Две тысячи лет христианству на Валааме
Сейчас любят говорить: Валаам есть Россия в миниатюре. Как светские писатели, так и, особенно, клир. Возможно, это и так. Наверное, потому и… ошибки про них похожи.
Официально считается, будто христианству на Руси лишь тысяча лет. А на самом деле ему на нашей земле два тысячелетия будет. См. книгу протоиерея Стефана Ляшевского «Христианство с ПЕРВОГО века по Р.Х. в земле РУССКОЙ» (М., Фаир-Пресс, 2002).
Никак не хотят факты видеть: семь было крещений Руси в разные века, начиная с первого. Смотри статью Кирилла Фатьянова «Семь крещений Руси», 2016. Владимирово, последнее, тысячу лет назад было лишь для того, чтобы придать христианству, итак на Руси стоявшему, статус государственной религии.
А на Валааме, нынче официально считается, христианству будто и меньше даже, чем тысяча лет. На деле Валаамскому христианству те же самые два тысячелетия, как и вообще русскому. Ибо христианскую обитель основал на острове Валаам еще сам апостол Андрей Первозванный.
Нынче большинство как ученых, так и церковников полагают, будто в рукописи Оповедь записана лишь легенда о Первозванном. Однако до революции – то есть пока не были уничтожены архивы древнейших монастырей – «с точностью до наоборот» было! То есть большинство что историков, что священников полагало: воистину апостол Андрей и на озере Ильмень был, и до Ладожского озера и острова Валаам дошел.
Граф Михаил Толстой (1812-1896), знатный историк церкви, писал: «Апостол Андрей из Синопы через Корсунь (Херсон) доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: «На сих горах воссияет благодать Божия». Оттуда он отправился на север, до берегов реки Волхова и озера Ильмень» (Толстой М.В., Рассказы из истории русской церкви).
А вот из книги «Валаамский монастырь и его подвижники» 1903 года издания: «Святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и в т.ч. славян, прибывши из Киева в Новгород (Словенск), отсюда по реке Волхову достиг Ладожского озера, а по водам его и острова Валаама. Там благословил горы каменным крестом, обратил в Христову веру жрецов и обитавших с ними на острове, положил основание на Валааме исповеданию веры Христовой и оставил пастырям новособранного стада Христова некоторых, сопутствующих ему, учеников (Мунгу, Силу и других – примечание Д.Л.). Вот еще когда в Валааме твердилась православная вера Христова! Если признают достоверным предание о пребывании апостола Андрея в Киеве и пределах Новгородских, то отчего же не могло быть, чтобы апостол предпринял путешествие на Валаам для водворения Христовой веры в северных странах? В рукописи Оповедь говорится о сем с полным убеждением в истинности сего предания следующими словами: «Св. Андрей от Иерусалима прошел Голяд, Косог, Роден (радимичей – примечание Д.Л.), Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смоленска, и ополчений Скоф и Славянска Великого и [реку] Ладогу оставя, в лодью сев, в бурное вращающееся [Ладожское] озеро на Валаам пошел, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные. Ученики же его Сила, Фирс, Елисей, Лукослав, Иосиф, Косма повсюду сделали ограды, и все посадники доезжали до Словенска и Смоленска, и многие жрецы окрестились» (Изд. 3. С.-Петербург, 1903. С. 18,19).
Немало фактов стало известно ныне, которые подкрепляют эту – дореволюционную – точку зрения. Хотя, казалось бы, их давно и надежно похоронили в гробницах искусственного забвения русофобы и христофобы. Так что не только легенды о путешествии Андрея на Валаам свидетельствуют об истине.
Предания, впрочем, если подкреплены фактами, как раз и придают этим фактам объем, канву, пространство координат, что только и позволяет увидеть картину в целом. Так что все же начнем с предания.
С той части его, которая и теперь – пока еще – почитается большинством отражением реальной действительности. То есть начнем с начала: Святой апостол Андрей плыл из Херсонеса Таврического вверх по Днепру-Славутичу. Причалил у подножья киевских гор и взошел на них. И установил там, с помощью своих учеников, большой деревянный крест. И предсказал великий расцвет христианства в этой земле. А дальше пошел Андрей…
А вот по поводу «дальше» — уже начинают ехидничать и сомневаться скептики. Аргументируя этот свой скепсис так: чтобы откуда-то куда-то пойти, надо в этом «откуда-то» иметь базу. Где пополнить запасы, нанять проводников и кораблики, всякое такое… Вот город Корсунь в Крыму – это да, это вполне реальная база была Андрею. От Корсуни легко по Днепру и до гор киевских. Но… ведь Киева на тех горах тогда еще не было! То есть не было базы для дальнейшего путешествия. И, значит, от этих гор Андрей уже вряд ли мог на север продвинуться далеко.
Действительно, еще совсем недавно считалось, будто бы в апостольские времена города на киевских горах не было. Но теперь в книге протоиерея Стефана Ляшевского констатируется факт археологического открытия: целых три небольшие городка скифских (сарматских) существовало на тех горах в первый век по Р.Х.! Их и благословил Андрей. И один из них послужил ему базой для дальнейшего странствия.
Направился же засим апостол ко Словенску Великому, предшественнику Господина Великого Новгорода. И учил во Словенске, князьями Словеном и Руссом еще основанном в 2362 году до Р.Х. И многие словене крестились.
И вот с этими новыми учениками своими – от этой мощнейшей базы, Словенска, – отправился Первозванный по реке Волхов дальше на север. И по пути благословил всю землю словенскую и посох оставил свой в селе Грузино, что на Волхове.
Село и было так прозвано потому, что чудо там совершилось об этом посохе. Андреев походный жезл – сделанный в Иерусалиме собственными руками апостола и крестообразным навершием увенчанный – вдруг начал сам собой медленно погружаться в землю, стоя в ней вертикально. И канул в нее на треть, и никто его не смог вытащить! Такое вот знамение чудесное тогда было. Не только современникам Андрея, но также нам, их потомкам. Знамение, чтоб запомнили, с КАКИХ веков глубоки да невытравимы корни христианского учения в земле русской северной!
Чудо сие узрев, покрестились в том Грузино живущие все. Так образовался первый полностью христианский городок в землях северной Руси.
Святой апостол прибыл затем, пройдя на ладье своей по Великому Нёву (Ладожское озеро) к самому священному острову словен (а это самое древнее племя руссов), на коем располагались главные святилища Велеса и Перуна. То есть к острову Валаам. Апостол благословил Валаам каменным крестом, который был вытесан там руками учеников его.
И крест на месте того креста стоит и поныне. Ибо поколения монахов острова обновляли его в течение двух последующих тысячелетий (после того, как уничтожали шведы-католики, не раз пытавшиеся воевать эту землю). Многие среди валаамских монахов были потомками жрецов Перуна и Велеса, которых крестил Андрей. Некоторые же были потомками учеников Андрея, с коими он прибыл на Валаам.
Верно замечает об этом Юрий Воробьевский: «Соблазн и безумие для доморощенных неопаганистов (неоязычников) свидетельство древней Оповеди. Они ищут жреческий слой словено-руссов среди темных колдунов сельских низов и не понимают очевидного: славянское жреческое сословие, в лучших своих представителях, — равно, как и сословие воинское, — первыми как раз и принимали Христа! Ведь истинное древнее единобожие (которое знает Единого Бога над богами и над людьми) наших предков очевидно из Велесовой книги» (Воробьевский Ю., «Путь…», М., 1999).
О пребывании св. Андрея на Валааме свидетельствует не одна лишь рукопись Оповедь. Есть и другой рукописный памятник древности: «Вселетник» митрополита киевского Илариона, 1051 года. Читаем из него: «Ноября 30-го св. ап. Всехвального Андрея Первозванного и Церкви поборника восхвалим: зане, якоже древле тому прийти в Киев, Смоленск, Новгород, Друзино (Грузино) и Валаамо». Те же самые города и перечисляются, как в Оповеди, как и в преданиях.
Нет оснований сомневаться, что христианство, апостолом Андреем насажденное в земле Велеса, просуществовало как община монахов непрерывно до появления на острове св. чудотворцев Сергия и Германа. Они явились туда с Афона в Х веке.
Подчеркиваю: в Х веке. Хотя у никониан читаем: «Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году». Причем не говорится, что этот вывод сделан лишь на основе какой-то непонятной записки, неизвестно кем и когда сделанной на обложке книги Новгородской Софийской билиотеки: «В лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий». Да мало ли старцев именем Сергий в те или иные годы нача житии на Валааме? Почему это именно Сергий чудотворец с Афона? Почему ни слова про его сподвижника чудотворца Германа?
А ведь есть источники куда более надежные, чем какие-то там записки. Древние новгородские летописи[1] говорят: мощи преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–1164 годах. «В лето 1163 поставиша Великому Новуграду архиепископа Иоанна Перваго, а преж были епископы. Того же лета обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне».[2] «Вселетник» же повествует также о том, что мощи свв. Сергия и Германа переносимы были в 1050 году из Валаама в Новгород уже в третий раз!
Вот как! Сначала мощи валаамских чудотворцев перенесли с Валаама в Новгород, а только потом – через два века (по Вселетнику через три) – эти чудотворцы сами еще только впервые пришли с Афона на Валаам?!
Зачем позориться, делая такой ляп? Затем, что кому-то неудобен следующий вопрос. Если уже в Х веке была столь мощная православная обитель на Валааме, основанная при поддержке с Афона (хорошо, пусть даже основанная, а не продолженная, восстановленная, укрепленная, как оно было на самом деле), то неужели в этом Х веке Русь – вся эта огромная земля между Афоном и Валаамом – пребывала глухо-языческой? Вот и заставили, задним числом, святых явиться на Валаам после перенесения оттуда их мощей.
Кто заставил? Русофобы и христофобы, которые насаждают ложь, будто никакого христианства до Владимира на Руси не было. А на ляпы им наплевать. Как и на престиж любой христианской церкви. В т.ч. официальной никонианской. (В основном и никониане – что мир, что клир – честные, искренне верующие люди. Просто никониан лишили знаний истории.)
Итак, Валаамский архипелаг в Х веке был христианским и представлял собой что-то вроде города-государства. На островах Валаамского архипелага существовало вече, как в Новгороде. Рукопись «Вселетник» свидетельствует о семи судебных истцах, которые состояли при том Валаамском вече. И он же говорит, что в основу Валаамского правосудия положены были некие «Законы Двенадцати князей», напоминающие весьма раннехристианский кодекс Дидахе, т.е. Правила Двенадцати апостолов! До Х века на Валааме чеканилась даже собственная монета…
И еще один источник независимый — Житие св. Авраамия Ростовского свидетельствует однозначно: во времена св. Ольги на острове Велеса точно существовало такое монастырское братство. И под его эгидой спасения искали в случае нашествий все озерные племена (Оповедь)…
На Валааме был найден удивительной, сложной формы костяной крест (сейчас он является эмблемой Православного Валаамского Общества в США и Канаде). А каменный крест св. Андрея Первозванного сохранялся на острове до времен преподобного Сергия Валаамского (известно из «Оповеди»).
Итак, Валаам есть древнейшая духовная родина русского христианства. Две тысячи лет христианству на Валааме. И нет нигде в мире духовной родины христианства более древних веков. И это еще один повод задать риторический вопрос никонианам: ну и зачем тогда надо было сверять русские духовные книги по греческим? (Причем и не по совозрастным даже – у греков тогда уже такие перевелись – а по новоделу, который сам у латинствующих был списан?)
Валам исконно принадлежал словенам. Точнее же – соловенам. То есть наиболее древнему словенскому племени, которое никогда не покидало край Русский со времен Геры Соловы, то есть Ария Гиперборейского (см. книгу «Как Арий Гиперборейский пришел в край Русский», 2016).
Во времена же князей Словена и Руса на озеро Ильмень возвратились те словенские племена, что прежде переселились в южные земли. И в 2362 году до Р.Х. возвели Словенск.
Великий Словенск и древний Валаам стали союзниками на века. Поздней к их союзу присоединился и остров Русин (Рюген) Венедского залива (Балтийского моря), на коем располагался величественный город-храм-крепость Аркона (называемый также Яромарсбург).
В 12 веке датчане в союзе со шведами разрушили Аркону и убили князя бодричей Яромира. В 13 веке шведы попробовали учинить подобное с Валаамом, но Словенск (тогда уже, разумеется, Новгород, как он стал называться со времен князя Витислава) заступился.
А Валаам был защитой Новгорода в смысле духовном. В 12 веке по числу монастырских обителей Новгород намного превзошел Киев и Чернигов вместе взятые! Причем большинство игуменов было выходцами с Велесовой земли. Духовная связь первого русского монастыря и первой русской столицы никогда не прерывалась.
Кроме прямых свидетельств — летописи преподобного Нестора, рукописей Оповедь и Вселетник — академическая наука располагает и свидетельствами косвенными пребывания св. апостола Андрея на севере Великой Скифии, т.е. Руси.
Академик Василий Василевский (1838-1899) проанализировал древние апокрифические тексты, посвященные св. Андрею: «Деяния Апостолов Андрея и Мефодия в стране антропофагов», «Деяния св. Апостолов Петра и Андрея», «Деяния и мучения св. Апостола Андрея». Васильевский сопоставил встречающиеся в текстах топографические и этнографические данные с той традицией, которую античные авторы связывают с народами, обитавшими в северном Причерноморье. Исследователь пришел к выводу: тексты, связанные с Апостолом Андреем и вышедшие из гностической среды (см. статью «Ведизм есть исконный гнозис», 2013), сохранили живое свидетельство о посещении Андреем Первозванным, Петром и Матфеем ряда городов Причерноморья и более северных земель Скифии. Вывод академика Васильевского: «Сказание о посещении Русской земли Первозванным Апостолом, внесенное в нашу первоначальную летопись, никак не может быть считаемо пустою выдумкою местного тщеславия, но пребывает в согласии с воззрениями византийской учености XI столетия и находится в той или другой связи (сейчас написали бы – обнаруживает параллели) с древнейшими преданиями».
Предания, кстати, сохранились и про святых Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (сообщает Юрий Воробьевский в упомянутой книге). Были они монахами в нескольких монастырях и – да – в том числе на св. острове Афон. Однако непосредственно пришли на Валаам от земли Ростовской, откуда и были родом. Пришли святые в уже существовавшую монашескую общину Валаамскую во времена св. княгини Ольги да еще из монашеской же общины Ростовской! Похоже, за полвека до Владимирова крещения Руси, на ней, «не знавшей до того света веры Христовой», как любят нынче никониане писать, было: куда ни глянь – монашеская община!
Подвижник исторической науки Александр Артынов, родившийся под Ростовом, всю жизнь занимался поисками старинных рукописей по частным и монастырским архивам. Записывал рассказы староверов, делал извлечения из рукописных книг знаменитых («утраченных» ныне) библиотек Хлебникова, Трехлетова, Марокуева. Держал в руках две знаменитые рукописи: Хлебниковский ростовский летописец XVII века и рукопись бывшего владельца села Угодичи, стольника Мусина-Пушкина (XVII-XVIII вв.). Обращал внимание на факт, что в селе Угодичи при рытье канавы были найдены монеты римского императора Домициана, правившего с 81 по 96 год, в апостольские времена (апостол Андрей претерпел распятие, как известно, в 62 году, Иоанн же тогда еще был жив).
Среди материалов Мусина-Пушкина есть быль «Михей Русин, ростовец». О русском купце, что крестился у святых Кирилла и Мефодия и принял имя Михей. Случилось это в 860 году. И не один он из ростовцев готов оказался принять крещение. Как и многие из киевлян. В том же году после победоносного похода на Царьград, крещение приняли князья киевских руссов Аскольд и Дир и немалая часть их дружины.
Вот, говорят сегодня неоязычники, за то и убил их князь Олег, язычник. А не крестились бы…
А, между прочим, сын Олега Вещего – крестился. Имя во крещении получил Александр. Где крестился? Известно, что во времена уж по крайней мере князя Игоря, если не еще раньше, на киевском Подоле стояла соборная церковь св. Илии. Кто и когда поставил ее неизвестно.
Но делается теперь понятно, что во все века было кому на Руси ставить подобные храмы. Находки археологов, сделанные недавно на верхнем Дону, в пещерах, представляют собой предметы христианского культа, созданные во времена, близкие к апостольским.
Итак, вот непрерывность Валаамского – и русского в целом – христианства. Апостол Андрей крестит в землях Киева, Смоленска, Грузино, Словенска Великого… крестит на острове Велеса жрецов, основывает общину. Которая превращается (под покровительством Словенска и, затем, Новгорода) в могущественный монастырь-город со своим вече, законами и даже монетой… Через тысячелетие после основания Валаамская обитель принимает ростовских святых Сергия и Германа и далее начинается ее уже всем известная и хорошо задокументированная история…
Юрий Воробьевский: «Чудны дела твои, Господи! Далекий и суровый северный остров имеет безперерывную двухтысячелетнюю православную христианскую историю! Солнце Истины, зародившись на юге, взошло — и сияет поныне — на севере».
Воистину! Вспоминается стих великого русского поэта Юрия Кузнецова:
- «Как родился Христос при сиянье огромном –
- Пуповину зарыли на Севере тёмном.
- На том месте высокое древо взошло –
- Во все стороны Севера стало светло».
© Дмитрий Логинов, 21 сентября 2016 (Рождество Богородицы)
[1] ГИМ. Уваровская летопись. 5681; XVII в., лист 185. РНБ. Погодинская летопись. 1403; XVII в. Там же. 1953. XVII в.
[2] Российская летопись по Списку Софийскому, СПб 1795.
Tags: город - Аркона, город - Грузино, город - Киев, город - Корсунь, город - Словенск, книга - Вселетник, книга - Оповедь, князь - Олег Вещий, озеро - Ильмень, озеро - Ладожское, племя - радимичи, племя - словене, река - Волхов, река - Днепр
Trackback from your site.
Comments (1)
Спасибо! Замечательная статья!