Подышать вечностью
Церковно-служебный календарь отличается от календаря светского. Я это не про старый и новый стиль. Расписание воскресных служб считается от, именно, Духова Дня. В древности слово Рус имело значенье Дух. От этого-то дня – от Русалий (называемых ныне Пятидесятница) – поныне раскручивается весь цикл русского церковно-служебного года…
В 23-е воскресенье по Пятидесятнице (обыкновенно приходится на ноябрь) за литургией Церковь приводит нам на память рассказ из Евангелия от Луки об исцелении Христом женщины от продолжительной болезни. Глава 8:
43. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
44. подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46. Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
«Евангелие – книга всех веков», поет иеромонах Роман… Воистину это так! В определенном смысле Евангелие описывает не только лишь совершившееся однажды (две тысячи лет назад). В определенном смысле Евангелие описывает происходящее постоянно. Ибо, как это изрекает апостол Павел, «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8).
Как много разного народа толпится и ныне вокруг Христа. По-прежнему, как и раньше, кто-то Его славословит, кто-то Его хулит…
Хулят, естественно, иудеи да неоязычники. Они, конечно, поругиваются и друг на друга, бывает. И даже регулярно поругиваются – этак вот ритуально как-то… Но трогательно единодушны иудеи с неоязычниками в своей нелюбви к Христу.
А славословят? Многие славословят… Как и два тысячелетия назад нет недостатка в желающих покричать «осанна!»… Однако тот же самый вопрос, как и прежде: Не сменится ли сей вопль на «распни!» по первой же иудейской на то указке? То есть: в которой степени участвует в славословии не только привычка лишь, не только стадное чувство, но глубина твоего собственного ума и твоего сердца?
Католики вот, например, со своей «филиокве». Понимают ли Кого и Что славословят? Тем более – протестанты… Впрочем, и среди нас, православных – особенно же среди узко-конфессиональных, практикующих обрядоверчество (осуждаемое, между прочим, самою даже официальной церковью) – много ли найдется нынче способных воистину КОСНУТЬСЯ Христа, а не просто толпиться вокруг него и толкаться, создавая то нестроенья, то тесноту?
Конечно же, не способны коснуться – воистину коснуться Христа – хулители Его. Ибо, буде таковые сумели, они бы тут же и перестали хулить, раскаялись. Как это поет, опять же, иеромонах Роман: «Если б в вас была б хоть капля правды – вы б УЗНАЛИ Истину в Христе»…
Но и далеко не все славословящие способны и впрямь коснуться! Но если вдруг обнаруживается среди нас такой, кто СПОСОБЕН… – тогда достаточно бывает прикосновения хоть бы всего лишь ко краешку Христовых одежд, чтобы такому немедленно раз и навсегда перестать хронически сдавать кровь свою разнообразным вампирам от сего мира!
Совсем не обязательно станет он сразу же и замечен кем-либо (кроме самого Христа), сей коснувшийся. Со всей определенностью говорит о том книга Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»: «Чтобы быть богословом нисколько не обязательно носить рясу или заканчивать семинарию. Дух дышит, где хочет»! Хотя, между прочим, сам Тихон – целый архимандрит…
Не столь важно, в миру ты или в клиру. Мир сей представляет собой, между прочим, отнюдь из миров не худший. Но все же в определенном смысле мир сей и воплощение в нем суть болезнь… Однако это счастливая болезнь по сравнению со многими подобными прочими.
Поскольку, пока ты жив здесь, ты МОЖЕШЬ в одно воистину прекрасное мгновение ПРИКОСНУТЬСЯ ВОИСТИНУ ко Христу в отличие от иных, лишь тщетно и бестолково толпящихся вкруг Него больных. В отличие от себя самого – того, что был одним из таковых прежде.
Тогда ты получаешь исцеление от этой болезни. (Ибо постижением тайны Христа в тебе заполняется «пустота», о которой писал Паскаль. БЫТИЕ ВООБЩЕ становится — в Нем — БЫТИЕМ ОПРЕДЕЛЕННЫМ.) Но, что самое главное, отнюдь не только лишь от болезни этой одной. В этот прекрасный миг – миг прозрения – у тебя вырабатывается иммунитет вообще ко ВРЕМЕННОМУ. Ты делаешься способным подышать ВЕЧНОСТЬЮ.
Tags: Самоучитель
Trackback from your site.