Соловки. Путь к себе. Ботанический сад
Ботанический сад находится примерно в четырех километрах от поселка. К нему ведет проселочная дорога через лес. И мы решили поехать туда на велосипедах. Как в детстве…
Взяли велики в аренду, попробовали — вспомнятся ли навыки езды. И покатили через лес…
Дорога наполовину по камням, постоянно подпрыгиваешь на камнях, это совсем не то, что лететь на велике в детстве за родной деревней по укатанной глине…
Земля здесь — камень, чуть присыпанный тоненьким слоем почвы. И на камнях — лес…
В одном месте дорога пошла под уклон, и я полетела на велике с горки — как в детстве. Захватил восторг от свободы полета — крепче держать руль — и лететь… Почувствовать миг — и быть в нем.
И так и пролетела — по камням как по воздуху.
На обочине черника, сыроежки, лисички… За деревьями мелькает Белое море…
Оставили велики у входа в Ботанический сад, купили билеты и пошли по сосновой аллее.
Если посмотреть с горки вниз — там дорожка к озеру. На верху горки — дача архимандрита, построенная в 19 веке и сохранившаяся до нашего времени.
Здесь особый микроклимат, это место защищено от ветров — мир, тишина и покой. Здесь недалеко от полярного круга — цветут лилии, розы, жасмин. Отблеск райского сада…
А у дорожки к озеру — колодец. И старинный погреб, сложенный из камней — похожий на домик хоббита.
Когда стояла у колодца — вспомнила о встрече самарянки Фотинии со Христом у колодца.
Фотиния — свет встретила Свет во свете… Душа обрела Жениха истинного — у колодца, глубины, в которой отражается Небо… Дева — Матерь даровала светлой душе встречу с Сыном.
И так отчетливо чувствовалось присутствие Ее в этом саду, отблеске рая небесного…
Шла по горке вверх к даче архимандрита — и вспоминалось прочитанное о Павле Флоренском, который работал здесь в заключении.
Почему, как случилось то, что остров под знаком Солнца захватили мучители и устроили здесь ад на земле?
Человек может превратить место с уникальным микроклиматом — в отблеск рая, и может — в место мучений. Здесь Тайна сердца человеческого, избирающего — слышать Бога, отвергая себя, или поставить на первое место себя и затворить вход Богу… Как сказал Достоевский — «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
В чем внутренние причины того, что произошло? Почему оказалась возможна революция, захват власти большевиками, торжество материализма, гонения на Церковь?
Что искупали страдавшие здесь в заключении священномученики?
Может быть, грехи власти духовной. Когда непосредственная связь с Богом, непосредственное чувство сыновства Небесному Отцу оборачивалось гордыней, замкнутостью на себе и вседозволенностью. Свобода в Боге оборачивалась «свободой» лишь для себя, тиранией. И опять все возвращалось на круги своя — «я» и «другие», и если «другие» не подчиняются «мне», на них нужно надавить, прогнуть под себя и заставить палкой идти в «рай»…
Что происходило в Российской империи перед революцией? Вспомнилось недавно прочитанное:
«… Бьют нас японцы, ненавидят нас все народы,
Господь Бог, по-видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать?
Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежествен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех степенях служения — поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть.
Верхний класс — коллекция обезьян — подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис, — до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других?..
И при всем том мы — самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там — мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем…
Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию, — сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!»
Святитель Николай Японский. Дневники. 31 июля 1904. Воскресенье
Тайна отца Павла Флоренского… Ученого, философа и богослова. И в самых тяжелых условиях заключения он оставался собой, был верен себе — нес Бога в сердце. Здесь тайна его внутреннего преображения — и Голгофы.
Впомнилось написанное им — по сути, здесь отец Павел говорит гиперборейское: Я это Ты. В этом суть Любви.
Павел Флоренский о Любви:
Абсолютная Истина познаётся в любви. …Метафизическая природа любви — в сверхлогическом преоборании голого само-тождества «Я=Я» и в выхождении из себя; а это происходит при истечении на другого, при влиянии в другого силы Божией, расторгающей узы человеческой конечной самости. В силу этого выхождения Я делается в другом, в не-Я, этим не-Я, делается едино-сущным брату, — едино-сущным (ομοούσιος), а не только подобо-сущным (όμοιούσιος), каковое подобно-сущие и составляет морализм; т. е. тщетную внутренне-безумную попытку человеческой, вне-божественной любви. Подымаясь над логическим, бессодержательно-пустым законом тождества и отождествляясь с любимым братом, Я тем самым свободно делает себя не-Я или, выражаясь языком священных песнопений, «опустошает» себя «истощает», «обхищает», «уничижает» (ср. Фил 2:7), т. е. лишает себя необходимо-данных и присущих ему атрибутов и естественных законов внутренней деятельности по закону онтологического эгоизма или тождества; ради нормы чужого бытия Я выходит из своего рубежа, из нормы своего бытия и добровольно подчиняется новому образу, чтобы тем включить свое Я в Я другого существа, являющееся для него не-Я. Таким образом, безличное не-Я делается лицом, другим Я, т. е. Ты. Но в этом-то «обнищании» или «истощании» Я, в этом «опустошении» или «кенозисе — κένωσνς» себя происходит обратное восстановление Я в свойственной ему норме бытия, причем эта его норма является уже не просто данною, но и оправданною, т. е. не просто наличною в данном месте и моменте, но имеющею вселенское и вечное значение. В другом, чрез уничижение свое, образ бытия моего находит свое «искупление» из-под власти греховного самоутверждения, освобождается от греха обособленного существования, о котором гласили греческие мыслители, и в третьем, как искупленный, «прославляется», т. е. утверждается в своей нетленной ценности. Напротив, без уничижения Я владело бы нормою своею лишь в потенции, но не в акте. Любовь и есть «да», говоримое Я самому себе; ненависть же — это «нет» себе. …Это любовь единит два мира: «в том и великое, что тут тайна, — что мимоидущий лик земной и вечная Истина соприкоснулись тут вместе».
Любовь любящего, перенося его Я в Я любимого, в Ты, тем самым дает любимому Ты силу познавать в Боге Я любящего и любить его в Боге. Любимый сам делается любящим, сам подымается над законом тождества и в Боге отождествляет себя с объектом своей любви. Свое Я он переносит в Я первого чрез посредство третьего и т. д. Но эти взаимные самопредания, само-истощания, само-уничижения любящих только для рассудка представляются рядом, идущим в беспредельность. Подымаясь над границами своей природы, Я выходит из временно-пространственной ограниченности и входит в Вечность. Там весь процесс взаимоотношения любящих есть единый акт, в котором синтезируется бесконечный ряд, бесконечная серия отдельных моментов любви. Этот единый, вечный и бесконечный акт есть едино-сущие любящих в Боге, причем Я является одним и тем же с другим Я и, вместе отличным от него. Каждое Я есть не-Я, т. е. Ты, в силу отказа от себя ради другого, и — Я, в силу отказа от себя другого Я ради первого. Вместо отдельных, разрозненных, само-упорствующих Я получается двоица, — дву-единое существо, имеющее начало единства своего в Боге: «finis amoris, ut duo unum fiant; предел любви — да двое едино будут». Но, притом, каждое Я, как в зеркале, видит в образе Божием другого Я свой образ Божий.
Флоренский «Столп и утверждение истины»
Флоренский не прославлен на земле как святой — но его прославил Сам Господь. Об этом сказал свидетель Божий, духовидец Даниил Андреев:
«Ближе остальных к великой трансформе, уводящей в Небесный Иерусалим и в Синклит Мира, подошли к настоящему времени Лермонтов, Владимир Соловьёв, император Иоанн VI, а также два духа, чьи имена вызвали моё удивление, но были два раза твёрдо произнесены: Шевченко и Павел Флоренский.»
Даниил Андреев «Роза Мира»
И путь в Небесный Иерусалим шел через Соловки, через работу в Ботаническом саду, и через Голгофу. Смерть — и воскресение в Вечности. Путь христианина.
Как оказалась возможна соловецкая Голгофа? В чем внутренние причины?
Вспоминались свидетельства очевидца революционных событий, Надежды Михайловны Костомаровой, приведенные в книге Валентина Сидорова «Знаки Христа»:
«Честно говоря, меня несколько тревожила мысль о том, как отнесется Надежда Михайловна к письму гималайских Махатм, адресованному Советскому правительству в 1926 году. Только что я опубликовал свою первую статью о Рерихе «Русский друг Индии», где привел текст этого документа, до той поры практически неизвестного.
Я не опасался за основной пафос послания, в котором приветствовались акции, призванные освободить дух человеческий от унизительных оков. «…Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных… Вы признали ничтожность личной собственности… Вы преклонились перед красотою».
В конечном счете, ведь все это так совпадало с революционным стилем поведения Иисуса Христа, который изгонял, как известно, торгашей из храма и обличал с беспощадной резкостью фарисеев и начетчиков-книжников.
Беспокоила меня фраза, с которой, собственно, и начиналось письмо, и которая успела вызвать возмущение некоторых моих знакомых, считающих себя верующими. «Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий».
Но к моему величайшему удивлению. Надежда Михайловна, столь усердно посещающая церковь и неуклонно исполняющая церковные предписания, отнеслась к этой фразе совершенно спокойно. Более того. Она сказала:
— Я воспринимаю ее через призму давней, но очень значимой для меня встречи. Она произошла вскоре после революции на Благовещенье. Так уж получилось, что патриарх Тихон вел службу в той церкви, к приходу которой мы принадлежали. Не помню, каким образом (может быть, потому, что у нас были знакомые из церковного старостата), но я попала на банкет по случаю праздника. И сидела я за столом в оригинальном соседстве. По одну руку — патриарх, по другую — старик, настоятель Успенского собора. Патриарх накладывал мне что-то на тарелку, но я, хотя время было голодное, совершенно игнорировала еду, потому что слушала, что говорит мне настоятель Успенского собора, обладавший, кстати, высоким правом от имени Бога венчать царей на царствование. А он, почему-то обращаясь ко мне, девчонке, говорил буквально следующее, что церкви предстоят гонения и разрушения, что виновато в этом само духовенство, которое недостойными поступками навлекло на себя грозу. Церковь должна быть разрушена, чтобы очиститься и возродиться.
Вот вы видели отца Владимира, — продолжала Надежда Михайловна. — А знаете ли вы, что, если б он был священником до революции, синод наверняка упек бы его в дальний монастырь, в ссылку. За его неординарность и чрезмерную отзывчивость.
Перед революцией священники превратились в замкнутую касту, пекущуюся о доходных приходах, о материальных благах. Грубость и нетерпимость их были ужасны. Помню, как пятнадцатилетней девочкой попала на исповедь к священнику, который задавал мне прямолинейные циничные вопросы. Это было так оскорбительно, что после я три года не ходила на исповедь и чуть-чуть не превратилась в атеистку.
А вспомните скандальную историю отлучения Льва Николаевича от церкви! Вспомните преследования, которым подвергались старцы Оптиной пустыни, поскольку не вписывались в бюрократически-официальную структуру церкви! Не случайно, что Толстой, когда бежал из дома, первым делом направился в Оптину пустынь, где его, невзирая на официальное отлучение от Церкви, приняли и приютили как родного. Преследуемые всегда находят общий язык друг с другом.
Так вот, та церковь должна была быть разрушена, она была разрушена. Вернее, разрушена не церковь, а церковность. Церковь не как организация, а как носительница живого духовного начала осталась. Именно к ней и относятся слова Иисуса Христа: «Созижду церковь, и врата адовы не одолеют ее».
Разумеется, и в письме Махатм речь идет об отказе от церковности, ставшей камнем преткновения на путях духовного развития людей. Видеть же в нем чуть ли не санкцию на гонения и преследования, которые обрушатся на церковь позже, — значит быть во власти или заблуждения, или предубеждения. В двадцать шестом году, когда пришло письмо Махатм, — я отлично помню это время — положение церкви более или менее стабилизировалось. Да и в послании о проблеме церкви говорится в прошедшем времени («Вы упразднили церковь»), имея, по всей вероятности, в виду уже совершившийся акт отделения церкви от государства.
Другое дело, что потом положение церкви разительно изменилось. В буквальном смысле слова, истекая кровью, ей пришлось протискиваться через адовы врата. Да и сейчас (имеются в виду 70-е гг 20-го века), хотя формы борьбы с церковью стали мягче, она является и гонимой и презираемой.
Одним словом, положение церкви изменилось, а негативная фраза о церкви в письме Махатм осталась. Это порождает, да и будет порождать смущение в умах. Тем не менее, думаю, что отказываться от нее не следует. Она должна жить как предупреждение тем же самым церковникам, что и в будущем они могут привести церковь на грань разрушения, если не усвоят полученного урока и если — не дай Бог! — из гонимых опять превратятся в гонителей.»
Валентин Сидоров «Знаки Христа»
Мф.16:18. «и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;»
Так сказано Господом.
И сказано:
Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. (Мк. 13:31)
Толкование этого изречения святым:
«Так же, как Он назвал несуществующее как существующее (Рим 4:17), Он совершил то, что будет, как будто оно уже есть. Не может быть, чтобы этого не было, но с необходимостью будет то, что Он предопределил… Это значит, что Он совершил то, что будет, уже зная, каким оно будет.»
Амвросий Медиоланский (~339−397)
Сейчас, когда судьбы мира близятся к свершению, важно понять, почему врата ада не одолеют Церковь Христову.
Кто по свободному выбору сердца останется со Христом, хотя бы и весь мир будет против?
Об этом говорил блаженный Гавриил Ургебадзе:
«В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина. Истинная вера находит место в сердце, а не в разуме. За антихристом пойдет тот, у кого вера будет в разуме, а у кого вера будет в сердце, тот его распознает.
В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.»
Господь созывает своих на Литургию верных…
Все предначертанное совершится. А пока — красота и покой мира Божьего, цветущие розы, круговая клумба с лилиями и тонкий аромат жасмина…
***
Высокое небо… И травы,
Вздох ветра над тихой землёй…
Мир Божий откроет Царь Славы
Тому, кто встаёт над собой…
Постигнута Фудзи улиток,
Растаяла сложность — в простых…
И небо свернется как свиток
И явит Святое святых…
Вечером возвращались из поселка в свой коттедж — на базу отдыха в лесу. Шли по лесной дороге. И вдруг прямо перед нами вышел из зарослей молодой красавец лось, посмотрел, перешел дорогу и скрылся в лесу. Что-то древнее всколыхнулось. Прапамять. Небесный Лось, защитник, ходящий в Небесных лесах…
Tags: остров - Соловки, понятие - любовь, понятие - Я и МИР
Trackback from your site.