Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Старославянские слова тятя, тябло, тямить… Есть ли смысловые параллели?

© Владимир Толмачев, 9 ноября 2018

Прочитав статью Лады Виольевой «Первые несколько лет дети говорят с “ятями”» подумал: «Есть ли какая-то глубинная семантическая  связь между названием тридцать второй буквы кириллицы (в глаголице она стоит на тридцать третьем месте) и произношением русского слова “тятя”»? Соглашусь с утверждением, что старинное звучание русской речи помогает понять массу разнообразных смыслов, хранящихся в генетической памяти поколений. И подтверждение этому дают Русские Слоговые Руны. Так, значения руны Тя – «усиление», «дление усилия», «нести», «держать». Воистину, тятя – отец,  носитель тя (тебя). Тянет тебя и вытягивает, прилагает усилия к тебе – воспитывает.

Приведу проникновенные слова из стихотворения Ярослава Астахова на дощечку третью Велесовой книги:

«Отец потянет воз небесный,

Горе восходит Солнце-Сын,

Крепит молитва нас телесно,

От юных лет и до седин».

Перейдем к другому старославянскому слову – тябло, которое используется и для обозначения деревянного поперечного бруса, на который устанавливаются ряды икон (является элементом иконостаса), и разновидности и элемента конструкции потолочного перекрытия (неба) в деревянной архитектуре храмов русского севера, в котором балки-тябла радиально расходятся от центрального кольца. И в том и в другом случае тябло, несет в себе аспект того, что несет и держит. Причем здесь определенную роль играет и слог ло на конце слова. В первом случае он обозначает своего рода ложе для икон, которое их держит), во втором – сеть обеспечения, которая держит небо храма.

Иконостас, конечно, не только служит материальной опорой для икон. Он, в первую очередь, оказывает духовную поддержку православным верующим через иконы Святой Троицы, Исуса Христа, Богородицы и др. Эти иконы представляют образы Единого и Истинного Бога, образы его угодников и помогают православному человеку возвыситься духом к тому первообразу, чей образ представлен на них. Вот, например, что писал святитель Николай Сербский в «Миссионерских письмах» об образе Божией Матери на иконах: «Лик Пресвятой Богородицы на православных иконах никогда не изображается полным или округлым, но всегда удлиненным и тонким. Глаза крупные и задумчивые. Тихая грусть, готовая к утешительной улыбке. Грусть о скорбях мира, а улыбка – упование на Господа Утешителя. Но и грусть, и улыбка сдержанны, лишь угадываются, все сдержанно и подчинено духу. Это лик Победительницы, пережившей всю горечь страданий и боли, которая теперь может помочь всем, кто борется со страданием и болью. Волосы всегда убраны полностью. Об этом лице нельзя сказать, что оно красиво по-человечески. Оно отклоняет всякую мысль о телесности. Оно излучает небесную красоту, которая являет себя только в святости. Оно обращает мысли того, кто смотрит на него, к возвышенной реальности и красоте души».

Примечательно в связи с этим, что в заволжских деревнях (напр. в Нижегородской области) тяблом называют наиболее почетное место в избе, ее красный угол, где обычно находились иконы и стоял стол. Красный угол располагался между фронтальной и боковой частью избы, по диагонали от входной двери. Тябло всегда содержали в чистоте, украшали вышитыми полотенцами. Иконы (божницы) в красном углу соотносились с алтарем православного храма, а стол – с церковным престолом.

В Тамбовской и Псковской областях встречается слово тямить, что значит знать, разуметь, понимать. Действительно, из опыта известно, что знание усиливает жизненные позиции человека, позволяет ему глубже понимать суть происходящего, даёт возможность даже предвосхищать  события. Кроме того, те кто «заразился» процессом познания, уже не может просто так отвернуться от него. Познание вещей и явлений все более углубляется и усиливается. Постепенно человек обращается и к своему внутреннему миру, начинается познание самого себя. Сам этот познавательный процесс начинает длиться постоянно, неуклонно усиливаясь. Интересно заметить, что следующий за слогом тя слог ми как бы раскрывает причину того, почему это происходит. Ведь правильное познание не только способствует снятию покровов иллюзий. Душа на пути к Богу начинает все тоньше и глубже чувствовать Его величие, возвышенность и грандиозность, все более, и более увлекаясь к высотам Духа. Однако, здесь человека может подстерегать опасность впасть в трудноуловимую зависимость от самого факта связанности человеческого восприятия с духовной грандиозностью и величием.

Народная мудрость, запечатленная в этом слове, опять дает путеводную подсказку, поскольку направляет человеческое сознание к первому слогу, как выражающему более сильный семантический аспект. Думается, что в духовном поиске, в первую очередь, надо опираться на то, что действительно несет и поддерживает. Недаром в Символе веры Бог Отец – это в первую очередь Вседержитель.

В этом смысле можно сказать, что Богопознание для души человека является такой же животворящей и поддерживающей силой, как, например, вода для организма, и особенно – вода святая, крещенская. На память приходят замечательные статьи Лады Виольевой «Благочестивый обычай водосвятия»,  «Крещенская вода». Думается, вполне можно сказать, что праздник Водосвятия – это одновременно и праздник Ведения Святого.

Written by Владимир Толмачев on Ноябрь 9th, 2018. Posted in Статьи

Trackback from your site.

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: