Ведические корни русской христианской молитвы
Данная статья представляет собой фрагмент новой книги Дмитрия Логинова «Беседы с Арконовым, Тихон о защите от бесов».
Не раз беседовали мы с Тихоном Арконовым о тех или иных текстах бесопрогонных молитв. Не уставал поражаться, сколь много их, неизвестных большинству современников наших — пусть даже и людей верующих — и, главное, какие они, эти древние православные молитвы! Как моментальным снимком запечатлевает каждая глубину неповторимых богословия и философии времен раннего христианства. Язык же сих молитв может спорить по выразительной силе с лучшими образцами мирской поэзии!
Но все же наиболее поразительное, что есть в них — это духовная воинствующая сила молитвенных речений, призванных оградить мирную жизнь души человека от посягательств невидимых врагов, которые норовят втянуть в непокой, вовлечь, используя помрачение страстью, в какое-либо злодейство, затем же и вообще привести — по пути совершения повторных злодейств — к отчаянью и погибели! Сокровищница русских бесоборных молитв теперь воспринимается мной как некая величественная оружейная палата духа. Причем такой арсенал никогда не может устареть не только физически, но и, что называется, морально.
Тихон передавал мне, среди других, и молитвы, которые в настоящее время совсем уже никому не известны — по крайней мере, в исконной точности. Но представляется разумным начать изложение не с них, а с чего-то более знакомого большинству современников. Так будет легче читателю войти в тему. К тому же и об известном был передан Арконовым ряд неизвестных и многозначительных фактов, которые непростительно было бы обойти вниманием. Наверное, наиболее знаемая сейчас из бесопрогонных молитв — Пречестному и Животворящему Кресту:
- Да воскреснет Бог,
- и расточатся врази Его,
- и да бежат от лица Его ненавидящие Его!
- Яко исчезает дым, да исчезнут,
- яко тает воск от лица огня,
- тако да погибнут беси
- от лица любящих Бога
- и знаменующихся крестным знаменем,
- и в веселии глаголющих:
- радуйся,
- Пречестный и Животворящий Кресте Господень,
- прогоняй бесы силою на тебе пропятого
- Господа нашего Иисуса Христа,
- во ад сшедшего и поправшаго силу диаволю,
- и даровавшего нам тебе, Крест Свой Честный,
- на прогнание всякаго супостата.
- О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень!
- Помогай ми
- со Святою Госпожею Девою Богородицею
- и со всеми святыми во веки веков.
- Аминь.
Живое старше
— А не показалось ли тебе в тексте этой молитвы что-нибудь странным? — спросил меня Тихон после того, как прочел ее.
— Странным — нет, — отвечал я. — По крайней мере, если понимать синонимом слова «странный» несообразность. Каждое слово молитвы ложится естественным образом на свое место во единый поток силы ее. Не прибавить и не убавить! Но необыкновенным — да, кое-что показалось.
— И что же именно?
— А вот: молящийся обращается ко Кресту не только к Животворящему как, но и как прямо к ЖИВОМУ! «Даровавшего нам ТЕБЕ (тебя — церковнославянский звательный падеж): Кресте Господень… Полное впечатление: молящийся говорит к СУЩЕСТВУ, к личности, к живой сути — а не к ПРЕДМЕТУ вовсе, пусть и священному, пусть и творящему жизнь, но не обладающему в себе самом жизнью, душой и разумом.
— Ты прав. Здесь именно и лежит особенность ключевая этой молитвы. Обыкновенно христианская молитва бывает к Богу, ангелу или к святому, то есть к существу (или к Существу), к личности (или к Лику), а вовсе не к священному предмету (или даже — Предмету). Однако вот у этой, конкретно, православной молитвы Животворящему Кресту очень глубоки корни! Ведические корни русской христианской молитвы уходят в древнерусское УЧЕНИЕ ЖИВЫ. То есть убегают в такие пласты древлеправославия скифского, где можно встретить молитвы (молвитвы — как это говорили раньше) Сырой Земле, Ветру, Солнцу и Месяцу, камню, дереву. Молвления сии — вовсе не к произвольной (или, наоборот, роковой) стихии. Они — ко ДУХУ ее как разумному и живому началу. Духовные корни наши проникают в сотворчество древлеправославных русских волхвов СО СТИХИЯМИ. В то сотворчество, которому научились они у арктов (гипербореев).
— Живое во вселенной старше, нежели мертвое, — продолжал Тихон, помолчав. — Такого мертвого, чтобы оно было ВОВСЕ мертвым, строго говоря, во вселенной не существует. Поэтому-то Слово Живое (Христос) победило Смерть, низведя ее лишь во смерть, и преобразовав крест во Крест. Так правильное Древо Миров победило победило неправильное Древо Миров и начало постепенное возвращение исконных своих владений.
— Дух старше, нежели жизнь и смерть, — присовокупил еще тогда Тихон. — Поэтому-то Он может и не перерождаться, пребывая в Покое. Вселенная представляет собой лишь совокупность всего, во что иногда «вселяется» Дух, покидая этот Покой. И вот поэтому «иногда» (то есть время) и сам Покой (то есть Вечное) уравновешены между собою в Боге. Это древнерусское учение о Стрибоге (Стрибе): Стриба дше, аки хще (Стрибог дышит, как хочет — хоть прибывает в Покое, хоть перевоплощается).
— Не каждый сегодня может уразуметь подобное, — вздохнул осторожно я.
— Да, можно сказать и так, — усмехнулся Тихон. — Однако я выразился бы определенней: сегодня вовсе никто, кроме хранителей Русской Северной Традиции, не способен понимать это. Печально, как это говорится, но факт. А ведь в учении Слова — Даждьбога, Христа — предостаточно мощи ведения! Но вынудили вот официальное христианство «забыть» учение о перерождениях — выкручиванием рук на пятом из Вселенских соборов. Язычники же о перерождениях, что называется, слышали звон да не знают, где он. Даже индуистский ведизм — восточный, произошедший в доисторическое время от северного — в своем учении о реинкарнации сохраняет лишь отголоски скифского ведения о Живе, Карне и Желе. О том, что такое на самом деле жизнь, разум…
— А как бы ты определил разум?
— Как Вечность, осознающую себя действующей во времени. Впрочем, ОПРЕДЕЛЯЮТ разум с одной стороны безумие, с другой Бог. Уж очень это многоуровневое понятие… Смешно видеть, как тщатся материалисты обосновать какое-то случайное самозарождение живого из мертвого, а потом случайное же возникновение разума из неразумной жизни. Это как если бы кто-то пытался доказать, что пробуждение и явь это результат эволюции наших случайных снов.
— Да… уж!
Через много лет после этого нашего разговора с Тихоном случилось мне прочитать у Сергея Алексеева: «Урядник обнаружил странного содержания грамотку в своем околотке у крестьян от людей, которые очень давно прячутся от властей в тайге. Грамотка, написанная кирилловским письмом, — что-то вроде проповеди, только читалась она как стихи. Говорилось в ней, будто все на свете — звери, птицы, деревья и цветы и реки с озерами, ключами и ручейками, — все живое и неживое имеет будто бы душу и живет почти так же, как и человек». Конечно, Алексеев пишет произведения художественные и строгой фактографии придерживаться не обязан. Как и строгой философии/богословия. Но вот высказывание совершеннейшего из философов Алексея Лосева, принявшего тайное пострижение в монахи: «Над каждой песчинкою надстоит свой ангел»! О всеприсутствии Жизни, то есть о том, что ныне недоговаривает учение индуистское о реинкарнации, подробно сказано в моей книге «Русская тайна. Перерождение», 2006. О том же, почему Крест на Руси еще за долгие тысячелетия до Р.Х. почитался как Животворящий, можно прочитать в книге Лады Виольевой «Купальский сказ», 2007.
От видимых и невидимых
Обороняется молитвой Честному Животворящему Кресту ВЕСЬ православный мир. Последователи как нового обряда, так и — уж тем более — старого.
Старообрядческий канон имеет отличия. В т.ч. внутри самого себя: есть разные варианты старообрядческих молитв Честному Кресту. Сложившиеся разнообразия в разных толках старообрядцев. Плюс просто варианты развернутый, краткий, совсем короткий…
Что интересно, некоторые варианты произнесения молитвы призваны защитить и не только лишь от злых духов, но также и от врагов, которые во плоти. Пожалуй, это можно понимать как свидетельство, что в прежние времена было больше видящих (таких, как девушка, о которой была речь в первой главе книги). Поэтому большинством людей нежить не воспринималась прежде как невидаль, то есть, по крайней мере, как что-то совсем экстраординарное, и потому между той и другой категорией супостатов — духами зла и татями во плоти — люди не полагали даже особой разницы.
Кстати, примечательны в этом смысле высказывания св. Кирилла Александрийского (V в.): «иудеи суть беси воплощены», «иудеи суть беси видимы». Верхогляды называют его за это антисемитом. Святитель же лишь подчеркивал: иудаизм есть одержимость бесами, антихристианство. Он обличал конкретных иудеев — а не евреев вообще — за конкретные кровопролитные злодеяния против христиан.
Знаменательно, что иудаизм окончательно сформировался в 444 году до Р.Х., а св. Кирилл Александрийский занимал Александрийскую кафедру до 444 года по Р. Х. Конечно, можно сие списать на случайное совпадение, как большинство и делают. Но… что-то вот немало в духовной истории можем увидеть мы симметрий подобного рода! В делах духовных многое представляет скорее как знак, а не случай.
А почему св. Кирилл Александрийский сказал так об иудеях (точней, об иудаизме)? Он обращал внимание: «смертоносные буквы» (так первоверховный апостол Павел называет иудейский завет во втором Послании Коринфянам, 3:7) учат, фактически, что будто бы нет Бога Всевышнего и нет богов кроме одного бога — еврейского (подробней см. воззвание пастора Бирбауэра «Небесный Отец Христа это НЕ Иегова»). То есть: иудеи отступили от истины куда дальше, нежели язычники! Учение иудеев погибельно для души тем, что невнимательный путает легко этот псевдомонотеизм (один бог вместо Единого Бога) с единобожием истинным, а погибели для души человеческой хотят кто? — бесы. Вот и употребил святой в проповеди об иудеях такую метафору. Впрочем, чего тут и пояснять: саддукеи — влиятельная иудейская секта времен Христа — вообще не верили в жизнь души! Они учили, будто «не существует ни духа, ни ангела, ни воскресения» (Деяния св. Апостолов, 23:8)!
Итак, вот старый канон молитвы Честному Животворящему Кресту. Весьма напоминает он, согласитесь, древний русский ведический заговор «от оружия». (По техническим причинам не смог воспроизвести «яти» старой орфографии; но пусть — уж хотя бы здесь — остаются на своих местах «i», да и концевые твердые знаки).
- Да воскреснетъ Богъ и разыдутся врази его,
- и да бежатъ отъ лица его ненавидящiи его,
- яко исчезаетъ дымъ, да исчезнутъ беси отъ лица любящихъ Бога;
- буди путь ихъ тьма и ползокъ, и ангелъ Господень прогоняя ихъ,
- видящiи мя вонъ бежаша отъ мене, раба Божiя (имя рекъ),
- падутъ на нихъ углiе огненно, низложиши ихъ во вратехъ,
- благословенiе Господне на главе моей,
- все зубы супостатомъ сокрушилъ еси, Господи, и на мне благословенiе.
- Азъ уснухъ и спахъ, яко Господъ заступитъ мя.
- Суди, Господи, обидящимъ мя, возстани на борющiя мя,
- возстани, сокруши, Господи, подъ ноги наша,
- да покорены были бы намъ и падшiи подъ ноги нашими
- свинецъ и олово, и всякое железо, и древо ихъ.
- Крестомъ ограждаемся, супостатомъ своимъ сопротивляемся,
- не боящеся ихъ коварства и обаятельства,
- яко гордость ихъ упразднися и попрана бысть на древе крестнемъ.
- Силою распятаго Христа спаси, Господи, люди своя
- и благослови достоянiе свое.
- Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу,
- и ныне, и присно и во веки векомъ. Аминь.
Бес как нежить
Весь христианский мир знает: бес боится креста. Но не всем известен такой нюанс: православного ЖИВОТВОРЯЩЕГО креста боится бес больше, чем католического распятия. Тихон говорил мне о нескольких западных экзорцистах, которые перешли в православие. Перешли потому, что практика показала им: русский крест, русская молитва — они реально прогоняют бесов сильней, чем крест и молитва латинские!
Бесы потому так боятся Животворящего креста русского православного, что сами они есть нежить. Это традиционное русское народное их прозвание многое объясняет. Христос говорит: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» (Ин 14:6). Бесы не устояли в Истине (они ведь есть ангелы, отрекшиеся от своего ангельства), сошли с Пути единения с волей Бога (демократия в аду, а на небе — царство) и тем отрешили сами себя от источника вечной Жизни.
Таким образом бесы есть исторически первый оксюморон вселенной. Не имеющая внутренней жизненной основы искусственная и мертворожденная по сути своей конструкция, удерживаемая лишь потугами гордыни. Бес — это бесконечно продолжающееся самоотрицание, самосмерть.
Поэтому и так страшен бесам Пречестный Животворящий живой Крест Господень. Ведь от него даже бесы могли бы… ожить (как допускали сие Ориген Александрийский во втором веке и Силуан Афонский в двадцатом), то есть могли бы перестать быть бесами: прийти к покаянию. Но этого не позволяет гордыня им и они бегут от креста, чтобы этого с ними не совершилось (гордыня — демонская твердыня)…
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ этой книги Дмитрия Логинова — ЗДЕСЬ
Tags: ведические корни христианства, Жива, Русская Северная Традиция, святитель - Кирилл Александрийский, Стрибог
Trackback from your site.
Comments (2)
Всегда удивляла уверенность детей малых в обращениях словесных к игрушкам, предметам, куклам, машинкам, собакам, котам и т. д. И складывалось впечатление, что в ответ они детей слышат и слушаются. Дети к духу и душе их обращались. Никто детей этому не учит, для них естественно это.
Яркий факт! Что кошки-собаки слова детей понимают и слушаются, это не особенно удивительно. И взрослые замечали разумный контакт, а не просто реакцию на голос. А вот что птички-черепашки слушаются детей малых, бывает, при уверенном словесном обращении к ним детей — этот факт уже намекает расширить горизонт восприятия. И совсем уже невообразимое для современников наших свидетельство духовидца Даниила Андреева в книге «Роза мира»: у некоторых детских игрушек «образуется нечто, напоминающее как бы заготовку души». И некоторые такие заготовки могут продолжить существование после того, как игрушка сломается. И воплотиться в дальнейшем в какой-нибудь, например, простейший организм…