О сваргах
Что такое вселенная?
Волхв древних руссов ответил бы: это малая сварга.
Наш современник бы удивился: Какая же она тебе МАЛАЯ?! Несметный простор галактик… метагалактики… Да, может быть это все и сварганено (сотворено), а не само собою возникло. Так что сварга-то она сварга, но не лучше ли было бы о ней говорить: ВЕЛИКАЯ?
Великая Сварга
— Великая тоже есть, — отвечал бы волхв. — Но эта Сварга располагается ВОВНЕ уже Мирового Яйца, не внутри него. Внутрь поместится только малая.
— Как то есть? Вся эта бесконечность пространства-времени… помещается внутрь?!
— Вполне. Потому что только внутри твоего сознания единый поток бытия разделился на: я и мир (на я и не-я). То есть бесконечность-то эта не столько пространства-времени, сколь ограниченности твоего восприятия.
«…И зашли в этот темный терем,
Где картин бесконечный ряд,
Где любому свой срок отмерен,
И чудовищ глаза горят.
И наскучив небесной лаской,
Пожелав, чтоб угар — сильней,
Сочинили слепую сказку
И навеки застыли в ней.
И срослись за спиною двери.
И ко ставню присох засов.
И покрылся травою терем —
Меж Ирийских пропал холмов…
И обжили сей терем темный,
Где небесная кроха — пир.
И прозвали его: ОГРОМНЫЙ
НЕПОНЯТНЫЙ БЕСКРАЙНИЙ МИР.»
Ярослав Астахов, 2005
— А что же тогда по-твоему есть вселенные параллельные? — спросил бы далее, может быть, современник наш. — Они же ведь существуют?
— Естественно. И они есть тоже малые сварги, — ответил бы древнерусский волхв. — И существуют внутри все того же Яйца Миров. То есть внутри скорлупы твоего представления о бытийной Двойственности.
— Но если любые возможные миры и все я — внутри, то что же у этого Мирового Яйца вовне?
— Вовне, как я уже говорил, Великая Сварга. Которую называют еще: Недвойственность (Адвайта).
— Да что она собой представляет, эта твоя Недвойственность?
Не так-то просто представить, что тут бы ответил волхв. Слова языка человеческого заточены ведь исключительно под описание явлений, которые порождаются двойственностью восприятия бытия, свойственной воплощенным.
Не потому ли ответом, например, Будды на подобный вопрос учеников оказалось… ГРОМОВОЕ МОЛЧАНИЕ. (Так именно в буддийских священных текстах означено. Парадоксальным вот этим сочетанием слов.)
Причем Учитель таковым образом не уклонился от ответа, но ДАЛ его. Ибо, говорят, получив столь мощный ответ безмолвный — часть учеников обрели немедленно вожделенное Просветление, а другие… сошли с ума. (Один-в-один по евангельскому: «имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» — Лк 19:26.)
Апостол Павел, беседуя о подобном, с великой осторожностью подбирает слова, щадя несовершенство и немощность восприятия человеческого: «Он [Христос] соделывает из обоих одно и разрушает стоящую посреди преграду… дабы из двух создать в Себе Самом одного… и в одном обоих примирить с Богом» (Ефес 2:14—16).
Апостол намеренно дал учение о Недвойственности вскользь как бы. С расчетом: способный вместить — немедленно обретет Спасение; не столь же мощный умом не сойдет с ума от попытки вместить, предпринятой с негодными средствами, а просто ему покажется, что будто тут речь о чем-то не столь возвышенном, нежели аж Недвойственность. (Так именно нынче оно почти всем и кажется.)
Апостол Павел и с другой стороны однажды еще подкрался к теме Недвойственности. Свидетельствуя, благодаря Чему вышел из-под влияния как собственного я, так и мира: «Я умер для закона [мира сего], чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:19,20).
Распинаемый в миру Христос оживает в душе сораспинающегося Ему и возносит Воскресший ту душу выше как сего мира, так и собственного ее я — одесную Отца возносит (ОДЕСНУЮ ОТЦА это христианское имя Великой Сварги, ну или уж по крайней мере понятие весьма близкое).
Об этом 58-й гимн Симеона Нового Богослова: «Ты, пребывая там вверху со Отцом Твоим, несомненно и с нами Сам весь находишься и, будучи таким образом опять в мире, Ты (вновь) невместим для мира, ибо, находясь Сам во всем, Ты являешься превыше всего; так и нас, рабов Твоих, находящихся среди чувственных и видимых (вещей), но осияваемых светом Твоим, — совозносишь Ты с Собою горе, и делаешь из смертных бессмертными; и мы, оставаясь тем, чем и были, делаемся по благодати Твоей сынами, подобными Тебе, и богами, видящими Бога (Всевышнего)».
Малые сварги
Если Великая Сварга есть одесную Отца (Сварога), то что являют собою малые сварги?
В традиции Востока малые сварги называются — локи, то есть миры Творения. Ну или по крайней мере локи и сварги — понятия весьма близкие.
Но все же понятие о локах — локальное: родилось в Индии как переосмысление древнерусского понятия о малых сваргах, которое принес туда русс Яруна.
Северный Ведизм употребляет понятие «малые сварги» широко, но не догматизирует оные. Ведизм же восточный — индуизм — догматизировал и тем сузил, и получились эти самые локи. У индуистов прописано их количество, иерархия и т. п.
Русская же Северная Традиция намеренно оставляет понятие о малых сваргах — широким. То есть допускает различные толкования.
Малые сварги можно понимать как то самое, что современная физика называет параллельными вселенными (примерно такое видение означено в нашей книге «Планетарный миф»). Альтернативная точка зрения: малые сварги можно понимать как планеты. Это наиболее близко к индуистскому представлению о локах.
Как обитаемые, точней, планеты. Любая малая сварга есть не иное, как частный конкретный случай иллюзорной дихотомии Единого на я/мир. То есть если есть мир, то должно быть я (соответствующее). А иначе это не мир, не лока.
Сознание, воспринимающее бытие диспергированным на я/мир, нуждается во СПАСЕНИИ от оного восприятия, чтобы таковому сознанию мочь вернуться к Великой Сварге (где дихотомии на я/мир нет), из коей оно повыпало некогда (вывалилось таким образом, как это было описано нашими авторами в одном из выпусков альманаха «Триглав». )
То есть необходимо, чтоб воплотился на каждой из таких планет СПАС, и чтоб учение его приняли, понимая, что через этого Спаса учение ДАЖДЕТ БОГ. Спас Даждьбог не от себя речет, а он являет собой и учением своим — СЛОВО Бога Всевышнего.
Пророчество о грядущем воплощении Слова, перенятое от арктов, легло в основу величественного цикла древнерусских мифов о Спасе Даждьбоге, каждая деталь которого объемна и глубоко символична. Мифы говорят о рождении его Девой-Зарей, о преображении, распятии, воскресении и восхождении Даждьбога на небо к Отцу-Сварогу. Основные моменты эпоса образовали годовой круг из 12-ти великих праздников. К нашему времени они почти в том же виде почитаемы как великие православные двунадесятые. (см. Дмитрий Логинов, Бог Сын и боги)
Руссы испокон веков именовали ДАЖДЬБОГА — Спасом и Сыном Сварога Небесного. Задолго до рождества Христова. Когда же Христос родился — все скифские, славянские племена восприняли Его не иначе, как Даждьбога воплощенного (см. книгу Дмитрия Логинова «Евангелие от русских волхвов», а также исследования на эту тему академика РАН Бориса Рыбакова).
То есть Даждьбог на планете Земля был воплощен как Христос. И дал землянам учение, которое, если кто сумеет вместить — обретает способность вернуться в Сваргу Великую (об этом книга Дмитрия Логинова «Тайное учение Христа»).
Судьба воплощений Даждьбога на разных планетах вселенной (в разных локах) неодинакова. Конкретные о том сведения приводятся в книге «Роза мира» великого русского духовидца Даниила Андреева. Затрагивается эта тема, хоть и с меньшей конкретностью, также немного в книге Рудольфа Штайнера «Христианство как мистический факт».
Синяя сварга
Некоторые последователи Русской Северной Традиции видят в имени Синяя сварга просто синоним имени Великая Сварга. Однако точнее будет, пожалуй, говорить что Синяя сварга, поминаемая не единожды в книге Велесовой, представляет границу как бы между Великой Сваргой и всеми малыми сваргами.
Конечно, говорить мы так можем образно только лишь. Образ Мирового Яйца, какой был помянут выше, позволяет метафору: внутри Яйца заключается бесконечное множество малых сварог; вовне его простирается бесконечная же Великая Сварга; а вот СКОРЛУПА-то Яйца и есть СВАРГА СИНЯЯ.
Однако и здесь Традиция не навязывает определения жесткого. Всяк волен понять по-своему Велесову книгу, что поминает Синюю не единожды. У Ярослава Астахова, например, о Синей сказано так:
«Постоять на краю мне случилось.
На жестоком, наждачном краю.
И стоянье сие воплотилось
В заповедную песню мою.
Я не стану рассказывать части,
Деталюшечки гибельных мест:
Кто не видел оттенков ненастья,
Обдирая ладони о крест?..
На одном остановимся взором:
Узнает заглянувший за край,
Как обходит границу дозором
От змеи охраняющий рай —
Узнает: высоки его плечи,
Лучезарны — и вправду! — крыла,
И молчание — молнией мечьей…
И доспехом — речений хвала…
За такое, Всевышний мой Боже,
Попустивший побыть на краю,
Благодарен: отчетливей, строже
Вижу Синюю сваргу Твою.»
Ярослав АСТАХОВ. цикл стихов «Святой Георгий», 2010
Кое-что о сей Синей сварге, о переходе по Звездному мосту — сохранила, говоря к слову, Тибетская книга мертвых.
Откуда? Так ведь Восток наследовал Северу. Подробно о том, как именно наследовал Восток Северу, — в курсе моем по Метаистории, а также в книге Дмитрия Логинова, написанной в соавторстве с Премавати (которую признают в Индии МАХАТМОЙ), в их ставшей классической уже работе «Единство Троицы».
Но это целый трактат, а за кратким описанием лучше обратиться к Джекобу Коннеру, классиком куда раньше ставшему (Коннер занимал пост посла США в России в 1908—1912 г.) и славному своим трудом «Христос не был евреем», где именно и сообщает Коннер, что древние руссы, «следуя в южном направлении вдоль Волги к Каспийскому морю и к Малой Азии, в далекое доисторическое время предприняли опасный поход к более теплому климату и более легким завоеваниям через Иран в Индию и Месопотамию».
Тогда-то именно в этих трех «древнейших центрах зарождения цивилизации» (как любит именовать западная наука) родились переложения Даждьбожьего эпоса, которые в последующие тысячелетия сделались основой мощных религий. Такими явились культы, минимум, следующие:
• Озириса, Гора (Хора, Хорса);
• Аполлона и Диониса;
• Думузи (где можно видеть поразительные совпадения в текстах гимнов с православным христианским каноном);
• Колаксая и Митры.
В священном гимне Мехр-Яшт недвусмысленно именуется Митра «воплощенным Словом» (Яшт 10:25). Так именно Даждьбог на Руси понимался испокон веков как Бог Слова, почему его именем и скреплялись клятвы. Так что именно скифские, древнерусские корни митраизма позволяют рассматривать его как религию протохристианскую. А рассмотрение таковое тем более правомерно, что в митраистском гимне «Хоршид Яшт» (Почитание Солнца — Хорса) прославляется… Святой Дух (Яшт 6:2).
Подобных примеров можно приводить множество, и все они будут лишь фрагментарными перепевами единого древнейшего иевусейского культа. Точнее, иеРУСейского, ибо: ИеРУСалим! Культ этот поминается не раз в Библии как ЧИН МЕЛХИСЕДЕКОВ.
Поминаться-то поминается, но вот про лежащее в основе его Учение (которое хранил Иерусалим ДОЕВРЕЙСКИЙ) Библия не говорит практически ничего. Хоть и однозначно свидетельствует не раз же: преемником, наследником, воскресителем того изначального древнейшего протоветхозаветного Учения является Учение христианское.
Протоветхозаветное Учение то ведала в полноте раннехристианская Русколанская церковь (о ней см. в книге Дмитрия Логинова «Протоапостол»). Частью его являлось и ведение о Синей сварге. Перескажем русколанское учение о ней схематично и на современный манер.
Дух может существовать воплощенным или витать бесплотно. Да, и последнее тоже ему по силам и даже является для него исконным, естественным состоянием. Как бы ни плевались материалисты. «Исус сказал: Если плоть произошла ради духа, это — чудо. Если же дух ради тела, это — чудо из чудес. Но я удивляюсь тому, как такое большое богатство заключено в такой бедности» (Евангелие от Фомы, речение Христа 34).
Христа удивляет стремление богатства (духа) заключать себя в бедность (в плоть). Навязчивое желание духа — некоторых из духов, то есть, — ВОПЛОЩАТЬСЯ.
Для духов, одержимых стремлением воплощаться, и сотворяются соответственно тонкостям этого их желания многоразличные малые сварги. (Локи подобны гетто, — сказал однажды мне один индуист, считающийся среди своих вольнодумцем.)
Малые сварги являют собой обители воплощенных духов. Духи не воплощавшиеся же вовсе — как и развоплощенные из спасенных — витают на бескрайних просторах Великой Сварги.
Такое учение нам рисует границу меж Сваргой Великой (Одно) и сваргами малыми (многое) очень резкой. Однако гиперборейская философия говорит нам: граница, разделяющая Нечто и нечто, являет собой не координатную условность, а тоже некое нечто.
И вот очень похоже, что это некое нечто и означается древнерусскими текстами как СИНЯЯ СВАРГА.
Эоны воплощенных
Ведь гиперборейская философия утверждает (как и произошедшие от нее философии позднейших эпох): Являющее себя хоть как-то — проходит непременно три стадии самоявления своего, ну или три его эона, или (скажем для простаты) три роли.
А именно: сначала это самоявляющееся проявляет себя неопределенно, затем определенно уже ну и, наконец, предельно. Причем этот закон явления (воплощения) мы можем видеть и на примере аж самого Воплощения, как такого.
Эон первый, пребывание Ария в Ирии (по Библии — Адама в Эдеме) есть воплощение вообще — неопределенное и непосредственное: не имеющее пределов (ограничений) во времени и возможностях. То есть воплощен-то он ВОПЛОЩЕН (малая сварга) и однако притом совершенно НЕОГРАНИЧЕН (Великая Сварга). А значит плоть воплощения может являть тут собою лишь тело славы, о коем была речь выше. И тело оное представляет собой атрибут исключительно Синей сварги. Такого более нигде нет. Ведь Сварга Великая это обитель бестелесных, а обитатели малых сварог обладают мало напоминающими тело славы телами, представляющими собой «ризы кожаные» (Быт 3:21).
Второй эон и есть пребывание в этих самых «ризах» в какой-то из малых сварог. В нашем случае это «мир сей», и тут они вправду кожаные (как и в большинстве прочих). Это воплощение ради самого воплощения — определенное: ограничивающее себя Смертью, являющее собой хоровод рождений-смертей-рождений…
И, наконец, эон третий, Спасение, который суть воплощение самого Воплощения — предельное: ибо Слово, посредством коего всё начало быть (Ин 1:3), обретая плоть, — Слово сие облекает плотью теперь самое Себя, то есть воплощает Воплощающий Принцип. И в результате всякая плоть, причащающаяся сей Плоти, обретает возможность одолеть Смерть, то есть претворить себя в тело славы (в коем Христос по воскресении своем являлся ученикам). А тело славы, как было сказано, есть атрибут исключительно Синей сварги — Царства Небесного. Небесное таким образом по благодати сходит к земным, почему и сказано: «сидящим в стране тени смертной воссиял свет… покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:16,17) и сделалось теперь для вас возможным Спасение.
Спасение можно сравнить с моментом пробуждения спящего. Покуда человек спит он не помнит не только, где оно и как получилось, что он заснул, а он еще к тому вообще не помнит, не сознаёт о наличии чего-либо, кроме пространства сна, в которое погружен его дух, и вовсе не сознает это даже пространством СНА, воспринимая просто как нечто, которое само собой всегда было, будет и сейчас есть… А вот пробуждающийся начинает осознавать, понемногу: э… нет! здесь что-то не совсем так! что-то еще наличествует ВНЕ хватки навязчивого течения [кошмара] в котором душа моя сейчас пребывает. И… и вот уже в сумеречной стране призраков разгорается свет, и разгоняет он эфемерные тени сна человеческого, и пробуждение завершается, и нави на смену приходит явь, бодрствование.
Но если навь суть сон человеческий, то что же тогда есть явь? Правь ли она уже? То есть: Истину ли являет явь оку нашему в ее последней инстанции (а не только лишь истину относительную, то есть — по сравнению с навью)?
Нет, являет нам явь не Истину. А просто, если навь суть сон ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, то явь человеческая представляет собой сон БОЖИЙ.
И пробуждение от яви являет собой ОБОЖЕНИЕ, не что иное! Сиречь то самое совершение, о коем неустанно рекли святые отцы раннехристианской церкви как о величайшей вообще цели всей христианской жизни.
— Но возможно ли пробудиться от ЯВИ? Разве может нас что-нибудь пробудить от яви??
— Может конечно: СМЕРТЬ.
— Смерть… ну уж это не… «что-нибудь»! Не поспоришь с таким ответом, да только он… больно мрачен.
— Имеется и светлый ответ. Но он уже не про ЧТО, а про КТО. От мира сего пробудить Спас нас властен. СЫН БОЖИЙ претворяет СОН БОЖИЙ пришествием Своим в осознанное сновидение.
Сие подобно тому, когда во сне человеческом осознает человек, что СПИТ он. Чем еще и до пробуждения своего как бы… во-сне-проснулся.
Когда, продолжая спать, протекающие в нави с тобой события сознаешь НАВЬЮ именно — такое принято называть: осознанное сновидение. И вот включая осознанное сновидение — ты пробуждаешься как бы еще до своего пробуждения.
Сравним: осознанно умерший-до-смерти — «смерти не увидит вовек» (Ин 8:51). И еще пожалуй об этом же: «будьте прохожими» (Евангелие от Фомы, Речение Христа 47).
«Смерть, где жало твое?» (1Кор 15:55) Сын Божий может увести тебя и при жизни в такую сваргу, где смерть… не действует.
А смерть не действует из всех тел исключительно лишь на ТЕЛО СЛАВЫ и если ты — обожением — обретаешь его, это значит: уже ты стал гражданином не только мира сего, но также и СИНЕЙ СВАРГИ. Гражданство такое доставить властен один Сын Божий — по благодати причастия.
Сынья сварга
Некоторые древнерусские рукописи хранят удивительную транскрипцию. В них вместо «Синяя сварга» писано: СЫНЬЯ сварга.
С чего бы так? Да просто потому что Синяя=Сынья. Синь (Царство Небесное) обретают люди, следующие путем… Сыньим. Как Божий Сын сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6).
Выше было написано: христианское «одесную Отца» это есть ведическое «Великая Сварга», но с оговоркою, что это лишь приблизительно, это не совсем так. И вот сейчас очевидным делается, в чем именно приблизительность, чем она и снимается: одесную Сварги Великой находится сварга Синяя.
Но это уточнение незначительно. Ведь христианская Пресвятая Троица нераздельна и неслиянна столь же, как наш ведический северный Великий Триглав исконный. А значит и сварга Сынья перихоресна (простите греческую заумность) Отцовой Великой Сварге. А это значит: и СИНЕМУ телу славы определенным образом ВЕЛИЧАТЬСЯ возможно в принципе. Пусть хоть и Великая Сварга слывет обителью — бестелесных.
Поэтому смешноваты сетования Марка Твена, что де зачем нам тогда и вся эта вот жизнь после смерти, коли в таковой окажется несподручным телесно действовать?
У милого нам Якоба Бёме находим четкий ответ на Твенов этот вопрос: «Кто верно понимает все три начала [тело, душа и смерть], тот не станет о сем спрашивать: ибо душа отходит не чрез уста, потому что она и вошла не чрез уста: она выходит только из одной тленной жизни; Турба [смерть] разрушает только ее тленную жизнь, сама же душа остается в настоящем своем мире» (Якоб Бёме, «ИСТИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, или сорок вопросов о душе», 1730.)
Душа не отлетает, а ОСТАЕТСЯ (сухой остаток). Это тело прилетело рожденьем и отлетело смертью. Исконная бестелесность являет собой природное (домашнее, так сказать) состояние души. Телесность, пусть даже СЛАВНАЯ, это для души есть лишь… страннический ее посох.
Вспомнился катрен такой у Ярослава Астахова:
«Может быть в единый клик,
Совершит что мышью Некто,
Мы с тобой пополним лик
Бестелесных интеллектов.»
Ярослав Астахов, 2021, «КАТРЕНЫ».
МОЖЕТ. Господу все возможно.
Только вот «в единый клик» это вряд ли. Или это удача редкая, если вдруг.
Ведь русская-то Синяя сварга есть единственный мир (сон… лока…), который достоен быть величаем именем Сон Золотой, какое дает мечте об идеальном устройстве бытия Федор Достоевский.
Ключевых «кликов» 12 ровно, как повествует ОБРУЧ ПЕРЕРОЖДЕНИЙ. Если говорить о них как о степенях Осознания — вехах жизни человека, сиречь, — то следует уточнить: золотое сеченье сей Дюжины таково, что видимая семерка ЯВНЫХ дополнена пятью ТАЙНЫМИ.
О явных была речь выше. О тайных рассказать еще предстоит.
Понявший смысл бытия однозначно оказывается на пути к Синей сварге. Которую в христианстве зовут неложно Царством Небесным.
Где царствие — там и царь. Сретение с Царем царей обещает страннику пониманье о Первопринципе всякого воплощения. Данте дошел до Встречи и вот как ее описывает:
«О Вечный Свет, который лишь собой
Излит и постижим и, постигая,
Постигнутый, лелеет образ свой!
Круговорот, который, возникая,
В тебе сиял, как отраженный свет, —
Когда его я обозрел вдоль края,
Внутри, окрашенные в тот же цвет,
Явил мне как бы наши очертанья;
И взор мой жадно был к нему воздет.
Как геометр, напрягший все старанья,
Чтобы измерить круг, схватить умом
Искомого не может основанья,
Таков был я при новом диве том:
Хотел постичь, как сочетаны были
Лицо и круг в слиянии своем;
Но собственных мне было мало крылий;
И тут в мой разум грянул блеск с высот,
Неся свершенье всех его усилий.»
Данте… западный Пушкин. Поэт и богослов и, возможно, в нем богослова было поболе даже, чем в нашем Пушкине.
Впрочем, не мне судить. Пусть истину донесет на крыльях своих АРХАНГЕЛ СВОБОДЫ.
А здесь я лишь о «блеске с высот». Об отсвете, что сияет на тайных вехах…
У скифов были тайные боги. Семи богам они поклонялись открыто, а вот пятерку от чужаков прятали. Поскольку в ней особая была сила. Царь Дарий попытался однажды силой проникнуть в тайну этих скифских пяти богов но история знает, чем это кончилось.
Материал этого поста представляет собой главу новой книги Лады Виольевой «Вехи жизни человека», которая в настоящее время готовится к изданию. Следите за новинками АВТОРСКОЙ СТРАНИЦЫ!
На эту тему можно почитать:
Written by Виольева Лада on Апрель 5th, 2025. Posted in Статьи
Tags: апостол - Павел, боги, боги - Сварог, Даждьбог, понятие - адвайта, понятие - великая Сварга, понятие - душа, понятие - малая Сварга, понятие - правь явь навь, понятие - тело славы, понятие - чин Мелхиседеков, понятие - Я и МИР, символ - яйцо, Христос
Trackback from your site.
Comments (1)
Спасибо, Лада! Совершенно замечательно!
***
Бе́здна бе́здну призыва́ет во гла́се хля́бий Твои́х, вся высоты́ Твоя́ и во́лны Твоя́ на мне преидо́ша.
Псалом 41:8
— Претвори мою боль в Тишину —
Ведь на это Ты дал эту жизнь…
И пришедшим на эту войну
Ты сказал: «От себя откажись…»
Боже, плечи болят от креста…
За двоих я несу эту жизнь.
— Глубина это есть Высота,
От подпорок земных откажись.
Падай в Небо. И руки Мои
Примут душу, прошедшую ад.
Из распятых во имя Любви
В небесах — прорастет виноград…