Святослав Хоробрый как предтеча святого Геннадия Новгородского
Святослав Хоробрый как предтеча святого Геннадия Новгородского и Иосифа Волоцкого, статья, © Дмитрий Логинов, 26 апреля 2016
Великого русского князя Святослава Хороброго, Рюриковича, принято нынче считать язычником. Так он упоминается (без доказательств, просто будто бы само собой разумеется) в научной литературе. Также и в клерикальной. А уж в неоязыческой публицистике песенка на мотив Святослав-язычник и вовсе стала «хитом продаж».
Впрочем, есть исключения среди клириков. Священник Виктор Кузнецов пишет об этом великом Рюриковиче: «Князь Святослав, даже если допустить ту мысль, что он не был крещённым… всё же совершал многие свои деяния как христианин по сути. Можно с уверенностью сказать, что та война, которую он вёл с хазарами, была не только патриотической по своему направлению, но и религиозной, ибо велась она против антихристиан – хазар – и представляла собой удар по талмудическому иудейству. Можно также сказать, что великий князь Святослав… был по своим действиям предтечей св. преподобных Геннадия Новгородского и Иосифа Волоцкого, противоставших такой чуме ХV-ХVI веков на Руси, как ересь жидовствующих» (Кузнецов В., Аскольдово крещение, «Завтра» № 24 от 15 мая 2005).
Попробуем разобраться. Да, Святослав не только не препятствовал почитанию богов, но и лично чтил их. Да, этот подвижник отказывался – в конкретное вполне время – принять христианское крещение. Но разве не в точности это самое констатирует историческая наука и церковное предание о святом равноапостольном Константине Великом? Основатель первой христианской империи счел себя достойным принять крещение лишь на смертном одре. В его времена такое было не редкостью.[1] А также во времена раннего христианства нисколько не считалось для верующего во Христа зазорным почтить богов (см. Евангелие от Фомы: где Троица, там и боги, Дмитрий Логинов, 2014).
Показательный факт: гвардия – как это назвали бы ныне – Святослава состояла из христиан исключительно. Под великокняжеским стягом Хороброго сражались три сотни православных витязей, которыми командовал князь-подвижник Улеб, младший брат Святослава. А это была именно гвардия! Ибо, как только Святослав перестал доверять Улебу, воинская удача его иссякла. Тогда как с православными крестоносцами Хоробрый завоевал земель больше, чем Александр Македонский.
И еще один факт, о котором нынче почему-то принято забывать. Ведь основоположник династии, которой принадлежал Святослав, крещен был. И какие же тогда основания записывать этого его потомка в язычники? (Вещего Олега вот тоже туда записывают, но есть факты, в эту популярную версию не укладывающиеся, — см., напр., Вещий Олег и св. Дмитрий Солунский, Ирина День, 2016.) А Рюрик точно уж крещен был. Об этом свидетельствуют и летописи, и дата его восшествия на престол, и даже… государственный герб России. Подробнее в книге «Имя Бога. Стрела и крест» (Дмитрий Логинов, 2009).
Так что непросто возразить иерею Виктору (Кузнецову), в статье которого предстает Святослав Хоробрый как предтеча святого Геннадия Новгородского, борца с ересью жидовствующих. Батюшка Виктор едва ли сомневается в том, что сокрушитель жидовствовавшего хазарского каганата был крещен, коли пишет о Святославе: «даже если допустить ту мысль, что он не был крещённым…»
Слава Богу, мы помним и чтим поныне день великой русской победы, одержанной Святославом Хоробрым 3 июля 964 года над иудаизированными хазарами. Знаменательно, что на этот же день — 3 июля (20 июня по старому стилю) — приходится память трех первых учеников первого ученика Христа — крещеных апостолом Андреем Первозванным славяно-скифов Ина, Пина и Рима (сейчас почему-то принято удваивать согласную в конце трех этих имен, записывая их как: свв. Инн, Пинн, Римм). Православный церковный календарь говорит о них: «Родом славяне, из северной Скифии, ученики святого апостола Андрея Первозванного. Они учили о Имени Христовом (имяславие — эта тема теснейшим образом связана с палинодией, мы еще скажем о нем подробней — Д.Л.) и крестили многих. Приняли мученическую смерть. Их мощи были перенесены в Алушту в первом веке по Р.Х.»
ПРИМЕЧАНИЕ. Уже из Повести временных лет можно видеть, что Святослав Хоробрый исповедовал веру в того же Бога, что и православные христианские византийские императоры, но почитал притом и богов — Перуна и Велеса — как Силы того Бога Всевышнего: «Равно другаго свѣщанья бывшаго при Святославѣ, ведицѣмъ князѣ Рустѣмъ и при Свѣнальдѣ писано при Феофилѣ синкемъ къ Ивану, нарицаемому Цимискию, въ Дистрѣ, мѣсяца июля, индикта 14, лѣто 6479. Азъ Святославъ, князь рускии, якоже кляхъся и утверждаю на свѣщаньѣ семь роту свою. Хочу имѣти миръ и свершену любовь со всякомь и великимь царемъ гречьскимъ, с Василиемъ и Константиномъ и съ боговдохновенными (стал бы язычник так писать о христианских царях? — примечание Д.Л.) цари и со всѣми людьми вашими и иже суть подо мною Русь, боляре и прочии до конца вѣка. Яко николиже помышлю на страну вашю, ни сбираю вои, ни языка ни иного приведу на страну вашу и елико есть подъ властью гречьскою, ни на власть корсуньскую и елико есть городовъ ихъ, ни на страну Болгарьску. Да аще инъ кто помыслить на страну вашю, да и азъ буду противенъ ему и борюся с нимъ Якоже кляхъся ко царемъ гречьскимъ и со мною боляре и Русь вся, да сохранимъ правая съвѣщанья. Аще ли о тѣхъ самѣхъ прежереченыхъ не съхранимъ, азъ же и со мною и подо мною, да имѣемъ клятву отъ Бога, въ Него же вѣруемъ; [а также в Силы Его] в Перуна и въ Волоса, скотья бога и да будемъ золоти, яко золото се и своимъ оружьемъ да исчезни будемъ» (Нестор).
_______________________________
Tags: апостол - Андрей Первозванный, ведические корни христианства, Велес, ересь - жидовствующие, книга - Повесть временных лет, князь - Рюрик, князь - Святослав Хоробрый, Перун, святитель - Василий Великий, славяне, христианство
Trackback from your site.
Comments (4)
Уважаемый Дмитрий! Рюрик не был крещен во Христа. Он был хараоном и мимом Яра. Он жил в 9 веке, а прообраз Христа Иса Кресень родился в 1054 году. На иконах написано в то время было «ЯР», а не Христос.
Согласно «Бертинским анналам»,Рюрик был крещен в Ингельгейме в 825 году с именем Георгий.Возможное место захоронения Рюрика — курган Шум -гора на реке Луга к западу от Новгорода.Там найдена гранитная стела с монограммой,которая включает знаки I и S — Иисус Спаситель.
Уважаемая Алена!На Шум -горе был ХРАМ ХАРАОНА ЯРА РЮРИКА. На стеле —цифры 19 — 15, а не IS и надпись ТО МИМ ЯРА.
Предпочитаю традиционную хронологию и проверенные исторические источники.Они,если внимательно на них посмотреть,могут рассказать нам много интересного…Зачем умножать сущности без необходимости?