Слово, Ум, Дух
В начале книги Бытие: «Сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Быт 1:3,4). Книга Бытие минимум на ¾ не является произведением древнееврейской культуры, а переписана евреями у народа или народов более древних. Сегодня большинство библеистов согласны в этом.
Достаточно упомянуть лишь открытие, сделанное Михаилом Чикалиным и описанное им в книге «Древнерусские корни в Библии»: если дать огласовку древнерусскую тех же самых согласных, которым давно и прочно приписана огласовка древнееврейская, — получится куда более космогонически-осмысленное прочтение книги Бытие; а ведь она и была написана неогласованными согласными без разбития на слова, как и все древние средиземноморские книги, так и переписывалась тысячелетиями. (Подробней: М.В. Чикалин, «Древнерусские корни в Библии», М., 2005.)
Но даже и в общепринятом теперь переводе можно угадывать: это отделение Света от Тьмы – Яви от Нави – Правью… оно есть иносказательное описание превечного рождения Богом своего Сына. «Света от Света, Бога истинного от Бога Истинного», как это говорит Символ веры. Так Безначальное рождает Начало. Так Ум порождает Слово. Оно рождается отделением (omnis determinatio negatio est) и Оно представляет не что иное, как Умный Свет.
В отличие от света физического, вторичного. Поэтому и говорит Бытие о рождении Света в начале и лишь потом – о создании светил (про Свет говорится уже в третьем-четвертом стихе, а про светила только в стихе четырнадцатом), над чем так любят потешаться близорукие атеисты. Они не желают чувствовать, что в Начале был (и есть) УМНЫЙ Свет. (Он же — Свентовит северного ведизма.)
Ранние христиане не меньше знали Отца как Ум, чем нынешние знают пока еще – слава Богу! – Сына как Слово. В качестве примера не обязательно даже указывать название раннехристианского апокрифического текста «Гром, Совершенный Ум» (второй трактат кодекса шестого собрания Наг-Хаммади). Потому что и в канонических священных текстах примеров сему немало.
В книгах Нового завета УМ, РАЗУМ и производные слова встречаются ровно 111 раз, т.е. в среднем не менее чем один раз на три книжные страницы. Конечно, в большинстве случаев это просто призывы Христа и апостолов к разумению Слова, а не прямое исповедание Отца как Ума.
Однако вот, например, из первого послания Иоанна: «Сын Божий пришел и дал нам Свет и явил нам Разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1 Ин 5:20). Сравним из первой главы Евангелия от Иоанна же: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18).
Не об этом ли у Григория Богослова (IV век): «Свет Отца, Слово Совершенного Ума, превосходящее всякое слово, высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Сияющий вместе с Великим Духом… Тобою все живет»!
И у Максима Исповедника (VI век) Христос есть «Слово Великого Ума, превосходящее всякое слово, так что не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова. Оно не лишено Ума или Жизни, но обладает Умом и Жизнью, поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца, и Жизнь, то есть Святой Дух, существующую сущностным образом и сосуществующую с Ним».
И у Симеона Нового Богослова, подвизавшегося в X веке в Галатии: «Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме». (Древнерусское именование Бога Отца — Сварог — означает именно: Творец, творческий Ум. Ибо что творит, как не ум?)
Чтобы пояснить, как Божественный Ум рождает Божественное Слово, святые отцы указывали – и продолжают указывать – как на земное подобие на ум и мысль (внутреннее слово) человека, являющегося Образом Божьим.
«Ум наш – образ Отца;
слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына;
дух – образ Святого Духа»,
– учит святитель Игнатий Брянчанинов. – «Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли».
Достойный православный священнослужитель исповедует и сегодня: основа христианской веры есть не иное, чем ведание о Святой Троице. То есть учение о:
- Божественном Уме (Отец),
- Божественном Слове (Сын) и о
- Божественном Духе (Святой Дух).
То есть о Трех Божественных Лицах, которые обладают единым и нераздельным Божественным Существом. По крайней мере, первоисточники, основываясь на коих можно и должно так исповедовать, доступны и в наше время и даже собраны воедино и представлены на портале ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (2005). Вот краткий пересказ этой сердцевины христианского православного богословия:
Единоначален во Троице Отец-Ум. Бог Отец есть Совершенный Ум (Разум). Божественный Ум безначален и бесконечен, беспределен и неограничен, всеведущ, знает прошлое, настоящее и будущее, знает не существующее (возможное) как уже существующее, знает все творения прежде их бытия. В Божественном Уме присутствуют идеи всего мироздания, присутствуют замыслы о всех тварных существах.
Божественное Слово Совершенно, невещественно, беззвучно (может существовать и вне человеческих плоти, языка, символов), безначально и бесконечно, вечно. Оно всегда присуще Божественному Уму, рождается от Него извечно, почему и называется Ум Отцом, а Слово — Единородным Сыном.
Божественный Ум и Божественное Слово духовны, ведь Бог нематериален, бестелесен, невещественен. Он есть Совершенный Дух. Божественный Дух пребывает вне пространства и времени, не имеет образа и вида, то есть – он выше какого-либо ограничения. Его Совершенное Бытие беспредельно, «бестелесное и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин).
Божественный Ум, Слово и Дух есть всецело Личны, поэтому Они и названы Лицами (Ипостасями). Ипостась или Лицо есть личный способ бытия Божественной сущности, которая в равной мере принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Отец, Сын и Святой Дух едины по Своей Божественной природе или сущности, единоприродны и единосущны. Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог. Они совершенно равны по Своему Божественному достоинству.
Каждое Лицо обладает всемогуществом, вездеприсутствием, совершенной свободой. Несоздано и независимо от чего-либо тварного, то есть нетварно, вечно. Каждое Лицо несет в Себе полноту всех свойств Божества.
Отец есть Отец лишь в соотношении с Духом и Сыном. Что же до исхождения Духа и рождения Сына, то здесь одно и другое взаимосвязано. Ведь Бог есть, говоря словами св. Иоанна Дамаскина, «Ум, Бездна Разума, родитель Слова и чрез Слово есть изводитель Духа, который открывает Его».
Одна Ипостась из трех — не треть общей сущности, но вмещает в Себя всю полноту Божественной сущности. Отец есть Бог, а не треть Бога, так точно и Сын есть Бог и Святой Дух – тоже Бог. Однако же все Три вместе есть не три Бога, но Бог Единый.
Поэтому Литургия св. Иоанна Златоуста (VI век) есть богослужебное исповедание «Отца и Сына и Святого Духа – Троицы единосущной и нераздельной». (Подробней об одном из первоистоков литургии: ЕВАНГЕЛИЕ ОТ РУССКИХ ВОЛХВОВ — Дмитрий Логинов, 2009.) То есть три ипостаси не делят единую сущность на три сущности, но и единая сущность не сливает и не смешивает три ипостаси в одну.
Иногда спрашивают: если сущность ипостасей нераздельна, то не противоречит ли этому практика раздельного молитвенного обращения к ним? Нисколько, потому что Божественные Лица сознают себя вовсе не как обособленные человеческие личности.
Это человеку свойственно воспринимать бытие обособленным, то есть воспринимать Единое разделенным на «я» и «не-я» — на «я» и мир, на внутреннее и внешнее… (Русская Северная Традиция полагает именно это видение первородным грехом – заблуждением человечествования).
Но никакая ипостась единой сущности Бога не воспринимает себя обособленно от иных ипостасей этой же сущности. Причем вот именно обращение к любому из Лиц Святой Троицы наилучшим образом свидетельствует об этом.
Вот есть молитва, называемая Христовой или Господней, потому что ее сам Христос дал апостолам. Она начинается словами «Отче наш…» (Евангелие от Луки, 11:2-4). Молясь Отцу, вспоминаем: этой молитве научил Его Сын. Ею мы через Него приходим к Отцу, о чем изрек сам Христос: «никто не приходит к Отцу [иначе], как только через Меня» (от Иоанна 14:6).
Есть также молитва, начинающаяся словами «Господи Исусе Христе, Сыне Божий…», которую называют Умной. Сейчас объясняют это название в основном лишь тем, что произносят ее в уме, а не вслух, и так ею можно постоянно молиться. Однако не Ум ли Божественный внушил ее уму человеческому? Не сам ли Отец таким образом – по милости своей – постоянно рождает Сына в нашей душе?
Святой Григорий Палама (XIV век) перенял канон умной молитвы от подвижников Крита, как он передавался от самого истока христианства. Умное делание, то есть непрестанное произнесение в уме слов этой молитвы, учит Палама, рождает видение «Света присносущного» (см. начало этой статьи).
И есть, наконец, молитва Святому Духу, которая начинается «Царю Небесный, Утешителю…» и заканчивается «…спаси, Блаже, души наши». «Небесный Царь», вроде бы, более подобает как обращение к Отцу, который на небесном престоле. «Спаси» же – более как призыв к Сыну, одно из величальных имен которого Спас (так – Спасом – на Руси еще задолго до Р.Х. называли Даждьбога). Однако в этом и дело, что Дух не разделен с Отцом и Сыном и то, что проявлено в каждом из Них, скрыто в Нем.
Однажды Тихон Арконов сказал мне: о Духе в точности можно утверждать одно лишь: СВЯТОЙ. А если приблизительно, то: Дух это такой Ум, который [еще] не сотворяет мир; Дух это такое Слово, которое [еще] не сказано. Однако ты всегда помни, что – приблизительно: ведь невозможно в точности передать о Слове Несказанном – сказанными словами.
Tags: Бог Слово, Великий Триглав, Даждьбог, понятие - внутреннее и внешнее, понятие - образ божий, Сварог Небесный, святитель - Максим Исповедник, символ - свет, Троица пресвятая, христианство
Trackback from your site.
Comments (8)
Дмитрий, очень интересно и (лично для меня) очень важно, СПАСИБО! Согласишься ли ты с тем: если УМ = РАЗУМ, то ИНТЕЛЛЕКТ = РАССУДОК?
Согласен. Однако поставил бы вместо = знак равенства приблизительного. Русскими священными слоговыми рунами слово УМ записывается как ВуМъ. Единоначалие Внутреннего. Недро Отчее. В нем превечно рождается Разум: различающий ум. Творит различениями, различая притом и то, что различение базовое — на внутреннее и внешнее — условно. А вот интеллект, как правило, не различает уже сие, и потому некоторые интеллектуалы способны не только творить, но и натворить такое… Реакция против безрассудного творчества есть рассудок. Он двумя ногами на земле. Это хорошо для уравновешивания, да вот беда — он иногда и вовсе падает на четыре (овнешняется полностью). Так и перестает вовсе творить: руки заняты. Реакцией против такой крайности рассудка становится мистицизм — богоискательское бытие не от мира сего. Продвинутый мист находит Бога во Внутреннем: обоживается (сливается с Вумъ — Ом, Оум…). Знак равенства приблизительного позволяет свободней двигаться на этом пути. А то ведь о сверхточных определениях многие люди готовы спорить до бесконечности. Нам же, последователям РСТ, более интересна вечность.
Эх, рано отпустила комментарий. Вчера читала статью, где автор формулирует понятия УМ и ИНТЕЛЛЕКТ. В частности, он сказал:
Интеллект – способность достигать определённости в определённых ситуациях, имеющих чёткие условия.
Ум – способность достигать определённости в неопределённых ситуациях, имеющих нечёткие условия.
Что ты скажешь?
https://aftershock.news/?q=node/582895&full
Спасибо, Северина за вопросы. Под стать замечательной богословской статье Димитрия. Думаю, он сам с удовольствием ответит на них. А вообще, верно замечено: Ум и Интеллект разные понятия. Хотя бы потому, что первый собирает части воедино, а другой — дробит.
Разум= Ра+з+ум
Ра=Свет, Бог
з=знает
Разум= ум (,который) знает Ра
«В настоящий момент существует несколько версий этого гностического Евангелия, одно из них называется Евангелие от Марии, оно известно по рукописям Наг-Хаммади. Второе – то Евангелие, которое мы приводим ниже» http://library.tneu.ru/Biblia/Issledovania_Biblii/Evangelie_Marii_Magdaliny.htm
«Евангелие Марии Магдалины… одно помню ясно и помню это истинно и правдиво: жизнь Того, Кого распяли, потому что Он говорил о Любви…теперь – от Его слова не осталось почти ничего…
Жизнь – есть жизнь любви, а не ненависти…Многие праведные, ненавидя, осуждают. Говорю вам: блудница, которая не ненавидит, славнее будет в Судный День, чем праведник, который осуждает. Ибо есть ли больший блуд, чем плохое слово?…Многие слушали Его, некоторые были посвящены в Слово Мудрости, однако, лишь один достиг вечной жизни.Это святой брат и апостол Иоанн, чистейший от всякого знания Неба и Земли. Созданный Духом и водой, он последовал за Учителем до конца, до Дна, до сердцевины Его Слова…»
Евангелие от Магдалины — великая книга. Наши авторы не раз писали о нем. А это место перекликается с речением: «слова, сказанные тобой, будут судить тебя в последний день». Интересно, что слово Суд может быть расшифровано как Слово, Ум, Дух. Рукописи Наг-Хаммади — неисчерпаемый кладезь! Одно Евангелие от Фомы чего стоит! Ему посвящена моя новая книга: http://books.svainstitute.ru/books/tajnoe-uchenie-hrista/
Дмитрий, СПАСИБО за прояснение смыслов!!!