Раннехристианская апология богов
Раннехристианская апология богов, статья, © Дмитрий Логинов, 06.08.2014
Есть особенность раннехристианского богословия, которая сейчас позабыта полностью. А именно: христианская апология богов.
То есть учение Христа и в этом плане представляет собой антитезис иудаизму. Который, как это хорошо известно, категорически отрицает бытие каких-либо богов, кроме национального еврейского.
Учение Христа и апостолов о богах официальной церковью последних веков игнорируется. Кто помнит еще о нем шагу не могут поэтому ступить, не нарываясь на обвинения в язычестве. Не помогают и ссылки на речения Нового завета и писания учеников апостольских. Которые вполне однозначны. Все же приведем их — Бог милостив!
Евангелие от Фомы: где Троица, там и боги
«Рече Исус: где Троица, там и боги» — Евангелие от Фомы, речение Христа тридцать пятое. Примечательно: в коптском(!) оригинале первого(!) века имя Христа начертано теми же точно по виду знаками, как в русских старообрядческих церковнослужебных книгах, используемых поныне: Ic (разве что без русского твердого знака в конце).
Еще одно свидетельство, кстати, что во время земной жизни Христа называли скифским именем Ис или Ису – Стрела (подробнее см. Дмитрий Логинов, ИМЯ БОГА СТРЕЛА И КРЕСТ, 2009). А вовсе не Иисус и не — уж тем более! – Иешуа. Ведь коптский относится к семито-хамитским языкам, и еврейское имя Иешуа могло быть легко им воспроизведено, да только в первые века никому и в голову не могло прийти, будто Христа так звали!
Против речения самого Христа «где Троица, там и боги» (Фм 35), хулителям богов нечего возразить по СУТИ вопроса. И тут они мгновенно соскальзывают на придирки по ФОРМЕ: евангелие от Фомы это, де, не каноническое писание – оно всего лишь апокриф.
Да, Евангелие от Фомы не канонизировано. Но есть у него неоспоримое преимущество перед всеми иными. То есть и перед канонизированными в том числе. А именно: Евангелие от Фомы — ЕДИНСТВЕННОЕ, какое мы на сегодняшний день имеем в подлиннике первого века (ну, максимум, начала второго) благодаря находке в Наг-Хаммади в 1945 году.
Тогда как остальные новозаветные книги, увы, это переводы переводов, списки со списков (кстати, ДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ наиболее древние — русские). Что не исключает возможность накопления как случайных неточностей, так и злонамеренных подчисток/вставок…
На Евангелие от Фомы почтительно ссылались Ориген, Климент Александрийский, Ипполит Римский (учивший, кстати, что вера в Бога единого не исключает множественности богов, «божественных личностей» как Его же волящих сил) и другие основатели христианского богословия.
Впрочем, и в КАНОНИЧЕСКОЙ новозаветной книге – Послание коринфянам – дается по сути такое же описание пирамидальной божественной иерархии, как в Евангелии от Фомы: «Есть много богов, но… один Бог Отец, из которого все» (1 Кор 8:5,6). Подробнее в моем тексте АПОСТОЛ ПАВЕЛ: ЕСТЬ МНОГО БОГОВ, НО ОДИН ОТЕЦ (2014).
А кто Он, этот Отец? Велесова книга дает ответ очень четкий: СВРГ ИЕ ОЦЪ И ПРОЩА СОУТЕ КОРИТЕ ИМУ, т.е.: «Сварог есть Отец и прочие [боги] суть подвластные Ему [силы]» (дощечка 22).
Поэтому и Дионисий Ареопагит, принявший от Павла крещение (Деян 17:34), писал о богах и Боге Всевышнем так: «Увидишь и то, что [христианское наше] богословие называет высшие небесные существа… богами, хотя непостижимое Высочайшее Божество превышает по своей природе все существа» (трактат «О небесной иерархии», 12:3).
Из этого всего можно видеть: понятие богов представляло неотъемлемую часть раннехристианского богословия. С тех именно пор осталось: Бог есть Господь НЕБА и земли. Не только земли – людей, но и неба, то есть богов.
Структура христианского богостроя (пантеона) такая же, как у пантеона ВЕДИЧЕСКОГО (не будем путать с ЯЗЫЧЕСКИМ: у язычников боги есть – богостроя нет, их боги сущностно не соотносятся с Вышним, если его вообще имеют; поэтому говорить о языческом пантеоне хотя и принято, но по сути неверно). Раннехристианский богострой и ведический однотипны: вершина пирамиды это Бог-Троица, основание это боги.
Отсюда и почтительное отношение апостолов и мужей апостольских (то есть учеников апостолов) к богам, которое можно видеть из эпизодов новозаветной книги Деяния. Например, когда ученики Павла Тимофей и Ераст пришли благовествовать в город Эфес, они «великой богини Артемиды… не хулили» (Деян 19:35-37). Опровергая измышления подстрекателей, пытавшихся возмутить эллинов против мужей апостольских, наученные Павлом никак не стремились ниспровергнуть «величие той, которую почитает вся Асия и вселенная» (Деян 19:27).
Примечательно, кстати: Макошь (которую эллины назвали Артемидой – Медведицей – и почитать которую научились у скифов) названа в книге Деяния ВСЕЛЕНСКОЙ богиней. То есть она воспринималась не как принадлежащая лишь к эллинскому языческому пантеону, но как божество ведической мировой религии. Как тут не вспомнить: Валерий Чудинов, изучивший массу античных предметов культа, называет религию Макоши «первый монотеизм Евразии».
Есть и другое толкование, но приводящее к тому же истоку. Академик Борис Рыбаков уверен: Артемида есть Рожаница, супруга Рода, т.е. Макошь. «Артемида, основу имени которой составляет корень «Арт», соответствующий русскому корню «Род» в древнегреческом произношении, есть калька с русского Рожаница. Данное исследование «арт» = «Род», «Артемида» = «Рожаница» проведено академиком Б. А. Рыбаковым; к сожалению, корифей русской исторической науки не пошел дальше, остановившись на лингвистическом и функциональном доказательстве тождества второй Рожаницы Артемиде» — пишет Юрий Петухов в книге Тайны Земли Русской (М.: Вече, 2001. — 432 с.)
Слово «вселенский» занимало в христианстве до схизмы место особое. Вселенскими назывались общехристианские церковные соборы, пока в одиннадцатом веке не отщепились католики. Вселенскими учителями с великим почтением именуют в христианстве лишь трех святителей четвертого века: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
Кстати, в некоторых трактатах этих учителей также можно встретить почтительное отношение к богам. Об этом подробней в книге «Речи Арконова. Тихон о защите от бесов». Пока же вернемся ко временам апостольским.
Случившемуся в Эфесе предшествовало еще более яркое событие подобного рода в Афинах. Первоверховный апостол Павел, благовествуя в Ареопаге, не только не похулил богов, но даже и обратился вот с какой почтительной речью. Деяния св. апостолов, глава 17, стихи 22-28: «Став же Павел посреде Ареопага рече: мужие афинейстии, по всему зрю вы аки благочестивыя проходя бо и соглядая чествования ваша; обретох и капище [меж них], на нем же бе написано: Неведомому Богу. Его же бо не ведущее благолепне чтете, Сего аз проповедую вам… о Нем бо живем и движемся и есмы, якоже и нецыи от ваших книжник рекоша: Сего бо и род есмы».
Кто не поленится сверить с никонианским переложением на современный русский — заметит: создатели синодального перевода не удержались без кой-каких незначительных по объему, однако лукавых по сути вставочек/опущений.
Мы выше упомянули вселенские соборы. Так вот, учение Христа «где Троица, там и боги», благовествованное Фомой, соборяне помнили. По крайней мере — уж точно во времена ПЕРВЫХ вселенских соборов христианских.
Поэтому на самом первом вселенском соборе церкви (325 год от Р.Х.) мало было утвердить в качестве Символа веры формулу: «верую во Христа, Бога истинна от Бога истинна рождена», а необходимым оказалось еще прибавить: «единосущна Отцу». Ведь бытие богов тогда (за 7 веков до католической схизмы и за 13 до никонианской реформы-ереси) само собой разумелось в христианской среде! И следовало потому категориально подчеркнуть ключевую истину: Христос есть не просто бог среди прочих богов, но Бог – Второе Лицо Троицы. Бог, единосущный Отцу.
Вот это слово – ЕДИНОСУЩНЫЙ – и произнес на первом общехристианском соборе равноапостольный Константин. И настоял на принятии сего слова в текст Символа веры, чем только и сокрушена была ересь, против которой вселенский собор был созван. Подробнее в моей книге БОГОСЛОВ, КОТОРЫЙ СКАЗАЛ О БОГЕ ЛИШЬ ОДНО СЛОВО (Дмитрий Логинов, 2009).
Итак, наиболее значимые примеры раннехристианской апологии богов:
♦ Евангелие от Фомы: боги там же, где Троица (Фм 35).
♦ Послание Павла: есть много богов при едином Боге Отце (1 Кор 8:5,6).
♦ Трактат Дионисия Ареопагита: христианское богословие понимает богов как высшие небесные существа, выше которых только непостижимое Высочайшее Божество (О небесной иерархии 12:3).
♦ Деяния св. апостолов, глава 19: ученики Павла Тимофей и Ераст «великой богини Артемиды не хулили» (Деян 19:35-37), благовествуя о Христе не оспаривали «величие той, которую почитает вся Асия и вселенная» (Деян 19:27).
♦ Деяния св. апостолов, глава 17: Павел называет «благочестивыми» чествования богов и «благолепным» почитание Вышнего Неведомого Бога (17: 22-28).
♦ Наконец, в Символе веры, исповедуемый и ныне всеми христианами мира, слово ЕДИНОСУЩНЫЙ было специально внесено с тем, чтобы различить Христа как Вышнего Бога (Второе Лицо Троицы, единосущное Первому) от богов Дюжины как творящих волящих Сил этого Бога-Троицы.
Равноапостольный Константин до самой смерти своей продолжал официально возглавлять Жреческую коллегию и украшал столицу своей первой в мире христианской империи храмами в честь богов (хотя и не столь усердно, как храмами во имя Бога, т.е христианскими в узком смысле этого слова).
Tags: боги, дощечка - 22, книга - Евангелие от Фомы, Макошь, рожаницы, Сварог Небесный, Троица пресвятая
Trackback from your site.