению дел, когда всеми силами, правдами и неправдами стараются сохранить догмат ради его же сохранения. Догматизм от Традиции отличается. Традиция сильна в «адаптации догмата» к изменяющимся условиям без потери глубинного смысла догмата, а догматизм силён силой сохранения догмата от поспешных и неправильных перемен. Два полюса одного процесса, а единое третье, меру сохранения и изменения отмеряющее – это иное, это озарение, это интуиция, это весть Божия, это непосредственный разговор с Богом и его Силами. Кто способен к иному восприятию, какие иноки на это служение способны? Идеально было бы, что бы все такие были… Идеально и идея похоже однокоренные слова. Идеи описывают идеальный объект, идеальный объект можно сделать целью. Но возникает вопрос. Что такое идеальный объект? Идеальный объект и его идеальный образ сформированный идеями могут стать целью. Кто-то «авторитетный» предъявляет нам «идеальный образ» и возводит его в ранг достойной цели, которую нужно обязательно достигнуть, так как без достижения цели нам будет очень плохо, а если достигнем, то будет очень хорошо. Мы ему почему-то верим и стараемся идти не к своей цели. Над целью, над идеей надстоит образ чего-либо идеального и совершенного, над образами надстоит мечта, которую мы нащупываем в думах, проверяем в молитвенном обращении к Творцу… и ждём «отклика-откровения», как благословения свыше от Творца. Или от «авторитета»? Что выберем?

Выберем свою мечту-молитву-образ от Творца, которая созвучна с мечтами-молитвами-образами людей единым основанием откровений Творца людям, или не свою примем за свою, чтобы быть как все?

Получается, что «мечт», молитв, образов множество, идей ещё больше, целей и задач не счесть, — все они вместе могут образовать одно совершенное устремление, если они имеют единую основу откровения Творца каждому человеку. А кто как не Творец лучше всех может распределить роли каждого в этом едином устремлении к Благой Цели, к Богу. Не может быть одной цели на всех, одной идей на всех, может быть только единое благое основание в них, которое всё это многообразие объединяет в целое, в «живую целостность во единую волю».

В русском эпосе момент «инообщения» олицетворял крылатый конь Китоврас, или огненный волк, или крылатый чудный Семаргл. Все они Бого откровения доставляли внутрь наших голов и сердец. Все они «связники» между миром сим и миром иным. Так предки наши, минуя рациональные и научные объяснения, образно передавали из поколения в поколения суть явлений жизни человека и социума, сохраняя и охраняя тем самым Культуру восхождения к Духу Единому (Ерусу), которая подготавливала человека к принятию откровений. Культурный человек тот, кто может принять откровение от Творца: внутри него им же создано особое пространство тишины, которое можно сравнить с Чашей Грааля. Ее искали рыцари Круглого Стола. И обнаруживали как откровение в Духе, то есть во внутреннем пространстве.

Почему чаша?

Потому, что откровение должно вместиться во внутренний мир человека, в нём должно быть место покоя без сомнений. Ещё это благое состояния готовности принять откровение Творца называют царственностью, и внутреннюю чашу именуют царской чашей, так как из неё пьют благодать Божию. Вино причастия к Первопричине Всего Сущего.

В сообществе «функцию общего зрения» исполняют способные к этому люди, которые являются членами этого сообщества и его неотъемлемой частью. И что бы была возможность донести до всех членов «моменты истины от общения с Силами Божьими, но никак не с силами разрушающими, нужна система взаимосвязанных понятий, которые несут в себе как архитектуру построения сообщества, так  и возможность передать передаваемое от Сил небесных. Каждое сообщество, в каждое время и в тех условиях, какие есть, выстраивает систему понятий, последовательно и системно связывающих земную жизнь людей с устремлением к единству, к единению с благом. В шестом образе приведены понятия выстроенные в виде пирамиды, которая своими понятиями надстоит над прагматикой выживания тела и поднимается через рациональность душевных взаимодействий, через единство душ человеков сообщества, к достижению Единства в Духе, к обожению.

Понятия, выстроенные в живую пирамиду, были, есть и будут в нашей русской культуре, они сейчас реально наличествуют в общении, они доступны. Эти понятия многослойны, многозначны, жёстко не определены, они не введены в однозначную догму, они живые и реагируют на изменения жизни. Представление о сути русской культуры восхождения к Духу Единому в виде пирамиды понятий – это наследие наших предков в живом обращении языка русского. Каждый может такую пирамиду понятий выстроить с целью прояснить для себя Архитектурного Замысла Творца. Спасибо великим нашим предкам и их наследию – Русской северной традиции. Создание пирамиды понятий восхождения к Единому Духу для каждого будет всего лишь одной из попыток-проекций представления многослойности проявлений жизни на социальную жизнь общества. И оно и есть – русское сообщество, т.е. сообщество одухотворённое, одухотворённое русским духом. И в сказках Баба Яга этот дух чувствует…, русским духом вдруг для неё запахло…, и всё равно героям сказок помогает, «повредничает» немного, но помогает.

Мною увиденная пирамида понятий в русской культуре нашего времени это тема отдельного исследования и я надеюсь в скором времени её представить.

Пирамида понятий восхождения в Духе Едином не может быть однозначной догмой. Система понятий пирамиды – это как одно из доказательств, прежде всего для себя, грандиозности наследия наших предков, нашей Русской Культуры, наследия Русских традиций в незыблемости глубинной сути догматов, восходящих к Истине, наследия нашей родной Культуры Восхождения к Единому Духу.

Идеи – это общие пути-дороги сообществ людей. Идея принимается душой, сердцем и умом. Если идея попадает только в ум, то она не идея, а всего лишь наваждение, вождём навязанная и рассудочной логикой обоснованная. Идея, соблазнившая сердце в обход  ума – это не идея, это соблазн и чреват он обстоянием и одержанием силами не добрыми, силами разрушающими и разъединяющими. Вспомним соблазн превосходства одной нации над другими, этот соблазн и, к сожалению, и сегодня соблазняет.

Идеи – это, выраженные понятиями, целеустремления душ человеческих. Целеустремлённость души возникает тогда, когда есть мечта или желание или воление. Идеи желаний и чувств – это потребление, это мода, это развлечения и т.п. Идеи от мечты и через думы думные, через молитвы – это вехи на путях души и душ сообщества людей к единению.

На нашей исторической памяти можно легко припомнить, каким образом та или иная идеология овладевала умами и сердцами людей. Идеологические отделы, структуры, министерства разных масштабов осуществляли трансляцию и пропаганду идей одних для всех, или одной простенькой идеи для всех, чаще всего не имеющих никакого отношения к единству и благополучию людей в устремлении к единению в духе, а наоборот отвлекающих и уводящих от истинного пути.

Все сейчас ищут русскую идею, русскую мечту. Слышали ли мы хоть раз тех, кто имеет настоящую Мечту, кто не живёт пустыми мечтаниями праздными? Видели ли мы тех, кто не ищет идеи, кто живёт главной Идеей, кто не погряз в идейных исканиях и метаниях?

Русская Мечта, Русская Идея, Русская Цель – это одухотворённая мечта, одухотворённая идея, одухотворённая цель. Всё это есть в Русской Культуре, Культуре восхождения к Единому Духу. Зачем отказываться от того, что выстояло в веках и тысячелетиях в пользу новомодных заимствований?

Сообществу необходимы «свои глаза», необходим Глава с царём в голове, необходима живая организация и живая структура общества. В сообществе должна быть «высокая» идея, «стоящая» мечта, общее целеустремление и трудолюбие всех на своих местах. Кто в этом сообществе будет истинной элитой? Элита не наше слово, наше слово – ответственный, несущий ответственность, конь, несущий на себе истинную ответственность, по-русски – князь, кон от истины возит он. Кто может нести-везти трудный груз ответственности души перед душами других, тот и элита общества, в какой бы он социальной страте не находился.

Руничное толкование некоторых ключевых понятий

Идеяи действую я в соответствии с логикой идей, вытекающих из мировоззрения человека, культуры и устоев сообщества. И делюсь я своими мыслями и идеями с другими. И отделяюсь я от других воззрений, так как идея эта моя и защищать её я буду, как свой догмат, всеми силами, пока другая идея не овладеет мною.

Догма, догматдобро глаголом порождённое (матёрым мастером, матерью, магией…) на твёрдом основании мудрости веры и знаний.

Зодий — удивительная проникновенность во все сферы жизни мира сего и выделение главных моментов жизни в событиях прошлого настоящего будущего; зодий – это дивный и проницательный взор через все преграды пространства и времени.

Зодчий – имеющий дар зоркого видения сути вещей; имеющий упорядоченное в живую системность представление о мире сём и мире ином, что даёт возможность вершить великие созидательные дела.

Лоция – вмещает в себя логическое и целостное видение обстановки во внешнем и внутреннем мире, это как карта местности с указанием порядка следования для прокладки безопасного маршрута, по лоции можно любому человеку свой путь построить к цели своей. Первый Лоцман воскрес и вознёсся и лоцию нам оставил, и на лоции люди отмечают опасные места и передают через поколения. Культура восхождения к Духу Единому – хранитель лоций накопленных за века и тысячелетия.

Лоцман – мастер создания лоций и самостоятельного хождения по ним.

Великий Лоцман – создатель Лоции всех лоций, в ней есть указание на то, к чему воистину стремиться надо и как препятствия различать и миновать их без погибели души.

Почему всё время упоминаю единение, единение, единение… — это одно из имён космологического, глубинного и часто неосознанного желания духа и души человека воссоединится с Единым Духом, с Творцом, с Богом, т.е. вернуться в Начало, в начальное состояние неразъятости неотдельности от Бога, вернуться в Ирий, Рай, Эдем, Сваргу Великую…, т.е. «Домой». У Бога обителей много. Ушли из «Дома» по своей свободной воле и по своему желанию, и вернёмся только по свободной воле, по своему желанию, Бог не принуждает, он Свобода и нам полную свободу даровал. И даже свободу отделиться от Бога. Сами должны преодолеть своё добровольное разъятие «цельного восприятия жизни», сами должны преодолеть упорство в своих же заблуждениях и иллюзиях, сами должны потрудиться на этом пути. Свобода. Но сколько не ходи-броди-блуди всё равно придёшь туда откуда пришёл… в Начало…, где ты сам слово своё сказал…, и по слову своему пошёл… куда глаза глядят, глаза желаний, страстей, влечений.

Единый Дух – Единый, и отделение от него духа человека Его Единства не нарушает, это единство сохраняется между Духом Единым и духом человека, что бы по этому поводу ни думал человек, как бы он ни старался забыться, как бы ни сопротивлялся этому – дух человека неотъемлемая часть Духа Единого. Стремление к единению, преодолению своего разъятия с Богом – это то, что изначально существует в человеке, это то, что даёт ему силу, это то, что его толкает к «обратному пути Домой». Это православный догмат, это истина, это опыт великих наших Предков.

Куда ты денешься с подводной лодки «мира сего»? Причалить надо, туда куда надо и выйти на свет, на русь. Командами все и плывут к цели в океане идей, а по пути плодятся… и живут-плывут. А Бог сигнал Маяка Верного подаёт, и наш зрячий капитан с «общими глазами» зрит, зрец он, и верный путь ему Великий Лоцман Сын Божий указывает на Свет, на Волю вольную.

Это наш русский капитан… и лодка наша русская… Русский в значении – дух, свет.

Культура восхождения к Духу Единому укоренённая в жизни сообщества людей подобна лоции, по которой лоцман корабль в гавань провести может, минуя камни и мели.

У каждого человека своя лодка, у каждой общинки, общины, общества –свои ладьи и корабли, — и все они должны плыть в одном направлении, тогда и столкновений друг с другом не будет, одним курсом все пойдут, соблюдая дистанцию-несоприкосновенность и по пути причаливать будут к своим островам реальностей нашего иллюзорного мира. Из жизни в жизнь, из жизни в Жизнь.

Думаем в какой лодке-догмате сидим, зрим единый истинный курс и плывём… надувая паруса души благой мечтой, обходя подводные камни мели заблуждений иллюзий, маневрируем ловя попутный ветер-дух, никого не тараним-тираним, пропускаем тех… кого надо «мимо» пропустить…, чтобы самим с курса не сбиться и в кораблекрушение не попасть… и по пути «отдыхаем» на островах благодати или камнях невзгод.

 

Поделиться с друзьями в соцсетях:

Written by Егор Александров on Октябрь 16th, 2020. Posted in Статьи

Tags: , , , ,

Trackback from your site.

Comments (2)

  • Алена Селиванова
    16.10.2020 at 6:02 пп |

    Идеальный чертеж — это Град Божий, Небесный Иерусалим. Тема Града Божьего проходит через всю историю христианства,начиная с Откровения Иоанна Богослова.А образ от начала — это,видимо, Пола, столица Гипербореи.И настанет момент, по окончанию времён, когда начертанное воплотиться…

  • 23.10.2020 at 6:21 пп |

    Подход Егора близок, по-моему, такому направлению в современной русской философии, которое определяет себя как ДИНАМИЧЕСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ. Понятие динамического консерватизма сформулировал еще знаменитый богослов начала прошлого века Владимир Лосский в статье «Предание и предания» и на его основе известным философом Виталием Аверьяновым был разработан одноименный идейно-системный подход, концепция которого изложена в книге «Традиция и динамический консерватизм» (2012). Книги Егора Александрова, на мой взгляд, этот подход развивают и дополняют, в чем призываю всех убедиться, например, здесь: http://books.svainstitute.ru/books/chem-svyata-prostota/

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: