Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Космографические, географические и мифологические аспекты Числа Славянского. Часть 2

© Владимир Толмачев, Космографические,
географические и мифологические аспекты
«Числа Славянского», часть 2, 28 декабря 2018

Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724–1804) в работе «Критика практического разума» писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Действительно, звезды и созвездия всегда интересовали людей. В народе о них слагали мифы и легенды, ученые мужи изучали их и создавали научные концепции.

Взять, к примеру, созвездие Жираф, которое содержит в своем составе 144 звезды. Это околополюсное созвездие в 1598 году открыл голландский богослов, астроном и картограф Петер Планциус (1552–1622). Интересно, что если в Китае на этой части неба было размещено аж целых семь созвездий, то, например, в Древней Греции она была безымянной, и лишь в 1575 году неизвестным автором было предложено назвать ее Зевс Громовержец, но название почему-то не прижилось среди астрономов. Любопытно в связи с этим, что в Новоржевском районе Псковской области есть  деревня Гром, недалеко от которой проходит опасный участок ралли кубка России.

Созвездие интересно еще и тем, что в ноябре 2012 года в нем был обнаружен кандидат в наиболее удалённые астрономические объекты (поскольку расстояние было определено лишь фотометрическим методом) галактика MACS0647-JD, находящаяся на расстоянии 13,3 миллиарда св. лет. Имеющая диаметр меньше чем в 600 световых лет, она образовалось «всего лишь» через 420 миллионов лет после Большого взрыва. К слову сказать, в настоящее время наиболее удаленным астрономическим объектом (13,39 млрд. св. лет), определенным наиболее точным методом спектрального анализа красного смещения, считается галактика GN–z11 в созвездии Большой Медведицы. Для сравнения отметим, что, например, Альфа Жирафа (мощный голубой сверхгигант, в миллион раз ярче Солнца и в 50 раз тяжелее) находится на расстоянии примерно 7 тыс. св. лет.

На расстоянии в 144 св. года находится Альфа Единорога, Мю-2 Октанта и Альфа Эридана (звезда Архернар), правда по двум последним звездам данные разнятся. Если Единорог как и Эридан являются экваториальными созвездиями, то созвездие Октант находится на южном полюсе мира. Как известно, небесный экватор перпендикулярен оси мира, совпадает с плоскостью земного экватора и делит небесную сферу на северное и южное полушария.

Созвездие Единорог было открыто, как и уже упомянутое созвездие Жираф,  Петером Планциусом в 1612 году, но право первой публикации Единорога в научных изданиях принадлежит немецкому астроному Якобу Барче (1600–1633), помощнику немецкого математика и астронома Йоганна Кеплера (1571–1630). При этом, итало-французский гуманист и астролог Юлий Цезарь Скалигер (1484–1558) утверждал, что встречал название этого созвездия значительно раньше, в персидской астрономии и астрологии. Французский астроном и писатель Камиль Фламмарион (1842–1925) считал предшественником Единорога более древнее созвездие Сверло.

Принято считать, что в созвездии Единорог мы можем насчитать 146 звезд, видимых невооруженным глазом. Однако, вероятно, есть немалое число людей, зрительно выделяющих лишь 144 звезды в этом созвездии.

В Русской Северной Традиции есть учение о Единороге, «как об ответвлении вверх пути, проходимого рожденными под знаком Козерога» (Подр. см. Д.Логинов «Преображение Козерога»).

Желтый гигант Альфа Единорога также видна невооруженным глазом. Эта звезда завершает свой жизненный цикл, постепенно раздуваясь под воздействием внутренних изменений.  Поблизости от этой звезды находится метеорный поток Альфа-Моноцеротиды (от лат. Monoceros «единорог»). Первооткрывателем этого потока считается Ф.Т. Брэдли (Крозет, штат Вирджиния, США), который заметил его визуально в ночь 20/21 ноября 1925 г. Активность потока обычно проявляется в начале третьей декады ноября (как мы помним, в этот период Солнце находится в созвездии Козерог). Оживление его интенсивности зафиксировано в 1925, 1935, 1985 и 1995 гг. В 2005-м году наблюдать поток помешало близкое полнолуние.

Небезынтересно, что само слово «Альфа» служит названием как минимум двух поселков и деревень России: одного – в республике Татарстан (правда сейчас оно нежилое), другого – в Петровском районе Тамбовской области.

Октант – созвездие южного полушария неба, открытого в 1754 году аббатом и французским астрономом Николой Луи де Лакайлем (1713–1762). Как уже говорилось, созвездие включает южный полюс мира, ближе всего к которому расположена Сигма Октанта – своего рода южный аналог Полярной звезды, но из-за незначительного видимого блеска никогда не игравшая роль путеводной звезды. Упомянутая  же Мю-2 Октанта представляет собой бинарную систему, представленную двумя желтыми карликами HD 196067 и HD 19606.  В 2011 году была обнаружена экзопланета  HD 196067 b. Её минимальная масса в 7,1 раза больше, чем у Юпитера. Любопытно, что в Прилузском районе республики Коми по правому берегу реки Летка находится устье небольшой реки с созвучным названием Большой Октан, берущей начало в Северных увалах – шестисоткилометровой холмистой возвышенности, протянувшейся с юго-запада на северо-восток в северной части Восточно-Европейской равнины, водораздела бассейна рек Волги и Северной Двины. Считается, что Северные увалы – это и есть современное название древних Рипейских гор (См.напр. книгу В.Медикова, Д.Логинова «Арий Гиперборейский. Праотец русских родов»).

Советский и российский этнограф и искусствовед Светлана Жарникова (1945–2015) в статье «Краеугольные горы» делает вывод о том, что у Северных увалов было еще одно название – Шемахинские горы. В Челябинской области правым притоком реки Уфа является небольшая река Шемаха, а в северо-западной части Нязепетровского района расположено село Шемаха. В окрестностях этого села обнаружены стоянки человека, имеющие возраст 7–8 тыс. лет. Любопытно, что не далеко от этого села есть созданная в  1969 году особая охраняемая природная территория – памятник природы регионального значения «Дубовая роща в окрестностях села Шемаха». Общая площадь этого памятника природы, включая площадь акватории 144, 2 га. Территория представляет собой смешанный дубово-березовый лес естественного происхождения, где, в частности, произрастает дуб черешчатый, находящийся на восточной границе своего естественного ареала.

Всего же на территории России можно найти более полутора сотен особо охраняемых природных территорий, на которых встречаются дуб обыкновенный или дуб черешчатый. Кроме того, в Российской Федерации можно обнаружить больше сотни рек и озер, названия которых содержат корень «дуб». А населенных пунктов с таким корнем и того больше. Например, только с названием «Дубки» можно насчитать больше полусотни российских сел и деревень.

В памяти многих народов Евразии сохранилось большое число преданий и о дубе, и о священных дубовых рощах. Не случайно, в книге «Гиперборейская вера руссов» Дмитрий Логинов, интерпретируя метафору Древа Жизни, символом которого, собственно и является дуб, пишет: «След этой метафоры ведет, разумеется, к первоисточному символу Мирового Древа. К ведению о том, как именно сотворяет Сознание это Древо Миров – как правильное, так и неправильное (подробнее об этом рассказывается в следующей книге по Русской Северной Традиции «Учение гипербореев»). Друиды (дословный перевод с валлийского: люди дуба), то есть волхвы кельтов, сохранили почти без потерь символическое изображение развертывания Мирового Древа, которое мы здесь и приводим (что интересно, волхвы и некоторых других народов именуются так, что русский слух улавливает намек на ведение о Древе: дравиды, дервиши)».

Второе экваториальное созвездие Эридан является одним из самых протяженных созвездий Южного небесного полушария. Считается, что впервые описал это созвездие древнегреческий математик, астроном и географ Евдокс Книдский (ок. 408–355 до н.э.).

Попутно можно отметить, чем еще интересен этот мыслитель. Как сообщает философ-неоплатоник Симпликий Киликийский (ок.490–560 н.э.), преподавая в Платоновской академии, Евдокс сумел выполнить, поручение Платона (о Платоне см. напр. Д.Логинов. «Античные первоисточники о Гиперборее», «Квадратура скифского круга») представить движение планет Солнечной системы в виде комбинации равномерных круговых движений.  В результате он создал первую геоцентрическую модель мира.

Имея в распоряжении эту теорию 27 гомоцентрических (концентрических) сфер (одна – для неподвижных звёзд, по три – для Солнца и Луны, по четыре – для пяти планет) Платон в диалоге «Тимей» смог описать весь «этот  круговорот единого и наиразумнейшего обращения» небесных тел в динамике Великого года или как стали называть его позднее – Платонова года: «…полное число времени полного года завершается тогда, когда все восемь кругов, различных по скорости, одновременно придут к своей исходной точке, соотносясь с мерой единообразно бегущего круга тождественного. Вот как и ради чего рождены все звезды, которые блуждают по небу и снова возвращаются на свои пути, дабы [космос] как можно более уподобился совершенному и умопостигаемому живому существу, подражая его вечносущей природе». Земные события по каждой из 12 Зодиакальных Эпох (2160 лет), в совокупности составляющих  Платонов год, выразительно и рельефно описываются  в статье  Северины Сталь «Русская Северная Традиция: хронология метаисторических событий».

При этом, следует отметить, что если разделить продолжительность каждой такой эпохи на 12 частей мы получим цикл, равный 180 годам. Это число приблизительно составляет 6 периодов обращения Сатурна вокруг Солнца (29,46 года). К тому же, если учесть, что в Китае и других странах Юго-Восточной Азии три 60-летних цикла, составляющих основу их традиционного календаря, в сумме составляют Великий 180-летний цикл, то можно предположить, что его выделение далеко не случайно. Весь Платонов год можно приблизительно разбить на 144 таких цикла.

В своей книге «Звезды. Легенды и научные факты о происхождении астрономических имен» (М., 2016) одаренный американский эрудит и натуралист-любитель  Ричард Аллен (1838–1908), описывая созвездие Эридан, писал, что его «…делят на Северный и Южный Поток. Первый течет от звезды Ригель в Орионе до лап Кита; второй – протягивается отсюда на юг, потом поворачивает на юго‑восток и, наконец, на юго‑запад…». Такая извилистая форма этого созвездия позволила древним грекам отождествить его с рекой. Согласно древнегреческой мифологии сын Гелиоса Фаэтон, не справившись с управлением солнечной колесницей падает в реку Эридан. Река эта считалась не имеющей конца. Если же говорить о её начале, то можно привести интересное наблюдение Ричарда Аллена при описании им созвездия Водолей. Мелкие звезды этого созвездия  «образуют струю воды, вытекающую изо рта южной Рыбы. На некоторых изображениях эта струя впадает в реку Эридан». И это не случайно. Значимость созвездия Водолей, связанного с числом 1 – началом всех остальных чисел, глубоко раскрыта в учении Звездосчетъ (См. книгу Д.Логинова «Обруч перерождений. Звездосчет. Курс лекций»).

Во фрагментах стихов «Теогонии» (М., 2001) первого исторически достоверного древнегреческого поэта Гесиода (VIII–VII в. до н.э.) или, возможно, в стихах других рапсодов, написанных в более позднее время, река Эридан связывалась с Землей Гиперборейской. В частности, во фрагменте «Перечень женщин или Эои» (Перечень невест, которых разные боги сделали родоначальницами великих родов) есть такие строки:

«Эти народы они повидали, стремяся по кругу,

Гипербореев затем племена пышноконных узрели.

Матерь-Земля многодетная их родила щедросевных

Подле возвышенных струй глубеводной реки Эридана».

Эти данные совпадают и с преданием Русской Северной Традиции, согласно которому река Эридан, что берет исток во Рипейских горах. Однако, есть немало источников, где проводились параллели и с другими реками, поскольку многие народы в связи с изменением места своего пребывания часто вкладывали старые значения в названия рек и местностей, куда они прибывали. Сами названия, при этом, часто могли произноситься по-другому. В этом отношении река Эридан даёт целую массу таких примеров. В частности, у Р.Аллена мы можем найти интересную информацию такого рода (курсив мой, В.Т.).

«У греков это была Потамос (Река), а римляне называли ее Амнисом, Флуменом, Флувиусом и, особенно, Радусом и Эриданусом… под ним подразумевалась река Фазис… (Это – современная река Риони, или Фаш у турков…).

Этот поток отождествляли со знаменитым маленьким ручейком под Акрополем, а также с Лигурийской рекой, или Падусом древних римлян (нынешней рекой По в Италии). …Вергилий называл Королевским потоком. Эриданом также считали Эбро в Испании; Граник Александра Македонского, Ренус и Роданус – нынешние Рейн и Рону; и современный Радаун, впадающий в Вислу в городе Данциг. <…>

Эридан – это Нилус “Альфонсовых таблиц” издания 1521 года, где говорится: “Небесный поток, то есть Эридан, то есть Гион, то есть Нилус”. Название Гион (Нил в авторизованной версии Иеремии, 2: 18, назван Сихором; в Семикнижии – Геоном; Иосиф в своих “Еврейских древностях”, говоря о четырех великих руслах Райской реки, называл Нил Геоном) появилось в Книге Бытия, 2: 13: “Имя второй реки Тихон: она огибает всю землю Гуша”.

Гушем по ошибке названа Нильская страна, хотя на самом деле это была страна Куш в Азии, которую, несомненно, и имел в виду святой автор.

Лаланд приводил название Мулда – эквивалент еще одного имени Эридана, Лилас (Черный). <…> Это слово превратилось в латинское Мело – древнее название Нила

В древности была широко распространена вера, что Нил и Евфрат – разные части одной и той же реки, и Браун в своей монографии «Эридан» утверждает, что прообразом небесной реки является именно Евфрат. Он объясняет это тем, что обе реки с древних времен до самого классического периода часто называли просто Рекой. Евфрат первоначально назывался Пура или Пурат (Вода), а Нил именовали (да и сейчас называют) Иома или Иаума (Море); кроме того, эти две реки похожи – это длинные, извивающиеся потоки с большими притоками; обе они связаны в народном сознании с раем – Эдемом и Небесами. Соседние созвездия, похоже, были выделены из Эридана; все они в той или иной степени ассоциируются с Нилом и с падением бога Солнца.

В записях астрономов долины Евфрата есть много упоминаний о небесной реке, которая может быть нашим созвездием Эридан, а возможно, и Млечным Путем – еще одним небесным Потоком. <…>

Название Эридан произошло от аккадийского слова «Ариадан» (Мощная Река). А Джордж Смит полагает, что небесный Эридан мог называться у жителей Месопотамии Эриб‑мегам.

Когда‑то Эридан заканчивался у звезды Ригель – отсюда другое его название, Река Ориона, которое использовали Гиппарх, Прокл и другие, а Лендсир писал: “Звезды, сейчас входящие в созвездие Эридан, первоначально входили в созвездие, которое в разных странах называли Нил, Нерей и Океан или Нептун”.

У Риччиоли это Варди, а у мавров, если верить Байеру, это был Гуад – в издании «Уранометрии» 1720 года Гуаджи. Все эти имена произошли от арабского слова «вади» (река), что напоминает нам о Вади аль Кабире (Великой Реке), у испанцев получившей название Гвадалквивир. Однако наиболее распространенным именем этого созвездия было Аль Нахр (Река), которое писали как Нар и Нахар – у Чилмеда это Аль‑вахар. Это семитское слово, которое иногда передавалось на письме как Нахал, также считалось производным от слова “Нил”.

Ассемани называл Эридан Аль Кафф Алджерия – так именовались на глобусе Борджиа звезды, находящиеся в излучине небесной Реки; но Иделер считал, что это Аль Кафф аль Джидмах из созвездия Кита.

Цезий называл наш Эридан небесным олицетворением Иордана или Красного моря, которое израильтяне перешли как посуху.

В старых иллюстрированных рукописях изображался речной бог, лежащий на поверхности воды с вазой, водными растениями и рядом звезд. В “Гигине” 1488 года вместо него была изображена фигура обнаженной женщины, а звезды обрамляли низкий берег реки. Очень красив рисунок Байера – на нем виден тростник, а на полях – осока. В этой Реке часто изображали Кита с передними лапами или плавниками».

Одного беглого взгляда на эту пространную выдержку достаточно, чтобы почувствовать необходимость написания отдельной статьи с подробным анализом этих сведений. Хочется лишь обратить внимание на соотнесение небесной реки Эридан с Иорданом (см. Д.Логинов «Крещальная дорога Христа», «Квадратура скифского круга»).

Остановимся теперь на самой яркой звезде этого созвездия – звезде Архернар, которая также известна с глубокой древности и расположена в самой южной конечности созвездия. Она представляет собой двойную звезду Альфа Эридана, включающую главную компоненту этой системы – Ахернар А и её звезду-спутник Ахернар B. Первая представляет собой яркую (её светимость в 3150 раз превышает светимость Солнца) и  горячую  (её температура на экваторе в два раза больше солнечной, а на полюсах – в четыре раза) бело-голубую звезду, вращающуюся вокруг своей оси с необычайно быстрой экваториальной скоростью 260—310 км/сек, что составляет 85 % от критической скорости отрыва, при которой она может быть разорвана на части. Поэтому она имеет форму, очень сильно отличающуюся от сферической. Ее экваториальный диаметр на 50 % превышает её полярный диаметр. Масса звезды равна восьми солнечным. Белая звезда Ахернар B имеет массу и радиус примерно в два раза больше солнечных.

Название происходит от арабского словосочетания Акхир ан-нахр (ākhir an-nahr), что переводится как «конец реки». Однако у этой звезды не всегда была функция «конца реки», поскольку в следствие прецессии нашей галактики, или, другими словами, из-за изменения количества её вращательного движения, менялось и положение звезд в пространстве. Во времена Птолемея Архернар был ближе к южному полюсу, а роль «конца реки» выполняла звезда Акамар (Тета Эридана). В этой связи интересен тот факт, что в речном бассейне реки Индигирка (северо-восток республики Саха) левым притоком реки Италкал является небольшая река Конец. Кроме того, можно найти целых семь рек Восточной Сибири длиной от 10 до 50 км с названием «Конечная». Название «Конец» имеют и полтора десятка сел и деревень России.

Считается, что в древнеиранской мифологии и авестийской астрологии [об Авесте см. напр. Д.Логинов. «Космическое ядро (единство разума во вселенной)», «Античные источники о Гиперборее»] эта звезда была одной из самых священных звезд, поскольку в своё время провозгласила рождение Зороастра (О Зороастре см. статью Д.Логинова «Благовещенье старше Пасхи», а также комментарий Северины Сталь к её статье «Вера скифская гиперборейская») и борьбу с мировым злом. Её названиями были «Меч Архангела», «Ангел», «огненный меч».

Интересно, что на острове Сахалин правым притоком реки Орловка является 42-километровая река Огненная. Всего же на территории России можно найти более полутора сотен объектов гидрографии, где присутствует корень «огн». Например, в Восточной Сибири есть около трех десятков рек с названием Огнё, две реки – Огнёва и одна – Огнева,  семь рек – Огневка и шесть – Огнёвка, а также одна река Огнёвная. В Ненецком автономном округе, в Двинско-Печорском бассейновом округе, расположено небольшое озеро Огнево.

Закончить рассказ о звезде Ахернар хотелось бы на поэтической ноте, использовав для этого строки из «Божественной комедии» Данте:

«85. Мои глаза стремились в твердь пытливо,

Туда, где звезды обращают ход,

Как сердце колеса, неторопливо.

 

  1. И вождь: «О сын мой, что твой взор влечет?»

И я ему: «Три этих ярких света,

Зажегшие вкруг остья небосвод»».

 

Известный немецкий географ Рихард Хенниг в третьем томе своего четырехтомного труда «Неведомые земли» (М., 1961) делает предположение, что эти «три ярких света» – три самых ярких звезды южного неба Канопус, Ахернар и Фольмагаут. Считается, что они символизируют веру, надежду и любовь.

Поделиться с друзьями в соцсетях:

Written by Владимир Толмачев on Декабрь 28th, 2018. Posted in Статьи

Trackback from your site.

Comments (4)

  • Алена Селиванова
    06.01.2019 at 3:18 пп |

    В Шотландии есть остров Альва (Внутренние Гебридские острова) и город Альва… Очень интересная информация о реке Эридан. Видимо, это метафора великой реи Бытия…

  • Алена Селиванова
    06.01.2019 at 7:44 пп |

    Прошу прощения за опечатку. Реки Бытия, конечно…

  • Владимир Толмачев
    07.01.2019 at 9:57 дп |

    Спасибо за добавление, уважаемая Алена. К нему мне тоже хочется присовокупить созвучное название озера «Алва», что расположено в Есильском районе Северо-Казахстанской области Казахстана¬. Интересно, что находится оно в 11 км к северо-западу от села с любопытным названием «Явленка».
    Кроме того, пользуясь случаем, уважаемая Алена, хочу в дополнение к статье «Алэйта, Читамбарам и Траванкор» сообщить, что в Соль-Илецком районе Оренбургской области в 2 км к северу от бывшего поселка «Прохладный», на междуречье рек «Куралы» и «Бердянки», в урочище «Святой Камень» есть гора с созвучным названием «Алеутас». Это имя по легенде связано с девушкой неземной красоты. Примечательно, что примерно в 500 метрах от горы расположена стометровой ширины воронка от падения древнего небесного тела.
    А в отношении так называемой опечатки, думается, не будет большим преувеличением сказать, что в мифологическом и гидронимическом смыслах, не такая уж это и опечатка, поскольку в канадский залив Северного Ледовитого океана «Коронейшен», между мысом «Крузенштерн» и полуостровом «Кент», впадает река «Рей», а в Европе находится крупная река с созвучным названием «Рейн». Имя этой реки происходит от индоевропейского корня «rey» («течь, бежать»). Протекает она по территории шести европейских государств, народы которых часто связывали ее название с глубинными бытийными смыслами. Не случайно, например, что в период поздней Античности имя «Рея» отождествлялось с фригийской Великой матерью богов.

  • Алена Селиванова
    07.01.2019 at 11:48 дп |

    Спасибо, Владимир, очень интересная информация! Алеутас… и — камень… Вспомнила прочитанное об алеутах — коренном народе Алеутских и Командорских островов. В России потомки алеутов живут на Командорских островах. И один остров на Командорах — скала, на которой гнездятся птицы — называется Арий Камень…

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: