Скитоначальник Серафим: жить Бога!
© Ирина Чутчикова, июль 2019
О Валаамском скитоначальнике Серафиме мне рассказал Дмитрий Логинов. Они с Ладой Виольевой в 2008 году совершили паломничество на Валаам. Я тоже бывала там — и не раз, и много было чудесных встреч и открытий духовных, – однако до стоящего в глухом лесу скита Всех Святых добраться мне не случилось. А им случилось. И получили они благословение скитоначальника Серафима. И после беседы с батюшкой и благословения – рассказал мне Дмитрий – пришло к нему непосредственное ощущение всеединства сущего всего. Сродство с душою леса, через который шел их обратный путь… чувствование душ населяющих его тварей…
Я знал, что так должно быть, — говорил мне Дмитрий. – Знал и ПОЧЕМУ оно так: благо, посвящен в Русскую Северную Традицию и написал о том книгу «Русская тайна» (2006). Но тут – испытал на практике. Причастился не только лишь умом, но и сердцем.
Понятно, после такого рассказа Дмитрия мне захотелось больше узнать о скитоначальнике Серафиме. Интернет легко позволяет узнавать больше, когда ты в курсе, о чем или о ком искать.
Серафим, настоятель Скита во имя Всех Святых Валаамского Ставропигиального монастыря — француз по крови, по паспорту Барадель, принявший российское гражданство, а с ним и православную веру. Он родился в Лотарингии, в семье примерных католиков. В отрочестве он столкнулся с проблемой кризиса бытия. Искал ответ в философии, изучал проблему зла в мире, почти отчаялся. Русские эмигранты посоветовали ему почитать о Промысле Божьем у Достоевского. Так он открыл для себя русское православие и услышал сердцем от самого Бога: Франция — лишь временный дом его.
Он перебрался в Россию и перешел в православие. Сначала служил священником Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря. В настоящее время – скитоначальник на Валааме. Скит во имя Всех Святых Валаамского Ставропигиального монастыря — самый большой скит на Валааме и самый первый из тех, в котором была возобновлена монашеская жизнь после времён запустения.
Отец Серафим является учеником старца Софрония (Сахарова). Более 20 лет он был его келейником. Отец Серафим рассказывает о своем духовном наставнике, передает поучения старца, позволяющие приобрести бесценный духовный опыт.
Схиигумен Серафим (Барадель):
«Мы невольно начинаем относиться к Богу так же, как относимся к себе. Как писал Блез Паскаль, «Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, и человек отплатил Ему той же монетой». Таким образом, если мы ненавидим себя, то думаем, что и Бог относится к нам так же.
Но мы не сможем понять, как Он относится к нам, до тех пор, пока не полюбим себя искренне, ревностно и открыто.В образе человека Христос открыл нам, Кто Такой Бог, а также то, что наше отождествление чувств к себе с чувствами Бога к нам — это заблуждение. Он показал нам, как избавиться от этих мыслей. Необходимы глубокие внутренние перемены, чтобы понять, что Бог безгранично нежен и сострадателен к нам таким, какие мы есть, не вопреки нашим грехам и неудачам (это было бы неполным пониманием), но независимо от них. Хотя Бог не примиряется со злом и не одобряет его, он не перестает любить нас, несмотря на то, что зло находится в нас самих.
По тому, как мы к себе относимся, иногда трудно поверить в то, что Бог нас любит. Как говорили многочисленные христианские авторы, более мудрые и проницательные, чем я, мы не можем принять любовь другого человека, если не любим самих себя, и, тем более, принять любовь Бога.
В опыте старца (архимандрита Софрония Сахарова) молитва была живым общением с Живым Богом и, как таковая, она принимала бесконечно разные формы, соответствующие разным состояниям молящегося. Он говорил: «Всегда начинайте молитву, рассказав Богу о своем положении». Как глубоко личный и интимный акт, молитва не подлежит никаким внешним законам или ограничениям, она должна быть внутренней бытийной необходимостью и должна совершаться в духовной свободе.Поэтому уставная молитва в глазах старца имела лишь предварительное, педагогическое значение, несомненно ценное, особенно в начале, для того, чтобы проникнуться правильным молитвенным духом Православной Церкви, однако далеко недостаточное для того, чтобы довести человека до состояния мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, для того, чтобы Бог был вся во всех. «Молитва — есть внутренний акт нашего духа. Выражаться он может в самых различных формах.
Нередко и даже, может быть, особенно часто — в молчании нашем пред Богом. Молчим, потому что Бог ведает всю глубину нашей мысли, все чаяния нашего сердца, а выражать их словами мы не всегда способны. Бог же разумеет тайные движения нашего сердца и отвечает на них…
Предстоять пред Богом — вовсе не значит стоять перед иконами, но чувствовать Его в своем глубоком сознании как наполняющего Собою все. Жить Его как воистину Первую Реальность, после которой следует мир, в порядке низшей, второй, производной, тварной реальности. Для этого может быть пригодным всякое положение тела: лежачее, ходячее, сидячее, стоячее и тому подобное».
Именно поэтому старец не любил давать молитвенных правил. Он до конца доверял каждому человеку, видя в нем совершенные, самые высшие потенциальные возможности, и хотел через эту свободу довести каждого до осознания личной ответственности перед Богом.
Чтобы найти верный путь, — учил старец, — лучше всего просить об этом Бога в молитве: «Господи, Ты Сам научи меня всему. Дай мне радость познания воли Твоей и путей Твоих. Научи меня воистину любить Тебя всем моим существом, как Ты заповедал нам. Устрой мою жизнь так, как Сам Ты в предвечном совете ТВОЕМ мыслил о мне… да, даже о мне, ибо Ты никого не забыл и никого не создал на погибель. Я безумно растратил(а) данные Тобою мне силы, но теперь, или хотя бы при конце моей жизни, Ты все Сам исправь, и Сам всему научи меня, но так, чтобы действительно Твоя воля совершилась в жизни моей, разумею я о том, или не разумею до времени. Не попусти меня ходить чужими путями, ведущими во тьму, но прежде чем усну смертным сном, дай мне, недостойному(ой), увидеть Свет Твой, о Свете мира»!
И так своими словами молись все о том же. Пройдет некоторое время, и сила слов этих проникнет во внутрь существа твоего, и тогда потечет жизнь сама собою именно так, как хочет Господь, а внешне рассуждая ничего мы не решим».
Игумен Серафим (Барадель)
Огромное спасибо игумену Серафиму! Я прочитала написанное им и старалась жить по наставлениям старца, о которых рассказывают его тексты. Не всегда получалось, но…
Сегодня вечер 30 июля 2019, почти что уже 31 июля. Молилась – то есть молчала перед Богом и… вдруг поймала себя на мысли: как здорово всех любить!
Ну то есть ощутить, что РЕАЛЬНО всех любишь, как… части Себя Единой. (Это почти невозможно передать человеческими словами. Разве что надо целую книгу писать. О подобном написана книга «Мировая душа и Второе пришествие»). Вот кажется поймала сейчас чуть-чуть – и даже этого краюшка показалось достаточно, чтобы держать, не отпускать и все время призывать это состояние. Реально любить их со всеми их слабостями, потому что… это мои картинки и это я, то есть… это Единое.
Молюсь: Господи! вот как бы мне почаще ловить такое состояние и уже не терять! Ведь это сама Любовь, то есть: Ты прошел, коснулся!
И… да. Господи – вошел. Хоть на миг. Милостью Твоей у меня получилось это: жить Бога.
Теперь молю – войди Господи, и не выходи. Останься во мне навсегда!!!
Ранее таким же просветлением было (года два назад) когда я молила Господа о помощи в тяжелое время на работе. Ночью молилась и видение пришло. Вдруг ощутила ту описываемую некоторыми особо духовными людьми часовенку-храм, которая образуется в сердце – ну прям ощутила – не спутаешь. Да – в сердце именно образовалось место со свече-подобным куполом светящееся, которое ну вот принадлежит только Ему – Господу нашему!!!
Слава Богу.
P.S. Возможно, с этой заповедью старца «жить Бога!» перекликается вот это место из книги Дмитрия Логинова «Тайное учение Христа» (2019): «Разве не рек Апостол: «Суть бози мнози, но суть един Бог Отец, из Него же вся» (1 Кор 8:5,6)? И разве Псалмы не о том же? «Бози есте. И — сынове Вышняго вси» (Пс 81:6)! А также и в начале сего псалма: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит»! Таково православное христианское учение о богах и Едином и прообразом его есть речение Велесовой книги: «Если сыщется блудень, который будет отделять богов от Сварога Небесного [как Первой Реальности], да будет извержен из рода, потому как мы понимаем богов не иначе, как силы Вышнего» (дощечка 30)! Т.о. дощечка 30 представляет собой древнейшее документированное — то есть письменно зафиксированное — свидетельство борьбы с ересью. А значит и свидетельство, что исконно был у нас богострой (а не случайный набор наивных суеверий, как пытаются представить русофобы). Потому как действенно ОТРИЦАТЬ ересь можно лишь на основе глубокой и серьезно проработанной базы УТВЕРДИТЕЛЬНОГО богословия. Утверждающего Вышеня как Первую и Непосредственную Реальность, а богов, людей, мир — как вторую и производную. Такую базу и представлял северный древлеправославный ведизм. Православие современное — христианское — связано с древлеправославием генетически, сиречь родово (как бы ни лгали на эту тему русофобы да христофобы)».
Tags: озеро - Валаам, понятие - богословие, понятие - единосущность, православие, Сварог Небесный
Trackback from your site.
Comments (3)
Целому сердцу — нужен весь Бог.- Марина Цветаева.
Да! Цветаева — созвучна. Как много созвучий смысловых есть и вот в этой книге нашего времени: https://ridero.ru/books/arkhangel_svobody/
Большое спасибо, уважаемая Ирина, за рассказ о скитоначальнике Серафиме, его ясных и проникновенных словах о взаимоотношениях Бога и человека. Уверен, статья будет полезна многим православным верующим.