Заповедное движение
© Александр Лотов
Основная мысль человека есть мысль о Боге, основная мысль Бога есть мысль о человеке.
Николай Бердяев
Универсальный прогрессизм и комплексная эволюция
В самом начале 21-го столетия можно наблюдать усиление противостояния между природной сущностью человека и искусственной цифровой реальностью им же созданной. Очередная технологическая революция может оказаться для человека критической и завершающей. Как же мы пришли к такому «опрокинутому миру»?
На мой взгляд, лучше всего об этом рассказал современный русский философ А.Г. Дугин в курсе лекций «Фундаментальная психология». Философ раскрывает понятие НОВОЕ ВРЕМЯ. (Оно родилось на Западе приблизительно в семнадцатом веке. А у нас аукнулось «лишь» никонианской реформой. Но к девятнадцатому и в России уже вовсю бушевал модерн. «А после ВОР принес НОЖ».[1] – примечание Дмитрия Логинова.) В пострелигиозном, модернистском мире на место души ставится сознание, мышление, ум. Этот процесс происходит постепенно.
В новое время меняется сам человек. Он утрачивает трансцендентное начало ума, которое должно восходить от человеческого к божественному. Теперь человек остался единственным субъектом наедине со своим сознанием, мышлением. Разумность человека, освобожденная об Бога, прикинулась определяющим суть человека качеством.
Сознанию и философии западноевропейского человека представляется уже неадекватным причину мира именовать Богом. Лучше называть ее… большим взрывом. Представление о Боге в конце нового времени шельмуется как устаревшее, не соответствующее прогрессивным формам сознания. Гипотеза Бога как причины отпадает в качестве научной, и в 19-ом веке полностью заменяется атеизмом.
По мнению А.Г. Дугина, сейчас мы находимся с исторической точки зрения в переходном, последнем времени. Культура и цивилизация людей стремительно превращается в ПОСТГУМАНИСТИЧЕСКУЮ территорию. (Об этом еще интересно сказано в книге «Человечество и Технос» — примечание Д.Л.) Потеря для человека связи с божественным, трансцендентным, богословским началами означает, что он порывает связи с истоками собственного бытия.
Чтобы дать цифровизации (Лю-цифер… – примечание Д.Л.) человека серьезный ответ нужны совершенно экстраординарные стратегии, мыслители, технологии. Это не техническая проблема. Это в первую очередь историко-философская, метафизическая, религиозная и экзистенциальная проблема.
Хочется обратить внимание читателя на книгу философа В.А. Кутырева «Искусственное и естественное: борьба миров», которая вышла в свет еще в 1994 году. Автор представляет две мировоззренческие концепции, объясняющие все процессы, протекающие в человеческом обществе и во всей Вселенной – это прогрессивный эволюционизм и комплексная эволюция. Всем известен классический постулат о движении как способе существовании материи. Однако в наше время под этим понимается не просто движение, а развитие (направленное и необратимое взаимодействие). Согласно такой логике все движется от низшего к высшему и законы реальности есть законы прогресса. Поскольку самой высшей является социальная форма материи, то все процессы нашего мира направлены в ее сторону. При этом природа является абстрактным моментом человеческого общества и лишается своей ценности и значения как таковая. Альтернативой универсальному прогрессизму провозглашается идея комплексной эволюции. Коэволюция и движение, как атрибут материи, допускают одновременное разнообразие ее форм и состояний. Если прогрессизм предполагает отрицание одной системы другой – социальное снимает биологическое, более мощный искусственный интеллект (ИИ) заменяет естественный, то коэволюция допускает их совместное развитие в рамках особой целостности нового типа – системы взаимодействия (отсюда нынешняя всеобщая любовь к различным Экосистемам).
Понимание системы в виде комплекса позволяет учесть специфику одновременного сосуществования и поддержания динамического равновесия естественного и искусственного. Собственно говоря, коэволюция – это идея механизма устойчивого развития, концепция которого была выдвинута в 1996 году на Всемирной конференции по окружающей среде в Рио-де-Женейро как наиболее адекватная условиям выживания человечества в 21-ом веке. Но на деле такая коэволюция может оказаться замаскированным изданием все той же прогрессивной эволюции. Спустя 25 лет после упомянутой конференции, которая еще называлась громким именем – саммит Земли, человечество не стало жить в более безопасном мире, а будущее туманное и неопределенное.
Скорости развития (изменения) человеческого общества и биосферы могут быть различны и ошибочно ставить знак равенства между этими процессами. Почему постулат прогрессизма о смене естественного интеллекта искусственным должен быть верным? Если сам человек, как таковой – это отражение реальных законов мироздания, то ИИ – результат гипертрофированного, технократического сознания людей нового времени. Здесь я соглашусь с мнением писателя и эксперта по ИИ Игоря Шнуренко. Искусственный интеллект не может быть сопоставим с естественным интеллектом, но человек сознательно или неосознанно опускается до уровня ИИ. В этом реальный смысл процессов нынешней цифровизации человеческого общества. Для выживания в условиях цифрового мира необходима обновленная концепция комплексной эволюции. Без сохранения и восстановления вертикали духовно-нравственного бытия невозможен позитивный образ будущего России (да и всего мира), которое нужно рассматривать в тесном единстве с процессом коэволюционного развития всего человечества.
Заповедное движение
Идея Заповедного движения возникла несколько лет назад для обоснования необходимости создания в нашей стране новой социальной сети Заповедники (Z)… В то же время, идею Заповедного движения можно определить на более глубоком философском уровне, исходя из Ноомахии философа Александра Дугина. В центре мира находится Бог, представленный звездой Спас. Это недвижимый двигатель (философия Неподвижного Перводвижителя представлена в книге «Вечный Покой» — примечание Д.Л.), небесный платонический заповедник: мир Отца, где живут идеи, вечные неизменные образцы, парадигмы. Здесь все существует одновременно и в вечности… Здесь справедливы законы космологии Аристотеля. Все вещи стремятся к своей сущности, к самим себе (к собственным идеям в мире Отца). Заповедное движение – закон трансцендентного-имманентного (среднего) — мира: вещь не есть то, что нам дано, а то, к чему она идет. Каждая вещь имеет в себе свою собственную цель. По Аристотелю, все вещи находятся не на своем месте. Они и не могут быть на своем месте. Как только это происходит – вещь достигает центра, она перестает двигаться и исчезает. Только Бог находится на своем месте, в Центре (Начале) мира. Бог есть САМОЕ САМО всех и тем заставляет всех стремиться к самому себе. Вещи друг другу мешают и не дают дойти к самим себе (к Центру). Здесь происходит абсолютизация кругового движения. «Умные» вещи стремятся к центру, но не достигают его, двигаясь по кругу (отсюда пляски, хороводы). Вокруг вечности движется и само время. И такое движение времени – и во времени – заповедано потому, что время когда-то кончится. Опыт исчерпает себя и путь будет кончен. Поэтому благословенно движение осмысленное, сознающее себя заповеданным (заповедным). Слово ЗАПОВЕДНОЕ предопределяет, характеризует движение вещей к самим себе (к Центру бытия, к Богу).
Но как же способно время сознать свое движение к вечности? Хочется представить книгу А.М. Паничева и А.Н. Гулькова «Русский ключ к познанию духовного мира». Авторы полагают: «Современная наука окончательно зашла в тупик. Выйти из него можно только одним способом – кардинально поменяв вектор развития науки, прежде всего фундаментальных ее направлений, в сторону постижения тонкоматериальных структур и энергий окружающего Мира. Скорейший разворот научных поисков в этом направлении – это единственный реальный шанс остановить катастрофический вал проблем, несущийся навстречу из будущего».
В книге представлена концепция масштабных уровней Вселенной. Уровень высокого порядка поддерживает более низшие уровни. Напр., уровень галактики поддерживает (дает энергию) звездным уровням. А масштабный уровень звезды питает энергией атомарные структуры, которые представляют из себя более простые масштабные уровни и т.д. При этом, передача поддерживающего и управляющего импульса с более высокого уровня на более низкий происходит через фактор вращательных, или УР-энергий необходимого масштабного уровня, которые непосредственно связаны со временем. «Все биологические системы … существуют благодаря поглощению времени. Пока существует приток времени в живую систему, она сохраняется, то есть живет…».
Не лишним будет отметить, что А.М. Паничев занимал должность директора Алтайского заповедника в начале 90-х годов прошлого столетия. Заповедники создаются для сохранения природы. В наше — новейшее — время в сохранении нуждается не только природа, но и физический, духовно-нравственный мир самого человека.
Социальная сеть Заповедники мыслится как своеобразный заповедник для людей, в котором активно используются современные информационные технологии общения, но в котором цифровизация не ведет к дегуманизации, где цифровой мир человека СПОСОБЕН к одухотворению. А он реально способен к нему, если обитатели его будут следовать ряду простых, разумных, легкоисполнимых правил, корни коих уходят в Русскую Северную Традицию. Которая, в свою очередь, имеет своим истоком древнюю сверхцивилизацию гипербореев, которая успешно решила проблему ко-эволюции Человека и Техноса.
Проект Арго
С Заповедным движением связана и детская повесть «История Арго», родившаяся в Алтайском заповеднике. «История Арго» — история дружбы девочки Кюнель и горного барана Арго. Именно детское сознание способно на субъект-субъектное отношение с миром природы. «В младшем возрасте дети, как и их далекие предки в период «детства» человечества, легко воспринимают объекты природы на равных, наделяя их чувствами, мышлением, желаниями. Это очень важно с точки зрения воспитания эмоционального отношения к природе, умения ей сочувствовать и сопереживать» (Н.А. Рыжова).
По сюжету повести алтайские горные бараны аргали, чтобы спасти свое стадо от преследования людей, вынуждены уйти жить в заповедник. Арго влекут неведомые пастбища и долины за горизонтом, это словно какая-то внутренняя, родовая память предков. Это и есть элемент Заповедного движения.
Но куда уйти самому человеку?
Авторы проекта Арго – Илья Кочергин, Виктор Павлушин и Александр Лотов. Книгу «История Арго» можно скачать в электронном виде на сайте Яйлю, www.yailu.ru. Ожидается выпуск бумажного варианта книги.
Арго — корабль из древнегреческой мифологии, на котором аргонавты отправились на поиски золотого руна. «Молва о золотом руне распространилась по всей Греции. Знали потомки Афаманта… что спасение и благоденствие их рода зависят от обладания руном». Есть основание думать, что эпическое золотое руно – книга о духовно-нравственной преемственности человеческих поколений, написанная древними золотыми, т.е. слоговыми, рунами. Важнейшим свойством мифа является иносказательность, иначе невозможно прорваться через толщу тысячелетий.
Горный баран Арго — это своеобразный «корабль», который приведет нас к золотому руну – социальной сети Заповедники, необходимой для сохранения человека в его природной ипостаси. Стихотворение Федора Тютчева «Святая ночь» опубликовано еще в 1850 году. Но как оно точно отражает наше время:
… И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред этой бездной темной
На самого себя покинут он –
Упразднен ум, и мысль осиротела –
В душе своей, как в бездне, погружен,
И нет извне опоры, ни предела…
И чудится давно минувшим сном
Теперь ему все светлое, живое…
И в чуждом, неразгаданном ночном
Он узнает наследье роковое.
Сегодня весь вопрос в том, будут ли десятки млн. граждан нашей страны находиться в западных социальных сетях «святой ночи», или в России будут наконец-то созданы собственные, сопоставимые в техническом отношении, социальные интернет-площадки. Сможет ли мы сохранить свой культурно-исторический код человеческой нормальности и транслировать его во вне в условиях цифрового мира? Идея социальной сети Заповедники как раз рассчитана на сохранение первичных настроек, данных человеку Создателем.
Использованная литература:
А.Г.Дугин, цикл лекций под названием «Фундаментальная психология».
беседы о Ноомахии, www.dugin.ru.
В.А.Кутырев, «Искусственное и естественное: борьба миров».
И.А. Шнуренко, «Демон внутри. Анатомия ИИ», «Человек взломанный».
А.М.Паничев и А.Н.Гульков, «Русский ключ к познанию духовного мира», www.urra32.ru
Л.Г.Ивашов, «Перевернутый мир».
И.Кочергин, В.Павлушин, А.Лотов, повесть «История Арго», www.yailu.ru.
Н.А.Кун, «Мифы и легенды Древней Греции».
Н.А.Рыжова, «Экологический проект. Здравствуй, соболь, как живешь?».
Александр Лотов, Алтайский биосферный заповедник
Текст приводится с незначительными сокращениями. Полная версия статьи Александра Лотова представлена на сайте АЛТАЙ
[1] Апофеоз Нового Времени: «ВОР принес НОЖ – Великая Октябрьская Революция принесла Новый Образ Жизни» — цитата из книги Станислава Грачёва «Черная книга СССР 1922-1991».
Tags: понятие - вечный покой, понятие - покой философов
Trackback from your site.