Библия о типах семей
ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ЖЕНЩИН С ПРАЗДНИКОМ! День 8 марта задолго до официального назначения «международным женским» наш русский народ соотносил со стихией женственности. Точнее же говоря — девичества. А если еще точнее, то это был традиционно день попечения будущей невесты о ПРИДАННОМ своем. Девушки открывали сундуки, где оно хранилось, вынимали наряды, проветривали их (а то еще моль заведется!). Украшали также, бывало, разными вышивками… бисером, например. А за этим занятием конечно же и… МЕЧТАЛИ. О суженном… Какой будет муж… и дети какими будут. То есть в этот именно день как бы вот… сознание женское формировало будущую семью! Ибо ведь: о чем по-доброму ты мечтаешь — то по-доброму сбудется! Так что я не сказал бы, что праздновать этот день — обычай нерусский (хоть некоторые из нас так именно говорят), а я сказал бы что только важно, как именно понимать о нем. Русское понимание: марта 8 — это день девичьих о семье мечтаний. Вот это — светлое — празднуем! Засим и рад предложить вниманию вашему новую статью Ярины Тютчевой, которая: О СЕМЬЕ. Причем это не просто статья, а это глава из долгожданной всеми добрыми людьми новой книги нашего этого автора — Ярины — «Возвращение русской семьи», книги, готовящейся сейчас к публикации. Кому интересна тема — следите за новинками АВТОРСКОЙ СТРАНИЦЫ: Книги — книги РСТ
Дмитрий Логинов
Библия о типах семей
(семижды семь)
© Ярина Тютчева
Что говорит нам о семье Библия? Учения о семье в ней нет. В смысле как такового. То есть Библия не является дидактикой по семье. Цели такой не ставит. По крайней мере намерено и открыто. За исключением нескольких поучений новозаветных. (Ценнейших!) А в остальном помалкивает.
Но Библия помалкивает о семье не как об игнорируемом ею, а как о самоочевидном. По принципу — чего тут разжевывать?
Библия вообще видит человечество как семью. Или по крайней мере как семьи, произошедшие все от одной единственной… первосемьи.
Первосемьею стала семья Адама. До потопа и вообще. После потопа первосемьею стало семейство Ноя.
То есть Библия постулирует, говоря заумно, МОНОФАМИЛЬНОСТЬ. Человечество идет от семьи. Общество идет от семьи. Цивилизация идет от семьи.
По Библии семья это зерно и основа. А не то что, как у социологов атеистов, сначала человеческое общество представляло хаос отношений, а вот уже потом спорадически, независимо абы как абы где — начинают формироваться семьи.
Но это у атеистов. У них и ныне брак спорадический, а не на небесах заключается. Суженых для них нет, а значит можно чуть что так и в суд на развод подать.
А вот в Библии принцип монофамильности (не путайте с моногамией) даже всемирный потоп не смыл! В библейские времена члены семьи воспринимали себя как члены одного тела и, следовательно, разводы — как ампутацию, расчлененку!
Итак, для Библии семья есть первооснова как само собой разумеющееся.
Какие виды семей в ней описаны?
• Допотопные.
• Довавилонские.
Об этих двух первовидах семьи уже было только что выше сказано. А потом Библия описывает еще и семьи:
• Иудейские.
• Языческие. Это в завете Ветхом любые семьи, которые не иудейские.
• Христианские семьи. Они, как увидим, резко отличаются как от языческих, так и уж, тем боле, от иудейских и напоминают христианские эти семьи, можно сказать, первосемьи.
Расскажем коротко тут о трех этих видах послевавилонских семей.
Иудейские семьи
Часто говорят о мужском шовинизме Библии. Это не совсем так. Мужским шовинизмом проникнут лишь завет Ветхий. Да и то лишь когда заходит в нем речь о поколениях потомков Израиля, какими стали они после бегства из Египта и сорокалетнего блуждания по пустыне. Впрочем, именно о них и ведет, как правило, речь ветхозаветная составляющая — вот и достается всей Библии!
Говоря о мужском шовинизме некоторых ветхозаветных текстов я, разумеется, не обвиняю никого и ни в чем. Просто констатирую общедоступные факты, свидетельствованные, в том числе, Библией. Такое не может расцениваться как инсинуация тем более потому, что времена теперь отнюдь не библейские.
Иудейскую семью можно было назвать ЗАКОНОЦЕНТРИЧНОЙ.
Уже в первый день создания ее закон иудейский предписывал: «Если не найдется девства у отроковицы [выданной замуж], то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти» (Второзаконие, 22: 20,21).
Не меньшая суровость простиралась и на все прочие дни замужества: «Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину» (Второзаконие, 22: 20,21). Должно! вот аж прям как! — судьбу жены и любовника решал и даже не муж ревнивый, а решал ее закон иудейский, блюстителями коего были, разумеется, мужчины и, конкретно, левиты.
О дочерях этих самых левитов закон иудейский имел, кстати говоря, и «должно» особое: «Если дочь священника осквернит себя блудодеянием, то она бесчестит отца своего; огнем должно сжечь ее» (Левит, 21:9). Сжечь! (Не отсюда ли католическая «святая» инквизиция позаимствовала обычай сжигать «ведьм» на кострах?)
Но даже и не блудодействующие женщины воспринимались иудейским законом источниками нечистоты: «Если женщина имеет истечение крови… всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет… и все, на чем она ляжет, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к ложу ее, нечист будет; и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, нечист будет; и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет» (Левит, 15: 19—23). Оскверняющей считалась не только женщина у которой месячные, но и всякая вещь, вошедшая в соприкосновение с такой женщиной!
Языческие семьи
Из всех, кого Библия называет язычниками, она наиболее часто упоминает римлян. Римскую семью тоже отличал мужской шовинизм или, по крайней мере, уж точно — подчеркнутая патриархальность.
Римскую семью назвать можно МУЖЕЦЕНТРИЧНОЙ, поскольку, согласно римскому праву, в ней полнотою власти обладал муж.
Римское право тут простиралось далеко столь, что муж был властен в жизни и смерти своей жены, а при определенных обстоятельствах и детей. Правда, на его смертный приговор мог наложить вето совет всех родственников, на котором весомость голоса каждого была пропорциональна степени родства.
Тоже весьма безрадостная картина для женщины. Крупно не угодила чем-либо муженьку — и возможно не только лишь, так сказать, вразумление физическое, а и даже… смертная казнь!
Но здесь уже есть и некий «луч света в темном царстве». Не бездушная машина закона выносит приговор женщине. А живой человек, с которым у нее дети общие. Человек, которого она сама избрала себе в судьбу. (Во времена Христа римский брак мог быть заключен лишь по взаимному согласию всех, что и отражено в Дигестах Юстиниана: «не может состояться брак иначе, как по согласию всех, то есть и тех, кто сочетается браком, и тех, в чьей власти они находятся». )
Луч-то луч… Однако возможно ли, чтобы над оплотом любви, над союзом сердец, познавших обыкновенное чудо — счастье супружеских отношений — не тяготело ни прокрустово ложе закона иудейского, ни самодурство туповатого мачизма языческого?
Христианские семьи
Того и другого не было в стародавние времена золотого века семьи. Дольше всего не зарождалось подобного гнобления первозданных семейных ценностей, свидетельствуют эллинские легенды, на сохранившихся после затопления Арктиды гиперборейских Островах Блаженных…
И вот вдруг со Христом… такое вернулось! истинная семья без каких-либо формализаций оной! Правда, увы, в полноте возвратилось всего лишь на времена христианства раннего. В последующие столетия христианская семья деградировала, но все ж она сохранила ДУШУ, субъект, а не только лишь являлась объектом приложения закона или же права.
Вернулась благодаря чему? Да силою своей внутренней неповторимой БОГОЦЕНТРИЧНОСТИ!
Не механический закон определяет христианскую семью и не человеческий произвол. Бог определяет ее. И — конкретно — Христос, почему и одно из величальных Его имен: Жених.
Библейское христианское учение о семье можно передать простою связкой посылов: жена да послушается мужа своего, муж ее да послушается Бога. И главное в этой связке суть запятая, на коей благодать ее держится: слушаться мужа надо не потому, что мужчина он, а ты женщина, а потому и постольку, поскольку сам он умеет слушаться, и слушаться притом не абы кого (тогда какой бы он был мужчина?), а — конкретно — Бога.
Патриархальна ли христианская семья? Да. Мужа слушайся! (Как это в стихотворении какой-то поэтессы — жаль, имя ее забыла —
«женщине нужен защитник…
и — от нее от самой!». )
Но представляет ли христианская семья разгул шовинизма мужского?
Нет. Слушайся мужа лишь если слушается он Бога! (Русский старообрядец требует от жены послушания, но если она справедливо указывает ему на его непослушание Богу, заповедям христианским — вмиг перед ней смиряется этот старообрядец муж!)
Об этом гармоничном равновесии говорит апостол Петр «вы, жены, повинуйтесь своим мужьям», поскольку тут же он сразу и прибавляет: «и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».
Препятствие в молитве уж точно будет не оказавшему чести женщине. Христос ведь воплотился на земле как? Посредством Женщины, «безсеменно взаимодавшей плоть», как учит христианская церковь (а «не от хотения мужа»).
Она же учит и о Святом семействе, то есть, в широком смысле, о СВЯТОСТИ семьи. Поэтому и у апостола Павла проникновенно сказано о благодати нерасторжимости брачного союза женщины и мужчины: «вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?».
Что видит христианство в семье? Инструмент СПАСЕНИЯ (один из). Поэтому и сказал Христос: «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Евангелие от Луки, 16: 18). Более однозначного и строгого осуждения разводов и сформулировать невозможно.
Но и Он же — ПРОСТИЛ БЛУДНИЦУ. Бог вывел блудодеяние из под юрисдикции человека или закона. С это момента блудодеяние сделалось юридически неподсудным (хоть и осталось, конечно же, осуждаемым нравственно). Об этом у апостола Павла: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог [а не люди!]».
Итак, христианская семья, — подобно допотопным и довавилонским, — держится НА ЛЮБВИ, а не страхом наказания.
…В раннехристианском трактате «Пастырь», что написал Герма, приводится диалог ученика с Пастырем: — Учитель, но если жена моя прелюбодействовала и затем просила прощения, то ведь не семь же раз мне ее за это прощать?! — Не семь, но семижды семь прощать! — ответствовал ему на то Пастырь…
На эту тему можно почитать:
Written by admin on Март 8th, 2025. Posted in Статьи
Tags: Ветхий завет, книга - Пастырь Гермы, понятие - семья, христианство
Trackback from your site.
Comments (1)
Большое спасибо, уважаемая Ярина. Очень важная и актуальная для нашего времени тема. Будем ждать выхода в свет книги