Солнце сарматов
Продолжаем публиковать фрагменты документально-художественного романа участника СВО, священника Александра Назаренко «Апостол Скифии».
…Апостол Андрей, дойдя до Танаиса (Дона) по берегу Эвксинского Понта, завершил свое пешее путешествие. Далее ему предстоял переход по водной глади от устья Тана до его верховья по Великому Шелковому пути, вдоль которого селились сарматы, контролировавшие безопасность главной торговой артерии.
Галера Таргитая подходила к Наварису, находившемуся в двух днях пути от Танаиса вверх по реке. Селение, располагавшееся у переправы через Тан, являлось одним из важных военных и торговых центров Сарматии.
Здесь было надлежащее место для проповеди о Христе. У апостола Андрея Первозванного к тому времени уже имелся богатый опыт обращения тавро-скифов Боспора и сарматов Меотиды ко Христу. Проповедник был во многом похож на них — мужественных воинов, честных и прямых. Его глаза излучали радость и силу, а слово было со властью.
Апостол хорошо знал верования воинов степи, поклонявшихся единому Богу Отцу. Сарматы не имели изображений Бога, кроме изображений богини Апи, символизирующей живородящее начало Матери-земли, Макоши. Жители Танаиса, сарматы и эллины, веруя в единого Бога Высочайшего, не поклонялись в своих святилищах привычным для греко-римского мира богам Олимпа. В Танаисе проповедь апостола Андрея об Иисусе Христе легче достигала сердец его жителей. Почва была уже подготовлена, и нивы стояли созревшими. К тому же верование, существовавшее в картине мира скифов и сарматов, или, как они сами себя называли роксоланами или руссами, о сыне Бога Отца Даждьбоге, могло послужить переходом к принятию веры о воплощении Сына Божьего Иисуса Христа.
Когда апостол Андрей обратил в христианство Таргитая, он часто беседовал с юным сарматом.
— Расскажи мне, дорогой мой Таргитай, в какого Бога вы веровали с детства?
— Наши жрецы рассказывали нам, что когда-то очень давно мир был лишен света. Сварог — Бог Отец — переживал за людей, которых создал. Чтобы достоверно знать, что происходит в земном мире, Бог решил увидеть все своими глазами и отправился к людям. Но так как мир был погружен во тьму, Бог Отец взял с собой своего сына, который был рожден от огненной искорки. Божество шло вслед за своим сыном, освещающим ему дорогу своими лучами. Люди видели свет и чувствовали тепло, которое исходило от сына Бога. Многие из них тянули к нему руки со словами «Дай, Боже». Так родилось имя сына Бога – Даждьбог — в нашей мифологии.
Бог Отец, увидев, как сильно людям не хватает солнечного света и тепла, решил, что отныне его сын будет приносить эти блага в земной мир. Это был великий подарок Бога Отца, ведь он буквально отдал своего сына людям.
Даждьбога мы представляем белокурым, с голубыми глазами, из которых исходит добро и свет. Бог Сын дарует тепло и свет всем, кто в нем нуждается, — произнес Таргитай.
Пораженный апостол Андрей произнес:
— Ведь это же и есть Сын Божий Иисус Христос, мой Учитель, с которым мы ходили по Галилее и Иудее. Бог Отец послал Своего Сына в мир, чтобы спасти людей от греха и смерти, вернуть уставшее от грехов человечество обратно в Царство Небесное. Согласно твоему описанию, Таргитай, Он так и выглядит: у него светлые волосы и прекрасные ясные голубые глаза, из которых струятся любовь и свет.
Достигнув Навариса, апостол Андрей Первозванный собрал вокруг себя воинов вместе с женщинами и детьми, сел в лодку и начал проповедовать:
— Христос есть Солнце, в которое вы, сарматы, верите. Он есть истинное Солнце правды, Творец всего мира, Сын Божий, Бог Слово, воплотившийся Логос Бога Высочайшего. Пришествие Даждьбога в мир уже свершилось. Бог воплотился, мы видели его, мы ходили с ним по Галилее и Иудее. Иисус Христос — так зовут Сына Бога — исцелял людей именем Отца Небесного, которого вы именуете Богом Высочайшим. Он говорил нам, что Царство Небесное есть внутри нас. От Него исходила безграничная любовь. Иисус никогда не учил нас, своих учеников, отвечать злом на зло.
Когда иудеи, не веря, что Христос есть воплотившийся Спаситель мира, пленили и предали Его смерти на кресте, легионы ангелов могли помешать этому, но Христос не позволил им вмешаться. Иисус умер на кресте, как агнец безгласный пошел на заклание за грехи всего мира. Мы были свидетелями этого. Позже благодатью Святого Духа нам стал понятен смысл его крестной смерти. А тогда, когда Иисус висел и умирал на кресте как человек, наша вера в него сильно пошатнулась. Мы, его ученики-апостолы, были в замешательстве. Тело Христа сняли с креста, наскоро омыли и положили во гроб в пещере, а на третий день утром Он воскрес. Поначалу мы не могли поверить в это чудо. Но когда Сын Божий явился нам, пройдя сквозь закрытые двери, мы убедились, что Он не призрак. Христос вкушал пищу с нами, рассказывал о тайнах Царствия Небесного, преломлял хлеб в евхаристии. Мы ели Его плоть и кровь под видом хлеба и вина.
Воины, задумавшись, сидели на пристани. Солнце своим закатным светом освещало их лица.
Сарматы верили, что Даждьбог, как стрела, посланная Богом Всевышним, сойдет с неба, вонзится в уставшее от греха и безысходности человечество и вылечит его. Гусляры-сказители пели об этом пророчестве в своих былинах.
— Вы сами все осознаете, если ваши души будут словно натянутая тетива лука, — говорил апостол сарматам, глядя на их лица.
Воины были поражены. Старец из Галилеи говорил им то, что находило отклик в их душах. Они видели в Иисусе Христе понятного им воина — сильного, смелого, способного не ответить на зло, проявив любовь, простить человека.
— Скажи, Андрей, как мы можем стать учениками Христа? – спросил один из самых старших воинов.
— Вам необходимо принять Святого Духа в таинстве Крещения.
— А как это возможно?
— Мы войдем с вами в воды Тана. Я вознесу благодарение Сыну Божьему Иисусу Христу и именем Отца и Сына и Святого Духа погружу вас трижды в воды вашей священной реки. Вы умрете вместе со Христом, как он тогда на кресте, и, обновленные благодатью Святого Духа, выйдите из воды. Господь мой Иисус Христос посеет в ваши души семена веры, которые вы будете взращивать всю свою жизнь.
Праздник в Танаисе подходил к концу. Вечерело. Серповидный месяц появился на небосклоне, словно благословляя всех тружеников земли-кормилицы, щедро одарившей танаитов в этом году своим урожаем зерновых и винограда. Легкий ветерок подул с поймы Тана, неся в город речную прохладу и запах камыша. Таргитай с удовольствием втянул воздух всей грудью.
— Я дома, мне никогда не забыть запах родной земли, — эта мысль теплотой разлилась по всей его душе и телу. – Как много здесь того, что напитывает меня и наполняет мое сердце любовью, — подумал Таргитай. Он сидел на старой скамье в своем скромном дворе-атриуме, там, где он родился и вырос.
Квадратный внутренний дворик опоясывали фасады небольших каменных домов, соломенные крыши которых своими скатами были направлены вовнутрь двора. В городе было немного колодцев, и жители бережно собирали дождевую воду. В центре каждого мощенного камнем двора был небольшой колодец, куда скатывалась дождевая вода. Таргитай опустил кувшин в колодец и испил приятной холодной воды. Эвридика сидела рядом и сжимала его руку.
— Я так рада, что ты, мой господин, сегодня с нами, в своем родной доме. Я часто поднималась на крепостные стены и смотрела вдаль, пытаясь увидеть тебя возвращающегося домой. В нашем доме все мне напоминает о тебе. Твой лук висит на стене, и никто не может натянуть его, кроме тебя, моего повелителя.
— Колоксай, наш старший сын, знал, что ты идешь на корабле в Танаис, но не сказал мне. Вчера по обыкновению я поднялась на стену и увидела римскую галеру, входящую в порт. Сердце мое защемило, и я поняла, что ты на корабле. Побудь с нами, своими детьми и внуками хоть немного. Я знаю, что ты несешь свое великое служение как епископ Херсонеса и всей нашей земли. Я молюсь, чтобы Господь наш Иисус Христос с нашим дорогим апостолом Андреем Первозванным всегда направляли тебя и помогали в твоем великом служении.
Таргитай прижал руку Эвридики к своему сердцу:
— Душа моя, сердце мое, ты знаешь, что я всегда с тобой. Мы были с тобой счастливы все годы, которые прожили вместе. Родили и воспитали прекрасных детей. Они сейчас управляют городом и сами уже воспитывают своих детей. Христианская община, которую создал в Танаисе наш учитель апостол Андрей Первозванный, процветает и дает плоды. Я молюсь о том, чтобы этот хрупкий, созданный нашими руками мир не был разрушен. Господь помогает мне в этом. Я вижу Его руку в каждом событии моей жизни. Вот и сейчас Иисус Христос привел меня домой. Мы принесли в Танаис великие святыни, которые уже сейчас находятся в нашем храме. Завтра мы совершим евхаристию и поблагодарим Господа за все Его великие благодеяния к нам, грешным. – Таргитай посмотрел в глаза Эвридике и улыбнулся.
Я приготовила тебе подарок. Отвернись и протяни руку, — Эвридика взяла сверток и положила его в ладонь Таргитая.
Он развернул его и увидел глиняную печать для просфор.
— Я слепила ее специально для тебя. Ты будешь совершать литургию, и на каждой богослужебной просфоре будет стоять моя печать, — произнесла Эвридика.
Таргитай внимательно рассмотрел печать. На ней был вдавлен равносторонний четырехконечный крест, по углам которого были нанесены кресты апостола Андрея Первозванного, а по краю мелкими точками опоясывали круг маленькие солнышки – древние солярные сарматские знаки.
Tags: апостол - Андрей Первозванный, боги - Сварог, Даждьбог, Макошь, племя - сарматы, племя - скифы, понятие - искра Сварогова, пращур - Таргитай, река - Дон, символ - свет, символ - стрела, Христос
Trackback from your site.
Comments (1)
Спасибо за светлый рассказ!