Ум Христов
Довольно часто я встречала в книгах выражения вроде: «Приходит эпоха Водолея – эра Святого Духа.» Но не очень задумывалась, что может стоять за этими словами…
«Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.» (2 Кор;3:3) — говорит апостол Павел. В послании к Ефесянам Павел призывает «обновиться духом ума вашего». (Еф.;4:23). В послании к Римлянам апостол пишет: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим.;12:2).
Обновление ума. Покаяние. Современная официальная церковь полагает слово «покаяние» русским переводом греческого «метанойа» — досл.: изменение ума. Однако еще вопрос что тут есть чего перевод. Речь ведь не просто лишь о перемене ума, но покаяние суть обновление ума (Рим.;12:2): ветхозаветный ум обновляется до ума Христова — как бы обветшавший корабль восстанавливается вновь по изначальному вечному Образцу. Ярчайший пример ветхозаветного ума это Каин. Только ПО КАИНЕ — по спадении каиновой печати, по избавлении от ветхозаветщины — является возможность обрести ум Христов. И только в русском языке созвучны «покаяние» и «Каин»; «крест», «крещение» и «воскрешение»; «аминь» и «камень» (сравним завершающую фразу из русских заговоров «слово мое твердо»)…
1 Кор.2:14-16: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.»
Три пары перекликающихся понятий: духовный человек и душевный (апостольское учение), внутренний человек и внешний (учение церкви), внутренний круг и внешний (учение традиции)…
Иоанн Златоуст пишет: «Бог даровал нам разум для того, чтобы он познавал и принимал сообщаемое от Бога, а не для того, чтобы он считал самого себя достаточным для себя. … Так и душа, если захочет видеть без Духа, то сама себе послужит препятствием. Как же, скажешь, прежде она видела сама собою? Никогда она не видела сама, но имела пред собой творения, как бы книгу. Когда же люди, не восхотев идти путем, заповеданным от Бога, и из красоты видимого познавать Творца, вручили скипетр знания умствованиям, то впали в бессилие и пучину бесчестия, допустили бездну зол и стали утверждать, что из ничего не бывает ничего, а все произошло из несозданного вещества, откуда и родились бесчисленные ереси.» (Иоанн Златоуст. Гомилия 7 на 1-е послание к Коринфянам.)
Троица Пресвятая в Ее общении с человеком: человек приходит к Отцу через Сына, человек принимает Сына откровением Духа, исходящего от Отца.
Преподобный Макарий Великий: «Действие Божией благодати открывается в человеке, и приемлет он дарование Духа Святого, какого сподоблена бывает душа верная, только после долговременного борения, после опытов великого терпения и великодушия, после искушений и испытаний, когда свободное произволение испытано будет всякими скорбями. Когда ни в чем не оскорбит оно Духа, но по благодати будет во всем согласно с заповедями, тогда бывает оно сподоблено – достигнуть свободы от страстей, приять полноту духовного всыновления, изрекаемого в таинстве, также духовного богатства и такого вразумления, которое не от мира сего, и которого делаются причастны одни истинные христиане.» (Собрание рукописей. Беседа 9.)
Апостол Павел: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.» (2 Кор. 3:17-18).
Читая послания апостола Павла, творения древних и современных святых, можно сделать вывод, что ум Христов – это ум, просвещенный Святым Духом. То есть в покое, при отсутствии страстей, при светлом спокойном сердце ум не мыслит, т.е не сопоставляет, не занят внутренним диалогом, не ищет причины и следствия, а просто непосредственно ВИДИТ все таким, какое оно есть!
Увы, такое состояние, если и приходит в нынешней суете, то быстро теряется, и вновь ощутить его оказывается непросто…
Post Scriptum
Поразилась, насколько часто изображение Замкнутого креста встречается на стенах древних новгородских храмов. Одно особенно меня впечатлило. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Над изображением Замкнутого креста выбиты две волны (знак Водолея), выше – еще волна. Ниже Замкнутого креста – два восьмилучевых цветка (знак Девы). Россия, как известно, находится под знаком Водолея. Это можно истолковать как покровительство Пресвятой Девы России. И то, что Россия под покровительством Пресвятой Девы хранит древнейшее учение…
Над сводами снов летая,
Любовью над бездной взвит,
Серебряной птицей Рая
Витающий Дух парит…
И в книге судеб читая
Подробности бытия,
Свободу, как снег, глотая,
Ликует душа моя!
Меня накрывает хаос,
Но лоцман — ведущий — бдит.
Любовь надувает парус
И тьма за бортом бежит…
И темные отраженья
Созданий без бытия
В мгновения озаренья
Пронзает любовь моя!
Tags: Ерус, знак - Водолея, понятие - внутреннее и внешнее, понятие - покаяние, символ - замкнутый крест, символ - КАМЕНЬ, Троица пресвятая, христианство, Христос
Trackback from your site.
Comments (4)
«ум Христов – это ум, просвещенный Святым Духом. То есть в покое, при отсутствии страстей, при светлом спокойном сердце ум не мыслит, т.е не сопоставляет, не занят внутренним диалогом, не ищет причины и следствия, а просто непосредственно ВИДИТ все таким, какое оно есть!» — Как точно! Не потому ли Христос говорит о Духе Святом — «Утешитель»? Слова «утешитель» и «утишитель» созвучны только на русском. Возможно, Евангелия и были впервые ЗАПИСАНЫ на греческом, но ПРОИЗНЕСЕНЫ… Язык палестинских скифов и предков их — сибирских остяков — позволяет исповедовать богословские тонкости христианского умного делания тонкостями произносимых созвучий. На языке остяков «Есь-Есус-Ерус» это «Отец-Сын-Дух». Впрочем, русская поэзия серебряного века освоила и греческое «Параклет» (Утешитель):
«Знои землю распинают гвоздиями,
Грады молотами лютых лет…
Льется мученическими гроздьями
Сокровенный в соках Параклет» (Вячеслав Иванов).
Человеколюбивый Бог не попускал бы страданий даже и в посюсторонней временной жизни, если бы они не вели к внутреннему открытию Совершенного Утешителя — ПОКОЯ ума Христова.
Спасибо огромное за такую статью, и Дмитрию за дополнение. Душа поет и радуется, прикоснувшись к родственным вибрациям, исходящим оттуда, из Дома. Россия не просто под покровительством Богородицы, гораздо больше — она под управлением, под водительством Ее. Здесь сейчас Ее «центр формирования», Ее Ум. 25 лет назад, в начале 90-х, я встретила в Москве студента из Южной Кореи, который на мой удивленный вопрос — почему именно в Россию, мог бы ведь и в Америку поехать учиться, здесь сейчас ведь так трудно — ответил: «В Россию спустилась Богородица, я православный христианин, и хочу сейчас быть здесь»
Как удачно Ваша статья, уважаемая Алена, дополняет и уточняет логику Егора Александрова.
Этот пример когерентно-резонансного Вашего с Егором мышления вполне может свидетельствовать о серьезных процессах, происходящих в общественном сознании русских людей.
Судьбы Господь собирает
В огненнокрылую цепь.
И над мирами играет
Мысль,что нельзя — умереть.
Мысль,что нельзя Воскресенья
Старой тропой обойти…
Новое вещее зренье
Духом откроет пути.
Горе земное ослепло,
Отбушевало,ушло:
Бывшие — горсточкой пепла! —
Вновь расправляют крыло!