Источник любви
«Исус сказал: Господи, много вокруг источника, но никого нет в источнике. Он сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог». Евангелие от Фомы (речения 78, 79)
Источник Любви… эта тема огромна на самом деле, и пока только маленький кусочек охватил взгляд.
Один из самых важных вопросов, которые вставали передо мной, этот: почему святому, чтобы непосредственно чувствовать Любовь, не нужен другой человек? Обычный человек чувствует любовь, когда высекается искра от встречи с любимым (любимой). И кажется, что именно любимый является источником любви, без него и свет не мил, и жить не хочется…
Но это — великая иллюзия. Опыт святых свидельствует об этом. Когда Любовь — Сын Божий — приходит Сам…
Из книги арх. Софрония ( Сахарова) «Старец Силуан»:
«Проходили месяц за месяцем, а мучительность демонических нападений все возрастала. Душевные силы молодого послушника стали падать, и мужество его изнемогало, страх гибели и отчаяние – росли: ужас безнадежности все чаще и чаще овладевал всем его существом. Кто переживал что-либо подобное, тот знает, что никакое человеческое мужество, никакая человеческая сила не может устоять в этой духовной борьбе. Надорвался и брат Симеон; он дошел до последнего отчаяния и, сидя у себя в келлии, в предвечернее время, подумал: «Бога умолить невозможно». С этой мыслью он почувствовал полную оставленность, и душа его погрузилась во мрак адского томления и тоски. В этом состоянии он пребывал около часа.
В тот же день, во время вечерни, в церкви Святого Пророка Илии, что на мельнице, направо от царских врат, где находится местная икона Спасителя, он увидел живого Христа.
«Господь непостижимо явился» молодому послушнику, и все существо, и самое тело его исполнилось огнем благодати Святого Духа, тем огнем, который Господь низвел на землю Своим пришествием (Лк. 12, 49).
От видения Симеон пришел в изнеможение, и Господь скрылся.
* * *
Невозможно описывать то состояние, в котором находился он в тот час. Мы знаем из уст и писаний Блаженного Старца, что его осиял тогда великий Божественный свет, что он был изъят из этого мира и духом возведен на небо, где слышал неизрекаемые глаголы; что в тот момент он получил как бы новое рождение свыше (Ин.1:13, 3:3). Кроткий взор всепрощающего, безмерно любящего, радостного Христа привлек к Себе всего человека и затем, скрывшись, сладостью любви Божией восхитил дух его в созерцание Божества уже вне образов мира.
В явлении Господа послушнику Симеону, человеку простому, глубоко непосредственному, замечательно еще и то, что он «сразу узнал» и явившегося ему Христа, и Духа Святого, действовавшего в нем. В своих писаниях он без конца повторяет, что Господа познал он Духом Святым, что Бога узрел он в Духе Святом. Он утверждал также, что когда Сам Господь является душе, то она не может не узнать в Нем своего Творца и Бога.»
Дух человеческий соединился во Христе с Отцом, Источником.
Поиск Любви — это отношения души и Бога, а не отношения с «другим» человеком. Изнутри встает вопрос — и Бог дает встречу с «другим» человеком (на самом деле «иного» нет, различение это иллюзия /майя/ — см. в книгах «Русская Тайна. Перерождение» и «Обруч перерождений«), с тобой же в другом теле, можно сказать, в другом созвездии души, живущем в другом мире. Ты встречаешься с собой же — чтобы разрешить глубинный вопрос, вставший перед тобой. Бог посылает тебе тебя же — чтобы помочь. Помочь пройти к Источнику…
Может быть, одна из ловушек здесь — не всегда осознаваемое желание — чтобы меня любили. Чтобы меня любил значимый для меня человек. Или люди. Поиск любви к себе извне. Помню, когда была подростком, чувствовала себя чужой среди сверстников, и внутри постоянно крутилось: «Но почему? Почему я такая классная, никому не делаю плохого, а меня никто не любит??» Конечно, это происходило не «почему», а «для чего». Чтобы повернуть глаза внутрь. Чтобы разрешить тот основной вопрос, ради поиска ответа на который дух принял решение воплотиться здесь.
Так или иначе, этот недоуменный вопрос влюбленного подростка прошел через всю жизнь, чтобы разрешиться — в Ином.
Поиск любви к себе извне, из мира — запускает цепочку нарушений, когда душа пытается так или иначе «присвоить» любовь, взять в плен, закрыть любимого в доминке вдвоем… Но Любовь вольная птица. Она ускользает через прутья любой клетки. Зацепить так или иначе можно за тело, за душу, приманить, заставить быть рядом… А свободный дух уйдет. Любовь уйдет. Ее заставить быть с собой невозможно. И прутьев клетки для нее не существует…
Помню, как поразил меня рассказ в книге Бытия об ангелах, Лоте и Содоме.
И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли
и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом
и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.
(Быт.19:1-5)
В чем был грех содомлян? Сейчас это в основном трактуется однозначно — грех однополой любви. Но в тексте совершенно ясно ясно сказано — содомляне хотели познать ангелов. Присвоить Небо себе. Извалять в грязи. Посадить Небо в клетку…
Присвоить себе ангела — возможно ли вообще такое?
Если попытаться это сделать — Любовь улетит, а попытавшемуся останется лишь тело…
Вспомнилась одна из повестей Макса Фрая — «Сладкие грезы Гравви».Из цикла «Наваждения».
Гравви — это волшебная шкатулка, изготовленная магами Куманского халифата. Вот что почувствовал сэр Макс, пытаясь понять, что за вещица в руках его отключившегося от реальности друга Мелифаро: :
«Сосредоточиться на этот раз оказалось ужасно трудно, но еще труднее было заставить себя видеть только тусклый блеск синеватого металла и не обращать никакого внимания на вцепившиеся в коробочку пальцы. Но через несколько минут мне удалось увидеть теплое малиновое сияние, исходящее от этой странной вещицы. Она не желала открывать мне свое прошлое: никаких смутных видений, никаких чужих голосов не было и в помине, только теплое малиновое сияние… и через несколько секунд я уже не мог отвести от него глаза: оно подарило мне ни с чем не сравнимый сладкий покой и еще более сладкую уверенность, что меня бесконечно любят какие-то невероятные могущественные существа, в чьих руках сосредоточены все кончики невидимых нитей, из которых соткана Вселенная. В тот момент мне казалось, что эти непостижимые существа, в которых нет ничего человеческого, действительно любят меня самой обыкновенной человеческой любовью — просто жить без меня не могут, и на все готовы, чтобы доставить мне удовольствие…»
В чувство сэра Макса привел увесистый подзатыльник его учителя Джуффина.
«- Тебя часом не тянет поведать усталому старику о своих неземных ощущениях? — С любопытством осведомился Джуффин. — Если я правильно понял, тебе удалось вкусить сладких грез Гравви — совсем микроскопическую порцию, разумеется, но все-таки…
— «Сладких грез» — чего? — Я недоумевающе уставился на своего шефа.
— Гравви. — Повторил он. — Эта вещь называется Гравви. Видишь ли, я знаю, что это такое — не слишком хорошо, но все-таки знаю… Правители Куманского Халифата давным-давно завели себе дивную традицию посылать такие сувениры в подарок своим бывшим любимцам, которых по какой-то причине следует лишить жизни. Там это расценивается как великая милость, поскольку Гравви дарит своему обладателю так называемые «сладкие грезы», которые могут продолжаться довольно долго — пока грезящий не умрет от истощения. Но человека, припавшего к этому источнику наслаждений, с самого начала можно считать мертвым… «
То есть — пока в тебе есть желание, чтобы тебя любили извне — это может продолжаться довольно долго, но финал один. Наваждения обесточивают душу. И душа, ищущая, чтобы ее любили извне, уходит в смертный сон.
Джуффин, учитель Макса, говорит:
«- В отчаянных поисках этой дурацкой несбыточной любви к себе мы проходим мимо великолепных вещей, которые вполне могли бы сбыться, в том числе и мимо настоящих чудес. Но нам не до них: мы слишком заняты поиском тех, кто нас оценит и полюбит… «
По сюжету, чтобы разбудить неосторожно взявшего в руки шкатулку Гравви Мелифаро, Максу приходится совершить путешествие в Куманский халифат, пересечь пустыню Хмиро и найти Источник боли, лишающий всех иллюзий, в зачарованном городе Черхавла среди пустыни. Только пощечина лишенного иллюзий может вывести душу из смертного сна.
Маршрут взыскующей пробуждения души здесь обозначен довольно ясно. Только — почему Источник боли? Источник вечной радости, Источник Любви…
В книге есть еще один интересный момент: сэр Макс, не осознавая этого, так хотел, чтобы все его любили, так хотел нравиться всем и каждому, что зачарованный город Черхавла исполнил его желание. Мы любим тебя, сказали Максу обитатели этого места, исполнилось твое сокровенное желание; будь с нами навсегда, мы не отпустим тебя отсюда…
И сэр Макс чуть было не остался навек в зачарованном городе и спасся только чудом. Воля к Свободе оказалось сильнее…
В жизни каждого ищущего наступает такой момент, когда он оказывается во внутренней пустыне наедине с Богом. Пустыня, Бог и душа.
«Тогда Исус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Он же сказал ему в ответ: «Написано: „Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих“».
Потом берёт Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: „Ангелам Своим заповедает о Тебе“, и „На руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногой Твоей“».
Исус сказал ему: «Написано также: „Не искушай Господа, Бога твоего“».
Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: «Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне».
Тогда Исус говорит ему: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: „Господу, Богу твоему, поклоняйся и Ему одному служи“».
Тогда оставляет Его диавол, и вот ангелы приступили и служили Ему ( Мф 4:1−11)
Темная ночь души… И рассвет Духа.
«Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы»./Китайская мудрость/
Две бездны видела в себе душа еще с ранней юности, с тех пор, как начала осознавать себя. Тяготение к Богу, путь за Христом, за Любовью — и шепот змия на пределе слышимости, путь соблазнов и подмен, сначала грубых, и потом все более тонких…
Пройти этот путь до конца. Через внутреннюю раздвоенность — в духовное Сердце. В Единство. Сделав из двух — одно. И тогда открывается тайна сынов Божиих, которая сейчас — сквозит за декорациями мира и души. Тайна Восьмого дня творения. Когда дети Божьи сотворят Отцу в Вечности…
Змий корчится, пытаясь проникнуть к сердцу. Я ставлю перед ним крест и держу этот крест. Ты Сам, Господи, помоги мне, видишь, я ничто без Тебя, немощна и слаба… и может, слишком много на себя беру… Помоги мне, Господи, донести этот крест. Пошли мне неразлучного спутника — ведение:
У меня есть тело, но я не тело.
У меня есть душа, но я не душа.
Я дух, он не может болеть или умереть, потому как не ищет внешнего.
Духом познается Источник.
Ведение помогает пройти между Сциллой и Харибдой: и не возжелать идущей извне «любви» человека ветхого с его страстями и похотями — и не охладеть притом к истинной любви, которая идет из Источника. Духом лишь познаваемого Отца, пославшего проводником к себе Сына.
Недавно попался на глаза гениальный текст Зинаиды Миркиной, способный развеять недоумения тех людей, которые чрезмерно доверились верхоглядам, критикующим христианство:
ОЗЕРО САРИКЛЕН (Зинаида Миркина), Пролог:
«Тень человека появляется в пустыне. Я не говорю о той тени, которую отбрасывает тело. Это не в счет. Я говорю о тени, которую отбрасывает душа.
Тень эта становится видна только тому, кто видел свою душу.
Она становится видна только там, где видна душа.
Пустыня. Пусто. Нет ничего. Только одна Душа. Около самого Источника жизни. Душа подошла к нему вплотную. Сейчас войдет. Сейчас сольется с ним в одно. Но — между нею и Источником жизни вырастает тень. Она встает во весь рост и закрывает Источник.
— Отойди — говорит человек.
— Или я умру от жажды.
Тень не двигается с места. И только повторяет каждое движение души… Человек в пустыне. Он скрылся ото всех. Но от тени своей скрыться нельзя.
Она появляется перед всеми пустынниками. Даже перед самим Христом.
— Отойди, — тихо сказал Он.
— Нет, — ответила Тень.— Ни один человек не смеет приблизиться к Источнику. Отойди и ты, ибо ты — человек.
Иисус не двигался с места. И тень не двигалась с места.
— Ты человек. Иди к людям, — сказала Тень.
— Я пойду к людям только тогда, когда смогу спасти их. А спасу их только тогда, когда приведу их к Источнику жизни — к Отцу всего живого.
— Спасти всех людей… Привести их к Источнику жизни… — медленно проговорила Тень.— Ты думаешь, люди хотят этого?
— Нет, люди не хотят этого. Я это знаю.
— А знаешь ли ты; чего хотят люди?
— Знаю. Люди хотят получать дары из Источника жизни, но им совсем не нужен сам Источник.
— И люди правы, — оказала Тень.— Слиться с Источником жизни, разве это посильно человеку?
— Только в этом спасение человека, — ответил Иисус.— Другого спасения нет.
— Итак, ты хочешь пойти против воли людей. Но знаешь ли ты, что люди пойдут тогда против твоей воли?
— Знаю.
— И ты знаешь, что ждет тебя?
— Знаю.
— И это тебя не останавливает?
Иисус молчал.
— Но чего ты добьешься?
Иисус молчал.
— Ты будешь висеть на кресте, — продолжала Тень, — а люди будут вбивать гвозди в твои руки и ноги. Люди, те люди, ради которых ты не жалеешь жизни, будут глумиться над тобой и зверствовать, а души их, те самые души, которые ты хочешь спасти, будут еще при жизни гореть в аду. Этого ты добьешься? Это — твоя цель?
Иисус молчал.
— Глупец, ты ведь можешь стать властелином людей. Люди будут идти за тобой, как стадо. Они станут послушными овцами и не окровавят своих рук и не осквернят душ. Что тебе стоит? Стань властелином людей!
— Чтобы ты стал моим властелином? — тихо ответил Иисус.
Теперь тень замолчала. Она удлинялась… Казалось, она протянется в бесконечность. Но вдруг перестала расти, а стала густеть и уплотняться.
— Я князь мира сего, — сказала она. — И всякий, живущий в этом мире, находится в моей власти. Или ты не человек?
— Человек. Сын человеческий.
— Так что же ты восстаешь против меня?
— Я не только человек. И ты это знаешь. Я сын Бога живого. Пусти меня к Отцу.
— Не слишком ли ты дерзок?
— Нет. Я говорю то, что есть. Я Есмь. Я Сущий. А ты — тень. Тебя не существует.
— Меня?!
— Да, тебя. Ты имеешь начало, и у тебя будет конец. А у Меня нет ни начала, ни конца. Я Есмь Воскресение и Жизнь Вечная.
— Жалкий человек. Ты смеешь произносить эти слова?!
— Я с тем и пришел в мир, чтобы их произнести. Я всех людей хочу привести к воскресению и жизни вечной.
— Но ты никого не приведешь туда. Ты человек. Ты все-таки человек. Взгляни в грядущее. Ты всё видишь? Ты выбираешь ЭТО? Ты ведь сам выбираешь ЭТО. Запомнил? Сам. И ни один ангел не придет к тебе на помощь. И никто не отрет кровавый пот на челе твоем. Ты понимаешь? Всё? До конца?
Иисус молчал.
— Измени свою упрямую волю, — продолжала Тень.— Ведь без твоей воли ничего не совершится.
Иисус молчал.
— Ты по-прежнему хочешь войти в Источник? Ты хочешь причаститься Создателю мира? Слиться с Ним в одно?
— Да. Хочу.
— И ты готов отвечать вместе с Ним за то, что создал такой страшный мир? Готов?! Готов слушать проклятия всех этих бедных, жалких страдальцев? Если ты всемогущ, то ты — в ответе! Откажись от всемогущества… Скажи, что я могущественнее тебя. И все будет по-другому.
— Ты — могущественнее Меня?! Ты — тень Моя.
— Вот как, тень. А Ты — Сущий… Но что Ты сможешь сделать, когда люди будут тянуть к Тебе руки, моля о помощи, а Твои руки будут раскинуты по краям креста? Что?!
— Молчишь… Послушай, остановись. Призови себе в помощь легион ангелов. И этот же легион будет помогать всем слабым. И не будет в мире страдания. Понимаешь ли ты, от чего ты можешь избавить мир? Кликни легион ангелов — и с тобой ничего не случится. Все это увидят воочию и больше уже не буду сомневаться в том, что ты сын Божий. И не будет на земле множества вер и распрей и крови. Дай людям убедиться в том, кто Ты такой. Докажи им свою божественность.
— Доказать, чтобы тут же потерять ее?
Теперь замолчала тень. И в этом сгустившемся молчании раздались слова Иисуса:
— Ты хочешь, чтобы Я доказывал свое собственное существование?
— Не твое. Твоей божественности, — прошептала Тень.
— Я и моя божественность Едины. Я не расколот сам в себе. Тот, кто видит Меня, видит Мою божественность.
— Но люди будут глядеть на тебя во все глаза и не видеть твоей божественности.
— Да. Они будут глядеть на Меня и не видеть Меня. Внешние глаза видят лишь человека. Только внутренние увидят Бога. Я должен привести людей внутрь. Вовне — смерть. Внутри — жизнь. Вовне — тень. Внутри — Бог. Вовне — творения. Внутри — Творец.
Тень молчала.
И вдруг — вздрогнула:
— А знаешь ли ты, что это значит — жизнь без ни-че-го, без чего бы то ни было внешнего?
—Знаю, — прошептал Иисус, но так тихо, что слово это мог расслышать только Бог.
— Знаешь ли ты, что это значит — быть Творцом? — уже нельзя было понять, кто это спросил, потому что Тень стала совсем прозрачной, почти незримой.
— Знаю, — ответило все сердце Иисуса. — Это значит погрузиться в пустыню Духа. Это значит войти в самое сердце пустыни… — Иисус закрыл глаза. Казалось, он их никогда не откроет. Казалось, Он вошел в свои глаза. Спустился в их бездну. И — мир исчез.
Но вот глаза открылись. Иисус был один. Тени не было. Перед ним была огромная пустыня. А внутри него был Источник жизни.»
(Зинаида Миркина)
Истина это Кто. И Любовь это Кто. Ребенок Божий в Отце. Нераздельно и неслиянно… И это Тайна.
Tags: Исус Христос, понятие - внутреннее и внешнее, понятие - любовь, христианство, церковь Духа
Trackback from your site.
Comments (4)
Большое спасибо, уважаемая Алена, за эту статью об Источнике любви. Особенно понравились слова из неё: «Поиск Любви — это отношения души и Бога, а не отношения с “другим” человеком. Изнутри встает вопрос — и Бог дает встречу с “другим” человеком. Ты встречаешься с собой же — чтобы разрешить глубинный вопрос, вставший перед тобой. Бог посылает тебе тебя же — чтобы помочь. Помочь пройти к Источнику…». Думается, что эти слова перекликаются с поэтическими строками из новой книги Ярослава Астахова «Катрены. Дневник поэта»: «Когда вы Любите — вы ничего не хотите. Вы просто Любите. …именно это и есть Любовь. Все остальное — просто человеческие страсти. Любовь — это просто приятное тепло внутри вашего сердца. И это лучшее, что мне доводилось ощущать…».
Спасибо, Владимир! Благодарю за добрые слова! Вспомнилось из «Розы Мира» Даниила Андреева:
«Бог есть любовь», – сказал Иоанн. Будут сменяться века, потом эоны, наконец, брамфатуры и галактики; каждый из нас, рано или поздно, достигнет Плеромы – божественной Полноты и вступит в родимое Лоно уже не только как дитя, но и как брат Божий; наши нынешние представления о Божестве исчезнут из памяти, как бледные, отцветшие, ненужные больше тени; но и тогда истина о том, что Бог есть любовь, не утратит своей истинности.»
Дорогие друзья, глубоко согласен с каждым из вас. Если бы все люди так чувствовали, то небо бы спустилось на землю.
Спасибо, Дмитрий!
***
Настигнуть Бога… И кресты
Он претворит непостижимо.
У двери сердца — с высоты —
Стоит единственно Любимый…