День богослова
День богослова (сегодня богословие вновь признано в России научной дисциплиной), © Дмитрий Логинов, директор Института богословия РСТ СВА, 12 октября 2015
Сегодня ВАК признал, наконец, подобных нам за деятелей науки. А до сегодняшнего дня даже и официальные церковные богословы не имели в науке статуса. Так повелось еще со времен советских атеистических парадигм типа «богословие лженаука, потому как отсутствует ее предмет: ведь Бога не существует»!
Примерно по такой же схеме шельмовалась генетика: у генетической информации, де, не существует материального носителя, значит генетика не имеет предмета, то есть она лженаука. И кибернетика была тоже тогда объявлена лженаукой. Вот интересно, и у этой последней тоже не сумели, что ли, сыскать предмет? Партуправленцы усомнились в существовании… управления?
Вот какие были дела давно минувших дней (и в этом смысле нам никак уж не надо «назад в СССР», согласитесь)! Однако генетика (царствие небесное Николаю Вавилову – великому русскому исследователю) и кибернетика реабилитированы тоже давно уже, тогда как вот богословие – нынче только Высшая Аттестационная Комиссия сподобилась. Но лучше поздно, чем никогда.
Сегодня, 12 октября 2015, вот как об этом знаменательном событии сообщила Газета.ру: «Президиум Высшей Аттестационной Комиссии при Минобрнауки России одобрил паспорт новой научной специальности «теология», сообщается на сайте ВАК. «Специальность “теология” раскрывает содержание теологии, базовые разделы теологии, изучает источники теологического знания, основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическую деятельность религиозной организации, ее религиозное служение, религиозное культурное наследие в различных контекстах», — говорится в сообщении. Уточняется, что ключевой областью предметного поля специальности станет изучение истории и современного состояния межрелигиозных отношений, а также отношение религиозных организаций и традиций к государству и обществу, к различным направлениям светской мысли. Ранее патриарх Кирилл выступил за включение теологии в перечень научных дисциплин» (Газета.ру).
Комментарий Росбалт: «О необходимости включения теологии в список научных дисциплин заявил 22 января 2015 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая перед членами Совета Федерации и депутатами Госдумы. На следующий день председатель ВАК Владимир Филиппов сообщил, что теологию утвердят в этом качестве. Президент Владимир Путин в августе заявил, что введение кафедры теологии в светских высших учебных заведениях — прерогатива самих вузов. Ученая степень «кандидат богословия» или «доктор богословия» ранее присваивалась диссертационными учеными советами духовных академий и университетов Русской Православной Церкви, а не Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки» (Росбалт).
Интерфакс добавляет к этому: «В рамках специальности будет проводиться анализ сакральных текстов, вероучительной литературы и памятников религиозной письменности, теологическое осмысление произведений искусства, изучаться историко-археологический и религиозно-культурный контекст сакральных текстов и их толкование, социальное учение, правовые нормы и практическая деятельность религиозных организаций, обряды, богослужение. Выступая в январе 2015 года в Госдуме, патриарх Московский и всея Руси Кирилл указал на важность развития богословского образования, которое всегда признавалось в Европе. Он отметил, что сегодня существует возможность изучать богословие в рамках бакалавриата и магистратуры, «но почему-то это невозможно делать в рамках докторантуры». «Можно быть магистром, а нельзя быть доктором — только потому, что кто-то отказывается включить богословие, теологию в перечень научных дисциплин», — сказал он» (Интерфакс).
Институт богословия Русской Северной Традиции СВА говорит искреннее СПАСИБО патриарху Кириллу. (Мы остаемся благодарны ему и за то, как он прислушался недавно к миротворческой богословской инициативе одного из наших сотрудников – Северины Сталь – поддержанной Институтом в целом – см. «Ответ Московской патриархии на наше обращение к патриарху», 2014.) Естественно, восстановление официального статуса богословия в русской науке можно только приветствовать, что и делает Институт богословия РСТ СВА этой вот публикацией.
Небольшой вопрос вызывает лишь название паспорта новой научной специальности «теология», который одобрил ВАК. Почему бы не назвать по-русски: богословие? Зачем этот латинизм «теология», когда русское богословие как раз и представляет собой исконную и здоровую альтернативу ереси латинствующих (официализированной на Западе Гумбертом в 1054 году) и прочим легкомысленным нововведениям в духовной области (подробней в моей книге «Палинодия благословлена Свыше», 2008)?
Понятно, что сложилась традиция называть «география», а не «землеизображение»; «биология», а не «жизневедение» и т.д. Есть устоявшиеся названия и в русификации всего подряд смысла нет.
Но данный случай особенный. Имеется резон официализировать – узаконить в русской науке – название БОГОСЛОВИЕ. По крайней мере – наряду с именованием «теология». Исконно ведь понятие БОГОСЛОВИЕ означало учение о Боге Слове.
Во времена как до Р.Х. так и после Богом Слово на Руси называли Даждьбога. Отсюда древнерусская поговорка «кто сохраняет Слово, того и Даждьбог хранит». Поскольку восточный ведизм наследовал северному (подробней в книге «Единство Троицы», Премавати, Дмитрий Логинов, 2009) – и в индуизме известен Даджибхага, Бог Слово. О нем научают Упанишады: «Непреходящее Слово – вот Высший Брахман. Два знания следует знать: о Брахмане-Слове и о Высшем Брахмане. Сведущий в Брахмане-Слове достигает затем и Высшего Брахмана» (Упанишады, Брахман, 16). Неправда ли, созвучно словам Христа «Видевший Меня видел Отца» (Евангелие от Иоанна 14:19). И, уж конечно, созвучие сие не случайное. Ибо и начинается Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна 1:1). Согласно учению Русской Северной Традиции вселенский Логос – Бог Слово, Даждьбог – две тысячи лет назад (ровно когда совпали зодиаки сидерический и тропический, что никак не могло быть случайностью) воплотился на нашей Планете и стал известен всему человечеству Земли как Христос.
Славяно-скифские корни христианства показаны многократно в трудах академика РАН Бориса Рыбакова. Христос – это Даждьбог Воплощенный. Так именно понимали Христа славяне (древнее название: СЛОВЕНЕ) первых веков. А также и почти все славянские племена раннего и многие среднего средневековья. См., напр., Б.А. Рыбаков, «Язычество Древней Руси» (М., «Наука», 1988).
А Даждьбог есть, повторим, Бог Слово. Корни русского исконного БОГОСЛОВИЯ прослеживаются совершенно четко: учение галилейских скифов было передано скифам каппадокийским; ими – циркумпотийским (т.е. причерноморским, но в первые века еще называлось оно: Русское море) скифам; а от них БОГОСЛОВИЕ пришло и на земли Великой Скифии, то есть на Русскую равнину. Байка же насчет иудейских, якобы, корней христианства была запущена во всемирный оборот последователями иудаистской секты раскрещивателей (анабаптистов) начиная лишь с 1534 года.
Итак, христианство имеет корни славяно-скифские, а не какие-либо другие. Оно произросло из исконного – северного – ведизма как исполнение наиглавнейшего и наидревнейшего его пророчества: о воплощении Даждьбога, Бога Слово. Поэтому символично, что реабилитация богословия в русской науке состоялась 12 октября именно. 12 это священное число как для северного ведизма русского, так и для христианства. Подробней см., напр., в моем тексте «Ключи богов и апостолов», (Дмитрий Логинов, 2012). Октябрь же, согласно Русской Северной Традиции, это месяц Велеса, того из Дюжины прибогов (т.е. младших богов или вселенских творящих и нетварных энергий Бога Триединого Всевышнего), который покровительствует мудрости, философии, БОГОСЛОВИЮ. Так что, уважаемые коллеги, мы можем рассматривать этот День Богослова – 12 октября – как наш с вами профессиональный праздник.
Уверен, реабилитация богословия придаст очень серьезный положительный импульс развития всей русской науке в целом. Ведь это лишь для редукциониста – т.е. для упертого прагматика – богословие это «заумь какая-то» не имеющая отношения к реальной жизни. А вот как раз реалисты – умные реалисты – хорошо понимают: ничего в реале, в материи, невозможно толково сделать, пока у делателей не наблюдается единства в идеале, в Духе. Русское исконное богословие – то есть Нераздельное Православие – это единственный реальный фундамент, на котором возможно восстановление единства в Духе ВСЕХ русских людей. Этой цели служит Институт богословия Русской Северной Традиции.
Объединяющее богословие не может быть установлено путем какого-либо внешнего политического соглашения, экуменизма. Это вам не просто «ребята, давайте жить дружно!» (при всем респекте коту Леопольду), богословие представляет собой строжайше точную науку и оно есть больше, чем просто наука или философия. Русское богословие есть единство ума и сердца, которое обретается во Всевышнем Боге.
Не об этом ли стих Иеромонаха Романа:
Мне говорят: «Уж эти богословы!
Господь один, да разные пути.
Пора забыть оплошности былого,
И вместе ко спасению идти.
Даёшь любовь! Да здравствует терпимость!
Никто не прав! Никто не виноват!
Вне всяких вер над всеми Божья Милость!
Всё хорошо, и Ангел бесу брат!»…
Охальники родимого порога,
Доколе околе́сицу пороть?
Да, Бог один. Откуда ж истин много?
Или уже не Истина — Господь?..
О, кривовер! Не сам ли раздвоился,
Головушкой вертя по сторонам?
Иль позабыл? — ХРИСТОС НЕ РАЗДЕЛИЛСЯ,
И вера благодатная — ОДНА!
Молись, народ, о Чистоте радея,
От Храма Божьего не отврати лица.
Не отпадай, внимая блудодеям,
Но стой за Православье до конца!
Иеромонах Роман, 12 августа 1996, скит Ветро́во
Tags: Бог Слово, Велес, Даждьбог, исследователь - Борис Рыбаков, понятие - богословие, русские, славяне, Христос, число - 12
Trackback from your site.
Comments (1)
Движемся потихоньку к предсказанному пророками, а именно — к возрождению Древнейшего Учения нашего, т.е. — к Северному ведизму. И это славно! Дмитрий, к сожалению, конечная ссылка, по поводу нашего обращения к Патриарху о Всероссийском Соборном Молебне — никуда не выводит, т.к. тот сайт перешел на новый хостинг, а я потеряла большую часть журнала, где, в частности, было опубликовано и это Обращение, и подписи людей, и всё остальное, связанное с этой Акцией. Очень надеюсь, что журнал будет восстановлен, ибо архивы, говорят, сохранились. Но у меня есть веб страница, и я прошу Ладу опубликовать всю эту тему на сайте РСТ.. Спасибо тебе за эту публикацию!