Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Преображения Девы

© Дмитрий Логинов, Преображения Девы (лекция), 25.11.2012

Исчерпывание Стрельца показывает, что Мир не есть произвол взаимоисключающих альтернатив. Мир строится на единстве. А это значит, что мир закономерен и, следовательно, мир познаваем. Качество, которому покровительствует знак Девы и число 8 – это воля к Познанию.

Всякое научное познание исходит из убежденности в единстве законов мира. Эта убежденность может осознаваться. Или, гораздо чаще, она может быть подсознательной. То есть отрицаемой на словах.

Такой ученый может поклясться, чистосердечно, что, будто бы, он не знает, едины ли мировые законы или, вдруг, нет. На самом деле и у такого есть убежденность: они едины. Хоть на словах он и не признается в этом.

Потому что, если бы такая убежденность отсутствовала, то и работа ученого представляла бы собой занятие странное: объяснить меньшие случайности через большие. То был бы сизифов труд, и он бы никак не мог оказаться вдохновенным.

А только лишь вдохновение движет научным подвигом. Истинная научность – подвиг. Человечество не собирается на самом деле платить за что-то, что еще не открыто. Ученый не состоится по-настоящему, если у него нет струнки бескорыстного энтузиазма. А это струнка религиозная (в хорошем смысле этого слова), как бы ученого не коробило слово «религиозность».

Само определение науки как постоянного поиска все более и более общих закономерностей говорит о ее опоре на сверхсознательное (то есть – ненаучное!) знание о Единстве.

Непосредственное, неопределенное проявление Качества, которому покровительствует Знак Девы, состоит в уверенности, что любая общая закономерность, любая истина может быть выведена лишь из конкретного ряда частных случаев (фактов), разрешившихся согласно этой закономерности. Дева доверяет лишь экспериментальным данным. Не верит интуиции ни свой, ни чужой. Скептически относится и к чужому, и к своему мнению. Предубеждена против теоретизирования и философствования как против пустых фантазий. «Мнение, теория, интуиция… это ведь еще не эмпирический факт!» Имя, подходящее для этого первого, неопределенного типа проявления Качества Девы – Эмпирик.

Человек Прозерпины – педант. Он беспристрастен и объективен настолько, насколько это вообще позволяет экспериментальный подход. Последовательное применение данного подхода в позитивных науках (а также в кулинарии) приносит зримый успех. Но приложение его к области межличностных отношений и вообще к любой, не терпящей холодного экспериментирования – очень часто влечет за собой фиаско.

Ключевое противоречие Качества Девы может быть передано как вопрос, отражающий сущностное противоречие позитивной науки вообще: Что есть факт? Всякий из частных случаев может быть проявлением не одной, а нескольких неизвестных общих закономерностей. Причем какая именно общая закономерность будет выявлена в эксперименте – лишь вопрос метода. Результат, получаемый различающимися методиками может совпадать «с точностью до наоборот».

Наука пытается разрешить это противоречие, стандартизируя методы. Но только простые методы могут быть стандартизированы в достаточной степени. Однако, если ограничиться простыми подходами, получится уже не познание ради постижения истины, а только познание ради самого процесса познания. Ибо простые методы пригодны для изучения только простых объектов. Мир просто дробится в пыль…

Исследователями Науки как таковой было давно замечено, что позитивным дисциплинам свойственна эта тенденция «насильственно» упростить объект, т.е. им свойственен редукционизм. Имя, которое может быть использовано для обозначения второго типа проявления Качества Девы – Редукционист. Ибо сия тенденция обнаруживается при подходе к любой жизненной ситуации у людей, которые проявляют второй тип Качества. Им свойственно неверие ни во что, кроме мелких частностей. Придирчивость по мелочам и педантизм в пустяках. Причем нередко все это обретает характер мании.

Пытаясь составить представление о своих ближних лишь на основе упрощенных толкований мелких «экспериментальных фактов», Редукционист за деревьями никогда не разглядит леса. Поэтому жизнь, как правило, разочаровывает его. Разочарование не обязательно приводит к депрессии (особенно очарованным он и не был), но приобретает хронический характер. Дело не в том, что такому человеку меньше других везет в жизни. Судьба делает и ему подарки, однако он… слишком часто смотрит в зубы дареному коню. Причем – «инквизиторским» взглядом скептика-аналитика. Сей анализ, прилагаемый в качестве единственного инструмента оценки и понимания, уже и сам собой действует словно кариес.

Итак, воля к Познанию, проявленная неопределенно, т.е. как воля к постижению общих закономерностей вообще, собственным движением определяет себя как редукционизм, т.е. как познание лишь простого. Но, определив себя так, Качество немедленно обнаруживает противоречие: ведь окончательно упростить объект познания невозможно! Наука, даже если бы она и добралась до некоего «наипростейшего», реально имела бы не это наипростейшее, а… это наипростейшее и самое себя (наблюдателя). Внимательными (в том числе и к себе) наблюдателями давно замечено: не имея теории, невозможно даже и наблюдать факт.

Расположение Планет, складывающееся весьма редко, способствует осознанию этой взаимосвязи теоретического построения и эмпирического исследования. Пример. Для того, чтобы научная общественность оказалась в состоянии «наблюдать» огромный массив палеонтологических данных (ископаемых останков – фактов), родившемуся под Знаком Девы отцу палеонтологии Кювье понадобилось сначала пересмотреть теоретическое представление того времени о продолжительности существования мира. То есть понадобилось, именно, создавать новую научную теорию, чтобы заметить факты, которым просто не находилось места в слишком короткой мировой истории.

Чтобы познать факты, их нужно прежде всего заметить. А чтобы заметить факты, требуется познать, как можно заметить факты. Таким образом, речь идет уже о познании самого познания. Это третий, предельный тип проявления Качества. Имя, которое подходит для обозначения его – Теоретик.

Вольфганг Гете, родившийся под знаком Девы и рассматривавший себя прежде всего как ученого («забудьте моего Фауста, но запомните, что я разложил призмой световой луч!»), все же оказался прославлен более как поэт, философ и даже мистик[1]. Почему? Потому что он не уставал обращать внимание интеллектуалов своего времени на тот факт, что познание требует в качестве своей предпосылки познания самого познания. А эта формула представляет собой зародыш иного Качества, чем покровительствуемое Девой.

Как они различаются – просто познающий и познающий, прежде всего, закономерности самого процесса познания? Как спящий от пробужденного! И сферы деятельности этого пробужденного весьма разнообразны, но, по сути, есть вариации на одну тему. Философия, мистика, искусство… на первый взгляд – весьма различные поприща. Однако их родство в следующем: внимание действующего в каждой из этих сфер сосредотачивается не только лишь на объекте, но и на субъекте познания. То есть: познавание самого познания это их общий корень.

Интересны высказывания знаменитых естествоиспытателей о том, как их попытки сознать материю привели к необходимости осознать, прежде того, Сознание.

Квантовый физик Вигнер: «Невозможно было формулировать законы квантовой механики полностью последовательным образом без ссылки на сознание».

Физик и астроном Джеймс Джинс: «Только концепция Вселенной как чистой мысли может пролить свет на многие проблемы, с которыми мы столкнулись в современных исследованиях в области чистой физики».

Физик и философ Вайцзекер: «Сознание и материя являются различными сторонами одной и той же реальности».

Знаменитейший Эрвин Шредингер: «Сознание есть то, благодаря чему этот мир становится явным; только наличие Сознания позволяет со всей определенностью утверждать, что мир этот присутствует, что мир существует наяву; то есть: этот мир состоит из определённых элементов сознания».

Повторим же сие вослед за отцом квантовой механики: МИР СОСТОИТ ИЗ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЗНАНИЯ. Точнейшая формула! Из нее ни одного слова не выкинешь!

Макс Планк: «Я посвятил свою жизнь самой здравомыслящей науке — изучению материи. Так вот, могу сообщить вам результат всех моих исследований атома: материи самой по себе — не существует! Вещество существует лишь благодаря Силе, которая вызывает колебания субатомных частиц и только этим поддерживает целостность микроскопической солнечной системы атома. Особенности действия этой Силы таковы, что мы вынуждены предположить стоящий за ней сознательный Разум. Тогда материя может быть понята как выстраиваемое по Его матрице». Макс Планк, желая, чтобы темный ХХ век все-таки УСЛЫШАЛ его, сказал это ровно в момент вручения ему Нобелевской премии за исследования атома.

И, наконец, Вернадский (платиновый значок с его ликом удостоверяет действительное членство в Российской Академии Естественных Наук): «Неотвратима необходимость принять реальное влияние СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, то есть свойства живого, на явления, идущие в реальном пространстве натуралиста».

 


[1] Действительно достигающие вершин познания чувствуют, что оно (позитивистское знание) ничто без опоры на мудрость (мистику). Лауреат Нобелевской премии в области физики Роберт Милликен говорил: “Я не в состоянии себе представить, как может настоящий атеист быть ученым?”

Поделиться с друзьями в соцсетях:

Written by Логинов Дмитрий on Ноябрь 26th, 2012. Posted in для студентов

Tags:

Trackback from your site.

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: