Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Античные первоисточники о Гиперборее

Самый известный ученый восемнадцатого века писал Вольтеру: «Часть руссов из Арктиды проникла в Атлантику и создала ставшую впоследствии знаменитой цивилизацию атлантов: Атлантиду». Так опубликовано в книге Письма об Атлантиде Платона», автор которой Жан Сильвен Бальи (Jean Sylvain Bailly). Книга была издана в Париже в 1779 году. (Для имени автора сейчас почему-то принята русская транскрипция «Байи». Ни одного «л» не оставили, хоть в оригинале французского имени целых два. Подробней о Бальи в моей новой книге «Обруч Перерождений», в главе Звездное число 8.)

Итак, «часть руссов из Арктиды создала цивилизацию атлантов». Интересен колорит времени. Упоминается Гиперборея (Арктида) как митрополия древних руссов и – ее атлантическая колония. Об Атлантиде поясняет Бальи подробно: ведь это слово тогда еще не было на слуху. Ученый считает нужным оговориться уже в самом названии книги, откуда он его выкопал. Бальи пишет: речь об Атлантиде Платона. То есть источник серьезный — Платон! — а не просто вдруг у него какая-то непонятная фантазия: Атлантида.

И это вполне понятно. Ведь цивилизация атлантов упоминается у Платона только. Иных античных источников, кроме диалогов «Тимей» и «Критий» об Атлантиде нет. Единственное исключение – Гелланик: он употребил это слово в своей поэме до Платона еще задолго. Но в той поэме описывается Крит, остров Лабиринта. Впрочем, описывается как, именно, колония атлантов, то есть колония КОЛОНИИ. В историчности Атлантиды усомнились (хоть и напрасно) еще в античности. Прокл называл ее «метафорой космоса у Платона». Да и Аристотель позволял себе скепсис. Авторитет Аристотеля заразил этим скепсисом последующие эпохи: средневековье и возрождение. Так что несколько веков назад Бальи пришлось пояснять: Атлантида – что это вообще за зверь-то такой.

А вот Гиперборея тогда в представлениях не нуждалась. Ведь образованные люди XVIII века считали делом чести знакомство с античными трактатами. А чуть не половина их авторов уделяла внимание не только скифам, но и пра-скифам: Гиперборее.

Золото грифов

Дамаст, например, в книге «О народах» писал в пятом веке до рождества Христа, что выше скифов живут исседоны, еще выше этих аримаспы, выше аримаспов находятся Рипейские горы, за ними же обитают владыки ледовитого моря гипербореи. Это же сообщал Геродот: «Над исседонами живут одноглазые люди аримаспы, над аримаспами стерегущие золото грифы, а еще выше гипербореи, властвующие морем». Примерно такой порядок расположения видим и на карте в «Географии» Птолемея: Сарматы – Скифы – Гиперборейские горы близ ледовитого океана.

Теперь над отцом истории посмеиваются из-за грифов и одноглазых. А ведь одноглаз… лучник в момент прицеливания! Щурит левый глаз, чтобы точней увидеть, куда направить стрелу. Так что это могло быть прозванье стрельцов из лука. Лучшими стрельцами античной эпохи безоговорочно признаны были скифы. Тем более таковым искусством владели пра-скифы, т.е. население Сибири (сибирские скифы), заполярной и приполярной тайги. Ведь пушного зверя надо бить в глаз, чтобы не попортить «мягкое золото», мех! (Да и в усобицах били нередко противнику в глаз охотничьей легкой стрелой. Чтобы не убить – проучить. Так что одноглазых аримаспов среди, например, племен вогульских могло быть немало!) Многозначительно, кстати, название племени остяков. Ость это стрела, ость. Для точного боя стрела должна быть абсолютно прямой. Заготовки для древков стрел помещали в трубчатые кости животных, добиваясь так их прямизны идеальной.

Гриф за полярным кругом это конечно нонсенс. Но не грифон – известнейший символ скифов! Причем символизирует он – семаргл – скорей всего, рысь. Крылатый лев это лазающая по ветвям рысь: она будто с неба сваливается на голову!

А стерегут эти грифы-грифоны-рыси – да – золото. И, в данном случае, не «мягкое», а самое настоящее. Легендарное Лукоморье и прочие побережья рек Оби, Енисей, Таз – богаты золотоносными пластами. То-то помор Лев Шубин по прозвищу Плехан там именно, у остяков, искал с казаками знаменитую Золотую Бабу! По выражению Михаила Дёмина, писателя, который побывал и старателем, тамошняя земля вся насквозь пропитана золотом. Так что не фантазировал Геродот.

Три предшественника евангельских волхвов

Но возвратимся к свидетельствам собратьев его по античной эпохе. Пиндар (V в. до Р.Х.) передает о Гиперборее: «Там идут нескончаемые праздники, слышатся гимны, которые радуют сердце Аполлона и смеется он, и почитаемы гипербореями его музы. Отовсюду хоры молодых девушек собираются на сладкие звуки флейт и, увенчанные золотым лавром, предаются радости праздников. Это святое племя не знает ни болезней, ни слабости возраста, и умирают лишь когда пожелают сами того, ибо не несут ни тяжких трудов, ни сражений». У Пиндара же читаем и что Геракл был «в землях, которые за спиной у ледяного Борея». Согласно Русской Северной Традиции, под именем Геракл эллинам был известен пращур Арий Гиперборейский, о котором Библия говорит как о Сифе.

По Павсанию, первый (деревянный) храм Аполлона в Дельфах воздвигли «дети гипербореев». Этим они заложили основу всей эллинской культуры. Павсаний называет имена пришедших от Кольского полуострова: Пегас, Агий (Святой), Олен (Олень). Олень – священное животное Даждьбога (Аполлона). Гиперборей с этим именем стал первым жрецом его храма. (Позднее на центральной колонне фронтона храма начертан был триглав скифской мудрости: Познай себя. Познай меру. Ручайся лишь за себя.)

Павсаний свидетельствует: из гиперборейских древних напевов жрец Олен сложил церковнослужебные песнопения и первым (в Элладе) начал воспевать Солнцебога. Это вослед ему греческий поэт Алкей воспел путешествия Аполлона: «О Царь Аполлон, сын великого Зевса, отец твой предоставил к рождению твоему златую налобную повязку и лиру из панциря, и дал тебе лебедевлачимую повозку, чтоб направиться в Дельфы… а также в земли Гипербореев…».

Книга Бытие сообщает: «У Сифа родился сын, и он нарёк ему имя Енос, и тогда начали призывать имя Бога» (Быт 4:26). Олен и Енос различаются лишь на одну букву. Сходство буквенного состава имен, разумеется, может быть совпадением. Интересней, что Павсаний говорит о трёх, именно, волхвах древних руссов, которые первыми поклонились в этой земле Аполлону, то есть Даждьбогу, сыну Сварога Небесного. Те трое первых поклонников пришли с севера, предвосхищая паломничество к новорожденному Сыну Бога «волхвов с востока» (см. книгу «Евангелие от русских волхвов»). С момента основания храма гиперборейские волхвы регулярно приносили дары, ожидая воплощения сына Сварога Небесного на земле, которое было предсказано в книге Веста. Можно спорить, были ли в числе тех регулярных даров ладан и смирна, но уж точно было «золото грифов». В работах академика РАН Бориса Рыбакова доказано: славянские племена первого тысячелетия по Р.Х. воспринимали Христа как Даждьбога воплощенного. Причем рыбаков замечает: «Связь русских и вообще античных богов с Севером, как видим, достаточно прочная и даже наследственная».

Громичи

О гипербореях (а иногда и о руссах как прямых их потомках) свидетельствуют многие трактаты античности. Наиболее древний из них это, пожалуй, «О гипербореях» Гекатея Абдерского, написанный еще в шестом веке до Р.Х. Гиперборее посвящали свои труды Диодор Сицилийский, Гесиод, Гомер, Аристотель и, поздней, Прокл, Ямвлих, Порфирий, Мела, Элиан, Плиний Старший. Античные первоисточники о Гиперборее, как видим, изобильны весьма.

Причем эллины и римляне, понимая гипербореев как потомков титанов, воспринимали их однако не как мифический, а как исторический вполне народ, последующие поколения которого являются в течение веков реальными их соседями. Аристотель (IV в. до Р.Х.), например, писал: «Мы заселяем среднее пространство между арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём скифы-русь и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу» (цит. по Собранию сочинений Аристотеля, изданному Берлинской академией наук в 1836 году).

Одни античные авторы под Гипербореей имели в виду «острова блаженных», т.е. собственно Арктиду, как она была изображена впоследствии средневековыми картами Меркатора, исчезнувшую под водой и льдом. Другие античные авторы включали в понятие Гипербореи также крайний север Евразии. Северное полярное положение специально подчеркивается, например, у Помпония Мелы: «Солнце восходит и заходит не ежедневно, как у нас, но, взойдя впервые во время весеннего равноденствия, заходит только во время осеннего. Таким образом шесть месяцев продолжается день и столько же – непрерывная ночь».

Античные писатели полагали Гиперборею «островами блаженных», страною счастья. Без исключения все греческие и римские авторы трактатов рассматривали ее как земной рай, да и не они одни только. Народы, как ближние, так и дальние соседи земель крайнего севера Евразии утверждали и утверждают: рай земной находился некогда в землях крайнего севера или, точнее, за ними – на островах дальше в океан. Согласно финно-угорскому преданию это был архипелаг Оннела – Северные Острова Счастья, где жизнь безбедна и гармонична. О том же – приводя разнообразные подробности, хронологию – свидетельствует Авеста. На крайнем Севере же помещает рай индуистский эпос «Рамаяна», описывая его так: «На острове Светадвипа в Молочном (Ледовитом) океане обитают могучие люди, прекрасные как лунный свет. Они стройны и плечисты, наделены великой телесной и духовной силой, голос их подобен грому».

Последняя метафора не случайна. У всех народов, мифологии которых уходят корнями в гиперборейский эпос, на страже безмятежного счастья блаженной земли стоят боги грома небесного. Перун. Тор. Индра. Вритра. Волгенче… Подобная символика присутствует и в Евангелиях. Христос обещает прийти «как молния» и называет своих апостолов «сынами грома». Евангелие от Луки: «Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» (Лк 17:24). От Матфея: «Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег» (Мф 28:3). Откровение Иоанна: «Отверзся храм Божий на небе… и произошли молнии, голоса, и громы» (Откр 11:19). Евангелие от Марка, глава 3: «Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарек Воанергес, то есть Сыны Громовы» (Мк 3:17).

Грозовая символика богато представлена и Велесовой книгой, которая называет наших предков «русичи-громичи». Дощечка 23: «Бехомь повенжды руште грмiцы якожь… Дажьба внцые». То есть: будет о нас поведано как о русичах-громичах, как есть мы Даждьбожьи внуки! А также называет Велесова книга Громичем одного из богов: «Водiщь, Звездiць, Грмiчь…» (дощечка 11).

© Дмитрий Логинов, 28.04.2018

Приложение

Содержательную подборку цитат из античных первоисточников по Гиперборее дает Виктор Тороп:

Стефан Византийский: «Дамаст в сочинении о народах утверждает, что исседоны живут выше скифов, выше этих последних – аримаспы, выше же последних располагаются Рипейские горы, откуда дует Борей. Эти горы никогда не бывают без снегаЗа этими же горами живут гипербореи в направлении к другому морю». (12,478)

Геродот: «Впрочем, Аристей, сын Каистробия из Проконнеса, в своей эпической поэме сообщает, как он, одержимый Фебом, прибыл к исседонам. По его рассказам, за исседонами обитают аримаспы – одноглазые люди; за аримаспами – стерегущие золото грифы, а еще выше за ними – гипербореи на границе с морем. Все эти народы, кроме гипербореев, постоянно воюют с соседями».  (5,194)

Пиндар: «Эту маслину (от которой произошла священная роща в Олимпии. – В. Т.) добыл у тенистых потоков Истра сын Амфитриона (Геракл. – В. Т.), убедивший своей речью народ гипербореев, слуг Аполлона. Дружески настроенный, просил он тенистое растение для гостеприимной рощи Зевса и для венцов доблестных мужей».   (12,476)

Гимерий: «Когда родился Аполлон, Зевс, украсивши его золотой миртой и лирой, дал ему кроме этого возможность следовать на колеснице, которую влекли и лебеди, и послал его в Дельфы к Кастальскому ключу, чтобы оттуда он прорицал правду и правосудие всем эллинам. Аполлон же взойдя на колесницу, пустил лебедей лететь к гипербореям. Но в Дельфах, когда узнали об этом, сочинили пеан и песнь и, ставши вокруг  треножника, закружились в хороводе и призывали бога прийти к ним от гипербореев». (12,469) «Соловьи поют ему, как естественно петь у Алкея (жрец Аполлона) птицам. Поют и ласточки, и цикады, но не свою судьбу возвещают они, а человеческую». (12,469) «Всякий раз, когда они (гипербореи) совершают установленные священнодействия в обычное время по предписанию, с так называемых у них Рипейских гор слетает туча лебедей, непреодолимая своим множеством. И они облетают храм, как будто очищают его своим полетом, затем, однако, садятся на ограду храма, представляя собой зрелище величественное по множеству и красоте. Когда же певцы своим пением воспевают бога и кифаристы сопровождают хор гармоничной во всех отношениях мелодией, тогда и лебеди сообща присоединяются к пению и никоим образом нигде не поют нескладно или неточно». (12,466) «Божественным был Платон и священными узами связан с Аполлоном. Это подтверждают его собственные слова, а также сны. Он говорил о себе, будто служит тому же господину, что и лебеди, а со снами дело обстоит так. Учитель его Сократ накануне того дня, когда Платон должен был прийти к нему, увидел во сне, как бескрылый лебедь опустился к нему на колени. Потом у лебедя выросли крылья, и он взлетел, издавая звуки громкие и звонкие, пленившие всех, кто слышал его. Это означало, что придет к нему Платон незрелым, но достигнет совершенства… И сам Платон перед смертью видел во сне, будто он превратился в лебедя… Кроме того, само время появления Платона на свет указывает на его связь с Аполлоном: он родился в седьмой день Таргелиона, когда делосцы справляют праздник Аполлона. А в шестой день этого месяца, когда празднуют день рождения Артемиды, родился Сократ. Это указывает на то, что он предшествовал Платону и по времени и по разуму». (19,664-665)

Ямвлих: «Пифагор же, приняв стрелу (от потомка гипербореев Скифа Абарида, с помощью которой тот летал над землей), и не удивляясь ей и даже не спрашивая, почему тот дарит ее… перечислил одно за другим все, что хранится в храме гипербореев». (26,72)

 

Диодор Сицилийский: «Среди тех, которые писали о древней мифологии, Гекатей и некоторые другие утверждают, что напротив земли кельтов в Океане есть остров не меньший Сицилии. Этот остров расположен на севере, и его населяют так называемые гипербореи, поскольку лежит он за пределами Борея. Остров этот, по их словам, плодородный и плодоносный, отличающийся еще и хорошим воздухомДважды в год приносит плоды. Рассказывают, что на нем родилась Лето (Лада, мать Аполлона и Артемиды). Поэтому больше всех богов у этих жителей почитается Аполлон. Они сами как бы являются некими жрецами Аполлона. Они ежегодно воспевают этого бога в бесконечных гимнах и почитают его особенным образом. На этом острове находится священный участок Аполлона и великолепный  храм, достойный похвалы, украшенный многочисленными приношениями, шарообразный по своей форме. И священный город принадлежит этому богу, большинство жителей его – кифаристы. И они беспрерывно, играя на кифарах в храмах, возносят богу гимны и песни». (12,464)

Аристотель: «Лето прибыла из страны гипербореев на Делос в образе волчицы из-за страха перед Герой». (12,469)

Элиан: «Аристотель утверждает, что Пифагор назывался жителям Кротона гиперборейским Аполлоном». (12,472)

Плиний: «За этими (Рипейскими горами), по  ту сторону Аквилона (латинское обозначение северного и северо-восточного ветра), счастливый народ, который называется гипербореи, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами… Страна эта вся находится на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса. Культ богов справляется отдельными людьми и всем обществом. Там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и легких наслаждений старости с какой-нибудь скалы они бросаются в море». (12,466)

Эсхил. «Жрецы храма Аполлона Гиперборейского были ростом в 6 локтей» (12,467) Гелланик: «Гипербореи осуществляют справедливостьне вкушая мяса, но питаясь твердыми плодами». (12,463)

Поделиться с друзьями в соцсетях:

Written by Логинов Дмитрий on Апрель 28th, 2018. Posted in Статьи

Tags: , , , , , , , , , , , , , , ,

Trackback from your site.

Comments (3)

  • Северина Сталь
    28.04.2018 at 11:27 пп |

    Отлично, Димитрий, спасибо! А «эль» в фамилии Bailly действительно не произносится (во всяком случае гугл-переводчиком). В римской древности был еще такой знаменитый курорт Байи — городок на берегу Неаполитанского залива, где тусовалась в роскоши римская аристократия.

    А об отколовшейся трети гиперборейского сообщества я приводила цитаты из ВЗ и НЗ в «Хронологии метаисторических событий»:

    «.. вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Откр. 12: 3-4). Под «третьей частью звезд», очевидно, подразумевал Иоанн Богослов — Треть Ангелов, прибывших с Полярной Звезды:

    «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы» (Откр. 1:20).

    «Дети! И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас [из Гипербореи? — Северина Сталь], но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но [они вышли, и] через то открылось, что не все наши» (Ин. 2:18).

    «Как упал ты с неба, Денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе [Меру?] в сонме богов, НА КРАЮ СЕВЕРА; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но низвержен ты в ад, в глубины преисподней!» (Исаия, 14:12-15).

    К имени ВРИТРА только у меня вопрос: ведь Индра победил Вритру..

  • Алена Селиванова
    29.04.2018 at 9:38 дп |

    Согласно Геродоту:

    Гипербореи регулярно посылали скифам жертвенные дары, завернутые в солому. От скифов эти дары принимали ближайшие их соседи, и так далее вплоть до острова Делос. В первый раз гипербореи послали на Делос с этими странными дарами двух дев — Гипероху и Лаодику. Но еще раньше из Гипербореи прибыли на этот остров другие две женщины — Арга и Опис, которым позже воздавались на Делосе совершенно особые почести.

    Объяснить секрет особого уважения к Арге и Опис на Делосе помогла информация, ставшая известной от Платона. Согласно Ж.С. Байи, Платон получил её от персидского мага Гобрия, а тот — от своего деда, во время похода Ксеркса посланного на Делос, и отыскавшего там две медные таблички, вывезенные Опис и Аргой из Гипербореи. На тех табличках было приведено описание Учения о бессмертии души.
    (информация с портала «Все о Гиперборее»)

  • 07.05.2018 at 9:01 дп |

    Спасибо всем за ценные дополнения!
    О Индре и Вритре. Они напоминают историю Михаила и Денницы. Вритра поначалу предпочитал гром и молнию (оружие защитника порядка), но потом ему стали любезны туман и град (орудия потворствования хаосу). Гром и молния перешли к Индре и этой палицей (булава, скипетр, скифетр — скифский знак вертикали власти) он подавил мятеж Вритры.

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: