Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций. Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Невеста Христа

© Алена Селиванова, 9 февраля 2019

ekarerina

Святая великомученица Екатерина (287-305 гг. н.э.) жила в
Александрии Египетской в царствие римского императора Максимина.

Видения Екатерины

Дочь местного правителя Екатерина красива и очень умна. Ей 18 лет. Она знает несколько языков, читает Гомера, Вергилия, Платона, изучает медицину. Но душа ее томится. Когда родные уговаривают девушку найти жениха и выйти замуж, Екатерина отвечает:

— Я хочу иметь женихом себе только равного мне — и в знатности рода, и по богатству, и по красоте, и по мудрости.

«Но мудрость бесплодна без Сына», как сказано в Евангелии от Филиппа…

С матерью — тайной христианкой — Екатерина приходит за советом к старцу, который говорит ей о Христе.

— Возможно ли мне видеть того Юношу, о котором ты сообщаешь так много чудесного? — спрашивает Екатерина.

Старец отвечает: — Вознеси усердную молитву к сей Деве, имя которой — Мария; умоли Ее, чтобы Она благоволила показать тебе Сына Своего.

Здесь в житии великомученицы излагается путь души, стремящейся к Богу. Те вехи, о которых говорит Русская северная традиция: Только Мать Бога и Жена Бога могут видеть Сына, восходящего к Отцу.

Екатерина молится перед иконой. И видит затем во сне Царицу Небесную с Младенцем на руках. Но как ни старается Екатерина, она не может увидеть Его лик. Да, она умна и добра, и искренна в своем устремлении ко Христу, но Лика Его она рассмотреть пока не может. Чего же недостает ее душе? По мирским критериям, у нее, кажется, есть все. Но в мире духовном она бедна, неразумна и безродна. Так что же ей делать? И Господь отвечает: — Пусть идет она к тому старцу, который дал ей икону, и пусть сделает то, что повелит он ей. И тогда она узрит Меня и обретет благодать предо мною.

Екатерина идет к старцу. И он, как сказано в житии, «подробно научил ее всем тайнам истинной веры христианской». То есть душа обретает ведение. Она уже не бредет впотьмах к Чаемому. И происходит Крещение. Не формальный обряд, а – рождение свыше от воды и Духа[1]. Чистая душа в глубине своей от Духа зачинает Истину.

И в следующем видении она уже ясно видит Лик Христа. И слышит такие слова: — Ныне Я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.

Как говорит апостол Филипп: «Невозможно, чтобы некто видел что- либо из вечного, если он не станет подобным этому. (…) Ты увидел Христа — ты стал Христом. Ибо ты станешь тем, что ты видишь.» (Филипп, строка 44) Крест, начертанный в глубоком сердце – и крест, видимый в мире…

И происходит чудо. Душа обручается с Небесным Женихом, – проснувшись, Екатерина видит на правой руке чудесный перстень… С того часа сердце ее предается совершенно Божественной любви.

Проповедь о Христе

Далее, в Александрию приезжает император Максимин, гонитель христиан. Он был, как сказано в житии, «имевший ревность не по разуму о своих бездушных богах, будучи сам как бы бесчувственным и бессловесным». Как передает житие, «весь город наполнился криками заклаемых животных и смрадом от приносимых жертв». Видя все это, Екатерина приходит в храм, где приносили жертвы, и говорит с императором. Она говорит Максимину о Христе. И проповедает, приводя отрывки из произведений Диодора и Плутарха Херонейского, которые были известны в античном мире. Она разговаривает с императором на понятном ему языке. «Познай Единого Истинного Бога, присносущего, пребезначального и бессмертного, Который напоследок лет принял на Себя плоть человеческую ради нашего спасения. Им цари царствуют, страны управляются, и весь мир держится. Его единым Словом все было создано и сохраняет свое бытие.» Но император не способен вместить эти слова. Житие передает: «Не в силах ответить на ее слова». И в нем нарастает гнев. Он отвечает: «Неприлично царю беседовать с женщинами. Но я соберу мудрейших философов для беседы с тобой, и ты узнаешь ничтожество своих мнений».

И вот собираются пятьдесят мудрейших философов. Перед диспутом с ними Екатерине является Архангел Михаил и говорит: «И не только они (философы), но и многие другие уверуют через тебя и примут мученический венец». Мученик – по-гречески «мартис», что значит еще и «свидетель». Венец мученика принимали те, кто свидетельствовал о Христе – даже перед лицом страшной смерти. И что им была смерть, когда они говорили о Христе воскресшем! О Христе, победившем смерть! О Том, для Кого жизнь и смерть – как правая и левая рука, как части потока единой реки Бытия… Они ясно зрели Его и знали, о Ком говорили.

И вот происходит диспут. Мудрый мужи рассуждают о Гомере, Орфее, Аполлоне. Очень интересно то, что убеждая философов, Екатерина приводит им в пример пророчества Сивиллы и слова известного мага Аполлония Тианского: «Послушай, что говорят о Нем мудрейшая Сивилла ваша, свидетельствуя о Его Божественном воплощении и спасительном распятии: «В позднейшие времена придет Некий на сию землю, примет на Себя плоть кроме греха. Беспредельным всемогуществом Божества Он разрушит тление неисцельных страстей и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти». Вспомните, что и ваш мудрец Аполлоний (…) исповедует Христа Богом, принужденный к тому Его Божественной силой: «Один, — говорит он, — побуждает меня Небесный исповедать Его. Он есть Свет Трисветлый, пострадавший же Бог есть, но не Само Божество страдало: ибо в Нем и то, и другое: и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, все терпящий от смертных: крест, уничижение, погребение — есть Бог». Это сказал Аполлоний об истинном Боге, Который собезначален и соприсущен Родившему Его.» И заключает свою речь Екатерина так: «Итак, поверьте хотя своим учителям и богам – Платону, Орфею и Аполлонию, которые вполне явно и ясно (…) признали Христа Богом.»

Подвиг невесты Христа

Изумленные и удивленные философы прекращают спор. Император приказывает им продолжать диспут, но они отказываются, говоря: «Мы не можем противостоять Истине.» Разгневанный император приказывает сжечь философов на костре… Они, услышав такой суд, просят Екатерину помолиться о них Единому истинному Богу, чтобы Он простил им все совершенное ими в неведении. И Екатерина отвечает: «Истинно блаженны счастливы вы. (…) Огонь, которым вас устрашают нечестивцы, послужит вам крещением и лестницею, возводящею к небу.» И узревшие Истину философы своей мученической смертью в огне свидетельствуют о Христе… Император приказывает заключить Екатерину в темницу. В тюрьме Екатерину посещает жена императора Августа и военачальник Порфирий. Екатерина видит над ними венцы мучеников. Когда Августа говорит, что боится страданий, Екатерина отвечает: -Не страшись. Сам Христос будет тебе помощником; Он укрепит сердце твое, и никакое мучение не коснется души твоей, только тело пострадает здесь немного…»

Какой контраст с нашим временем, о котором игумен Никон (Воробьев) писал: «Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда».

Та же мысль и у одного из ранних христиан (привожу по памяти): «Люди последних времен будут очень гордыми. Мы страдаем за Христа телесно, а они будут страдать душой».

Пауло Коэльо в книге «Валькирии» приводит слова своего учителя: «Случившееся однажды может никогда более не повториться. Но дважды случившееся непременно должно повториться еще раз».

И в тюрьме, перед завершением ее земной жизни, Христос в третий раз является Своей невесте — как говорит житие, «окруженный великой славою и всеми небесными чинами». «Не бойся, возлюбленная Моя невеста, — сказал Он ей, — Я всегда с тобою и никакое мучение не коснется тебя; терпением своим ты многих обратишь ко Мне».

Погибают мученической смертью жена императора Августа и военачальник Порфирий, заступившиеся за Екатерину. Перед смертью они исповедали перед всеми свою веру во Христа.

Император, видя, что ни обещаниями, ни угрозами, ни пытками не может склонить своей воле твердую, как алмаз веру девы-христианки, приказал усечь ей голову мечом. Идя на казнь, видя плач по ней знатных женщин, Екатерина сказала: «Лучше радуйтесь о том, что я ныне вижу возлюбленного Жениха, Иисуса Христа, — Творца и Спасителя моего.(…) Он призывает меня к неизреченному блаженству райскому…» Таков был путь души, твердо идущей за Ним… «Желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху Христу, и от него царским венцом венчалася еси». (тропарь, глас 4).

[1] «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5)

Поделиться с друзьями в соцсетях:

Written by Алёна Селиванова on Февраль 16th, 2019. Posted in Статьи

Tags: , , , , , , , , , ,

Trackback from your site.

Comments (9)

  • 17.02.2019 at 8:49 дп |

    Что интересно, позднее появляется еще одна святая Екатерина. Сиенская. Ей также случается видение, и Господь дарует ей кольцо.

  • 23.02.2019 at 2:25 дп |

    …« В НАЧАЛЕ… Было Слово »… А ведь ораторское (оратый, о ра тиу) искусство сродни Могии, заговорам-прядению, а Поэзия Творению, как сказано в новой Книге РСТ «Поэт начала и конца XX века о БОГЕ» в которой Ярослав Астахов во «Вступительном слове» привел таковы слова: «…Поэт – это есть ответ Богу…Бог хочет сотворить Бога…Бога равного себе…»…: что есть поистине ответ нам страждущим и о таком СОТВорчестве Высшем… с Примерами… такового… нашего века 20 (потому не такого уж и железного…), а ведь следующий Новый Век должен превзойти предыдущий…
    И каковым Оный будущий век образуется? Ведь образуем его и мы, например таким простым действием, как произнесение слова истины. Как в сказании-статье Алены Селивановой «НеВеста ХРИСТА» о несущей Крест. Близится Праздник ВСЕМАТЕРИ — 8 Марта, который был издревле, оказывается, День Макоши!

  • 23.02.2019 at 7:22 пп |

    Дух един. Женское Начало Есь.. и в ВЫСШЕМ
    И Женчина, возросшая до полного стяжания ВЫШЕГО через Сына (Богородичностью), в итоге обретает Искомое… соответствующее Себе…СВОЙ КРЕСТ… РОДНОЛЮБИМЫЙ по состоянию-уровню своему… Становясь где-то когда-то и Вечной Обручницею Богу…: «Мистическое обручение невесты Христовой… причём их руки соединила Матерь Божия», как говорится в жизнеописании Екатерины Александрийской…
    Однако все же не понял бы глубины сей статьи, не прочитав последующее комментарий-предложение Дмитрия Логинова о Екатерине Сиенской, так пожелав узнать зачем она здесь… и вообще кто есть… оказалось… показательно даже в интернет-википедии.
    Екатерина Сиенская, ее «Богословская «Книга божественной доктрины» («Диалоги о божественном провидении»), была продиктовала ею ученикам, как считается, в состоянии мистического экстаза…: «Екатерина, Я есть Тот, Кто Есть; ты есть та, кого нет…, «познать себя и Его», «Ты должна любить других той же чистой любовью, какой я люблю…ты должна отдать эту любовь другим людям, и также любить их, не будучи любимой в ответ ими. Ты должна любить их, не получая выгоды, ни духовной, ни материальной, но лишь ради…». «Большой фрагмент текста занимает образная метафора Христа как моста, связывающего землю и небеса, и пропасти для обычного человека под этим мостом».

  • 14.03.2019 at 3:11 пп |

    Знаковый момент в Житии: святая призывает философов поверить учителям и богам(!), которые признали Христа Богом (Сыном Бога Всевышнего). «Убеждая философов, Екатерина приводит им в пример пророчества Сивиллы и слова известного мага Аполлония Тианского: «Послушай, что говорят о Нем мудрейшая Сивилла ваша, свидетельствуя о Его Божественном воплощении и спасительном распятии: «В позднейшие времена придет Некий на сию землю, примет на Себя плоть кроме греха. Беспредельным всемогуществом Божества Он разрушит тление неисцельных страстей и Ему позавидуют неверующие люди, и Он будет повешен на высоком месте, как бы достойный смерти». Вспомните, что и ваш мудрец Аполлоний (…) исповедует Христа Богом, принужденный к тому Его Божественной силой: «Один, — говорит он, — побуждает меня Небесный исповедать Его. Он есть Свет Трисветлый, пострадавший же Бог есть, но не Само Божество страдало: ибо в Нем и то, и другое: и смертен по плоти, и вместе чужд тления. И Сей Муж, все терпящий от смертных: крест, уничижение, погребение — есть Бог». Это сказал Аполлоний об истинном Боге, Который собезначален и соприсущен Родившему Его.» И заключает свою речь Екатерина так: «Итак, поверьте хотя своим учителям и богам – Платону, Орфею и Аполлонию, которые вполне явно и ясно (…) признали Христа Богом».
    Орфей — под этим именем эллины (как и болгары-помаки) знали Ария Гиперборейского, который получил предсказание о пришествии Христа (о воплощении Даждьбога) от сомого Сварога Небесного (Велесова книга, дощечка 25). Скифские мудрецы хранили сие пророчество и передавали от учителя ученику. В этой цепи стоял и знаменитый скиф Анахарсис, письма которого хранил ученик Иоанна Златоуста епископ Феодорит Кирский (390—457 гг.), сириец из галатов (предки голяд); святитель Феодорит почитал Анахарсиса как одного из величайших «семи мудрецов, живших после пророков».
    Опираясь на, в частности, эти письма, Феодорит написал, подобно Златоусту, трактат «Против иудеев», который оказался… «утрачен». Однако параллельные места сохранились в других трактатах Феодорита: «из других народов происходили мудрые мужи: ведь вы удивляетесь и Замолксису фракийцу и Анахарсису скифу за их мудрость» (Речь первая: о вере); «и гиппемолгов Гомер назвал справедливейшими; а это — народ фракийский» (Речь пятая: о природе человека); «скиф Анахарсис был добротолюбом и любомудром и его до такой степени жгла любовь к философии, что он стал весьма известным и у всех прославленным: он не только бодрствуя боролся с душевными страстями, но и во время сна; Гермипп Беритский говорит, что кентавр Хирон был учителем праведности, а Гомер назвал его праведнейшим из кентавров… то, что Гомер приписал Хирону и гиппемолгам —
    скиф Анахарсис представил на деле» (Речь двенадцатая: о деятельной доблести).
    Феодорит стал епископом (и благоустроителем) сирийского города Кира в 423 году, т.е. когда в нем и в округе жили, в основном, выходцы из Скифии. Тогда же на скифских землях у низовий Дуная, в Крыму и Приазовье уже давно действовали христианские епархии.

  • Алена Селиванова
    03.04.2019 at 2:29 пп |

    Спасибо, Дмитрий! Спасибо, Сивер! Да, история рифмуется… И в душе Екатерины Сиенской отразился подвиг Екатерины Александрийской — сквозь века… Само имя Екатерина означает — чистая. Очищение. Корень КАТА присутствует в таких словах, как катарсис, катастрофа — очищение через потрясение.
    Да, житие святой Екатерины, составленное Димитрием Ростовским, донесло до нас и ее слова о пророчествах Сивиллы, о Платоне, Орфее и Аполлонии, признавших Христа Богом… Так убеждали людей ранние христиане.И в чем-то очень существенном те времена — ранних христиан — рифмуются с нашим временем…

  • Владимир Толмачев
    07.04.2019 at 2:43 дп |

    Большое спасибо, уважаемая Алена, за изложение своей, идущей от сердца, трактовки жизненного пути Екатерины Александрийской. Можно сделать предположение, что путь этот в значительной степени был предопределен уже с момента наречения её именем «Екатерина». Если же с помощью Русских Северных Рун попытаться подробнее рассмотреть, почему это имя несет в себе значение «чистоты», то можно получить следующие, например, рассуждения.
    Душа святой (Ка) как носитель оживляющего и жизнеутверждающего начала старается уподобиться Богу. Следующий за ним слог (Те) будто усиливает и суммирует это желание души соединиться с Богом.
    Однако, этот слог изменен произношением и, поэтому, более аутентичным надо считать слог (Та), происходящий из латинизированного варианта имени – Catharina. Слог (Та) означает Тайну. А настоящая Тайна может существовать только в культуре герметичности. Эту культуру несет в себе Русская Северная Традиция (См. Д.Логинов, Л.Виольева. Планетарный Миф). Таким образом, сочетание этих двух главных слогов в имени святой (Ка + Та) олицетворяет стены святой тайны, благодаря которым душа пребывает всегда чистой. Пречистой. Именно стены святой тайны хранят покой души от хаоса и страстей мира сего. Вот почему Катерина – действительно пречистая.
    Затем идут два второстепенных слога (Ри + На). Слог (Ри) подчеркивает остроту и импульсивность осуществления желаемого. А слог (На) подводит итог и символизирует новое положение в вертикальной структуре поверх обычного человеческого состояния.

  • Алена Селиванова
    07.04.2019 at 7:06 дп |

    Спасибо, Владимир! Возможно, Екатерина — имя, данное во Крещении, мирское имя могло быть другим. Также как имена Агафия (Любовь),Перпетуя (Вечная),Агния( Огонь, Агнец)…

  • 08.04.2019 at 12:36 пп |

    Да, все более проявляется в Мире благодать Женского начала, в сети говорится о посланиях Матери Мира и многом другом, а ведь жизни ПраВедниц есть те же живые(ожившие) Послания. А Евангелие от Марии Магдалины местами словно само Евангелие ВСЕМАТЕРИ…
    «Жизнь — есть Жизнь любви, а не ненависти…Лучше замолкните и наблюдайте за собой, чем быть погребенным заживо!…жена спасет мир, а не муж и пророки. Дух Любви Божьей живет в её душе… рождается уже Новая Ева, свободная от Дьявола… Ещё дважды приду я на эту Землю через Матерь Святую… Время же Лукавых Духов закончится в тот миг, в который вы освободите Матерь Божью…Отныне лишь одно важно: ищите Матерей Божьих, чтобы поклониться им… Матерям Божьим отдавайте всё: если потребуется — и жизнь свою…Которые являются живыми основателями Эдема, что вновь должен расцвести на этой Земле…
    Мать — тигрица для врагов своего ребенка… Матери, помните: те из вас, которые не хотят рожать грешников и преступников, должны ревностно охранять дитя от пищи Ада… делают все то, что определено как прекрасное и доброе для матерей…
    Знаешь ли ты, за что меня распяли, сестра? За то, что я ничего не оставил в руках Лукавого…он изменил старое писание, написав: Змей искусил Еву яблоком…Я же говорю…Бог дал Еве яблоко, чтобы она имела вечную жизнь…Сатана зачеркнул слова и скрыл, что он дал ей мясо животного… Истина и Любовь ласкаются, они должны быть нагими…Размножение рода человеческого может происходить лишь по Любви и лишь перед очами Божьими… На Любви лишь Любовь может жениться… Сын мой, дай мне сердце своё…Сатана же глумится над родом человеческим и говорит: «Ева, раба моя, ты отдала мне своё сердце и я оплодотворил его…знает Дьявол; чтобы он мог владеть Землей, прежде всего надо извратить представление рода человеческого о грехе…истинно говорю вам: Никто не спасёт души своей, пока не пожертвует её» Словно Жить и Любить есть Одно. Есть одно Слово ЖизнеЛюбие. Слог есть один: любить жить, жить как любить, живи любя и люби живя, а сколько однокоренных в сути, например даже Животворение и Живое, Любвеобильное и Жизненное. Сколько смыслов: Жизнь Есть Путь Любви, Любовь в Пути по жизням(нашим и всего).
    https://vk.com/@198563429-evangelie-mariimagdaliny

  • 09.04.2019 at 10:22 дп |

    На комментарий Владимира Толмачева.
    Это какое-то совершенство и красота расшифровки тайны имени Катарина. Оказывается, Катя-Катерина — есть соблюдающая древнейшую на планете гиперборейскую культуру тайны. Дела двоих не могут касаться третьего. (см Планетарный Миф). А это значит, что над такими людьми не властен первородный грех. Дева, которую не смог искусить змий. Дева, чья душа не знает страстей и всегда пребывает в раю — в светлом Ирии.
    Спасибо, Владимир, очень интересно было бы продолжить тему имен и дальше.

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: