В каком храме произошло Сретение Господне?
С Праздником, православные! Близко Сретение Господне, еще один наш фундаментальный праздник.
Тропарь так описывает это событие:
Радуйся, благодатная Богородице Дево: ибо из Тебя взошло на небосклон Солнце праведности — Христос, Бог наш. Веселись и ты, праведный старец, принявший в свои объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.
Солнце Правды Христос встречается со старцем Симеоном и так сбывается древнее пророчество. Однако, из тропаря совсем не виден контекст этой встречи. А он очень важен. Ответив на ряд прямых вопросов можно получить предельно ясную картину этого великого события.
Вопрос 1 — Когда произошло это событие?
Синодальная библия и множество толкований к ней однозначно говорят — событие произошло на 40 день после Рождества Христа. Ибо таково было правило Древней Церкви.
Вопрос 2 — Где произошло это событие?
Синодальная библия говорит однозначно — в Иерусалиме, в храме Соломона. И тут лично у меня возникает когнитивный диссонанс, поскольку на 40 день после Рождества Христос был уже в Египте. Из Евангелия известно, что после возвращения с переписи в Нижнюю Галилею Пресвятая Мария и Ее праведный обручник Иосиф испытали тяжкие опасения за жизнь Богомладенца. И тогда Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет и будь там, доколе не скажу тебе, потому что Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.» (Евангелие от Матфея 2:14-15). А умер Ирод, когда Исусу было 4 года. Получается, что на 40 день принесли Христа в храм в Египте, но не в Иерусалиме.
Вопрос 3 — Кто встретил Святое Семейство в египетском храме?
На иконах праздника согбенный Симеон в порыве простирает ко Христу задрапированные в мантию руки. Симеон изображен подчеркнуто ветхим старцем с длинными волосами – по преданию, в ожидании обещанной ангелом встречи с Господом он прожил более трехсот лет.
О праведном Симеоне Богоприимце мы узнаем в основном из Евангелия от Луки. Совсем немного информации, но и этого достаточно, чтобы понять где точно произошла эта Встреча. Несмотря на все правки текстов Евангелия и приписки, начавшиеся в нашей Церкви во времена Феофана Прокоповича (иезуита и униата, перешедшего в православие лишь формально).
Согласно Преданию, святой Симеон был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести ряд древних книг (сакральных текстов) на греческий. Именно этот перевод известен сегодня под названием «Перевод 72-х толковников» (или Септуагинта). И местом создания этого текста исторические источники определяют Александрийскую библиотеку в Египте. То есть, праведный Симеон Богоприимец работал и жил в Александрии. Как и его заказчик царь Птолемей II.
Для царя Птолемея II святой Симеон переводил книгу пророка Исаии. В ней он натолкнулся на фразу, которая привела его в замешательство, буквально обескуражила. В древнем подлиннике эта фраза звучала как: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Ис 7, 14). Ученый был уверен — слово «Дева» явная ошибка! Как дева (то есть девственница) может родить ребенка? Симеон хотел исправить нелепицу, рука его уже потянулась к бумаге. Но в ту же секунду перед ним предстал Ангел. Он удержал перо книжника и молвил: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Эти слова Ангела стали пророческими — шли десятилетия, а Симеон все жил и жил. И каждый день ждал, когда же явится миру Мессия, рожденный от Девы. И дождался. Интересно, как показывает Сретение (Встречу) православный иконописный канон. Либо на пороге храма, либо рядом с алтарём, либо Симеон принимает на руки Богомладенца через Царские врата алтаря как первосвященник. Такой канон письма икон становится понятен если знать следующий факт: еще до Рождества Христа хранители древнейшего из пророчеств отмечали 15 февраля Встречу не только лишь человека с Богом, но и Самого Бога и Сына Божьего. И снова встает вопрос.
Вопрос 4 — В каком же храме произошло Сретение (Встреча)?
Деталь Васильевских врат, 1336 год, техника золотой наводки на меди
В том, где находилось отделение Александрийской библиотеки и рабочее место святого Симеона, в Серапеоне.
Далее позволю себе большую цитату из статьи Лады Виольевой «Молились Христу и Серапису. Первый христианский храм». В ней столько интересных деталей, хочется передать их все:
«Император Адриан, путешествуя по Египту в 134 году, свидетельствовал (в письме Серванию): принявшие христианство копты (коренные египтяне) продолжают поклоняться Серапису. Епископ христиан совершает богослужение в храме Сераписа в Александрии. Видел Адриан и самого папу, поставившего того епископа, «молящимся Христу и Серапису».
Под именем Сераписа копты знали Папая – Всевышнего Бога скифов. Скифы называли Всевышнего именем Папай Дий, то есть Отец Небесный. Славяноскифы: Сварог Небесный (а также называли Его именем Род, т.е. Всеотец).
Главный священнослужитель храма Папая (Сераписа) назывался папой. Поэтому вплоть до четвертого века по Р.Х. папой назывался лишь митрополит Александрийский. Позднее Рим узурпировал это звание для своего епископа. Несмотря на то, что скифское богословие Папая представляет корни Александрийской богословской школы, а отнюдь не школы латинствующих.
Сейчас католики видят в созвучии слова «папа» (русское «отец»; латинское «Papa Romanus» — папа Римский) с именем скифского божества «Папай» лишь случайность (если вообще знают что-либо о Папае). А ведь Христос исповедовал Всевышнего не иначе, как Отца Небесного своего. Бог ветхозаветный ни разу не назван так. Всевышний известен был как Отец Небесный скифам (Папай Дий), славянам (Сварог) браминам Индии (Дьяус Питар) и древнерусским волхвам. У последних сложилось даже устоявшееся именование Всевышнего: Сварог Небесный.
Александрийский Серапион может быть назван не только первым, а и самым христианским храмом за всю историю: под ним имеются древние катакомбы, в которых четыре года скрывались от иудейского царя Ирода Богородица и Младенец Христос. То есть, первые четыре года своей земной жизни Христос провел в храме Сераписа.
Не об этом ли на самом деле речение Христа: «В принадлежащем Отцу Моему пребывание Мое» (Лк 2:49)? Когда феофилиты разрушили храм Сераписа в Александрии, они увидели на его фундаменте монограмму Христа (свидетельствует Сократ, христианский историк пятого века) и были поражены ужасом и раскаялись в святотатстве.
Эта монограмма – лабарум – была начертана, скорее всего, рукою Евангелиста Марка. Ведь первым христианским священнослужителем Александрийского храма Сераписа был святой Марк (Маркус, лат. — Молот), апостол Христов, создатель одного из четырех канонических Евангелий. Марк основал коптскую христианскую церковь в 48 году и был ее патриархом (папой) вплоть до своей мученической кончины в 68 году.
Ученик ученика св. Марка, стоик Пантен, основал Александрийскую богословскую школу. Преемниками Пантена были святые Александрийские в такой последовательности: Климент, Ориген, Геракл (Иракл), Дионисий, Ахилл, Серапион, Макарий, Дидим и Родон. Последователями Александрийской богословской школы были Григорий Чудотворец, Кирилл (пламенный обличитель иудаизма как антихристианства), Евсевий Кесарийский и Афанасий Великий.
Собрание книг Александрийской школы хранилось в храме Сераписа. Причем хранителями первой христианской библиотеки были, традиционно, жрецы Сераписа. Они весьма искусно препятствовали уничтожению раннехристианских книг в годы антихристианских гонений. Жрецом Сераписа был святой Пахомий Великий (292-348гг.). Христианство обязано ему не только как основателю монашества и монастырей, но и как сохранившему Евангелие от Фомы и прочие раннехристианские священные тексты.»
Времени пройдёт совсем немного –
утешался старец Симеон, –
и мои глаза увидят Бога,
мне Себя как Есть, откроет Он!
И отпустит с миром восвояси,
и с сердечным: «Задержал, прости!» –
щедро мой дорожный плащ украсит
Звёздной лентой Млечного Пути…
Лишь, открытка в праздничном конверте
с Приглашеньем в Новый, лучший Свет,
всем напомнит:
Жизнь прекрасней Смерти,
да, ещё о том, что смерти – НЕТ!
(З. Амри, 2012 год)
Tags: апостол - Марк, Богородица, Ветхий завет, праздник - Сретение Господне, Сварог Небесный, святитель - Пахомий Великий, символ - лабарум, Христос
Trackback from your site.
Comments (4)
Поздравляю Алёну Викторову с прекрасно проведенным исследованием, выполненным на базе глубокой эрудиции с безупречной логикой.
Дмитрий, благодарю за высокую оценку скромного труда. Ты и Лада — прекрасные Учителя!
С удовольствием присоединяюсь, уважаемая Алена, к поздравлению Дмитрия Логинова. В статье обоснованно и живо раскрывается содержание вопроса, обозначенного в заглавии. Работа актуальна не только тем, что опубликована накануне Сретения Господня, но и потому еще, что продуманно и последовательно выправляет текст Синодальной Библии, в которую переписчиками были внесены искажения. Такое живописное и колоритное описание тех давних времен заряжает светлой энергией. Возникает желание расширить свое понимание данного библейского события. В связи с этим, для усиления образности восприятия можно обратиться к творчеству немецкого ученого-египтолога и писателя Георга Морица Эберса (1837–1898), который в романе «Серапис» так в художественной форме описывает храм Сераписа (Сварога): «На фундаменте из громадных плит перед восхищенным взором певца высилось здание изумительной красоты и необъятных размеров. Оно гордо красовалось в своем великолепии, облитое золотистым утренним светом, и его благородные формы различных цветов и оттенков, казалось, и сами излучали сияние, ослепляя своей роскошью и бесконечным разнообразием. Над позолоченным куполом этого колосса расстилалась чистая, безоблачная лазурь африканского неба и, как солнце на горизонте, сверкал блестящий громадный полукруг. Подъезды для экипажей и ряды ступеней для пешеходов вели к зданию со всех сторон. Это был храм Сераписа, дивное творение человеческих рук. Его мощный фундамент, казалось, был создан, чтобы стоять вечно. На гигантские колонны портиков опиралась крыша огромных размеров, и сама внутренность храма по своей громадности как будто предназначалась не для ничтожных представителей человеческого рода, а для бессмертных. Жрецы и молельщики, двигавшиеся между колонн, казались крошечными детьми, которые бродят под деревьями векового леса. На венце крыши, в сотнях углублений и по бесконечным выступам, стояли статуи всех олимпийских богов, всех героев и мудрецов Греции, сделанные или из блестящей меди, или из прекрасно разрисованного мрамора. Золото и блестящие краски виднелись на всех частях этого дивного произведения зодчества. Даже большие рельефные картины на двойном поле фронтона и маленькие, в длинном ряду прорезов между триглифами [триглиф (от греч. tpiglyphos — с тремя нарезками) — прямоугольная, снабженная вертикальными врезами каменная плита], отличались замечательным художественным исполнением. Жители целого города могли бы легко поместиться здесь все вместе, и общий вид этого замечательного памятника производил впечатление стройного хора, поющего хвалу бессмертным богам устами необъятного колосса».
Уважаемый Владимир, благодарю за дополнение, красочное и атмосферное. Интересно, что в Египте было два храма Сераписа. Один Александрийский (в местечке Канобе). Второй стоял и частично стоит до сих пор в Саккаре. Очень любопытное место…