ПРОТОАПОСТОЛ
За два года до своей смерти св. Феофан Затворник опубликовал Толкование на “Пастыря” Гермы. И это удивительный факт!
Что же тут удивительного? Мало ли написано толкований святительских на раннехристианские тексты? Да их тома и тома!
Однако специалистам известно: все эти тома и тома комментируют исключительно КАНОНИЗИРОВАННЫЕ раннехристианские тексты. Включенные, то есть, в официальный канон библейский. Библия же, как знают ее последние полтора тысячелетия, содержит новозаветных книг 27 и ни одна из них не называется “Пастырь” и не принадлежит перу Гермы. Раннехристианские сочинения, не вошедшее в библейский канон, означены как АПОКРИФЫ. Церковь таковые не то, что б вовсе уж отвергает, но… неоднозначно относится.
Общество и социалистическое распределение
© Валентин Мач
Значительный недостаток справедливости и равенства в бывшем социалистическом, якобы, обществе вызывает значительные сомнения в практической целесообразности использования тотального централизованного распределения совокупного результата общественного производства в качестве основы экономической организации СССР.
Основоположники и последователи коммунистического учения задумывались в свое время о социалистическом распределении материальных благ. С одной стороны, имели место многочисленные рассуждения о распределении предметов потребления в грядущем социалистическом обществе, которое можно было осуществить только в натуральном виде. Любое решение в этом направлении было бы неприемлемым по причине заведомой неприемлемости самого натурального распределения.
Ограниченность социалистической идеи
© Валентин Мач
Выяснить возможность приемлемого разрешения экономических противоречий в человеческом обществе должна была бы такая общественная наука, как политическая экономия, однако введение в свое время в псевдонаучный обиход Краткого курса пролетарской политэкономии надолго приостановило ее развитие. Действительно, разве можно представить себе пролетарскую физику или, скажем, буржуазную математику? Вот так и политическая экономия, являющаяся ведущей общественной наукой, должна выяснить возможность построения более справедливого общества к нашему всеобщему, а не только пролетарскому, удовольствию.
Онтологические и гносеологические аспекты Русской Северной Традиции
Основной материал этой статьи представляет перепост публикации в научном журнале «Вестник Челябинского государственного университета», № 8 (454) 2021. (Послесловие к статье С.А. Денискина и И.А. Крупнова написано Ладой Виольевой и Дмитрием Логиновым.)
© С.А. Денискин, И.А. Крупнов
Прояснено понятие традиции в ряду понятий обычая, цивилизации, культуры, учения. РСТ как традиция содержит базисное представление о мире и уделяет особое внимание передаче знаний без искажения. В гносеологии выработана методология постижения содержания и смысла Предания, выраженного на языке мифологии. Онтологические принципы представлены тремя Законами Пространства, которые трактуются как законы творения и бытия Мира в форме, доступной для человека. В итоге создаётся непротиворечивая картина мира, в которую укладываются все известные религиозные, эзотерические, философские учения и научные концепции.
Ключевые слова: русская северная традиция, онтология, гносеология, законы пространства.
1.Предисловие.
Наша первая попытка рационального осмысления Русской Северной Традиции (РСТ) [1] оказалась достаточно продуктивной. В полученных откликах на статью представленная трёхосновная модель культуры оценивается в целом положительно. Существенное замечание состоит в том, что мы не изложили основные постулаты Традиции и не выявили её базовые мировоззренческие основания, на которых строится описываемая модель культуры: изложение оказалось без надлежащего осмысления фундаментальных основоположений РСТ.
Положительные отклики и критические замечания мотивировали нас к продолжению исследования, но не в плане углубления в детали, а к обращению к истокам изустного, на протяжении многих тысячелетий, передаваемого осмысленного богословия РСТ. В своём исследовании будем опираться на доступные сведения именно из Русской Северной Традиции, на наш взгляд, как наиболее системно последовательно и полно представляющие традиционное мировоззрение Русского Севера.
Учитывая замечания, начнём с самого начала: проясним базовые понятия, затем гносеологические и онтологические основания Северной традиции.
МИФ О НАРЦИССЕ
Христос — Стрела, пронзающая сердце изнутри.
Его дары — невыразимые любовь и покой. Тишина и блаженство.
Он приходит из сердца тишины…
Может быть, это наиболее полно выразил святой иконописец Андрей Рублев на иконе «Спас Нерукотворный».
И душа от радости быть с Ним всей собой отзывается на строки Евангелия: «И радости вашей у вас не отнимет никто».
И душа поет Ему:
Господи! Как просто все у тебя! И сложно у человеков. Как сложно мне, человеку, не оборачиваться на себя грешную. Дай, Боже, отрешиться мне от себя, дабы Твою простоту святую ясней услышать!
Дай, Господи, мне смирения. И мудрости. И меч разделения, чтобы отделить от плотного тонкое, от него же тончайшее. Милостив будь ко мне, грешной, Господи…
И душа ищет ответ – как это сделать? Как – не оборачиваться на себя, как сохранять отрешенность? Чтобы быть — с Ним. И в уединении, и среди тысячной толпы, и в горе, и в радости, и в волнениях моря житейского — быть с Ним. Ведь с Ним и в аду — рай…
И когда душа задала этот вопрос — ответ неожиданно открылся в мифе о Нарциссе.
ПРЕКРАСНЕЙШИЙ из ЗЕМНОРОДНЫХ
Мы ответили несколькими комментариями.. в частности, я написала: Никогда этого изображения не видела.. Странное впечатление.. В отличие от давно известного, ставшего почти классическим, изображения Лика Христа с Плащаницы, на котором Он — родной.. здесь как-то иначе..
Панагия Крини. Паломничество к вечным лилиям Богородицы
© Чутчикова Ирина
28 августа 2021 года, находясь на греческом острове Кефалония (самый крупный из Ионических островов), я отправилась в поисках кефалонского чуда – лилий, что распускаются на Успение Богородицы из засохших стеблей, принесенных в храм на Благовещение, то есть принесенных за пять месяцев до этого.
Шекспир и Крайон о любви
© Алена Селиванова, 28.08.2021
Что общего у Шекспира, жившего в Англии 400 лет назад, и Крайона, невоплощенного духа, послания которого слышат наиболее чуткие наши современники? Для поверхностного взгляда — ничего. Но если заглянуть глубже…Это гиперборейская философия любви.
Как можно понять, что такое любовь? Она изначальна, слова тут могут только указать на… Но все же можно сделать такую попытку.
Главный храм ВС РФ. Архистратиг Михаил, грозных сил воевода
Часть II
На северной стене храма находится икона «Архистратиг Михаил, Грозных Сил Воевода». И Грозных, и Сил, и Воевода – всё с большой буквы. Силы, Воля, Воевода, Гроза – всё от Бога. Вот какие у нас покровители и защитники Руси и народов русских.
Низвергает с Неба на Землю Архистратиг Михаил лживого сатану. Очень легко это делает, протыкает копьём лживый язык его. Именно язык — он инструмент лжи. Отец лжи – сатана…, так говорят…, или ложь его мать-отец … Она, ложь эта, довела возгордившегося клеветника до отступничества, отпадения от Бога и низвержения на землю.