Институт богословия Русской Северной Традиции осуществляет, в рамках общей работы Славянской Всемирной Академии, следующие виды деятельности: Научно-исследовательскую. Ее результаты представлены в публикуемых нашими сотрудниками книгах, статьях, сообщениях на конференциях. Преподавательскую. Читаются курсы лекций: http://prazdniki.dolniy-lad.ru/kursy/ Проводится очное и заочное обучение. Общественную. Институт богословия РСТ является координатором общественного движения РОСТ, а также инициатором ряда проектов. Ведение, которое хранит Русская Северная Традиция, это фундамент, который уникален тем, что только на нем возможно реальное возведение единства в Духе ВСЕХ русских людей. Это Ведение на деле представляет собой отшлифованную тысячелетиями Русскую Идею – ту самую, которую, «изобретая велосипед», «ищут» патриотически настроенные силы России два последних десятилетия. Именно это Ведение представляет собой и предмет исследования, и метод работы Института богословия РСТ.

Русское деревенское взаимопонимание

Русское деревенское взаимопонимание (исконная традиция в крови у народа). Тезисы к докладу на круглом столе , состоявшемся под эгидой Изборского клуба в Москве. 

© Егор Александров, 3 июня 2017 г.

Встречи с деревенскими жителями в  их солидном возрасте за семьдесят на меня, как полностью городского жителя, произвели особые впечатления. Это другая цивилизация, другой мир, чудом сохранившийся в нашем бурном событиями времени.  Для меня, как городского жителя это было как путешествие на другую планету, или путешествие на машине времени во времена, о которых  мифы и сказы говорят.

Эти замечательные люди не отличаются от большинства других, они никого не эпатируют, не рекламируют себя, ни к кому не пристают. Они – старики, от слова стойкие, они стоят, они выстояли и дожили до столь почтенных по нашим меркам лет. Они очень интересны, но чтобы это увидеть, необходимо было  прислушаться и остановиться, увидеть за внешней простотой ПРОСТОТУ иную.

Интерес к людям почтенного возраста у меня, наверное,  от нехватки общения со своими дедушками и бабушками. Вот и навёрстываю упущенное. К мудрости и жизненному опыту прикоснуться пытаюсь.

Хочу поделиться осмыслением этих замечательных встреч.

Они, наши деды и бабушки в деревне живущие, отличаются от нас нынешних.

Чем?

Далее постараюсь  перечислить, так как я смог понять и увидеть.

  1. Отсутствие суеты, внутреннее спокойствие, простое достоинство.

Они не стесняются своего малого достатка. Чужому не завидуют. Довольствуются достигнутыми результатами и возможными обстоятельствами. О себе не забывают, своё есть своё.  Своего должно быть в достатке, чтобы хватало. Лишнего много не надо, хранить трудно и хлопотно.  Запасы разумными должны быть и распоряжаться ими умеючи надо.  Мера везде нужна.  Умеренность в потребностях также желательна.

  1. Обращение к человеку идёт не от рассудка и ума, а из сердца.

Когда первый раз ко мне обратилась восьмидесятипятилетняя бабушка, я сразу  и не понял вообще к кому она обращается, по форме ко мне, а по содержанию оказалось, как я потом понял,  к сердцу, к душе моей.

Специально так невозможно говорить, под простыми словами скрывался посыл к душе, к сердцу. И говорили она и многие старики от сердца. От своего сердца к другому сердцу. Удивило, что городской образ жизни глух к общению сердец.

Скажут старики, улыбнутся и ждут пока у городского «инопланетянина» смысл из сердца его до его же мозгов дойдёт. Если не дойдёт, то ты им и не интересен будешь.

  1. Простая приятная речь, мысли излагают просто, естественно, образно с окраской сердечной теплоты.

С непривычки сердечная теплота «перешибала» смысл сказанного, начинаешь купаться в ней и теряешься в подробностях. Не хватает нам теплоты в суете городской.

А про мат и говорить не приходиться, не употребляли его. Сейчас без мата даже в правительстве не говорят. Редок теперь разговор без мата.

У бабушки Ульяны спрашивал:

— родители твои матерились?

— нет, не принято было, редко услышишь, да и то потом говорили «Прости меня Господи»

На вопросы мои отвечали по особенному, часто мне казалось, что не по теме, только потом доходило, так и только правильно, просто и ёмко.

У бабушки Насти спрашивал:

— твои родители или дедушки с бабушками, откуда родом были, откуда в эту деревню переселились?

— здесь всегда жили.

— а пра- пра- пра- ?

— все отсюда.

— а триста, пятьсот лет назад?

— что-ты заладил — откуда, откуда, поняла я тебя, и повторяю, мы здесь всегда жили и ниоткуда не пришли.

Так вот многие деревенские гораздо лучше слышат вопросы, чем городские, желающие только сами говорить и других учить. Твой вопрос они в «свою глубину» помещают и ответствуют тебе через себя всего. На этом фоне разговоры чиновников чушью кажутся. Много слов сказано, а в душе ничего не осталось. Что сказал, для чего и для кого — непонятно. Идолопоклонство это форме слова, с потерей смыслов и связей с окружающей средой.

Они то, деревенские словами не бросаются, но и за словом в карман не лезут. Речь в конце концов должна образ породить, передать его так, чтобы другому понятно было.

Юмор и шутки воспринимают и сами умеют. Обязательно шутку-прибаутку уместную вставят.

Дед один рассказывал. Мужичок жил вороватый на чужое. И повадился он у охотника добычу скрадывать. Охотник подстрелит косулю или лося, оставит его и до дому за санями. А мужичок быстрее него по следам до добычи доберётся и умыкнёт её. Спрашивают у мужичка, откуда у него мясо водится, а он  ответствует, что барана или козу свою ест. Но в деревне трудно что-то утаить. Охотник  догадался и сообразил, как проучить его. Кобыла у его соседа сдохла, шкуру он содрал и  с лося и с кобылы, падальное мясо шкурой, головой, ногами лося  замаскировал в лесу. Мужичок то мясо ест  и не ведает. Охотник ему и говорит: — Как по вкусу тебе сдохшая соседская кобыла пришлась? Дурно мужику было. Выставил его дураком. А мог бы в тайге ему лыжу сломать, вряд ли тот живым обратно вернулся бы.

  1. Всегда готовы радоваться и лёгкие на подъём для радости, даже если поводы простые и незатейливые.

Какое-то безмятежно-радостное состояние у них, даже когда сердятся, оно не теряется. Бабушка Ульяна собаку Шарика ругает, а тот глаза отводит и хвостом вертит, прощение просит. Но ни злобы и страха нет ни у кого.

Особенно радуются доброму общению. Самая большая ценность это …. и не только в деревне. Радость , подаренная радостью возвращается. Но для этого созвучные состояния душ нужны. В деревне легче это, красоты природы помогают и располагают.

  1. Глубина памяти у них более ста лет по своей жизни и рассказам родителей и дедушек, бабушек.

Бабушка Ульяна рассказывала. Церковь в деревне её рушили,  до войны это было.  Как бабки умаляли не рушить её, плакали, просили не ронять колокола, но нет, зловредный один, кувыркнул вниз колокола. Так вот, она говорит, Бог его сильно наказал, в конце концов, погиб он, ничего хорошего у него в жизни после этого не было. Не единичная такая история с церквями, рушитель против доброго идёт и потом добра уже не находит.

Дедушка Александр сказывал пальцем показывая. Отец мой говорил,  вот здесь колчаковцы в Гражданскую в Сибирь отступали,  по пути в горах добра попрятали много. Мой отец чуть с ними не ушёл. Мать отговорила, не пустила, детей не сироти, умаляла.

Про войну отдельный разговор.

Время со стариками можно руками пощупать. Не далеко оно. И история другая получается в этом случаи, не официальная, с человеческим лицом.

В здравом уме и доброй памяти нам надо быть. Прошлое помнить. Они так и живут, главное помнят, для жизни необходимое.  Только мало кто спрашивает их об этом. Суета не даёт нам остановиться и поговорить, не сразу старики нужное вспоминают, разговорить их надо, время потратить, доверие заслужить.

  1. Веру Православную не потеряли, через жизнь свою пронесли.

Интересно было, что об Отце Вседержителе, Всевышнем и Святом Духе практически никогда не говорили, но его почитали, первенство  не забывали и соблюдали уважение. Потом понял я, почему мало о сокровенном говорят. Если не понимаешь, то лучше промолчи, умнее выглядеть будешь и Богу обиду не причинишь пустословием своим, в грех не впадёшь. Сокровенность непостижимая есть в Боге, всуе не обсуждаемая.

О Сыне больше говорят и охотнее. Самое главное – Он Сын Божий, Господь Бог наш. Центр повседневного и праздничного общения с Божьим Миром.

Сына Божьего просили о попечении редко, чаще всего в защите от дел бесовских и лукавых. Спасибо, и Славу, и Благодарение часто слышал.

О помощи в делах чаще всего у Матери Божьей просили, её заступничества и покровительства. И к Святым многочисленным обращаются, но тут у каждой семьи свои в почёте.

Удивляло их отношение к образам Святых, как к своим любимым родственникам, с которыми в одном доме Жизнь живут и интересы их учитывают.  Симбиоз своеобразный получается. В доме всегда место должно быть для Святого. Бабушка Ульяна говорит, что плечом всегда с ними толкается, когда по дому ходит, без них ни шагу.

Молитв не так много знают. Всё больше сердечную молитву пользуют, как скажется, лишь бы от души было, и чтоб мозг не путался.

Лешего и домового не забывают, как их забудешь, если они рядом и тихо не живут, шуткуют иногда. Про лешего, точно знаю, что шуткует, ни компас, ни карта не помогут. Гору вижу, знаю куда идти, солнце направление даёт, а выйти из долины не могу, она не кончается, как беговая дорожка стелиться. Помурыжил и отпустил, главное спокойствие не потерять. Сказал ему, ладно если надо и заночую у тебя, буду костёр жечь и дым пускать. Отпустил.

  1. Мудрые вещи просто говорили, оценки точные давали.

Вопрос мне дед Александр задал, у него телевизор был. Скажи, почему депутаты (это про первые созывы) похожи на мышей, крыс, хомячков, хорьков? А если на более крупного хищника похоже, то он у них и всегда главный. Не понял я его, переспросил.  Внешнее сходство, или по жестам? Он в ответ, ты посмотри, посмотри, они КАК грызуны, обличие у них так похоже на этих тварей. Пришлось учиться смотреть так. Потом я у него спросил про Ельцина, на кого он похож по его мерке. На медведя сказал. Повернётся неуклюже, с десяток мышей потопчет, сядет, хорька задавит. А они опять на тёплое место набегают. Но медведь уж слишком бурый какой-то.

Вот и деревенская психология  в действии по определению психотипов людей.

Дед скажи, спрашивал я. Что деньги для тебя? Подумал он и ответил. Раньше они мне нужны были для покупки того, что самому не сделать или работу оплатить тому, кто помогает. Сейчас не к чему их много. Деньги сейчас другие стали.  Меняют на них всё, что для жизни ценного есть. Как у туземцев за бусы золото выменивали,…. и землю, …. и детей. Да, другие деньги нынче стали, злые они, не добрые.

  1. Трудолюбие, без жадности и лени.

Уклад жизни веками отлаженный, много хитростей в себя вобрал, удивительное количество изобретений было введено в оборот хозяйственной деятельности. АгроБиотехнологии используют.  Процессы брожения в ходу и для хлеба и для кваса и для капусты. Растения для пищи пригодные в пищу идут, не пригодные через скотину в пищу превращают, тяжёлую физическую работу на животных возлагают, конь тащит и возит, собака сторожит и лает, кот мышей давит. Со всеми «договор подписан». Если коротко сказать по-научному — это  ГеоБиоЦеноз.

У деда Михаила спрашивал. Почему народ в деревне жить не хочет? Отвечал он. Не хотят работать, лень. Крестьянский труд хорошей физической подготовки и сноровки требует, но свободу душе моей даёт. Мой день я задаю себе по своим возможностям и заботам о хозяйстве. А городские по гудку живут, как собачки дрессированные в цирке. Земля без людей не земля, пустошь это. Земля без человека пропадает, дичает, обижается и в ответ не дарует людям ничего. Много не ухоженной земли теперь, много мёртвой кожи на теле земли. Лечение одно, на земле должны жить люди, не только в городе жить, должны жить повсюду и малым и большим народом. По научному это уже СоциоГеоБиоЦеноз. Не стало скотины и грибов по лесу не сыщешь теперь.

Вот и сетевой принцип жизни простой, который веками нашими предками использовался. Человек от человека не далеко и не близко селился, простор для себя, соседа, и природы Матушке соблюдён был.

Дед продолжает. А так из деревни уезжают, потому что детей учить надо, в деревне уже и учится не у кого и нечему. Примеров добрых нет. Пьянство, мат, безделье, работы нет, своим хозяйством жить не хотят.

Детей в деревне оставишь, они пример жизни не полной получат, от культуры отстанут, не хотят они детям тяжёлого труда и неустроенных территорий. Думают в городе лучше. А там, в городе дети теряются, пропадают, редко кому удаётся далеко продвинуться и здоровье душевное сохранить.

У деда Михаила спрашивал. Почему городские в деревню едут? Отвечал. Шут их знает. Нюхать воздух приехали, на солнце смотреть хотят, и чтоб им белки грибы таскали. Мечтатели. Похоже, что в городе жить не смогли и думают, что в деревне легче будет. В деревне без хозяйства нельзя, погибнешь. Хотя приезжают пенсионеры на житьё, хорошие люди, образованные, могли бы учить детишек премудростям цивилизации. Но диплом нужен детям. Думают что он самое главное. Всю жизнь учится надо, а диплом — тьфу. Корове он не нужен, её нужна забота. А так от городских пенсионеров польза для детей могла бы быть. Нам старикам своё передать кому-либо надо и успокоится, только не кому пока, может и вовсе некому будет. У деда настроение такое было, домовину он себе тогда делал, помирать примирялся, прибаливал он. Правда, когда соорудил он себе это строение и повеселел, забегал.

«Дед скажи» — я у него спрашивал. «Был ли хороший период в вашей жизни?» — Подумал он и ответил. Лучше всего при Брежневе было, государство жило, колхозы и лесхозы дороги и электричество сооружали и нам не мешали, яйца у кур не считали, жить позволяли, за денюжкой и пенсией на работу ходили, на колхозной машине на заготовку своего сена ездили. В клубе праздники справляли. Плохо только с церковью было, клуб в ней и был.

Опять я со своим вопросом:  — А как сделать, чтобы жизнь в деревню вернулась? Отвечал он. Чтобы люди были такие, которые могут и хотят жить на земле, а не фантазёры и дачники праздные на шашлык приезжающие. Просто ведь жить на земле, ты же видишь. Не приспособлен я, сказал  в ответ. В ответ и получил. Захочешь срать, присядешь.

Посмеялись с дедом.

Получается, что надо запустить в деревню городских пенсионеров, организовать им народную школу, чтоб при деле были, тормознуть  детей деревенских. Пенсионеры пенсию получают, уже хорошо, и если доплата от селян или по линии государства будет, тогда вообще хорошо получится. А городские внуки сами приедут и остаться смогут, если захотят. Не на пустое место приезжать будут.

От государства требуется только статус для опустыненных  земель определить, от местных чиновников оградить. Какие налоги с жителей пустоши  брать? Доплачивать надо.

Я ему сказал, что была и теперь есть кооперация, теперь это называется потребительским обществом, такое вот название, там много интересного для такого случая. Не всё для извлечения прибыли, там прибыль побочный продукт, главное там — реализация коллективных целей.

Дед в ответ. Вам обученным и думать какие закорючки писать, только чем проще, тем лучше. Деревня за один день  не возникает по приказу, она годами образуется, и ещё не факт, что хорошая деревня получится, видал я всякие поселения и поселенцев. Трудиться надо, в Бога верить и с соседом в мире жить.

  1. Про любовь не говорят, они любят.

Бабу Ульяну спрашивал, что любовь для тебя? Тебя муж любил и родители твои? Смешно, но в ответ сказала, как в известном фильме. Какая любовь? Жалел меня он, заботился, добрый он был к нам, к дочерям и к маме нашей. Это она об отце своём говорила. А муж жалел меня, мирно мы с ним жили, не ругались, добрый он ко мне был и к детям. Любовь, … это у Христа любовь, а у нас …, и рукой махнула. Христос всё сказал про неё и показал.

О любви к Богу не принято говорить, лучше помолчать и подумать. Так бабушка и делала. Спросишь у неё и ждёшь ответа, можно и не дождаться.

Любовь в житейском обиходе раньше называлась другими словами – доброта, забота, помощь, жаление. А любовь  Богу оставляли, он же их любит, и они его любят, и детей своих и родителей через него любят.

А теперь, в жизни нашей, чем больше страсти бушуют, тем круче и интересней. Телевидение смотреть нет никаких сил, реклама, ток-шоу низменных страстей, сериалы о красивой жизни, не имеющей ничего общего с реальностью, стрельба, злоба, месть, убийства, предательство.

На этом фоне  наши старики со своим спокойствием и душевным здравием «инопланетянами» выглядят. О любви они не говорят, они просто любят, как умеют и могут, и не напоказ, а по своему сердечному позыву.

  1. О смирении, долготерпении, прощении не рассуждают, они этим живут.

Пример из рассказов бабушки Ульяны. Через пять лет знакомства об этом рассказала. Первенца она рожала, после войны это было. Акушерка, фельдшер местный, роды принимала, и покалечила головку мальчику, раздавила её. На третий день умер он. Фельдшерица слёзно прощение просила, начальник лесхоза  просил не судить её, хотя милиция только заявление ждала. Простила она её и муж простил фельдшерицу. Только через несколько лет та съехала в другую деревню. Без злости она об этом рассказывала. Бог потом её двух сыновей дал.

  1. В быту опрятные и чистоту блюдут, без педантизма и неряшливости.

Всему своё место определено, как хозяину и хозяйке удобно.

Баня в хозяйстве всегда должна быть, как без неё. Бабушка Настя говорила. Что у вас там в городе за ванны? Тьфу. Мылась я мылась, так и не помылась. То ли дело баня, прогреешься, отпаришься, отмоешься и благодать, дышать легче и лёгкость в теле. Баня центр чистоты и здоровья. В доме половики с тех времён, когда их сами и ткали. На окнах занавески, на подоконнике герань, стёкла мыты, печь выбелена, полы выметены. Одёжа и валенки на печи сохнут. Припасы прибраны и сохраняемы. Просто, чисто, уютно. Чистота не казённая, как в больнице, а добрая, человечная. Чистота и долголетие неразрывны. Чистота залог здоровья.

Для здоровья души в доме иконы и фотографии родителей и детей. Разговаривают они с ними на фото глядя, и молятся когда захотят, добрый эмоциональный посыл направляют им, детям, а родителям добрую память отдают.

  1. От предков крепкие, добрые гены у них, унаследовали и сохранили силы рода своего.

Несколько  рассказов о том, какие люди раньше были, какой силой обладали.

Дед рассказывал, на мой вопрос отвечая. Сосед раньше напротив жил, Ванька-бешенный прозвище у него было. бешенный от того,, что силой физическое немереной обладал. Дом себе делал. Пойдёт в лес на поляну, примерно два километра, срубит сосну, вырубит бревно нужной длины, притащит его на себе, подгонит, в сруб положит и за новым пойдёт. Так и построил себе дом, сам без лошади и помощи.

Был другой мужик. По весне, когда снег раскиснет, сани часто с колеи съезжали и застревали. Так и у него случилось. Сани застряли, лошадёнка не может их выдернуть. Этот мужик распряг её. Сам взялся за оглобли и вытащил сани. А лошади говорит: — Куда тебе их вытащить, я то с трудом их выволок.

Дед продолжал. Были и соседи ростом и силой великие. Бабы ихние могучие были, ростом метр восемьдесят, метр девяносто, а мужики под два метра и выше. По окрестным деревням такие нередко встречались. Порода такая у них. Откуда они не известно. А по характеру добрые и спокойные, но если что не так, то и в ответ мало не будет.

Много о стариках можно ещё сказать. Но у каждого своя память должна быть. Между поколениями связь должна быть, у каждого.

Миротворцы старики наши, мир ими стоит.

Миротворение дух мятежный устраняет и к покою приводит, к Покою души.

Покой души помогает сохранению Достигнутых высот.

Достигнутые высоты невозможно сохранить без доброго Соседства.

Доброе Соседство позволяет объединять усилия для доброго Домостроительства.

Доброе Домостроительство не бывает без Знаний и Обучения.

Знания и Обучение, если они правильные, приводят к пониманию Законов Жизни.

Законы Жизни наполнены  Миротворением.

Миротворение дух мятежный устраняет и Покой души взращивает.

И далее, по этому кольцевому смыслу можно двигаться и смыслы искать.

А смыслы Мировоззрение, Веру, Иерархичность определяют.

Какое у нас Мировоззрение?

Какая Вера у нас?

Кого во главу Иерархии ставим? Кому служим?

Старики-стоики определились давно, поэтому и долгие годы живут. Мировоззрение труженика у них, Вера Православная у них, Бог во главе всего и правнуки мы его.

Православие естественно для души человеческой, находит отклик в глубинах душ человеческих, дарит здравомыслие и долголетие. Мировоззрение труженика, Вера Православная, Бог Единый – основа для долгого существования и саморегулирования жизни человеческой и социальной общности независимо от её форм и размеров.

Проверено годами жизни предков наших.

 

 

 

 

Written by Егор Александров on Июнь 3rd, 2017. Posted in Статьи

Trackback from your site.

Comments (2)

  • Владимир Толмачев
    Владимир Толмачев
    09.06.2017 at 2:37 дп |

    Большое спасибо, уважаемый Егор, за статью, в которой Вам удалось передать ту простую и достойную атмосферу, в которой испокон веков жили и не смотря на бесконечные трудности и испытания неуклонно продолжают жить наши старики в деревне. Сохранилось в них нечто такое, что действительно от Бога, Бога Отца, Бога Сварога Небесного, Бога Труженика Вселенского, Бога Пахаря Космического, коим и стоит этот мир, и многие другие, и будут стоять несмотря ни на что. Думается, что именно это желание и умение искренне, добросовестно и достойно трудиться на этой Земле во славу Божию и является важнейшим основанием их ПРОСТОТЫ, стойкости и глубинного внутреннего спокойствия.

  • Егор Александров
    09.06.2017 at 8:04 дп |

    Владимир, спасибо.
    Не потерять бы связь между поколениями. А то в суете и посидеть рядом не с кем будет. Молчаливые в основном старики. Молчаливые, потому что некому сказать.

Leave a comment

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!! *

наши авторы

Вход / регистрация

Укажите свой email address, получайте новые статьи на почту: